22 февраля 1711 года петром 1 был учрежден

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя (Северная война занимала большую часть его внимания). 22 февраля 1711 года Петр Первый упразднил Боярскую Думу, поскольку более не нуждался в ее помощи (и отношение к боярам у него было испорчено) и создал новый орган – Сенат, состоящий из девяти человек. С первых лет в политике Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям.

1711 году петром 1 в качестве высшего государственного органа был учреждён?

В дальнейшем на Сенат Петр I возложил отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговли и другими отраслями государственного хозяйства. Таким образом, по характеру своих функций он был высшим судебным и управленческим учреждением. Сенат был также законосовещательным учреждением, которому принадлежало право постановки вопросов, требующих законодательного решения монархом. Преамбула, статьи 1 и 2 Преамбула и первые статьи посвящены персональным назначениям. Статья 3 В соответствии со статьей упразднялся Розрядный приказ, ведавший подбором и назначением на должности служилых лиц. Вместо него учреждался розрядный стол как внутреннее структурное подразделение Сената. Статья 4 Связь Сената с губерниями осуществлялась через губернских комиссаров. Впоследствии к обязанностям этих комиссаров было отнесено наблюдение за исполнением и других распоряжений центральной власти.

Петр на время своего отсутствия возлагал на Сенат высший надзор за судом и расходами, заботу об умножении доходов и ряд особых поручений о наборе молодых дворян и боярских людей в офицерский запас, об осмотре казенных товаров, о векселях и торговле, а другим указом определял власть и ответственность Сената: все лица и учреждения обязаны повиноваться ему, как самому государю, под страхом смертной казни за ослушание; никто не может заявлять даже о несправедливых распоряжениях Сената до возвращения государя, которому он и отдает отчет в своих действиях. В 1717 г. Петр иногда вызывал сенаторов из Москвы в место своего временного пребывания, в Ревель, Петербург, со всеми ведомостями для отчета, "что по данным указам сделано и чего не доделано и зачем". Никаких законодательных функций старой Боярской думы не заметно в первоначальной компетенции Сената: как и консилия министров, Сенат — не государственный совет при государе, а высшее распорядительное и ответственное учреждение по текущим делам управления и по исполнению особых поручений отсутствующего государя, — совет, собиравшийся "вместо присутствия его величества собственной персоны". Ход войны и внешняя политика не подлежали его ведению. Сенат унаследовал от консилии два вспомогательных учреждения: Расправную палату, как особое судное отделение, и Ближнюю канцелярию, состоявшую при Сенате для счета и ревизии доходов и расходов. Но временная комиссия, какою является Сенат в 1711 г. Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций. По списку 1705 г. Из приказов в Москве оставались только требующие и расходующие, как Военный, Артиллерийский, Адмиралтейский, Посольский. В столице сосредоточивалось финансовое потребление, а добывала губернская администрация; но в Москве не оставалось учреждения для высшего распоряжения финансовым добыванием и для верховного надзора за финансовыми потребителями, т. Среди своих военно-стратегических и дипломатических операций Петр как будто не замечал, что, учреждая 8 губерний, он создавал 8 рекрутских и финансовых контор для комплектования и содержания полков в борьбе с опасным врагом, но оставлял государство без центрального внутреннего управления, а себя — без прямых ближайших истолкователей и проводников своей державной воли.

Указом Петра I учрежден Сенат Событие завершилось я посетил 22 февраля 5 марта 1711 года Указом Петра I был учрежден Сенат — высший государственный орган в России по делам законодательства и государственного управления. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» в отсутствие царя. Созданный с целью дублировать власть царя, Правительствующий Сенат вскоре становится органом, координирующим работу других государственных учреждений. До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям.

В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — Меньшиков, морской — гр. Апраксин и иностранной — гр. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена верховным тайным советом во все учреждения империи. Генерал-прокурор Ягужинский, враг партии, образовавшей верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову, не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжелый труд мелкой текущей правительственной работы. Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменен титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчетов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна вновь «восприяла» самодержавие, указом 4 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках все управление. Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделен 1 июня 1730 года на 5 департаментов; задачею их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. В 1731 году 6 ноября официально появляется новое учреждение — кабинет, уже около года существовавший в виде частного секретариата императрицы. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции. Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается; 9 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами, получают силу именных. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчетов и реестров решенных и нерешенных дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцов и Сукин, личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения. После указа 9 июня 1735 года фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны 17 октября 1740 года в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман. Поглощенному борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III 12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената перед тем опять именовавшегося Высоким в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти все время занимал ничем не замечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице даже по Св. Учреждение конференции при высочайшем дворе 5 октября 1756 года сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757—1758 годах начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять её требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами. Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 года учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением «издавать указы, кои в некоторый закон или подтверждение прежних служат» 1762. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. В 1763 году последовало разделение Сената на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал дела государственные внутренние и политические, II — судебные, III — дела по губерниям, находившимся на особом положении Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губ. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве.

Переменная структура

  • ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СЕНАТА
  • Состав Сената при Петре I
  • 1711 году петром 1 в качестве высшего государственного органа был учреждён?
  • ИГПР. Общественный строй

Пока царь в отъезде. Как работал Сенат от Петра I до Александра I

Правительствующий Сенат в России, учрежденный 22 февраля 1711 года, Петром I – главным реформатором, государственным деятелем. Учреждён Петром Великим 19 февраля 1711 года как высший государственный орган. С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Прави́тельствующий сена́т в Российской империи — высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи.

Зачем Петру I понадобился Сенат

Что Петр I учредил как высший орган государственной власти? В России был учрежден в 1711 году.
Новые правительственные учреждения — Студопедия В 1711 году Петр I упразднил Разрядный приказ и передал Сенату все его функции.
Вы точно человек? 22 февраля 1711 года указом был учрежден новый государственный орган — Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем Петром I из числа его собственных приближенных и первоначально состояли из 10 человек.
ВТОРОЙ ЭТАП РЕФОРМ ПЕТРА I УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА Власова 5 марта (22 февраля) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
Пока царь в отъезде. Как работал Сенат от Петра I до Александра I (22 февраля) 5 марта 1711 года Указом Петра I был учрежден Сенат – высший государственный орган в России.

Документ № 60 Указы Петра I о Сенате (1711 г.)

В 1711 году Петр I отправляясь в Прутский поход, издал указ об учреждении нового высшего государственного органа – Сената. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для. 22 февраля 1711 г. и о персональном его составе.

1711 году петром 1 в качестве высшего государственного органа был учреждён?

Я уже посмотрела игру по своему часовому поясу, поэтому могу поделиться с вами некоторыми ответами на вопросы, прозвучавшими в сегодняшнем выпуске интеллектуального телешоу. С одинаковым удовольствием игру «Кто хочет стать миллионером? Вы получите настоящее удовольствие и массу позитивных эмоций при прочтении этой статьи.

Это отразилось в том, что в Сенате впервые в истории гражданских органов России была введена присяга всех служащих, подобная той, которую приносили военные. Сенаторы «пред Господом Богом» клялись в верности «государю и всему государству», блюсти «правду и правый суд, как между народом, так и в деле государственном», соблюдать законность при сборе и расходовании налогов [12, с. В дальнейшем Петр I много внимания уделил порядку работы Сената. Именным указом от 5 марта 1711 г. Первенствующее положение в Сенате было установлено за князем Я. Долгоруким, назначенным сенатором после бегства из шведского плена, «с тем чтобы не дать возможности соперничать за первенство в этом органе» [1, с.

Именным указом от 4 апреля 1714 г. На заседании Сената дело зачитывалось сенатским секретарем или дьяком, а затем начинали «спрашивать снизу по одному и записывать всякаго мнение... И подписывать всемъ общую сентенцию, кто и спорить будетъ, понеже более его голосовъ туды стало... Таким образом, в Сенате вводился коллегиальный порядок рассмотрения дел. Сенат первоначально имел широкий круг полномочий: следил за законностью управления, осуществлял функции высшего управления и суда, имел право распределять государственные доходы, осуществлять финансовый и налоговый контроль, обладал внешнеторговыми полномочиями, фактически являлся законосовещательным учреждением, в чрезвычайных случаях играл роль законодательного органа. Указом «О должности Сената» Сенат получил право издавать собственные указы. В соответствии с именным указом от 22 февраля 1711 г. Основу ее составил бывший Разрядный приказ, который превращался в «стол разрядный» канцелярии Сената: «Вместо приказа Розряднаго быть столу розрядному при вышеписанномъ Сенате» [2].

Канцелярия была разделена на четыре стола: секретный, приказной, губернский и разрядный. Учинить повытья столами, последующимъ образомъ: 1. Столъ секретный, въ немъ же потребно быти иметь самыхъ нужнейшихъ делъ... Приказный столъ.

При Сенате был учрежден ряд контор: рекетмейстерская по принятию прошений на имя царя и жалоб на действия чиновников; герольдмейстерская, контролировавшая службу дворян и регистрировавшая дворянские фамилии, и ряд других. В 1763 г.

Сенат был разделен на 6 департаментов. После учреждения министерств 1802 за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора хотя неоднократно предпринимались попытки вернуть ему прежнее значение. К середине XIX в. Сенат состоял из 12 департаментов. После Судебной реформы 1864 г. Сенат был преобразован и к началу ХХ в.

При Сенате находились комиссары постоянные представители от каждой губернии для получения указов и других распоряжений, касающихся непосредственно губерний. Эти же должностные лица имели право сноситься с Сенатом на предмет передачи просьб, жалоб и нужд, исходивших из губерний. Императорский указ от 27 апреля 1722 г. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем. В ее состав входило три отдела: секретный, приказный и разрядный. Так как значительная часть правительственных учреждений оставалась еще в Москве, было создана Московская контора Сената. С 1722 г. Однако Петр I не собирался делить с Сенатом государственную власть, и поэтому уже вскоре после окончания победоносной войны со Швецией он запретил Сенату издавать общегосударственные правовые акты. Создание и формирование Сената в 1711—1722 гг. Вторым по значению крупным шагом в реформировании центральных органов власти и управления стало упразднение приказной системы и создание коллегий.

Следует отметить, что реформатор не сразу пришел к идее замены приказной системы управления. Об этом свидетельствует тот факт, что молодой царь первоначально пытался как-то усовершенствовать старую систему. В связи с подготовкой к новому Азовскому походу в 1696 г. С началом Северной войны путем слияния Рейтарского и Иноземного приказов создается Приказ военных дел; почти одновременно для снабжения воюющей армии был учрежден Провиантский приказ. Северная война потребовала не только напряжения народных сил, реформирования дворянского ополчения и стрелецкого войска, но и выявила все несовершенство управления воюющей страной, привела царя-реформатора к необходимости новых изменений в высших органах власти и управления. Европейский принцип организации органов государственного управления и преимущества коллегиального принятия решений молодой монарх неоднократно мог наблюдать в европейских государствах, куда ездил в составе Великого посольства. Передовой иностранный опыт был им учтен при осуществлении реформ. В 1717—1718 гг. Преимущество коллегий состояло в том, что круг их должностных полномочий и обязанностей был чётко расписан, они были более цивилизованными органами государственного управления. Во главе коллегии стоял ее президент.

Президентами коллегий Петр Алексеевич назначил своих ближайших сподвижников, входивших в его «кумпанию»: Ф. Апраксина, А. Шеина, Г. Головкина, А. Меншикова, П. Толстого, Д. Голицына и других. Эти руководители не только наладили работу центральных органов государственного управления, но и показывали пример верного служения своему Отечеству, оправдывая высокое доверие своего государя. По поводу подбора руководящих кадров при Петре I представляется примечательным высказывание, которое сделал автору реформ его современник, член Сената, князь Я. Долгорукий: «Умные государи умеют и умных советников выбирать, и верность их наблюдать».

В состав коллегии, кроме президента, входили вице-президент, 4—5 советников и 4 асессора. Состав коллегии подбирался Сенатом. При коллегии имелась канцелярия, в которой трудились чиновники меньшего ранга: регистратор, секретарь, нотариус, архивариус, переводчик, писцы. Коллегия подчинялась лишь царю и Сенату. Каждая коллегия занималась своим делом, не вмешиваясь в деятельность других ведомств. Она могла руководить только своими органами, созданными на местах в целях исполнения решений коллегии. Кроме того, коллегиям подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы и их канцелярии. Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом. Но в целях единообразия организационного устройства, управленческой деятельности и делопроизводства 28 февраля 1720 г. Петром I был введен «Генеральный регламент», состоявший из 156 глав.

Обсуждение государственных вопросов в этом органе управления страной проходило коллективно до принятия решения. Высказывали мнения члены коллегий, начиная с младшего чина. Резюмировал мнения президент коллегии. Такой способ принятия управленческих решений был внедрен на основе западноевропейского опыта, в основном шведского и английского. Круг вопросов, которыми занимались петровские коллегии, был весьма похожим на проблемы, которые решают современные российские отраслевые министерства и ведомства. Берг-коллегия, например, руководила развивающейся горной промышленностью. Мануфактур-коллегия ведала другими отраслями промышленности. Коммерц-коллегия занималась сбором налогов, пошлин и других поступлений в императорскую казну, то есть приходной частью бюджета. Штатс-коллегия ведала расходами государства и отвечала за расходную часть бюджета. Ревизион-коллегия контролировала финансовую деятельность государственного аппарата.

Военная и Адмиралтейская коллегии руководили вооруженными силами страны. Юстиц-коллегия осуществляла руководство гражданским судопроизводством. Всего к 1721 г. Коллегии не охватывали всех сфер управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие учреждения находились в ведении многочисленных палат, контор и некоторых приказов. Например, политическим сыском на протяжении всей петровской эпохи занимался Преображенский приказ, делами монастырских и церковных земель ведал восстановленный царем Монастырский приказ. Президенты коллегий до 1722 г. В указе от 12 января 1722 г. Петр I признавал, что присутствие в Сенате президентов затрудняет надзор за коллегиями. Поэтому почти все президенты коллегий вскоре были выведены из состава Сената.

Структурой и функциями коллегиальных органов государственного управления реформатор занимался по 1722 г. Коллегии просуществовали почти 100 лет и были упразднены лишь в 1802 г. Александром I. Реформируя государственный аппарат,Пётр I одновременно вводил государственный контроль за деятельностью высших и центральных органов власти и управления. Для лучшей организации государевой службы, осуществления контроля за служащими Петром I вводятся новые государственные должности: герольдмейстера, рекетмейстера, обер-фискала, обер-прокурора и др. С целью упорядочения государевой службы при Сенате вводилась высокая должность герольдмейстера, который заведовал всей службой дворян. Согласно «Инструкции герольдмейстеру», подписанной императором, основные задачи его заключались в документальной регистрации прохождения службы и дворянского состояния. Это был важный шаг вперед в кадровой работе при высшей администрации, упорядочении дворянской службы. При Петре I дворяне были обязаны служить пожизненно. Вместо постельничих, ловчих и других русских названий придворных Петр I ввел более благозвучные с его точки зрения чины: камер-юнкер, камер-фурьер, обер-гофмейстер и т.

Название придворных должностей было в основном на немецком языке. Сказалась страсть императора ко всему иностранному, европейскому. В 1722 году Петром I были учреждена государственная должность рекетмейстера, который принимал и рассматривал жалобы на волокиту или несправедливые решения какой-нибудь коллегии и доносил о том Сенату, а в особых случаях и самому императору. Царский контроль за Сенатом.

Пока царь в отъезде. Как работал Сенат от Петра I до Александра I

До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. МУ 3101. СЕНАТ Учрежденный Петром I в 1711 и до 1917 года высший орган по делам. писал он, - учрежден в России при Петре Великом в 1711 году, по образцу подобного же учреждения, существовавшего в Швеции.

Причины и предпосылки для проведения

  • Реформы Петра 1
  • Новости и события Российского исторического общества
  • Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе от 22 февраля 1711 г.
  • ИГПР. Общественный строй
  • После Петра I

Реформа сената при Петре I

До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: «Определили быть для. Сенат был образован в 1711 году как черезвычайный орган на время, когда Петр 1 участвовал в военном походе.

1711 году петром 1 в качестве высшего государственного органа был учреждён?

(22 февраля) 5 марта 1711 года Указом Петра I был учрежден Сенат — высший государственный орган в России по делам законодательства и государственного управления. 5 марта (22 февраля ) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Учреждён Петром Великим 19 февраля 1711 года как высший государственный орган. До 1711 года царь, уезжая, поручал вести государственные дела отдельным доверенным лицам.310 лет назад, 5 марта 1711 года Пётр I учредил Правительствующий Сенат — государственный орган, который должен был заменять царя во время его отсутствия в столице. «О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором.

Учреждение Сената

Сенат по сути своей стал в то время послушным орудием самодержавия. Все назнач ения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Унаследованный от консилии министров бюрократический принцип ответственности перед царем еще более упрочился. Петр I неоднократно напоминал сенаторам, что в случае нарушения присяги им грозит жестокое наказание, включая смертную казнь, опалу, отрешение от должности, денежные штрафы — «…и ежели оной Сенат чрез свое ныне пред богом произнесенное обещание, неправедно что поступят в каком партикулярном деле… то будет пред нами суждено и виноватый жестоко будет наказан.

Так некоторые авторы высказывали мнение, будто Сенат в первое время являлся чрезвычайным, временным органом и лишь впоследствии приобрел характер постоянного учреждения. Такая оценка Сената не соответствует его действительному положению, что справедливо отмечалось в свое время А.

Лицо, которое выбывало из Сената, утрачивало звание сенатора. Сенаторы в большей мере зависели от верховной власти. Это должно было увеличить служебное рвение сенаторов. В 1718 году в Сенат были включены президенты коллегий. Сенат должен был выносить постановления по запросам коллегий, которые они не могли решить самостоятельно из-за отсутствия прецедентов. Губернаторы и воеводы обращались в Сенат через головы коллегий только в исключительных случаях: неожиданном нападении вражеских войск, начале эпидемии и т. В конце правления Петра Алексеевича — в 1721-1722 гг.

Прежде всего был изменён принцип его комплектования. Если раньше в него входили все президенты коллегий, то потом Пётр признал, что это было «неосмотрительно». Президенты коллегий не могли хорошо работать сразу во главе коллегий и в Сенате. К тому же Сенат, состоявший из президентов коллегий, не мог хорошо контролировать деятельность органов центрального управления. По указу от 22 апреля 1722 года Сенату надлежало состоять из тайных действительных и тайных советников. В порядке исключения Пётр позволял назначение в сенаторы президентов только трёх важнейших коллегий — Воинской, Адмиралтейства и Иностранных дел. Правда, этот указ не был толком выполнен из-за кадрового голода. Уже в мае вышел указ отменявший действие прежнего, президенты коллегий из-за «малолюдства в Сенате» были возвращены в этот орган. В итоге Пётр стал модернизировать Сенат не изменением его состава, а путём учреждения новых должностных лиц и структурных подразделений.

До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. Кроме того, одновременно с учреждением Сената государь приказал вместо Разрядного приказа учредить «стол разрядный при Сенате. Таким образом, в ведение Сената отошло назначение на все военные и гражданские должности «писание в чины» , заведование всем служилым сословием России, ведение списков, произведение смотров и наблюдение за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы. В 1721-1722 гг. Первый герольдмейстером стал стольник Степан Колычев. Герольдмейстерская контора вела учёт дворян, выявляла среди них годных и негодных к службе, проводила регистрацию чинов и перемещений служилых как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстеров были дворяне, уклоняющиеся от службы, а также дети, которым предстояло нести службу в будущем. Контора должна была собирать сведения, где они получали образование - дома или в учебных заведениях. В обязанности Герольдмейстерской конторы также входило создание учебных заведений для детей «знатных и средних дворянских фамилий», где их должны были обучать «экономии и гражданству», то есть гражданским специальностям.

Однако эта обязанность так и не была реализована, как и многие другие начинания Петра. Инструкция также поручала Герольдмейстерской конторе создавать гербы. Для этих целей был приглашен итальянец граф Франциск Санти, который получил задачу «малевать» императорский герб, гербы всех его царств, провинций, городов и дворянских фамилий. Санти и его помощники при жизни Петра Алексеевича изготовили изображение герба для государственной печати , а также гербы губерний и 97 гербов провинций. Успешнее всего Герольдмейстерская контора действовала в сфере учёта служилого сословия. Это было обусловлено первоочередной необходимостью реализации этой функции и наличием предшествующих структур — Разрядного приказа и созданного на его основе в 1711 году разрядного стола. Связь между Сенатом и губерниями осуществляли комиссары они назначались губернаторами , по два от каждой области. По мере развитий коллегий органов центрального управления , они стали выполнять функцию посреднического звена между Сенатом и губерниями. Одновременно с созданием Сената, была учреждена должность фискалов, которые должны были «над всеми делами тайно надсматривать», бороться с коррупционными явлениями, вроде взяток, расхищения казны, нарушений в сфере сбора налогов и т.

О нарушениях докладывалось в Сенат. Если действительно уличали виновного, то половину штрафа получал фискал, другая часть шла в пользу казны. Также было дано повеление учредить должность обер-фискала позднее генерал-фискал , который был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами, у него было четыре помощника. В губерниях были провинциал-фискалы, по одному для каждой отрасли управления; им подчинялись городские фискалы. С созданием коллегий появилась должность коллежских фискалов, по одному для каждой коллегии. Чтобы пресечь постоянные распри между сенаторами, Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний, а также функцию соответствия сенатских решений Уложению и указам, генерал-прокурору 12 января 1722 года была учреждена прокуратура. До этого надзор за благочинием сенатских заседаний осуществлял обер-секретарь Анисим Щукин, а затем помесячно менявшиеся штаб-офицеры гвардии. Помощником генерал-прокурора в Сенате стал обер-прокурор. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский.

Генерал-прокурор находился в непосредственных отношениях с государем, поэтому сблизил Сенат с высшей властью и одновременно упорядочил производство дел. Тогда же в 1722 году были учреждены сенатские конторы — сенатская, ревизионная и раскольничья. Он стал надзирать за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия, принимал жалобы-челобитные на волокиту, противозаконные решения коллегий и канцелярий. Учреждение этой должности преследовало две основные цели: освободить императора от разбирательства лично ему подаваемых челобитных и повести решительное наступление на волокиту, противозаконные действия коллегий и канцелярий. Правда, учреждение этой должности не решило поставленных задач. Традиция была сильной и челобитную старались подать через голову генерал-рекетмейстера лично царю. Пётр сам писал, что «дерзают во многих местах его величеству бить челом и челобитные подавать паки, не давая нигде покою». Ещё меньших результатов генерал-рекетмейстер мог достичь в борьбе с волокитой и несправедливыми решениями. Рекетмейстер имел только бюрократические способы борьбы с бюрократией: получив жалобу, он должен был разбираться не в существе принятого решения, а в своевременности прохождения жалоб по инстанциям, так и принятия этими инстанциями решений.

Поэтому, рекетмейстер не мог решить проблему потока жалоб, как справедливых, так и сутяжнических. После смерти Петра I значение Сената уменьшилось, а его функции стали меняться. Первоначально его власть ограничил Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. Сенат вместо Правительствующего стал называть Высоким. Императрица Елизавета Петровна, которая в своей политике старалась следовать курсу отца, в 1741 году издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел». Однако это не восстановило реальное значение Сената в делах внутреннего управления России. После того, как в 1802 году в Российской империи были учреждены министерства, Сенат сохранил только функции высшего судебного органа и органа надзора. В таком виде, почти без изменений, Сенат просуществовал до 22 ноября 5 декабря 1917 г, когда был издан декрет Совета Народных комиссаров «О суде», который постановил «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…». В стране произошло множество радикальных преобразований: менялся жизненный уклад народа, отстраивался флот, вооружалась армия, но основные его реформы касались государственного управления.

Именно ему принадлежит инициатива учреждения высшего административного органа, который получил название Правительствующий сенат. История основания При всем абсолютизме власти, которая была присуща тому периоду, император принял решение о передачи части своих полномочий в руки избранных и приближенных людей. Вначале эта практика носила непостоянные характер, и заседания проходили лишь во время частых отлучек императора. Официальным указом Петра Великого Правительствующий сенат был учрежден в 1711 году. Возник он не на пустом месте, предшественником была исторически уже давно изжившая себя боярская дума. Новое и смелое государство требовало порядка в законотворческой и управленческой структуре, «правды и правого суда между народом и в делах государственных». Эти обязанности и возложил император на новый орган власти. Вопрос об иностранном заимствовании Многие историки связывают создание Правительствующего сената дата события - 19 февраля 1711 года с практикой императора перенимать все западное. Однако, помимо иностранного слова, в новом органе власти не было ничего чужого, все его устройство и функции исходили только из русской действительности.

Это было сразу видно из системы подчинения: если, например, в Швеции сенат мог диктовать монарху свое мнение и волю, то при Петре такое положение было просто невозможно. Император взял за основу лишь идею европейских государств о включении в систему правления особых учреждений и распределение обязанностей между разными структурами. Центральный орган власти теперь руководствовался не древним правом или обычаями предков, а общим для всех законом. Правительствующий сенат при Петре 1 представлял собой еще формирующееся учреждение, основной целью которого было объединение областей под управлением одного центра. Император сам ведал и руководил всей деятельностью своего детища, даже находясь в отъездах. Роль Правительствующего сената до 1741 года После смерти Петра центральный орган власти просуществовал в первоначальном виде меньше одного года. В 1727 году императрица Екатерина I издала указ об учреждении над ним специального надзора, коим стал Тайный Верховный Совет. А сам Правительствующий сенат в России был переименован в Высокий. Причину создания наблюдательного органа историки связывают с личными качествами приемников Петра, которые не умели, как он, руководить железной рукой.

Практически сенат потерял свое первоначальное значение , в его обязанности теперь входили судебные разбирательства и мелкая правительственная работа. Все это происходило под пристальным взором Верховного тайного совета, членами которого были А. Меньшиков и Ф. Положение изменилось с приходом Анны Иоанновны, которая упразднила контролирующий орган, и вся власть вновь сосредоточилась в руках императрицы и Правительствующего сената. Была проведена реформа, ведомство разделилось на 5 департаментов, появляется кабинет министров, за руководство которым боролись Бирон, Остерман и Миних. Период с 1741 по 1917 год При Елизавете правительствующий сенат вновь получил большие полномочия, вплоть до законодательной деятельности и влиянию на иностранную политику. Однако все введения императрицы отменил Петр III. При Екатерине II активно продолжалось формирование государственного строя Российской империи. Великая властительница не особо доверяла членам Сената и по возможности старалась изъять из учреждения те или иные ведомства и передавала их под контроль доверенным людям, таким как князь Вяземский, Шувалов и Чернышев.

Окончательно сформировалось положение о высшем органе власти в период правления Александра I. Сразу же после воцарения он всерьез взялся за восстановление высокой роли Правительствующего сената в государственном управлении. Итогом его стараний стал указ от 8 сентября 1802 года, ставший последним законодательным актом, полностью разъясняющим права и обязанности этой организации. В таком виде учреждение просуществовало вплоть до 1917 года, когда было упразднено. Устройство Правительствующего сената Первоначально уклад центрального органа власти имел очень простую структуру , указы Петра в основном касались его обязанностей и порядка действий. Но с ростом значения сената в жизни страны постепенно осложнялись его задачи, требовалась четкая иерархия управления. В общем виде Правительствующий сенат имел следующую организацию: Основную работу осуществляли сенаторы, их назначал император из числа гражданских и военных чинов, только члены кассационного департамента должны были иметь опыт работы не менее трех лет в должности обер-прокурора. Учреждение включало несколько департаментов их количество постоянно менялось , объединенных присутствий и общих собраний. В разных составах и видах существовала своя канцелярия, обычно она состояла из секретного, приказного, губернского и разрядного стола.

Еще при Петре выделяется «расправная плата», рассматривающая челобитные и фискальные доношения. Сенатские конторы, в обязанности которых входило осуществление управления коллегиями со всей страны. При каждом последующем императоре устройство правительствующего сената постоянно менялось, в зависимости от эпохи упразднялись или добавлялись новые ведомства и структуры, устанавливался иной порядок избрания и ведения делопроизводства. Основные функции За двухсотлетнюю историю центрального органа государственной власти оно претерпело множество изменений. Постепенные преобразования привели к тому, что Правительствующий сенат, функции которого были прописаны в специальном императорском указе, имел уникальные права, включающие в себя как толкование законов, так и надзор за деятельностью подконтрольных учреждений. Одна из важнейших его функций - это возможность обнародовать законы либо отказывать в их официальном опубликовании. Члены совета осуществляли контроль за нормативностью государственных актов, выполнял толкование законов, именно их решение являлось окончательным. Правительствующий сенат осуществлял надзор за правомерностью действий министров, министерств, губернских начальств. При обнаружении нарушений, организация была вправе потребовать объяснений и при необходимости наказать.

Он производил наблюдение за выборами в земские собрания, Государственную думу, городские думы, купеческих, мещанских, ремесленных учреждений, рассматривал жалобы дворян. Сенат имел право в случае выявления грубых ошибок в службе губернских руководителей, выносить им замечание и издавать соответствующие указы.

Сенат вместо Правительствующего стал именоваться Высоким. В 1741 г. После учреждения в 1802 г.

Правительствующий сенат в XIX столетии: Компетенция. Уголовный процесс. Правительствующий сенат при Петре Великом и его ближайших преемниках: 1711-1741 гг.

К его компетенции относились: 1 разработка проектов новых законов; 2 организационно-судебная деятельность по созданию и руководству работой местных судов; 3 рассмотрение апелляций; 4 финансовый и налоговый контроль; 5 кредитные и внешнеторговые полномочия; 6 кадровая работа; 7 контроль за деятельностью администрации и др. Петр I предписывал Сенату: «Суд иметь не лицемерный, неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения…» Сенат, состоявший из представителей высших сословий, имел право издавать указы, обязательные для исполнения на всей территории России. Обязательность исполнения решений Сената подкреплялась страхом наказания вплоть до смертной казни. Сенату были подведомственны все центральные и местные органы власти, включая приказы и губернаторов. В отличие от Боярской думы Сенат уже в первые годы своего существования стал бюрократическим учреждением со своим штатом чиновников. При Сенате находились комиссары постоянные представители от каждой губернии для получения указов и других распоряжений, касающихся непосредственно губерний.

Эти же должностные лица имели право сноситься с Сенатом на предмет передачи просьб, жалоб и нужд, исходивших из губерний. Императорский указ от 27 апреля 1722 г. При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем. В ее состав входило три отдела: секретный, приказный и разрядный. Так как значительная часть правительственных учреждений оставалась еще в Москве, было создана Московская контора Сената. С 1722 г. Однако Петр I не собирался делить с Сенатом государственную власть, и поэтому уже вскоре после окончания победоносной войны со Швецией он запретил Сенату издавать общегосударственные правовые акты. Создание и формирование Сената в 1711—1722 гг. Вторым по значению крупным шагом в реформировании центральных органов власти и управления стало упразднение приказной системы и создание коллегий.

Следует отметить, что реформатор не сразу пришел к идее замены приказной системы управления. Об этом свидетельствует тот факт, что молодой царь первоначально пытался как-то усовершенствовать старую систему. В связи с подготовкой к новому Азовскому походу в 1696 г. С началом Северной войны путем слияния Рейтарского и Иноземного приказов создается Приказ военных дел; почти одновременно для снабжения воюющей армии был учрежден Провиантский приказ. Северная война потребовала не только напряжения народных сил, реформирования дворянского ополчения и стрелецкого войска, но и выявила все несовершенство управления воюющей страной, привела царя-реформатора к необходимости новых изменений в высших органах власти и управления. Европейский принцип организации органов государственного управления и преимущества коллегиального принятия решений молодой монарх неоднократно мог наблюдать в европейских государствах, куда ездил в составе Великого посольства. Передовой иностранный опыт был им учтен при осуществлении реформ. В 1717—1718 гг. Преимущество коллегий состояло в том, что круг их должностных полномочий и обязанностей был чётко расписан, они были более цивилизованными органами государственного управления.

Во главе коллегии стоял ее президент. Президентами коллегий Петр Алексеевич назначил своих ближайших сподвижников, входивших в его «кумпанию»: Ф. Апраксина, А. Шеина, Г. Головкина, А. Меншикова, П. Толстого, Д. Голицына и других. Эти руководители не только наладили работу центральных органов государственного управления, но и показывали пример верного служения своему Отечеству, оправдывая высокое доверие своего государя.

По поводу подбора руководящих кадров при Петре I представляется примечательным высказывание, которое сделал автору реформ его современник, член Сената, князь Я. Долгорукий: «Умные государи умеют и умных советников выбирать, и верность их наблюдать». В состав коллегии, кроме президента, входили вице-президент, 4—5 советников и 4 асессора. Состав коллегии подбирался Сенатом. При коллегии имелась канцелярия, в которой трудились чиновники меньшего ранга: регистратор, секретарь, нотариус, архивариус, переводчик, писцы. Коллегия подчинялась лишь царю и Сенату. Каждая коллегия занималась своим делом, не вмешиваясь в деятельность других ведомств. Она могла руководить только своими органами, созданными на местах в целях исполнения решений коллегии. Кроме того, коллегиям подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы и их канцелярии.

Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом. Но в целях единообразия организационного устройства, управленческой деятельности и делопроизводства 28 февраля 1720 г. Петром I был введен «Генеральный регламент», состоявший из 156 глав. Обсуждение государственных вопросов в этом органе управления страной проходило коллективно до принятия решения. Высказывали мнения члены коллегий, начиная с младшего чина. Резюмировал мнения президент коллегии. Такой способ принятия управленческих решений был внедрен на основе западноевропейского опыта, в основном шведского и английского. Круг вопросов, которыми занимались петровские коллегии, был весьма похожим на проблемы, которые решают современные российские отраслевые министерства и ведомства. Берг-коллегия, например, руководила развивающейся горной промышленностью.

Мануфактур-коллегия ведала другими отраслями промышленности. Коммерц-коллегия занималась сбором налогов, пошлин и других поступлений в императорскую казну, то есть приходной частью бюджета. Штатс-коллегия ведала расходами государства и отвечала за расходную часть бюджета. Ревизион-коллегия контролировала финансовую деятельность государственного аппарата. Военная и Адмиралтейская коллегии руководили вооруженными силами страны. Юстиц-коллегия осуществляла руководство гражданским судопроизводством. Всего к 1721 г. Коллегии не охватывали всех сфер управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие учреждения находились в ведении многочисленных палат, контор и некоторых приказов.

Например, политическим сыском на протяжении всей петровской эпохи занимался Преображенский приказ, делами монастырских и церковных земель ведал восстановленный царем Монастырский приказ. Президенты коллегий до 1722 г. В указе от 12 января 1722 г. Петр I признавал, что присутствие в Сенате президентов затрудняет надзор за коллегиями. Поэтому почти все президенты коллегий вскоре были выведены из состава Сената. Структурой и функциями коллегиальных органов государственного управления реформатор занимался по 1722 г. Коллегии просуществовали почти 100 лет и были упразднены лишь в 1802 г. Александром I. Реформируя государственный аппарат,Пётр I одновременно вводил государственный контроль за деятельностью высших и центральных органов власти и управления.

Для лучшей организации государевой службы, осуществления контроля за служащими Петром I вводятся новые государственные должности: герольдмейстера, рекетмейстера, обер-фискала, обер-прокурора и др. С целью упорядочения государевой службы при Сенате вводилась высокая должность герольдмейстера, который заведовал всей службой дворян. Согласно «Инструкции герольдмейстеру», подписанной императором, основные задачи его заключались в документальной регистрации прохождения службы и дворянского состояния. Это был важный шаг вперед в кадровой работе при высшей администрации, упорядочении дворянской службы. При Петре I дворяне были обязаны служить пожизненно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий