Башкирские пианисты

— А почему вы не преподаете в Московской консерватории? — Потому что руковожу кафедрой фортепиано в Мадридской высшей школе королевы Софии. В Москве я преподавал 35 лет. Концерт Рэма Урасина 18 ноября 2023, Башкирская государственная филармония им. Х. Ахметова в Уфе — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Юный уфимский пианист Тимофей Владимиров представляет республику Башкортостан на IX Международном юношеском конкурсе имени Петра Чайковского.

Когда учитель становится другом

Кроме цветов Березовскому вручили знаменитый бурзянский мед и тюбетейку, которую он тут же примерил. Но, как выяснилось, это были не первые башкирские сувениры в его жизни. На закрытии праздника известного певца и советника Президента республики по культуре Аскара Абдразакова представили большому собранию публики как нового худрука Башкирской оперы. 25-26 апреля в г. Уфа состоялся XV Международный конкурс исполнителей башкирской фортепианной музыки имени Светланы Хамидуллиной. Рассматривается история создания Башмухтехникума, Уфимского государственного института искусств и роль пианистов-педагогов в развитии башкирского фортепианного искусства.

Когда учитель становится другом

Рос и воспитывался в семье композитора Тагира Шакировича Каримова. В доме Каримовых всегда звучала музыка, часто собирались люди искусства. Поэтому у Айрата не было проблем с выбором жизненного пути, и он не мыслил себя вне музыки. В 14 лет Айрата Каримова ждал первый большой успех.

Он выдержал республиканский конкурс пианистов и стал одним из самых молодых участников Декады башкирской литературы и искусства в 1955 году. В 1956 году начал работать в ансамбле Башакадемтеатра, играл на танцплощадке парка им. Луначарского ныне парк им.

Аксакова и в кинотеатре «Родина». Очень рано Айрат Каримов увлекся эстрадой и джазом, блестяще освоил западный классический репертуар, играл не только вальсы, польки и фокстроты, но и запрещенную в те годы музыку — рок-н-ролл, блюз и твист. Молодой музыкант успешно окончил фортепьянное отделение Уфимского музыкального училища по классу видного педагога и пианиста Моисея Зайдентрегера.

Но я сначала узнаю: перед кем, где. Если олигарх делает, миллиардер, то и цена соответствующая, я же не скажу цену филармонического концерта. На концертах сложнее ситуация, особенно в России: там определенный бюджет существует и приходится идти на уступки. Входить в положение, так как на культуру не так много выделяют средств. Филармонии говорят, что, к сожалению, мы ограничены в бюджете, можем максимально вот столько-то дать, ты решаешь, соглашаться тебе или нет.

И там уже тебе не настолько важен гонорар. Когда я в России и если у меня есть время — почему не выступить? Не все же измеряется деньгами! Гораздо ценнее, когда ты даришь людям эту позитивную энергетику, музыкальное искусство, которое действительно затрагивает души и сердца, делая людей счастливее. И так не только в России, в той же Германии.

Казалось бы, баян! Когда я в первый раз делал концерт в Берлинской филармонии, зал был просто битком. Я играл и свою музыку, в которой я люблю использовать необычные сочетания, т. Отыграл этот концерт — немцы подходили ко мне, плача от счастья, и говорили: боже мой, что это было? Мы привыкли слушать Баха, Моцарта, Брамса, а тут такая музыка!

И кроссовер, сочетаемое и несочетаемое, что-то необычное они услышали для себя, их тронуло до глубины души, они спрашивали, когда следующий концерт, мы такого никогда не слышали в Берлинской филармонии. История баяна Вероятно, одним из первых изобретателей техники язычкового звукоизвлечения, которая потом стала использоваться в баянах, был австрийский мастер Иоганн Каспар Шлимбах, который вообще-то занимался починкой органов и клавиров. Он был человек простодушный и охотно делился своим изобретением. Не таков был Христиан Фридрих Людвиг Бушманн, которого с известной натяжкой можно назвать изобретателем гармоники губной гармошки , — именно Бушманн в 1821 г. Следом он хотя надежных свидетельств нет придумал соединить язычки с мехами — и получилось подобие аккордеона, точнее сказать, однорядная гармонь.

Вероятно, это произошло в середине 1820-х гг. Гармошки быстро получили популярность в Германии, их стали производить во многих местах. Дальше история инструмента связана в основном с Россией: будто бы тульский оружейник Иван Сизов купил на Нижегородской ярмарке германскую гармошку за 40 руб. Оказалось, на гармошки есть спрос. Но первую гармонную фабрику открыл не Сизов, а другой тульский оружейник — Тимофей Воронцов, в 1840-х гг.

Широкий шаг собственно к баяну сделал русский мастер Николай Белобородов: кнопок стало два ряда, появился аккомпанемент. В начале прошлого века эту конструкцию усовершенствовал петербургский музыкальный мастер Петр Стерлигов — он же придумал и название баяну, в честь былинного русского сказителя Бояна. С тех пор сложность инструмента только увеличивалась: рядов стало пять под правую руку и шесть — под левую, разнообразными сделались тембры. Современный баян — инструмент с весьма богатыми возможностями: и на свадьбе можно сыграть, и на концерте выступить. Если ты договоришься изначально на фиксированный гонорар — не зависит.

Тогда все равно, можно сказать, насколько проданы билеты. Нет, конечно, не все равно, приятнее в полном зале играть, чем в полупустом. В Европе, как правило, я договариваюсь на фиксированный гонорар. Чтобы работать на других условиях, нужно по меньшей мере всецело доверять организаторам. По такой схеме я мог бы, пожалуй, работать с компанией «Новая русская классика», моим давним российским партнером, с которым мы только что сделали потрясающий проект — «Месса Танго» в Концертном зале им.

А вообще, я помню, когда выступал еще ребенком, мне говорили: вы знаете, у нас ползала по пригласительным, к сожалению, мы в минусе и ничего не можем вам заплатить. При этом концерт и отдача зала — все супер! Так что, на мой взгляд, лучше брать фиксированный гонорар, пускай он даже будет меньше, зато надежнее. Есть скрипачи и певцы со всемирной славой — у вас слава тоже всемирная, но у вас инструмент — баян. Разница в гонорарах есть?

Если сравнивать самых лучших исполнителей на скрипке и на баяне — все-таки скрипачи выше оцениваются. Музыкальное впечатление от вашей игры как минимум такое же сильное, как и от игры выдающегося скрипача. Очень много потребуется усилий, чтобы это изменить. Помню, я перед Ростроповичем выступил в первый раз на прослушивании в его фонде. Я сыграл композицию Альфреда Шнитке, сюиту из «Ревизской сказки», он подошел ко мне, обнял и говорит: «Ну расскажи, как это возможно — на одном баяне сыграть за весь симфонический оркестр?

Но даже он был поражен возможностями этого инструмента. Мне было неловко, когда маэстро Ростропович объявлял меня на концертах королем баяна.

В произведениях 70-х-80-х годов обнаруживается большое стремление к использованию ритмических структур нового типа, так как главная тенденция современной ритмики состоит в желании сделать мелодическое развитие максимально свободным и естественным, непринужденным, как речь, в сущности, освободиться от метрической дисциплины.

Подобные тенденции нашли наиболее яркое воплощение в цикле «Три темперамента» Р. Активизацией культурно-музыкальной жизни республики отмечен рубеж второго-третьего тысячелетий. Возникают новые художественные коллективы: Национальный оркестр башкирских народных инструментов, Симфоджаз-оркестр, «Оскар-квартет», открываются новые концертные залы.

Важнейшим событием республиканского масштаба, новой «точкой отсчета» в судьбе института искусств ныне — Уфимской государственной академии искусств стало открытие после реставрации Концертного зала, названного именем Ф. Шаляпина, в сентябре 2000 года. Эти, а также многие другие события, происходящие в республике, создают своеобразный художественно-исторический «фон», на котором происходит развитие композиторского творчества.

На рубеже веков музыкальная культура Башкортостана представляет собой масштабное, многоплановое, национально-самобытное явление, неразрывно связанное с художественными процессами мировой культуры. О фортепианном творчестве Н. Сабитова Творчество Н.

Сабитова 1921 — 1971 , одного из видных композиторов республики, сыграло важную роль в становлении башкирского фортепианного искусства. С его именем неразрывно связано развитие большинства жанров национальной фортепианной музыки, в том числе крупных и малых ее форм. Как композитор, Нариман Сабитов обогатил башкирскую музыку рядом значительных произведений, явившись основоположником жанров инстру- ментального концерта, камерно-вокального цикла и цикла фортепианных прелюдий, балета на современный сюжет, оперы и балета для детей.

Нариман Гилязевич Сабитов родился 2 января 1925 г. Большим знатоком и любителем народного искусства был его отец, актер драматического театра. В его исполнении в домашних концертах звучали прекрасные мелодии башкирских и татарских народных песен.

Традиционным было в семье Сабитовых прослушивание пластинок с записями опер русских и зарубежных композиторов, посещение концертов и спектаклей. Возможно, что эти незабываемые впечатления детства во многом определили особую любовь и привязанность композитора к искусству театра, ярко выраженную театральность его музыкального мышления 17, 177. Любознательного, жизнерадостного, озорного мальчишку Наримана с шести лет начинают учить игре на фортепиано.

Сейчас я благодарен отцу за то, что он подружил нас с классикой», — вспоминал Нариман Сабитов. Уфы ныне носящей его имя , Сабитов продолжил его в Московской консерватории. Как отмечает Бикчентаев башкирский советский писатель, заслуженный работник культуры РСФСР , Нариман с первых же дней учебы в классах консерватории сочетает учебу с посещением концертных залов, где звучит симфоническая и камерная музыка.

Его любимой аудиторией становится Большой зал Московской консерватории, куда он ежедневно проникает всеми правдами и неправдами. В семь часов утра открывались двери консерватории, а Нариман был уже у порога, а вечером он последним уходил из консерватории. Вот это трудолюбие, умение мобилизовать свои силы для штурма знаний будут лучшими спутниками Наримана и в дальнейшей его жизни.

Отлично окончив башкирское отделение Московской консерватории, он без экзаменов переводится на основной курс композиторского отделения консерватории. Все годы он как отличник учебы получает стипендию имени Петра Ильича Чайковского. Он учится одновременно и на факультете симфонического дирижирования у преподавателя В.

Смирнова и оканчивает его по классу доцента И. Дружинина см. По возвращении в Уфу все последующие годы 1953-1971 он совмещал композиторскую деятельность с дирижерской, не покидая дирижерского пульта в Башкирском театре оперы и балета.

Сабитов активно вошел в музыкальную жизнь республики и стал одним ив самых работоспособных музыкально-театральных и общественных деятелей, без живейшего участия которого не проходило ни одно значительное событие в музыкальной и культурной жизни республики. Ахмадеева условно делит творческий путь композитора на три периода: ранний 1944 — 1953 , центральный 1954 — 1965 и зрелый 1965 — 1971. Ранний период творчества был связан с годами обучения в Московской консерватории.

В эти годы композитор тяготеет к инструментальным жанрам, в которых опыт создания миниатюр и крупных циклических форм сочетается с поиском в области национального музыкального языка, тематизма. Уже первые сочинения Сабитова несли на себе заметные черты яркой творческой индивидуальности: интерес к танцевальным жанрам, опору на интонационный пласт башкирских и татарских песен и танцев, преобладание лирического начала. Необходимо отметить и стремление молодого композитора к субъективной лирике и героике 17, 178.

В фортепианном наследии Н. Сабитова особенно важное место занимает жанр прелюдии. Обращение к жанру прелюдии в эти годы не было случайным: в 30-40-е года в советской музыке наблюдается всеобщий интерес к этому жанру.

В эти годы появляются прелюдии Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, К.

Караева и др. В этот период, как отмечает известный исследователь фортепианной музыки А. Алексеев «Необычайно емким и богатый традициями жанр прелюдии открывая перед композиторами просторы для творческих поисков» 1, 35.

Прелюдии во многом пестры и неоднородны в стилевом отношении. В то же время те произведения цикла, в которых композитор претворил народно-национальные черты, и сейчас стоят наряду с лучшими сочинениями башкирской фортепианной музыки. В 40-е годы жанр «кыска-кюй» с присущей ему скерцозностью все более захватывает творческое воображение композитора, и это особенно заметно в «Четырех прелюдиях для фортепиано» ор.

Для построения тематического материала в трех прелюдиях этого опуса Сабитов использовал структуру, типичную для многих танцевальных наигрышей. Здесь нужно подчеркнуть совершенствование творческого почерка композитора. В прелюдиях ор.

Все пьесы цикла построены по принципу контрастного сопоставления тематического материала. Наряду с интенсивным развитием сочинений малой формы, в 40-50-х годах в башкирской фортепианной музыке появляются первые сочинения крупной формы: сонатина и баллады Н. Три баллады для фортепиано возникли как отклик на героическую борьбу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Здесь композитор опирался на традиции башкирских исторических песен, в большинстве которых раскрываются образы героев-батыров. Как указывает доктор искусствоведения Н. Гарипова, в балладах Н.

Сабитов уже более смело использует богатейшие возможности инструмента, его различные регистры: вводит элементы крупной техники, типичные для произведений композиторов — романтиков аккорды, октавы, далекие басы в аккомпанементе. Первыми работами в освоении принципов вариационности, сонатности в создании крупных форм явились циклы «Семь вариаций» ор. Эти сочинения были своего рода лабораторными опытами, свидетельствовавшими о поисках «точек соприкосновения» монодийной традиции и европейской профессиональной музыки.

В вариационных циклах Сабитова можно усмотреть сходство с принципами формообразования в полижанровых по своей природе народных песнях. Своеобразные микроциклы возникают в чередовании смежных вариаций, объединяющихся по принципу «песня-танец» аналогично процессу проникновения признаков разнородных жанров в куплетную двухчастную форму народных песен — отмечает Г. Одночастная сонатина, написанная в 1947 году, содержит в каждой теме национально-характерные черты.

Композитора все больше привлекают образы мирной жизни. В создании тематического материала композитор использует принцип контраста. Он достигается не только тональным сопоставлением ре мажор — си минор , но и фактурными приемами.

Возрастание в послевоенные годы интереса к симфонизму в национальной музыкальной культуре создало благоприятную почву для развития жанра инструментального концерта. Первым сочинением этого жанра явился скрипичный концерт Н. Сабитова 1951 , а в 1958 году им же написан одночастный концерт для фортепиано с оркестром.

Своим жизнерадостным, оптимистическим тонусом музыка концерта внесла свежую струю в фортепианное искусство Башкирии тех лет. В начале 60-х годов башкирская фортепианная музыка вступает в новый этап своего развития. Основой прогресса фортепианного искусства республики стало, в первую очередь, более объемное отражение действительности, а также освоение музыкантами современной техники композиции и новых жанров.

Важным импульсом к развитию башкирской фортепианной музыки послужили процессы, происходившие в советской музыке 1960 — 1970-х годов. В это время ведущей становится тенденция, характеризующаяся более глубоким отношением композиторов к фольклору. Происходит одновременно заметное обогащение интонационной и ладовой сферы сочинений, а также гармонической и ритмической сторон.

Одним из первых в фортепианном искусстве Башкирии на эти веяния откликнулся своим творчеством Н. В 60-х годах им написаны два цикла пьес: «Пять прелюдий» ор. Следует отметить, что интонационный строй тем прелюдий и наигрышей в основном остается в пределах пентатоники.

Композитор заботится о более современном их гармоническом оформлении. В 1960 — 1970-е годы возрастает в национальной музыке роль остинато, получившего большое распространение в композиторской практике XX века. Расширяется выразительная сфера органных пунктов.

Гомофонно-полифоническая фактура с использованием двойных педалей, свойственная оркестровой музыке, придает произведениям Н. Сабитова черты оркестральности, а также объемность и масштабность звучания см. Проявление оркестральности в фортепианных сочинениях объясняется в некоторой степени тем, что 1960-е годы в творческой биографии композитора становятся годами наиболее плодотворной работы в области симфонической музыки для балета.

Именно в эти годы Сабитов завершает принесшие ему признание и известность балет «Люблю тебя, жизнь», сюиты из балетов «Горный орел», «Гюльназира» и другие. Поиски композитора в области симфонической музыки сыграли определенную роль и в симфонизации фортепианных произведений. Завершая анализ фортепианного творчества Н.

Сабитова, следует подчеркнуть, что вклад композитора в развитие фортепианного искусства Башкирии значителен. Он обогатил его новыми идеями, образами, жанрами, приемами, чем и способствовал ускорению развития башкирского фортепианного искусства. Сабитова как об особом явлении в башкирской музыкальной культуре, сформировавшем свой стиль, индивидуальный почерк и сочетавшим национальные традиции с достижениями европейской профессиональной композиторской школы», — подчеркивает Н.

В целом фортепианное творчество Н. Сабитова во многом определило дальнейшее развитие жанра фортепианной миниатюры. Расширение вслед за этим жанровых границ и диапазона стиля в индивидуальной творческой работе башкирских композиторов не смогло поколебать главной, заложенной в истоках тенденции к связи с национальными народными традициями.

Эмоциональный тонус фортепианных произведенй Сабитова отличается особой жизненной силой, оптимизмом. В любом жанре фортепианного искусства в центре внимания композитора стоит образ сильного духом, волевого человека 7, 36. Сабитов — композитор, умеющий чутко вслушиваться в тенденции современности, и в этом смысле его художественный мир был открыт для переосмысления новых достижений в сфере композиторской техники.

Он посвятил много сил изучению башкирского фольклора, нередко используя в своих сочинениях народные темы в качестве цитаты. В таких случаях народная песня обогащалась ритмическими преобразованиями, новыми для неё оркестровыми приёмами развития, расцвечивалась благородной тонкой гармонией, что помогало выявить её внутреннее величие и динамизм. Творчество видного башкирского композитора и театрального деятеля Наримана Гилязовича Сабитова получило широкое признание в республике и за ее пределами.

Его балетная и симфоническая музыка звучала в различных городах страны: Москве, Ленинграде, Астрахани, Волгограде, Ижевске, Казани, Севастополе, Тюмени, Челябинске и др. Многие вдохновенные станицы творческого наследия композитора стали национальной классикой и на протяжении нескольких десятков лет прочно входят в концертные программы ведущих мастеров музыкального искусства Башкортостана, Татарстана и других национальных республик. К вопросу интерпретации темы с вариациями ми минор Цикл вариаций Н.

Сабитова — «Тема с вариациями» ор. Этот этап жизни связан с годами с годами обучения в Московской консерватории. Цикл стал одним из первых опытов освоения вариационности.

В данной работе мы опираемся на нотный сборник сочинений Сабитова под редакцией Р. Губайдуллина: Сабитов Н. В начале вариации тема идет одноголосно, а затем в октавном удвоении.

Судя по всему в данном случае где должна быть нота ля, а не фа: Еще одним примером является отрывок из последней, десятой вариации. Весело», «Празднично» и т. Вместе с тем, заметно стремление композитора к более глубоким преобразованиям темы, показу внутренней борьбы и связанных с ней драматизации и напряжения.

Средством объединения является тональный план вариаций. Они образуют контрастную, светлую образную сферу, получившую в финале своё утверждение. Автор развивает и такое направление, как полифонизация элементов фактуры.

В то же время к тональному варьированию композитор прибегает очень редко. Заметно стремление композитора к более глубоким преобразованиям темы, показу внутренней борьбы и связанных с ней драматизации и напряжения.

Нет, когда я слушаю его исполнение, я меньше всего думаю, что это мой сын, и, конечно, замечаю какие-то недочёты, всегда говорю об этом. Но я также слышу, что он талантлив, проникновенней и глубже нет сейчас музыкантов в Уфе. Не могу здесь не согласиться с Рустамом Мансуровичем. Для исполнения в этом концерте Марат Губайдуллин, по его собственному признанию, выбрал самые популярные прелюдии и этюды-картины С.

Рахманинова, выстроив их в определённом порядке, соответственно собственной концепции смыслового crescendo. И главное, на мой взгляд, чувство, которое удалось воплотить пианисту — это фантастически удивительная и невероятно, «неизбежно» убедительная исполнительская свобода. Сейчас это, скорее, тенденция в мировой академической музыке, где всё более ценится личное, не формально, а индивидуально интерпретированное исполнение нотного текста, однако подобное ничтожно мало представлено в Уфе на сегодняшний день. Конечно же, хочется, чтобы такие концерты проходили как можно чаще на разных уфимских площадках, несмотря на сложную общемировую ситуацию, связанную с пандемией. Много ли изменилось в вас за прошедшее время или что-то осталось ровно таким же, как и было? Но по-прежнему в душе я остаюсь неисправимым романтиком.

Знаете, я до сих пор, когда знакомлюсь с новым человеком, всегда наделяю его какими-то высокими человеческими и профессиональными качествами. Потом постепенно, в результате общения, могу изменить своё мнение. Но изначально я доверчив, и бывает, что люди иногда меня подводят. Но я не огорчаюсь, ведь я должен быть мудрее и проницательней. Ведь все мы люди, мы можем ошибаться, можем неправильно понять друг друга, но в таких случаях необходимо встречаться и разговаривать, находить взаимопонимание. А если огорчаться… Тогда и жить незачем, а мне очень нравится жизнь, и я люблю людей!

И вообще: Карнеги надо читать!

С днём рождения, маэстро!

Каждая композиция на виниле – национальный шлягер. Она отражает состояние башкортостанской души. Это не только ощущение солнечной Башкирии. Это нежность и тепло. В Уфе проходит пятый фестиваль «Классика над белой рекой». Его проводит Башкирская филармония. До середины марта в столицу республики будут приезжать артисты. Джазовый пианист, знаменитый Сергей Чипенко откуда-то из-за границы, буквально из Лос-Анджелеса признается в неизбывной любви к своей Валентине Ивановне.

Уфимские пианисты востребованы в Европе

Пианист-вокалист покинувший этот мир в 1994 году, не любил говорить о себе, но не было необходимости, так как его искусство говорило само за себя. Из истории создания Башкирского музыкального техникума. 3. Роль музыкального техникума в развитии фортепианного искусства Башкирии е годы. Башкиры очень яркая и эмоциональная нация, башкирские народные танцы входят в число. ИнтернетСовременные пианисты: список лучших пианистов современности. Пианист-вокалист покинувший этот мир в 1994 году, не любил говорить о себе, но не было необходимости, так как его искусство говорило само за себя.

Правила комментирования

  • Юный уфимский пианист представляет Башкирию на Международном конкурсе имени Чайковского
  • В Башкирии проходят конкурсы, посвященные Году педагога и наставника
  • XV Международный конкурс исполнителей башкирской фортепианной музыки имени Светланы Хамидуллиной
  • Рахманинов. Симфония длиною в жизнь

В Башкирии прошел конкурс молодых пианистов

Вот уже более десяти лет преподает в Уфимском институте искусств Вадим Монастырский. Он приехал в столицу Башкирии после окончания в 1970 году Института имени Гнесиных по классу Т. Уже будучи педагогом, он до 1973 года совершенствовался у своего профессора в аспирантуре. Конкурсный успех пришел к пианисту довольно поздно: в 1976 году он стал лауреатом третьей премии будапештского соревнования имени Бартока - Листа.

Они рассчитаны на наиболее способных учащихся и старшеклассников. Разнообразие предлагаемого материала по форме, стилю и фактуре дает возможность использовать его не только по разделу программы пьес, но и в разделах полифонии, этюдов, крупной формы. Во всех произведениях, вошедших в сборник, проставлена аппликатура, педаль, недостающие знаки артикуляции и динамики. Составители выносят благодарность за активное участие в подготовке настоящего издания композиторам: заслуженному деятелю искусств РСФСР 3.

Оказалось, на гармошки есть спрос.

Но первую гармонную фабрику открыл не Сизов, а другой тульский оружейник — Тимофей Воронцов, в 1840-х гг. Широкий шаг собственно к баяну сделал русский мастер Николай Белобородов: кнопок стало два ряда, появился аккомпанемент. В начале прошлого века эту конструкцию усовершенствовал петербургский музыкальный мастер Петр Стерлигов — он же придумал и название баяну, в честь былинного русского сказителя Бояна. С тех пор сложность инструмента только увеличивалась: рядов стало пять под правую руку и шесть — под левую, разнообразными сделались тембры. Современный баян — инструмент с весьма богатыми возможностями: и на свадьбе можно сыграть, и на концерте выступить. Если ты договоришься изначально на фиксированный гонорар — не зависит. Тогда все равно, можно сказать, насколько проданы билеты. Нет, конечно, не все равно, приятнее в полном зале играть, чем в полупустом.

В Европе, как правило, я договариваюсь на фиксированный гонорар. Чтобы работать на других условиях, нужно по меньшей мере всецело доверять организаторам. По такой схеме я мог бы, пожалуй, работать с компанией «Новая русская классика», моим давним российским партнером, с которым мы только что сделали потрясающий проект — «Месса Танго» в Концертном зале им. А вообще, я помню, когда выступал еще ребенком, мне говорили: вы знаете, у нас ползала по пригласительным, к сожалению, мы в минусе и ничего не можем вам заплатить. При этом концерт и отдача зала — все супер! Так что, на мой взгляд, лучше брать фиксированный гонорар, пускай он даже будет меньше, зато надежнее. Есть скрипачи и певцы со всемирной славой — у вас слава тоже всемирная, но у вас инструмент — баян. Разница в гонорарах есть?

Если сравнивать самых лучших исполнителей на скрипке и на баяне — все-таки скрипачи выше оцениваются. Музыкальное впечатление от вашей игры как минимум такое же сильное, как и от игры выдающегося скрипача. Очень много потребуется усилий, чтобы это изменить. Помню, я перед Ростроповичем выступил в первый раз на прослушивании в его фонде. Я сыграл композицию Альфреда Шнитке, сюиту из «Ревизской сказки», он подошел ко мне, обнял и говорит: «Ну расскажи, как это возможно — на одном баяне сыграть за весь симфонический оркестр? Но даже он был поражен возможностями этого инструмента. Мне было неловко, когда маэстро Ростропович объявлял меня на концертах королем баяна. Что тогда говорить о широкой аудитории, которая не совсем понимает серьезную музыку?

На одной скрипке или виолончели непросто сольный концерт отыграть. Каприсы Паганини, сюиты Баха соло и т. Но все равно это будет восприниматься неполноценно, слушатель довольно быстро утомится, слушая одну скрипку без аккомпанемента. В сочетании с другими инструментами, с оркестром — конечно да. Баян же имеет многогранные возможности, можно играть и сольный концерт — полифонию, те же прелюдии и фуги, — а можно и с оркестром. Когда играешь на баяне органную музыку, зритель часто думает, что звучит орган, а не баян, особенно в хорошей акустике или на записи диска. Однажды в Ингольштадте я играл на опенэйре Audi перед тысячами работников компании, играл с симфоническим оркестром музыку Rammstein, Nirvana, Prodigy, Майкла Джексона, Стинга. Немцы просто открыв рот слушали: как это возможно на баяне играть такие вещи?

Сыну полтора года, он все тянется к баяну, и я не знаю, что получится... У каждого индивидуальный собственный выбор. Можно ли его пожелать человеку пройти? Не важно, на каком инструменте играешь — на скрипке или баяне, нужно ежедневно работать, заниматься. Например, если ты не занимаешься несколько дней на скрипке, у тебя может сбиться интонация, важен же каждый миллиметр струны! Каждый инструмент по-своему очень сложен, баян в том числе. Единственное — он, конечно, очень тяжелый, девочкам очень тяжело его таскать. В остальном я как-то не вижу большой разницы между инструментами.

Но, безусловно, в любом случае очень важно получить музыкальное образование. Не важно, станет человек музыкантом или нет. Не помешает для творческого роста. Он по-другому станет относиться к окружающему миру, более тонко воспринимать его. В общем, зависит от многих факторов, выбирать этот путь или не выбирать. Одно дело — музыкальный слух, а другое дело — сцена.

Я никогда в Уфе не играл» Играть первый концерт Чайковского — это не только большая честь, но и ответственность. Всегда волнительно, а с незнакомым коллективом вдвойне. Но об этом Тимур не беспокоился. Солист утверждает, что на репетициях музыканты понимали друг друга с полуслова. Тимур Мустакимов, пианист из США: «Нашли какие-то интересные новые детали такого знаменитого концерта, который очень часто звучит. Мы постарались его услышать больше, как симфонию, как ансамбль, нежели, как солист и аккомпанирующий оркестр» Уфимцы остались от увиденного в восторге.

Уфимские пианисты востребованы в Европе

Диас рассказал, как уехал в неизвестность, какое прозвище у него было в годы учебы в Германии и о чем он мечтает. Ссылка — в первом комментарии.

Габяши и В. Виноградова, поставленные в Казани и ознаменовавшие начало истории как татарской, так и башкирской оперы.

Рубеж 40-50-х годов отмечен переходом к первой профессиональной стадии композиторского творчества, связанной с началом деятельности молодых музыкантов — Х. Ахметова, З. Исмагилова, Р. Муртазина, Н.

Сабитова, Х. Заимова, Р. Сальманова — выпускников Московской консерватории. На этом этапе получают продолжение жанровые области, сложившиеся и доминировавшие на предыдущей стадии в 20-30-е годы оркестровые, камерно-инструментальные, хоровые пьесы, обработки башкирских народных песен, песни, романсы, музыка к драматическим постановкам.

Параллельно усиливается удельный вес тех жанров, которые возникли в 40-е годы оркестровая и камерная сюита, увертюра, симфоническая поэма, опера, балет. Наряду с этим происходит активное расширение жанровой системы, включение в нее новых жанров. В области хоровой музыки таковым становится кантата «Башкортостан» Х. Заимова, «Здравица» Х.

Среди камерно-инструментальных сочинений — струнный квартет опусы Х. Заимова, Х. Ахметова , цикл «24 прелюдии для фортепиано» Х. Наконец, вершиной данной тенденции является рождение симфонии и инструментального концерта.

По сравнению с предыдущей стадией центр тяжести жанровой системы смещается в область музыкально-театральной, симфонической музыки. Первая стадия представлена оперой, балетом, опереттой и музыкальной комедией. Появившиеся в эти годы первые оперы З. Ахметова стали классикой национальной оперной культуры, своеобразной точкой отсчета в развитии данного жанра в республике.

Среди театральных жанров нельзя не назвать музыкальную комедию «Кодаса» «Свояченица» З. Исмагилова, «Уфимские девчата» Ш. Кульбарисова и оперетту, которая становится в своем роде «лейтжанром» творчества Ш. Кульбарисова «Когда приходит любовь», «Мы останемся в песнях».

Создание классического башкирского балета связано с именем Н. Сабитова, которому принадлежат драматические балеты «Горный орел», «Гульназира», «Люблю тебя, жизнь», а также лирико-драматический балет «Страна Айгуль». В отличие от национальных опер и балетов предыдущего периода, на первой профессиональной стадии наблюдается тенденция к ярко выраженному сквозному развитию, введению лейтмотивной системы, заострению драматургических контрастов. Столь же наглядно отмеченные закономерности раскрываются и в области симфонической музыки.

Тенденция к расширению жанрового диапазона, наметившаяся в симфонических опусах башкирских композиторов 40-х годов, проявилась на данном этапе в заметно возросшей популярности увертюры, симфонической поэмы, трио, первые образцы которых появились в предыдущее десятилетие. Знаковую функцию в творчестве первых профессиональных композиторов выполняет сюита, один из ранних типов циклической композиции во всех музыкальных академических культурах начиная с эпохи европейского барокко , сыгравший едва ли не ведущую роль в становлении симфонизма в национальных культурах XIX-XX веков. Как известно, в своем роде сюитный «бум» переживают все национальные республики СССР в 30-50-е годы, что прежде всего связано с фольклоризмом как доминирующим типом музыкального мышления на данном этапе. В башкирской музыке об этом свидетельствуют разнообразные танцевальные сюиты: для симфонического оркестра З.

Исмагилова, Х. Ахметова , для оркестра народных инструментов сюита «Сабантуй» Н. Инякина , многочисленные камерно-инструментальные сюиты для разных составов. Сюитность в широком значении становится доминирующим композиционно-драматургическим принципом всех крупных инструментальных жанров башкирской академической музыки на первой профессиональной стадии.

История концерта в башкирской музыке начинается с трех Скрипичных и Фортепианного концертов Н. Сабитова 50-е — начало 60-х годов. Композитор впервые соединяет жанровый тип тематизма, принципы состязания, идущие от традиции народного музицирования, с законами русского, европейского концерта XIX века и классическим формообразованием. И хотя на этой стадии концерт еще не занимает лидирующего положения в жанровой системе башкирской профессиональной музыки, тем не менее он создает необходимые предпосылки для бурного развития жанра в последней трети XX века.

Итак, первая профессиональная стадия представляет собой период становления национального музыкально-стилевого канона, окончательное сложение которого происходит приблизительно к концу 60-х годов. Это прежде всего выражается в создании полной жанровой системы, определении основных механизмов взаимодействия фольклорного и общеевропейского музыкально-стилевого канона на основе подчинения первого последнему. В итоге к рубежу 1960-1970-х годов завершается важнейший этап формирования автономной башкирской академической музыкальной культуры как текста, основу которого составляет канон национальной музыкальной культуры 16, 52. Последняя треть XX века ознаменована вступлением башкирской музы-кальной культуры в новую фазу развития профессионализма, что повлекло за собой переломные процессы в области композиторского творчества и музыкального мышления.

Об этом свидетельствуют: новое отношение к фольклору, смена стилевых ориентиров, разнообразные стилевые взаимодействия, активное обновление национального музыкально-стилевого канона, сложившегося к концу 60-х годов в творчестве первых профессиональных композиторов. Таким образом, башкирская музыка обнаруживает действие ведущих стилевых тенденций, типичных для музыкальной культуры России. На пути развития национальной культуры последней трети XX столетия очень важную роль сыграло открытие Уфимского института искусств ныне Уфимская государственная академия искусств. Институт привлек в Уфу талантливых молодых исполнителей, музыковедов, композиторов — выпускников Московской, Ленинградской, Казанской, Новосибирской, Свердловской консерваторий, Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.

Возникший при этом концертно-исполнительский «бум», какого не знала республика прежде, активизировал композиторское творчество, особенно в области камерной музыки и жанре инструментального концерта. Одной из ведущих тенденций башкирской музыки на данном этапе явился стилевой плюрализм, отражающий общую закономерность отечественной музыкальной культуры минувшего века. В Башкортостане это связано с деятельностью двух композиторских генераций: плеяды первых композиторов и группы молодых авторов, для которых рубеж 60-70-х годов оказался началом творческого пути. Продолжение классико-романтических традиций, следование национальному музыкально-стилевому канону во всех сферах творчества З.

Ахметова, Р. Муртазина, Р.

Нариман Гилязевич Сабитов родился 2 января 1925 г. Большим знатоком и любителем народного искусства был его отец, актер драматического театра. В его исполнении в домашних концертах звучали прекрасные мелодии башкирских и татарских народных песен. Традиционным было в семье Сабитовых прослушивание пластинок с записями опер русских и зарубежных композиторов, посещение концертов и спектаклей. Возможно, что эти незабываемые впечатления детства во многом определили особую любовь и привязанность композитора к искусству театра, ярко выраженную театральность его музыкального мышления 17, 177. Любознательного, жизнерадостного, озорного мальчишку Наримана с шести лет начинают учить игре на фортепиано. Сейчас я благодарен отцу за то, что он подружил нас с классикой», — вспоминал Нариман Сабитов.

Уфы ныне носящей его имя , Сабитов продолжил его в Московской консерватории. Как отмечает Бикчентаев башкирский советский писатель, заслуженный работник культуры РСФСР , Нариман с первых же дней учебы в классах консерватории сочетает учебу с посещением концертных залов, где звучит симфоническая и камерная музыка. Его любимой аудиторией становится Большой зал Московской консерватории, куда он ежедневно проникает всеми правдами и неправдами. В семь часов утра открывались двери консерватории, а Нариман был уже у порога, а вечером он последним уходил из консерватории. Вот это трудолюбие, умение мобилизовать свои силы для штурма знаний будут лучшими спутниками Наримана и в дальнейшей его жизни. Отлично окончив башкирское отделение Московской консерватории, он без экзаменов переводится на основной курс композиторского отделения консерватории. Все годы он как отличник учебы получает стипендию имени Петра Ильича Чайковского. Он учится одновременно и на факультете симфонического дирижирования у преподавателя В. Смирнова и оканчивает его по классу доцента И.

Дружинина см. По возвращении в Уфу все последующие годы 1953-1971 он совмещал композиторскую деятельность с дирижерской, не покидая дирижерского пульта в Башкирском театре оперы и балета. Сабитов активно вошел в музыкальную жизнь республики и стал одним ив самых работоспособных музыкально-театральных и общественных деятелей, без живейшего участия которого не проходило ни одно значительное событие в музыкальной и культурной жизни республики. Ахмадеева условно делит творческий путь композитора на три периода: ранний 1944 — 1953 , центральный 1954 — 1965 и зрелый 1965 — 1971. Ранний период творчества был связан с годами обучения в Московской консерватории. В эти годы композитор тяготеет к инструментальным жанрам, в которых опыт создания миниатюр и крупных циклических форм сочетается с поиском в области национального музыкального языка, тематизма. Уже первые сочинения Сабитова несли на себе заметные черты яркой творческой индивидуальности: интерес к танцевальным жанрам, опору на интонационный пласт башкирских и татарских песен и танцев, преобладание лирического начала. Необходимо отметить и стремление молодого композитора к субъективной лирике и героике 17, 178. В фортепианном наследии Н.

Сабитова особенно важное место занимает жанр прелюдии. Обращение к жанру прелюдии в эти годы не было случайным: в 30-40-е года в советской музыке наблюдается всеобщий интерес к этому жанру. В эти годы появляются прелюдии Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, К. Караева и др. В этот период, как отмечает известный исследователь фортепианной музыки А. Алексеев «Необычайно емким и богатый традициями жанр прелюдии открывая перед композиторами просторы для творческих поисков» 1, 35. Прелюдии во многом пестры и неоднородны в стилевом отношении.

В то же время те произведения цикла, в которых композитор претворил народно-национальные черты, и сейчас стоят наряду с лучшими сочинениями башкирской фортепианной музыки. В 40-е годы жанр «кыска-кюй» с присущей ему скерцозностью все более захватывает творческое воображение композитора, и это особенно заметно в «Четырех прелюдиях для фортепиано» ор. Для построения тематического материала в трех прелюдиях этого опуса Сабитов использовал структуру, типичную для многих танцевальных наигрышей. Здесь нужно подчеркнуть совершенствование творческого почерка композитора. В прелюдиях ор. Все пьесы цикла построены по принципу контрастного сопоставления тематического материала. Наряду с интенсивным развитием сочинений малой формы, в 40-50-х годах в башкирской фортепианной музыке появляются первые сочинения крупной формы: сонатина и баллады Н. Три баллады для фортепиано возникли как отклик на героическую борьбу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Здесь композитор опирался на традиции башкирских исторических песен, в большинстве которых раскрываются образы героев-батыров.

Как указывает доктор искусствоведения Н. Гарипова, в балладах Н. Сабитов уже более смело использует богатейшие возможности инструмента, его различные регистры: вводит элементы крупной техники, типичные для произведений композиторов — романтиков аккорды, октавы, далекие басы в аккомпанементе. Первыми работами в освоении принципов вариационности, сонатности в создании крупных форм явились циклы «Семь вариаций» ор. Эти сочинения были своего рода лабораторными опытами, свидетельствовавшими о поисках «точек соприкосновения» монодийной традиции и европейской профессиональной музыки. В вариационных циклах Сабитова можно усмотреть сходство с принципами формообразования в полижанровых по своей природе народных песнях. Своеобразные микроциклы возникают в чередовании смежных вариаций, объединяющихся по принципу «песня-танец» аналогично процессу проникновения признаков разнородных жанров в куплетную двухчастную форму народных песен — отмечает Г. Одночастная сонатина, написанная в 1947 году, содержит в каждой теме национально-характерные черты. Композитора все больше привлекают образы мирной жизни.

В создании тематического материала композитор использует принцип контраста. Он достигается не только тональным сопоставлением ре мажор — си минор , но и фактурными приемами. Возрастание в послевоенные годы интереса к симфонизму в национальной музыкальной культуре создало благоприятную почву для развития жанра инструментального концерта. Первым сочинением этого жанра явился скрипичный концерт Н. Сабитова 1951 , а в 1958 году им же написан одночастный концерт для фортепиано с оркестром. Своим жизнерадостным, оптимистическим тонусом музыка концерта внесла свежую струю в фортепианное искусство Башкирии тех лет. В начале 60-х годов башкирская фортепианная музыка вступает в новый этап своего развития. Основой прогресса фортепианного искусства республики стало, в первую очередь, более объемное отражение действительности, а также освоение музыкантами современной техники композиции и новых жанров. Важным импульсом к развитию башкирской фортепианной музыки послужили процессы, происходившие в советской музыке 1960 — 1970-х годов.

В это время ведущей становится тенденция, характеризующаяся более глубоким отношением композиторов к фольклору. Происходит одновременно заметное обогащение интонационной и ладовой сферы сочинений, а также гармонической и ритмической сторон. Одним из первых в фортепианном искусстве Башкирии на эти веяния откликнулся своим творчеством Н. В 60-х годах им написаны два цикла пьес: «Пять прелюдий» ор. Следует отметить, что интонационный строй тем прелюдий и наигрышей в основном остается в пределах пентатоники. Композитор заботится о более современном их гармоническом оформлении. В 1960 — 1970-е годы возрастает в национальной музыке роль остинато, получившего большое распространение в композиторской практике XX века. Расширяется выразительная сфера органных пунктов. Гомофонно-полифоническая фактура с использованием двойных педалей, свойственная оркестровой музыке, придает произведениям Н.

Сабитова черты оркестральности, а также объемность и масштабность звучания см. Проявление оркестральности в фортепианных сочинениях объясняется в некоторой степени тем, что 1960-е годы в творческой биографии композитора становятся годами наиболее плодотворной работы в области симфонической музыки для балета. Именно в эти годы Сабитов завершает принесшие ему признание и известность балет «Люблю тебя, жизнь», сюиты из балетов «Горный орел», «Гюльназира» и другие. Поиски композитора в области симфонической музыки сыграли определенную роль и в симфонизации фортепианных произведений. Завершая анализ фортепианного творчества Н. Сабитова, следует подчеркнуть, что вклад композитора в развитие фортепианного искусства Башкирии значителен. Он обогатил его новыми идеями, образами, жанрами, приемами, чем и способствовал ускорению развития башкирского фортепианного искусства. Сабитова как об особом явлении в башкирской музыкальной культуре, сформировавшем свой стиль, индивидуальный почерк и сочетавшим национальные традиции с достижениями европейской профессиональной композиторской школы», — подчеркивает Н. В целом фортепианное творчество Н.

Сабитова во многом определило дальнейшее развитие жанра фортепианной миниатюры. Расширение вслед за этим жанровых границ и диапазона стиля в индивидуальной творческой работе башкирских композиторов не смогло поколебать главной, заложенной в истоках тенденции к связи с национальными народными традициями. Эмоциональный тонус фортепианных произведенй Сабитова отличается особой жизненной силой, оптимизмом. В любом жанре фортепианного искусства в центре внимания композитора стоит образ сильного духом, волевого человека 7, 36. Сабитов — композитор, умеющий чутко вслушиваться в тенденции современности, и в этом смысле его художественный мир был открыт для переосмысления новых достижений в сфере композиторской техники. Он посвятил много сил изучению башкирского фольклора, нередко используя в своих сочинениях народные темы в качестве цитаты. В таких случаях народная песня обогащалась ритмическими преобразованиями, новыми для неё оркестровыми приёмами развития, расцвечивалась благородной тонкой гармонией, что помогало выявить её внутреннее величие и динамизм. Творчество видного башкирского композитора и театрального деятеля Наримана Гилязовича Сабитова получило широкое признание в республике и за ее пределами. Его балетная и симфоническая музыка звучала в различных городах страны: Москве, Ленинграде, Астрахани, Волгограде, Ижевске, Казани, Севастополе, Тюмени, Челябинске и др.

Многие вдохновенные станицы творческого наследия композитора стали национальной классикой и на протяжении нескольких десятков лет прочно входят в концертные программы ведущих мастеров музыкального искусства Башкортостана, Татарстана и других национальных республик. К вопросу интерпретации темы с вариациями ми минор Цикл вариаций Н. Сабитова — «Тема с вариациями» ор. Этот этап жизни связан с годами с годами обучения в Московской консерватории. Цикл стал одним из первых опытов освоения вариационности. В данной работе мы опираемся на нотный сборник сочинений Сабитова под редакцией Р. Губайдуллина: Сабитов Н. В начале вариации тема идет одноголосно, а затем в октавном удвоении. Судя по всему в данном случае где должна быть нота ля, а не фа: Еще одним примером является отрывок из последней, десятой вариации.

Весело», «Празднично» и т. Вместе с тем, заметно стремление композитора к более глубоким преобразованиям темы, показу внутренней борьбы и связанных с ней драматизации и напряжения. Средством объединения является тональный план вариаций. Они образуют контрастную, светлую образную сферу, получившую в финале своё утверждение. Автор развивает и такое направление, как полифонизация элементов фактуры. В то же время к тональному варьированию композитор прибегает очень редко. Заметно стремление композитора к более глубоким преобразованиям темы, показу внутренней борьбы и связанных с ней драматизации и напряжения. Развитие в цикле достигается за счет интенсивного внедрения разножанровых элементов. При жанровом варьировании композитор обращается к исторически сложившимся типам музыки, до известной степени подчиняясь им.

Фантазия композитора опирается на выкристаллизовавшиеся в музыке типы образов и комплексы средств. Цуккерман 18, 111. В сочинении разрабатывается обаятельная по своей простоте лирическая тема, напоминающая проникновенную народную мелодию. Тема насыщена полифонически, что усложняет исполнение простой на первый взгляд мелодии. Тема: В первой вариации фактура становится более ясной и прозрачной, появляются более шестнадцатые длительности. Они, словно ручейки, будто стекают с верхнего регистра. Исполнителю необходимо следить за тем, чтобы тема не сливалась с гармониями. Очень важно чтобы вариация была сыграна очень точно в ритмическом плане. Также очень важно сделать динамическую волну в кульминации вариации, сохраняя структуру, данную нам в теме.

Первая яркая кульминация появляется во второй вариации. Трансформированная тема звучит величественно и торжественно.

Азалия Рахмангулова руководитель Ольга Давыдова награждена грамотой за успешное выступление. Шестого марта в Уфимском училище искусств проходил открытый конкурс-фестиваль, посвященный памяти А. И снова отличились иглинцы. Юная пианистка Амалия Хакова стала лауреатом второй степени, Алсу Габидуллина — лауреатом третьей степени.

А Виктория Каримова и Тагир Фаткуллин награждены грамотами за успешное выступление.

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

В Башкирской филармонии презентовали новый рояль «Steinway». Сыграл на нём выдающийся пианист современности Николай Луганский. Марат Рустамович Губайдуллин (род. 14 декабря 1980, Уфа) — российский пианист,педагог,композитор, заслуженный артист РБ. имени Загира Исмагилова, кафедры специального фортепиано, прошел XV Международный конкурс исполнителей башкирской фортепианной музыки имени Светланы Хамидуллиной.

Как девочка из башкирской деревни покорила сцену Королевского театра Лондона

В октябре исполнилось 75 лет известному пианисту Рустаму Губайдуллину. В этом году у него и профессиональный юбилей — 50-летие педагогической деятельности. Родился Рим Махмутович Хасанов 9 марта 1947 года в селе Языкове Благоварского района Башкортостана в музыкальной семье. Напевы башкирских, татарских народных песен. «Ведомости»). Сейчас этот фонд возглавляет знаменитый российский пианист Денис Мацуев. А тогда им руководила Иветта Воронова, она же основательница фонда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий