2023 стратегические направления укрепления финансовой безопасности рф

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2023 года — это документ, который определяет основные приоритеты и задачи государства по обеспечению безопасности страны и ее граждан. Статья автора «Стараюсь гордиться своей страной» в Дзене: В 2023 году Россия продолжит свой политический курс, направленный на укрепление государственной безопасности и экономического развития. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации (ОНРФР) — один из среднесрочных документов Банка России. Он принимается ежегодно на трехлетний период. Реализация Стратегии предусматривает совершенствование системы государственного управления и стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации. Банк России назвал пять главных уязвимостей финансового сектора России в ежеквартальном обзоре финансовой стабильности (pdf).

Концепция экономической безопасности и ее реализация в России

В Совбезе предлагают утвердить новую экономическую стратегию Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года — документ стратегического планирования.
ЦБ утвердил направления развития информбезопасности финансовой сферы Статья автора «Стараюсь гордиться своей страной» в Дзене: В 2023 году Россия продолжит свой политический курс, направленный на укрепление государственной безопасности и экономического развития.
Совбез РФ: Экономическая стратегия России будет изменена Основной целью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2023 является обеспечение стабильности и безопасности страны в условиях сложного и меняющегося мирового политического и экономического окружения.
Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года — Википедия Стратегические цели Росфинмониторинга на 2021-2023 годы. Миссия Росфинмониторинга: защита финансовой системы и экономики России от угроз отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208

США — основной источник рисков Со Штатами все еще понятнее. Москве нужен стратегический паритет с учетом статуса крупнейших ядерных держав. Про другие «англосаксонские государства» упоминают вскользь: отношения с ними «Российская Федерация намерена выстраивать в зависимости от степени их готовности отказаться от недружественного курса в отношении России и уважать ее законные интересы». Абхазия, Китай и другие Для каждого регионального направления тоже есть своя глава. В ближнем зарубежье речь опять же идет о «добрососедстве», предотвращении цветных революций, борьбе с размещением вооружения недружественных стран, поддержке Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. В Евразии — это упрочение взаимодействия с Китаем и «особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индия», урегулирование ситуации в Афганистане. В исламском мире речь идет о сотрудничестве с Ираном, о поддержке Сирийской Арабской Республики, партнерстве с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами — членами Организации исламского сотрудничества.

Одна из целей — нормализовать отношения между странами, включая Израиль. В Африке — также различное сотрудничество и интересный принцип: «Содействие в урегулировании и преодолении последствий вооруженных конфликтов» по формуле «африканским проблемам — африканское решение». От Русского мира до космоса Несколько разделов концепции посвящены принципам, которых Россия намерена придерживаться при сотрудничестве в различных областях. Везде провозглашаются принципы безопасности, равного доступа и всестороннего сотрудничества, но кое-что бросается в глаза.

Достигнув высокого уровня социально-экономического и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов. Все более разрушительному воздействию подвергаются базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семейные ценности. Абсолютизируется свобода личности, осуществляется активная пропаганда вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждается культ насилия, потребления и наслаждения, легализуется употребление наркотиков, формируются сообщества, отрицающие естественное продолжение жизни. Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений становятся предметом геополитических игр и спекуляций, порождающих вражду и ненависть.

Насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка и информационной деятельности приводят к усилению разобщенности и поляризации национальных обществ, разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности. Пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, поощряют деструктивное поведение, формируют условия для саморазрушения общества. Увеличивается разрыв между поколениями. Одновременно нарастают проявления агрессивного национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма. Традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны США и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций. Они оказывают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путем распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации. Информационно-психологические диверсии и «вестернизация» культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета. Участились попытки фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ослабления государствообразующего народа.

Подвергаются дискредитации традиционные для России конфессии, культура, русский язык как государственный язык Российской Федерации. Российская Федерация рассматривает свои базовые, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, нормы морали и нравственности в качестве основы российского общества, которая позволяет сохранять и укреплять суверенитет Российской Федерации, строить будущее и достигать новых высот в развитии общества и личности. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти осуществляется в целях укрепления единства народов Российской Федерации на основе общероссийской гражданской идентичности, сохранения исконных общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития. Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество 94. Перераспределение мирового потенциала развития, формирование новых архитектуры, правил и принципов мироустройства сопровождаются нарастанием геополитической нестабильности, обострением межгосударственных противоречий и конфликтов. Страны, теряющие безусловное лидерство, пытаются диктовать другим членам международного сообщества свои правила, используют средства недобросовестной конкуренции, применяют в одностороннем порядке ограничительные меры санкции , открыто вмешиваются во внутренние дела суверенных государств.

Такие действия ведут к расшатыванию общепризнанных принципов и норм международного права, ослаблению и разрушению существующих институтов и режимов международно-правового регулирования, обострению военно-политической обстановки, снижению предсказуемости и ослаблению доверия в отношениях между государствами. Российская Федерация проводит последовательную, независимую, многовекторную, открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, направленную на защиту своих национальных интересов и укрепление международной безопасности. Российская Федерация стремится к обеспечению устойчивости системы международных отношений на основе безусловного соблюдения норм международного права, укрепления центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности при разрешении глобальных и региональных проблем. Российская Федерация стремится к повышению предсказуемости в отношениях между государствами, укреплению доверия и безопасности в международной сфере. Для снижения угрозы развязывания новой глобальной войны, предотвращения гонки вооружений и исключения ее переноса в новые среды необходимо совершенствовать механизмы поддержания стратегической стабильности, контроля над вооружениями, предотвращения распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, соблюдать меры доверия. Россия сохраняет приверженность использованию политических средств, прежде всего механизмов дипломатии и миротворчества, при урегулировании международных и внутригосударственных конфликтов. В случае совершения иностранными государствами недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер санкций политического или экономического характера либо использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем. Целями внешней политики Российской Федерации являются создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития страны, укрепление национальной безопасности, упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира.

Организационные основы и механизмы реализации настоящей Стратегии 102. Органы публичной власти в своей деятельности руководствуются положениями настоящей Стратегии. Реализация настоящей Стратегии осуществляется на плановой основе путем согласованных действий органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества под руководством Президента Российской Федерации за счет комплексного применения политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Задачи, предусмотренные в рамках стратегических национальных приоритетов, решаются путем разработки, корректировки и исполнения документов стратегического планирования, программ и проектов в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также их необходимого ресурсного обеспечения. Контроль за реализацией настоящей Стратегии осуществляется в рамках государственного мониторинга состояния национальной безопасности на основе показателей состояния национальной безопасности, определяемых Президентом Российской Федерации.

К основным мерам обеспечения финансовой безопасности относятся: концептуально-методические системный подход, использование зарубежного опыта и др. Финансовое оздоровление предприятий и организаций - главное условие выхода российской экономики на траекторию активного развития, для чего необходимо замкнуть кругооборот финансовых ресурсов в экономике, прекратить утечку капиталов, развернуть финансовые потоки в сторону реального сектора. В целом залогом финансовой безопасности должно стать строгое соблюдение законодательства, скрупулезное отношение к оформлению документов финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства, постоянное отслеживание изменений в законодательстве. Финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов государств, ТНК, субгосударственных группировок и др. Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи их полный перечень довольно широк , которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. В принятой Государственной стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно. Между тем, как справедливо отмечает известный итальянский эксперт по международным финансам Фульчери Бруни Рочча, финансы - это канал проникновения, позволяющий контролировать извне страну-должника. Внешний контроль может быстро распространиться на все стороны экономической, а затем и социальной жизни. Так обретают черты новые формы вассалитета и колониализма. Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи позволяет обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу рабами. Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие: стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства называемого глобализацией ; постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне бюджетные системы государств и международных организаций , так и на глобальном уровне межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую ; растущая автономизация субгосударственных субъектов ТНК, ТНБ и др. Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны. Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической,бюджетнойиденежно-кредитнойполитике и т. Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности Основные цели и задачи обеспечения финансовой безопасности как государства, так и компании: определение факторов, влияющих на финансовую и производственную деятельность, их формализация; построение системы ограничений, ликвидирующих неумышленное и предумышленное воздействие. Для компаний разработка стратегии финансовой безопасности - часть стратегии развития, посредством которой ее руководители решают две наиболее важные задачи, составляющие коммерческую тайну: 1 развитие новых и или модернизация существующих методов продвижения продукции и услуг на товарных и финансовых рынках, позволяющие ей оптимизировать поступление ираспределениеденежных и приравненных к ним средств сучетомсбалансированного распределения различного родарискови способов их покрытия, поиск оптимальной корпоративной структурыкапитала; 2 построение финансовогоменеджментав рыночной среде, характеризующейся высокой степенью неопределенности и повышеннымриском. Это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать экономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами. При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различного рода финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т. Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении. При этом следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России следует принять во внимание в современных условиях: установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций; отраслевые ограничения ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства ; меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции; требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т. На последний аспект стоит обратить особое внимание.

The ways of strengthening the financial security of Russia are given. The purpose of this scientific work is to find ways to improve the financial security of the state, solving problems with its provision. Ключевые слова: финансовая безопасность, финансовая система, финансово-экономическая политика, общественно-государственное контрольное формирование. Key words: financial security, financial system, financial and economic policy, public-state control formation. В научной литературе не раз затрагивалась проблема обеспечения экономической финансовой безопасности страны. Абалкин М. Также, в научных работах по данной теме отмечается важность исследования ряда угроз финансовой безопасности России. Актуальность данного вопроса заключается в том, что для экономической системы государства угрозы в разных ситуациях могут иметь как отрицательное значение, так и положительное. Моисеев П. По мнению Сенчагова В. Далее обратимся к таким показателям, как нецелевое использование бюджетных средств и уровень коррупции в госструктурах. Бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов необходимы для удовлетворения общественных потребностей в ходе осуществления органами власти их деятельности. Однако сегодня государственные и муниципальные финансовые ресурсы все чаще расходуются не по назначению, на что оказывают влияние некоторые факторы, среди которых уровень коррупции [9, с. Являясь угрозой финансовой безопасности государства, которая означает необходимость создания условий для защиты национальных финансово-экономических интересов и финансовой деятельности страны, сохранение целостности и единства финансовой системы, успешное преодоление внутренней и внешней опасности России в финансовой сфере, коррупция способствует как уменьшению поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, так и снижению финансирования государственных проектов и целевых программ и др. Как следствие - уменьшается богатство страны и снижается уровень жизни населения [6, с. Это определило потребность в формировании эффективного государственного механизма, обеспечивающего финансовую безопасность РФ. Финансовая безопасность государства состоит из взаимодополняющих составляющих, что находит отражение в организации деятельности государства в обеспечении финансовой безопасности [2, с. Кроме того, всё упомянутое можно представить как некие вопросы их абсолютный список достаточно широкий , которые обязаны решать органы государственной власти и управления для того, чтобы обезопасить и повысить эффективность функционирования всех взаимосвязанных звеньев государственного управления с финансовой системой, а также её элементов [4, с.

Путин утвердил стратегию экономической безопасности РФ до 2030 года

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года. Справка Основные вызовы и угрозы экономической безопасности России были определены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Среди них можно выделить финансовые угрозы внешнего и внутреннего характера.
Текущее положение финансовой системы РФ в 2023 году: анализ и перспективы, читать онлайн Отражены теоретические позиции участников, характеризующие направления современного санкционного давления на российскую экономику.

Путин утвердил стратегию экономической безопасности РФ до 2030 года

Совет безопасности (СБ) РФ считает приоритетным направлением своей работы противодействие Западу в его попытках обострить экономическую и социальную ситуацию в России. Об этом в субботу, 3 июня, заявил секретарь СБ Николай Патрушев в статье. В своем послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил о приостановке участия России в Договоре о со-кращении стратегических наступательных вооружений. В конце декабря 2022 г. Банк России публикует доклад «Основные направления развития финансового рынка РФ на 2023-2025 годы», в котором дает оценку текущему состоянию финансового рынка и описывает перспективы его развития. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. I. Общие положения. 1. Последовательно проводимый Российской Федерацией курс на укрепление.

Принята новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

10. В качестве заключения: в целом не оспаривая значимость глобальных, макроэкономических, пространственных и отраслевых, факторов, вызовов и угроз обеспечения экономической безопасности России, стоит отметить следующие. Ранее Путин подписал указ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Этим же указом глава РФ поручил в трёхмесячный срок утвердить план мероприятий по реализации стратегии. 20. Основными задачами по реализации направления, касающегося сбалансированного пространственного и регионального развития Российской Федерации, укрепления единства ее экономического пространства, являются. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации (ОНРФР) — один из среднесрочных документов Банка России. Он принимается ежегодно на трехлетний период. В статье также проанализированы сильные и слабые стороны внедрения цифровых валют, которые при правильном взвешенном подходе, по мнению многих исследователей, может обеспечить безопасность российской финансовой системы. Основной упор в документе, утвержденном Владимиром Путиным в мае текущего года, делается на вызовах и угрозах экономической безопасности страны, а также целях и направлениях государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности.

Многополярность должна быть многополярной

  • Политика конфиденциальности
  • 3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.
  • Sorry, your request has been denied.
  • Основные направления развития финансового рынка РФ на период 2023–2025 гг. по мнению Банка России
  • [[slotProps.postItem.title]]
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Большая российская энциклопедия

Политические основы обеспечения национальной безопасности России в 2024 году

Несмотря на то, что опубликованный документ на сайте ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов» (далее Проект) носит ознакомительный характер, его еще предстоит утвердить в Госдуме. Президент России Владимир Путин утвердил указ «О стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года». создает благоприятные условия для укрепления российского присутствия на мировых рынках, прежде всего за счет расширения номенклатуры экспорта, в частности увеличения объема экспорта несырьевой продукции и расширения географии внешнеэкономических связей. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2023 года — это документ, который определяет основные приоритеты и задачи государства по обеспечению безопасности страны и ее граждан. Статья автора «Стараюсь гордиться своей страной» в Дзене: В 2023 году Россия продолжит свой политический курс, направленный на укрепление государственной безопасности и экономического развития.

ЦБ утвердил направления развития информбезопасности финансовой сферы

Основной упор в документе, утвержденном Владимиром Путиным в мае текущего года, делается на вызовах и угрозах экономической безопасности страны, а также целях и направлениях государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В этой статье мы рассмотрим основные принципы, задачи и направления новой стратегии национальной безопасности России до 2023 года и обсудим, как эти документы позволят обеспечить стабильность и безопасность государства в сложный для него и мира период. Статья рассматривает политические аспекты обеспечения национальной безопасности в 2024 году и роль государства в этом процессе. Анализируются основные стратегии и программы, направленные на защиту интересов страны и укрепление ее безопасности.

Стратегия национальной безопасности России на 2023 год: основные направления и задачи

Стратегические цели развития и актуальные угрозы экономической безопасности Российской Федерации. в федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022–2023 гг. 15 НСПК — Национальная система платежных карт; СПФС — Система передачи финансовых сообщений Банка России. 16 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. 1,0 трлн рублей, представленного в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года. Справка

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы РФ на 2023 - 2025 годы. В 2021 году завершался переходный период нормализации бюджетной политики после контрциклического смягчения в период пандемии: по мере восстановления деловой активности и повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам антиковидные программы завершались, а акцент смещался на средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны. При исполнении бюджета дополнительные финансовые ресурсы направлялись на мероприятия и программы, позволяющие ускорить достижение национальных целей развития. В частности, импульс придали мероприятия Послания Президента Федеральному Собранию 2021 года, а также проекты, сформированные в рамках стратегических инициатив Правительства. Такой подход, прежде всего, был направлен на реализацию ключевой задачи бюджетной политики - повышение благосостояния и улучшение качества жизни граждан посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития. В 2022 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с обострением геополитических противоречий. Введение беспрецедентных экономических и финансовых санкций западными странами было направлено, с одной стороны, на дестабилизацию финансовой системы, а с другой стороны, на нанесение ущерба экономическому потенциалу страны вследствие разрыва устоявшихся хозяйственных связей. В связи с этим экономическая политика в этот период в первую очередь ориентирована на 1 обеспечение финансовой и ценовой стабилизации при поддержке доходов уязвимых категорий граждан и 2 содействие скорейшей адаптации в т. В части бюджетной политики это предполагает: 1.

Финансовый сектор РФ продолжает развиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, предлагая новые финансовые инструменты и услуги, а также налаживая взаимодействие с зарубежными партнерами. В текущей ситуации финансовая система России сталкивается с различными вызовами и негативными факторами, такими как экономические санкции, нестабильные цены на нефть и геополитические риски. Вместе с тем, российская финансовая система продемонстрировала устойчивость и эффективность в обеспечении финансовой стабильности и поддержке экономического роста страны. Анализ современной финансовой системы России показывает важное значение этого сектора для развития экономики. С комплексным набором финансовых услуг, банковских институтов и регулирующих органов, Россия продолжает укреплять свою финансовую инфраструктуру и совершенствовать систему управления финансовыми рисками. В перспективе, финансовая система РФ будет развиваться в направлении укрепления финансовой стабильности, плотной интеграции с мировыми финансовыми рынками и применения инновационных технологий. Ожидается, что новые деривативы, цифровые технологии и финансовая инклюзия будут содействовать развитию финансовой системы России, а также усилению ее роли в мировом финансовом сообществе. Обзор финансовой системы РФ в 2023 году Финансовая система РФ в 2023 году продолжает развиваться и приспосабливаться к меняющейся экономической ситуации. В последние годы были сделаны значительные шаги для укрепления финансовой стабильности и повышения конкурентоспособности российской экономики. Одним из важнейших событий в финансовой системе РФ в 2023 году было усиление роли Центрального банка в обеспечении финансовой устойчивости страны. Банк активно осуществляет мониторинг и анализ состояния банковской сферы, содействуя росту доверия к банковскому сектору и обеспечению его надежности. Также Центральный банк продолжает работу по повышению эффективности финансового контроля и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Другим важным направлением в развитии финансовой системы РФ является укрепление финансовых рынков. В 2023 году наблюдается положительная динамика на фондовом рынке, который становится все более привлекательным для инвесторов.

Усиление государственного контроля над миграционными потоками и разработка эффективных механизмов интеграции мигрантов. Укрепление информационной безопасности и поддержка развития российских медиа. Стратегия национальной безопасности РФ до 2023 года направлена на обеспечение защиты интересов России и мирного развития страны, а также на укрепление ее внешней и внутренней безопасности. Роль стратегии в обеспечении национальной безопасности Стратегия национальной безопасности играет ключевую роль в обеспечении безопасности государства. Она определяет основные цели и задачи, а также планы действий по защите интересов Российской Федерации как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Целью стратегии национальной безопасности является создание условий для защиты государства, его территориальной целостности, суверенитета и национальных интересов. Она направлена на обеспечение устойчивого развития страны, защиту ее населения, экономики и природных ресурсов. Стратегия национальной безопасности включает в себя комплексную систему мер и механизмов, которые направлены на обнаружение, предотвращение и противодействие угрозам национальной безопасности. Она основана на рациональном использовании ресурсов и сил государства для достижения поставленных целей. В рамках стратегии национальной безопасности разрабатываются и реализуются конкретные меры по защите государственных интересов и обеспечению безопасности каждого гражданина. Это включает в себя защиту от терроризма, организованной преступности, экономического шпионажа, информационных и кибер-угроз, а также внешних военных угроз. Стратегия национальной безопасности также предусматривает сотрудничество с другими государствами и международными организациями по вопросам безопасности. Взаимодействие с партнерами позволяет создать единое пространство безопасности, обеспечить стабильность и мир в регионе и в мире в целом. Принятие стратегии национальной безопасности является важным шагом для обеспечения безопасности государства и его граждан. Она помогает определить приоритеты, разработать и реализовать меры по защите интересов России и гарантирует ее стабильное развитие в условиях современных вызовов и угроз. Основные угрозы и вызовы, стоящие перед Россией 1.

И это несмотря на то, что в западном общественно-политическом дискурсе по проблемам экономической безопасности на протяжении десятилетий преобладала воинственная риторика. Так, в Стратегии национальной безопасности США 1999 года говорилось: «Мы будем делать все возможное для защиты этих [жизненно важных] интересов, в том числе, когда это необходимо и уместно, использовать нашу военную мощь в одностороннем порядке и решительно» [7]. При этом к жизненно важным интересам США вышеупомянутая стратегия в числе прочего относила экономическое благосостояние американского общества, защиту энергетики, банковского дела и финансов. По словам профессора экономики Национального университета обороны США Дональда Лосмана, «это заявление свидетельствует о том, что Америка готова использовать военную силу для достижения экономических целей» [8]. Похожее утверждение было сделано и Стратегии национальной безопасности США 2015 года: «Соединенные Штаты будут применять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке, когда этого потребуют наши непреходящие интересы: … когда в опасности окажется наша жизнь и благосостояние» [9]. Итак, новая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации предусматривает адекватные ответы на военно-политические вызовы и угрозы отечественной экономики. Помимо этого преимуществом данной Стратегии является то, что в ней впервые утверждается перечень индикаторов экономической безопасности, а также конкретизируется ответственность за ее выполнение. В частности, определяется орган государственной власти, обязанный разработать и впоследствии осуществлять меры по реализации Стратегии экономической безопасности Правительство Российской Федерации , устанавливаются сроки разработки данных мер 3 месяца и форма отчетности по итогам их осуществления ежегодный доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению. Вместе с тем есть отдельные направления, по которым вышеупомянутую Стратегию можно было бы усовершенствовать, например, перераспределить полномочия по осуществлению контроля ее реализации между органами государственной власти. В соответствии с утвержденной Стратегией указанные полномочия возложены на Правительство Российской Федерации, то есть на тот же самый орган, который отвечает ее выполнение. По сути, это означает не контроль, а самоконтроль. Представляется, что функцию контроля реализации Стратегии экономической безопасности целесообразно возложить на Счетную палату Российской Федерации, являющуюся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита контроля. Еще одно актуальное направление, по которому можно было бы усовершенствовать вновь принятую Стратегию экономической безопасности, состоит в том, чтобы установить пороговые значения для предусмотренных этой Стратегией индикаторов. Дополнение перечня указанных индикаторов их пороговыми значениями повысит степень объективности оценки экономической безопасности государства, упростит процедуру контроля реализации Стратегии экономической безопасности, придаст конкретики этому документу. Существует несколько способов определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности.

ЦБ утвердил направления развития информбезопасности финансовой сферы

Защита интересов России на международной арене Одним из основных направлений стратегии национальной безопасности России на 2023 год является защита интересов страны на международной арене. Это включает в себя укрепление обороноспособности, поддержку союзников, участие в международных организациях, защиту прав и интересов российских граждан за рубежом. Обеспечение экономической безопасности Еще одним важным направлением является обеспечение экономической безопасности. В стратегии национальной безопасности России на 2023 год предусмотрены меры по стимулированию экономического роста, укреплению финансовой системы, борьбе с экономическими преступлениями, защите интеллектуальной собственности и т. Все эти направления, взаимодействуя между собой, должны обеспечить безопасность России как внутри страны, так и на международной арене в целом. Задачи по диверсификации экономики Разработка и реализация программы по развитию несырьевых отраслей экономики Одной из задач в рамках стратегии национальной безопасности России на 2023 год является создание условий для развития несырьевых отраслей экономики. Для достижения данной цели необходимо разработать и реализовать комплексную программу, направленную на поддержку и развитие современных технологий в нефте- и газодобыче, атомной и космической отраслях, информационных и коммуникационных технологиях, машиностроении, медицине и других областях.

Усиление инновационной деятельности в экономике и науке Важным фактором диверсификации экономики является инновационная деятельность. Необходимо создание условий для активного внедрения новых технологий в производство и усиление сотрудничества между научными и производственными секторами. Для этого необходимо продвижение развития международных научно-технологических связей и технологических переходов, а также создание системы государственного и коммерческого финансирования инноваций и грантовых программ. Повышение качества образования и развитие человеческих капиталов Диверсификация экономики невозможна без высококвалифицированных кадров и развития человеческого капитала.

Алексеева, Секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства Российской академии естественных наук и журнала «Экономическая безопасность» была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «VII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, в очном и ZOOM-формате. Основная цель конференции — исследование теоретической и практической значимости социально-экономической безопасности как неотъемлемой составляющей национальной безопасности России в условиях санкционного давления со стороны недружественных стран. Раскрыть важнейшие взаимосвязанные составляющие экономической безопасности государства, а именно: — экономическая независимость, в условиях международного разделения труда не носит абсолютного характера, означая сохранение неизменной возможности контроля государства за национальными ресурсами; — стабильность и устойчивость национальной экономики предполагает защиту собственности во всех ее формах, создание условий и гарантий для предпринимательской активности; — способность к саморазвитию и прогрессу, когда инновационное развитие становится необходимым и обязательным условием устойчивости и самосохранения национальной экономики. Актуальность проведения всероссийской научной конференции «VII Сенчаговские чтения» подтверждаются темами и результатами выступлений участников конференции, в которых отмечается недостаточная практическая результативность парирования рисков и угроз российской экономики с использованием методов бюджетно-финансового регулирования в условиях мобилизационной экономики [19; 25]. Всего на заседании первой секции было заявлено 35 докладов, из которых в настоящей статье представлен обзор наиболее значимых докладов по секционному направлению работы конференции.

Сегодня на первый план выходят такие составляющие проблематики экономической безопасности государств как: энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность, сохранение и укрепление технологического суверенитета, обеспечение максимально возможной реализации социальных интересов граждан на национальном уровне [12]. Отражая, значимость вопросов по теме: «Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов» был представлен доклад Казанцева С. В экономической сфере Российская Федерация 2022 года не является серьёзным противником и конкурентом ни США, ни ЕС, ни стран, установившим антироссийские санкции. В 2021 г. В 2023 г. В этих условиях нашей стране целесообразно сосредоточиться на возрождении собственной экономики, на решении внутренних вопросов [7]. Представители делового и научного сообществ, политических партий и общественных движений высказали уже много предложение о том, что и как надо для этого делать. Часть из них нашла отражение в принятых после 2014 г. Работа с этими предложениями, по типу работы с базами данных, поможет принимающим решения на государственном уровне определить стратегические подходы к обеспечению устойчивого развития российской экономики не только в условиях, используемых в отношении РФ беспрецедентных ограничений, запретов и санкций, но и в условиях растущей неопределённости и неустойчивости быстро меняющегося мира.

Для этого следует стремиться: увеличить численность населения, повысить его уровень жизни и образования, добиться импорто- и экспорто-независимости, найти новых друзей и партнёров, уйти от американского доллара, создать благоприятную для развития законодательную, деловую, научно-образовательную и информационную среду, иметь развитую инфраструктуру [8]. В докладе, подготовленном группой авторов в составе: Наумова С.

Гибкое же курсообразование, напротив, позволяет уравновесить интересы различных участников экономической деятельности, способствуя диверсификации экономики и росту ее устойчивости, что особенно важно в периоды структурных экономических преобразований или повышенной неопределенности. Хотя изменение относительных цен может носить и циклический характер, это лишь усложняет задачу по определению равновесного курса валюты для центрального банка.

Вместе с тем страны - экспортеры природных ресурсов, экономическая активность в которых существенно зависит от конъюнктуры мировых товарных рынков в том числе в России , для повышения макроэкономической устойчивости используют инструменты сглаживания влияния внешнего сырьевого цикла на внутренний деловой цикл, включая применение бюджетных правил. В России конструкция бюджетного правила с 2017 года подразумевала в том числе проведение Банком России операций на валютном рынке в связи с операциями Минфина России по накоплению расходованию Фонда национального благосостояния. Хотя бюджетное правило было направлено прежде всего на ограничение влияния сырьевого цикла на экономику и стабильность государственных финансов, механизм его реализации также обеспечивал снижение курсовой волатильности, связанной с колебаниями цен на нефть. Учитывая блокировку валютных счетов Банка России в феврале 2022 года, Банк России не имеет возможности проводить операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке в ключевых мировых резервных валютах в целях противодействия факторам финансовой нестабильности такая возможность ранее предусматривалась.

Это также означает приостановку действия отдельных положений бюджетного правила, что выступает дополнительным источником волатильности на валютном рынке. Поэтому для предотвращения реализации рисков для финансовой стабильности в конце февраля - начале марта 2022 года было ограничено свободное трансграничное движение капитала. Данная мера в совокупности с другими принятыми мерами позволила сохранить стабильность финансовой системы. По мере снижения рисков введенные ограничения смягчались.

Сохраняющиеся ограничения на свободу движения капитала компенсируют эффект введенных внешних санкций, направленных на стимулирование вывода капитала зарубежных инвесторов из России и запрет на потенциальный приток капитала в будущем. Несмотря на действие мер по контролю за движением капитала, курс рубля остается плавающим. В новых условиях его динамика определяется преимущественно балансом спроса импортеров на иностранную валюту и предложением иностранной валюты со стороны экспортеров. Теория и практика денежно-кредитной политики в целом подтверждают, что временное использование ограничений на свободу движения капитала, чтобы купировать риски для финансовой стабильности, совместимо со стратегией таргетирования инфляции и режимом плавающего валютного курса.

Однако сохранение в течение продолжительного времени масштабных прямых ограничений на свободу движения капитала может иметь негативные долгосрочные последствия для экономики, потенциала ее роста см. Ограничения на свободу движения капитала являются исключительно инструментом политики по поддержанию финансовой стабильности. По мере снижения рисков для финансовой стабильности Банк России считает возможным дальнейшее смягчение данных ограничений. При этом Банк России учитывает тот факт, что часть ограничений на свободу движения капитала носит неэкономический и двусторонний характер.

Соответственно, их смягчение возможно только на взаимной основе. Применение ключевой ставки и коммуникации как инструментов денежно-кредитной политики Основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Влияние ключевой ставки на динамику цен обеспечивается множеством разнообразных причинно-следственных связей. Комплекс этих связей называется трансмиссионным механизмом денежно-кредитной политики.

Ключевая ставка Банка России влияет на рыночные процентные ставки, от которых зависит склонность экономических субъектов к потреблению, сбережению, инвестированию. В зависимости от этого формируется внутренний спрос в экономике, который воздействует на динамику цен. Для эффективного влияния ключевой ставки на уровень рыночных процентных ставок необходимо, чтобы на первом этапе трансмиссионного механизма однодневные ставки денежного рынка формировались вблизи ключевой ставки. Это является операционной целью денежно-кредитной политики Банка России.

Для достижения операционной цели Банк России использует инструменты управления ликвидностью и коридор процентных ставок. В 2022 году система инструментов денежно-кредитной политики продемонстрировала свою эффективность и позволила в короткие сроки стабилизировать ситуацию: в условиях высокой волатильности денежных потоков Банк России смог в полной мере удовлетворить потребности банков в ликвидности и компенсировать воздействие внешних факторов см. В то же время введение санкций рядом стран в 2022 году, принимаемые антикризисные меры, подстройка к ним российской экономики привели к снижению эффективности трансмиссионного механизма. При этом ключевая ставка продолжила влиять на совокупный спрос и инфляцию.

Временное снижение эффективности трансмиссионного механизма учитывалось Банком России при принятии решений по ключевой ставке. По мере адаптации экономики к введенным ограничениям и принятым мерам эффективность трансмиссионного механизма восстанавливалась. Этот процесс продолжится см. Приложение 1 "Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики в условиях структурной перестройки экономики".

Изменение ключевой ставки в полной мере влияет на динамику спроса и цен не сразу, а со временем. По оценкам Банка России, для этого требуется три - шесть кварталов. Это означает, что Банк России на горизонте 1 - 1,5 года может обеспечить возвращение инфляции к цели в случае ее отклонения. При этом Банк России выбирает траекторию возврата инфляции к цели в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

Так, с учетом необходимости структурной перестройки экономики после событий начала 2022 года снижение возросшей инфляции до целевого уровня займет более 1,5 года и произойдет только в 2024 году. Совет директоров Банка России принимает решения по ключевой ставке регулярно - восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком см. Приложение 10 "Календарь решений по ключевой ставке в 2023 году". В этом случае могут проводиться внеочередные заседания Совета директоров Банка России.

По мере стабилизации ситуации решения по ключевой ставке принимаются в стандартном режиме. Принятие решений в соответствии с графиком важно для повышения их предсказуемости. Учитывая растянутый во времени характер влияния мер денежно-кредитной политики на экономику, Банк России принимает решения по ключевой ставке на основе устойчивых тенденций в экономике и факторов длительного действия. Банк России изменяет ключевую ставку, если текущие тенденции указывают на продолжительное отклонение инфляции от цели на прогнозном горизонте или имеются факторы длительного действия, которые с высокой вероятностью приведут к такому продолжительному отклонению.

Для оценки продолжительности действия факторов Банк России использует макроэкономический прогноз см. Если текущее отклонение инфляции от цели связано с действием временных факторов и ожидается ее возвращение к целевому уровню на краткосрочном горизонте, использование мер денежно-кредитной политики не требуется. В то же время краткосрочные факторы могут вызывать более продолжительное отклонение инфляции от цели, если их действие окажет влияние на инфляционные ожидания. Динамика инфляции в значительной степени определяется инфляционными ожиданиями, поскольку исходя из них экономические агенты принимают решения о покупках, определяют уровень заработной платы и цен.

В условиях, когда инфляционные ожидания стабильны и привязаны к цели по инфляции, покупатели ограничивают покупки товаров в ответ на краткосрочное ускорение роста цен, так как уверены в замедлении инфляции и возвращении ее к цели. Они не берут дополнительные, избыточные кредиты и не спешат тратить сбережения, поскольку их ожидания относительно долгосрочной реальной процентной ставки остаются неизменными. Таким образом, при заякоренных инфляционных ожиданиях повышение цен выступает фактором сдерживания спроса и тем самым ограничивает рост инфляции в ответ на действие временных проинфляционных факторов. Однако может наблюдаться и иная ситуация.

В ответ на ускорение инфляции под влиянием краткосрочных факторов население может начать предъявлять повышенный спрос на товары, ожидая, что скоро они будут стоить дороже. Этот процесс может затронуть как изначально подорожавшие товары, так и другие, в том числе товары первой необходимости. Население может тратить накопления, ожидая снижения их покупательной способности. Ожидание более высокой инфляции и, соответственно, более низких процентных ставок в реальном выражении в будущем может подталкивать их привлекать новые кредиты на текущие покупки.

В данных условиях производители могут решиться на существенное повышение цен на более широкий круг товаров и услуг. Инфляционное давление увеличится, а отклонение инфляции от цели станет более устойчивым. При этом для возвращения инфляции к цели будет необходима более существенная реакция денежно-кредитной политики, чем происходящее ускорение инфляции. Динамика инфляционных ожиданий была одним из факторов, который учитывал Банк России при принятии решений по ключевой ставке см.

Изменяя ключевую ставку в ответ на отклонение инфляции от цели, центральный банк сглаживает экономический цикл контрциклическая роль денежно-кредитной политики. Для достижения цели по инфляции Банк России влияет на динамику спроса. В состоянии долгосрочного равновесия в экономике, то есть когда инфляция и инфляционные ожидания находятся вблизи цели, а выпуск - на уровне, близком к потенциалу, денежно-кредитная политика не должна оказывать ни сдерживающего, ни стимулирующего влияния на спрос и экономику. Это означает, что центральный банк должен проводить нейтральную денежно-кредитную политику - поддерживать ключевую ставку на нейтральном уровне.

Нейтральный уровень процентной ставки невозможно непосредственно измерить, а можно приблизительно оценить на основе наблюдаемых экономических показателей. При этом в период значимых изменений в экономике неопределенность оценок нейтральной процентной ставки возрастает. Из-за изменившихся взаимосвязей с внешним миром подходы к оценке нейтральной процентной ставки Банка России изменились. В новых условиях нейтральная процентная ставка в большей степени определяется внутренними факторами, а внешние факторы мировая нейтральная ставка, премия за риск оказывают на нее опосредованное влияние.

В период структурной перестройки экономики оценка уровня долгосрочной нейтральной процентной ставки связана с высокой неопределенностью. Есть факторы, которые могут действовать как в сторону ее повышения, так и в сторону ее снижения. Банк России будет оценивать воздействие этих факторов по мере накопления данных см. Понятие нейтральной ставки также связано с понятием нейтральной кривой доходности.

В состоянии равновесия кривая доходности должна иметь нормальную, то есть возрастающую форму. Это означает, что долгосрочные процентные ставки в экономике будут выше краткосрочных, так как в долгосрочных процентных ставках участниками рынка учитываются дополнительные премии за срочность и риск. При этом при закрепленных вблизи цели инфляционных ожиданиях долгосрочные процентные ставки более стабильны и меньше реагируют на текущие изменения внешних и внутренних условий и изменения ключевой ставки, которая является краткосрочной по своей природе. Возрастающая форма кривой доходности в условиях нахождения экономики вблизи потенциала и инфляции у цели, а ключевой ставки - на нейтральном уровне отражает установление реальных процентных ставок на различные сроки на уровнях, которые формируют нейтральные денежно-кредитные условия в экономике.

В ситуации, когда темпы роста и уровень совокупного спроса начинают опережать производственные возможности экономики, происходит отклонение экономики вверх от потенциала. Для предотвращения ее перегрева и связанного с этим отклонения инфляции и инфляционных ожиданий вверх от цели необходимо временное повышение ключевой ставки выше ее нейтрального уровня. И наоборот, если совокупный спрос оказывается меньше производственных возможностей экономики, реализуются риски отклонения экономики вниз от потенциала, а инфляции - вниз от цели. В этих условиях требуется временное снижение ключевой ставки ниже ее нейтрального уровня.

Однако расширение спроса опережало возможности по наращиванию выпуска. Компании сталкивались с нехваткой комплектующих, рабочей силы, проблемами в логистике. В результате инфляционное давление нарастало, усилились риски значительного и продолжительного отклонения инфляции вверх от цели. В этих условиях Банк России повышал ключевую ставку.

Для поддержки внутреннего спроса и стабилизации инфляции вблизи цели на прогнозном горизонте Банк России снижал ключевую ставку и проводил мягкую денежно-кредитную политику. Решение по ключевой ставке сопровождается объяснением логики его принятия, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших решениях по денежно-кредитной политике. Сигнал является заявлением о намерениях, реализация которых обусловлена развитием экономической ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банка России. Сигнал имеет не менее важное значение, чем само решение по ключевой ставке, так как он оказывает влияние на ожидания участников рынка в отношении дальнейших действий центрального банка и на формирование кривой доходности и денежно-кредитных условий, которые согласуются с прогнозом Банка России.

Помимо сигнала, Банк России также публикует прогнозную траекторию ключевой ставки. Она публикуется как часть среднесрочного макроэкономического прогноза Банка России четыре раза в год. Прогнозная траектория ключевой ставки представлена в форме диапазонов средней ключевой ставки за каждый календарный год. При этом в течение года ключевая ставка может находиться как выше, так и ниже своего среднего за год уровня.

Публикуемые диапазоны средней ключевой ставки не являются границами изменения ключевой ставки в течение года. Публикация прогнозной траектории ключевой ставки усиливает сигнал, оказывая дополнительное влияние на формирование ожиданий участников рынка и денежно-кредитные условия. Разъяснение Банком России принятых решений и объявление будущих намерений - важный инструмент управления инфляционными ожиданиями и привязки их к цели по инфляции. Инфляционные ожидания влияют как на динамику инфляции, так и на процентные ставки в экономике.

Привязка инфляционных ожиданий населения и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значение для действенности мер, принимаемых центральным банком. Поэтому важную роль играет доверие участников экономических отношений к денежно-кредитной политике. Для формирования этого доверия необходимы как последовательная денежно-кредитная политика и успешное достижение цели по инфляции, так и понимание участниками экономических отношений политики центрального банка. С учетом этого Банк России уделяет большое внимание развитию информационной политики, а информационная открытость является одним из принципов проведения денежно-кредитной политики см.

Принятие решений по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза Учитывая, что решения по денежно-кредитной политике влияют на динамику цен с лагом, для их принятия используется макроэкономический прогноз. Для разработки прогноза Банк России применяет современные макроэкономические модели. Ядро системы среднесрочного прогнозирования - это комплексные прогнозные модели, которые отражают ключевые взаимосвязи в экономике на макроуровне. Они служат основой для получения ключевых параметров среднесрочного макроэкономического прогноза.

Эти параметры включают динамику инфляции и экономического роста, показателей денежно-кредитной сферы и платежного баланса. Данный модельный инструментарий позволяет рассчитывать сценарную траекторию изменения ключевой ставки. Помимо статистических данных, в качестве вводных параметров в моделях среднесрочного прогнозирования используются результаты краткосрочного прогнозирования, основанного на эконометрических моделях и экспертных суждениях. Для проверки согласованности прогнозов различных моделей между собой, а также для анализа отдельных актуальных вопросов применяются дополнительные "сателлитные" модели.

Выпуск N 2 38. При подготовке макроэкономического прогноза Банк России проводит детальный анализ широкого круга информации. В том числе Банк России анализирует актуальные статистические данные о состоянии российской экономики, ситуацию на мировых товарных и финансовых рынках, информацию об экономической политике в крупных зарубежных странах, возможные изменения в бюджетном, налоговом, социальном и иных направлениях экономической политики в России. На основе этого Банк России формирует предпосылки прогнозных сценариев - набор внешних и внутренних экономических факторов, которые могут оказывать значимое влияние на российскую экономику и динамику инфляции, а также оценивает инфляционные риски.

При подготовке макроэкономического прогноза Банк России учитывает тот факт, что решения по денежно-кредитной политике всегда принимаются в условиях неполной определенности. Факторами неопределенности выступают не только возможные перспективы развития экономической ситуации и предпосылки прогноза, но и новая информация о прошлом и текущем состоянии экономики. Неопределенность в процессе принятия решений по денежно-кредитной политике также может быть связана с особенностями модельного инструментария, используемого для построения макроэкономического прогноза. Поэтому большое внимание Банк России уделяет обеспечению взвешенности принимаемых в области денежно-кредитной политики решений в условиях меняющейся экономической ситуации.

Это проявляется, в частности, в использовании широкого модельного инструментария, а также в расчете различных сценариев развития ситуации в мировой и российской экономике. Такой подход позволяет Банку России оценивать надежность или робастность макроэкономического прогноза и принимаемого на его основе решения по денежно-кредитной политике. В 2022 году в результате введенных санкций ожидается сокращение совокупного выпуска. Часть этого спада придется на снижение потенциального выпуска.

Неопределенность относительного масштаба снижения потенциала, а также эффективности начавшихся процессов структурной перестройки потребует дополнительной осторожности при реализации денежно-кредитной политики. Банк России придерживается консервативного подхода при оценке баланса инфляционных рисков на прогнозном горизонте, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с характером инфляционных ожиданий в России. Хотя инфляционные ожидания профессиональных участников рынка в целом закреплены на цели, инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются чувствительными к действию краткосрочных проинфляционных факторов.

Особенно сильно это может проявляться в период трансформации экономики и повышения неопределенности. При этом реакция инфляционных ожиданий на динамику цен асимметрична: население и предприятия в большей степени реагируют на ускорение роста цен, чем на его замедление. В этих условиях недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели. Поэтому при формировании предпосылок прогноза Банк России уделяет дополнительное внимание тем факторам ценовой динамики, которые могут вызвать рост инфляции и инфляционных ожиданий.

Это согласуется со стремлением Банка России принимать взвешенные робастные решения в области денежно-кредитной политики. Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах, а также внешние торговые и финансовые ограничения являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза. Кроме того, представители Банка России участвуют в работе комитетов, рабочих групп по различным направлениям государственной политики для обеспечения взаимного учета и согласованности мер, а также предоставляют экспертизу по экономическим вопросам. В 2022 году данное взаимодействие расширилось для преодоления последствий значимых внешнеэкономических изменений см.

Информационная открытость Понимание обществом проводимой денежно-кредитной политики и доверие к ней необходимы для ее эффективной реализации. Если граждане и бизнес уверены в способности и решимости центрального банка поддерживать ценовую стабильность постоянно, то в ответ на краткосрочные колебания цен или проявление проинфляционных либо дезинфляционных факторов они существенно не корректируют свои инфляционные ожидания. Понимание решений центрального банка и его информационных сигналов ведет к более быстрому и корректному их учету субъектами экономики в ожиданиях относительно уровня процентных ставок, принятии решений о заимствованиях, сбережениях, индексации заработной платы и цен. В результате повышается эффективность влияния денежно-кредитной политики на экономику и инфляцию, снижаются масштаб и продолжительность отклонения инфляции от цели.

Фото РИА Новости Между тем валютная непредсказуемость — это лишь один элемент в узле из бюджетных, налоговых, валютных и топливных проблем, который пока не могут развязать наши чиновники. Разорвав соглашение о демпферных выплатах с нефтяниками, Минфин РФ фактически создал условия для развития топливного кризиса в стране. Последующая девальвация рубля помогла залатать часть дыр в бюджете 2023 года, но одновременно она же подстегнула дефицит поставок топлива в регионы. Что и привело к экстраординарным решениям о запрете экспорта продуктов нефтепереработки.

Но попытки управлять топливными ценами через запреты экспорта вряд ли обеспечат стабилизацию топливного рынка и помогут избавиться от дефицита бензина. Во вторник в Совете Федерации глава Минфина Антон Силуанов сформулировал два предложения, которые показывают, как далеко мы находимся от нормализации топливного рынка. Решить проблему нехватки мазута, существующую в нескольких российских регионах, можно было бы двумя способами: или через общую для них закупку топлива, или через обязательство для компаний-экспортеров снабжать дефицитные субъекты Федерации, заявил Силуанов. В качестве варианта «более совершенного механизма по контролю за ценами» чиновник посоветовал создавать «централизованную закупку для трех регионов, — Мурманск, Якутия, Камчатка — это три региона, по которым есть проблема с мазутом».

Пока в Минфине предлагают вернуться к балансовым заданиям по поставкам топлива на внутренний рынок из лихих 90-х, вице-премьер Александр Новак докладывает о первых результатах своих экстраординарных мер. Вице-премьер сообщил во вторник, что правительство РФ намерено не допустить роста цен на АЗС выше уровня инфляции в 2023 и 2024 годах.

3. Стратегическое обеспечение финансовой безопасности.

В отношении персональной информации пользователя сохраняется ее конфиденциальность, кроме случаев добровольного предоставления пользователем информации о себе для общего доступа неограниченному кругу лиц. При использовании отдельных Сервисов пользователь соглашается с тем, что определённая часть его персональной информации становится общедоступной. Консультант вправе передать персональную информацию пользователя третьим лицам в следующих случаях: 3. Пользователь выразил свое согласие на такие действия; 3. Передача необходима в рамках использования пользователем определенного Сервиса либо для оказания услуги пользователю; 3. Передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры; 3. Такая передача происходит в рамках продажи или иной передачи бизнеса полностью или в части , при этом к приобретателю переходят все обязательства по соблюдению условий настоящей Политики применительно к полученной им персональной информации; 3. В целях обеспечения возможности защиты прав и законных интересов Консультанта или третьих лиц в случаях, когда пользователь нарушает Пользовательское соглашение сервисов Консультант. При обработке персональных данных пользователей Консультант руководствуется Федеральным законом РФ «О персональных данных». Изменение пользователем персональной информации 4.

Пользователь может в любой момент изменить обновить, дополнить предоставленную им персональную информацию или её часть, а также параметры её конфиденциальности, воспользовавшись функцией редактирования персональных данных в персональном разделе соответствующего Сервиса. Пользователь также может удалить предоставленную им в рамках определенной учетной записи персональную информацию, воспользовавшись функцией «Удалить аккаунт» в персональном разделе соответствующего Сервиса При этом удаление аккаунта может повлечь невозможность использования некоторых Сервисов Консультант. Меры, применяемые для защиты персональной информации пользователей Консультант принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональной информации пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц. Изменение Политики конфиденциальности. Применимое законодательство 6. Консультант имеет право вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики. К настоящей Политике и отношениям между пользователем и Консультант, возникающим в связи с применением Политики конфиденциальности, подлежит применению право Российской Федерации.

Обратная связь. Вопросы и предложения Все предложения или вопросы по поводу настоящей Политики следует сообщать в Службу поддержки пользователей Консультанта: koshin fin-plan. Ни при каких обстоятельствах Администрация Сайта не будет нести ответственности ни перед какой стороной за какой-либо прямой, непрямой, особый или иной косвенный ущерб в результате любого использования информации на этом Сайте или на любом другом сайте, на который имеется гиперссылка с нашего cайта, возникновение зависимости, снижения продуктивности, увольнения или прерывания трудовой активности, а равно и отчисления из учебных учреждений, за любую упущенную выгоду, приостановку хозяйственной деятельности, потерю программ или данных в Ваших информационных системах или иным образом, возникшие в связи с доступом, использованием или невозможностью использования Сайта, Содержимого или какого-либо связанного интернет-сайта, или неработоспособностью, ошибкой, упущением, перебоем, дефектом, простоем в работе или задержкой в передаче, компьютерным вирусом или системным сбоем, даже если администрация будет явно поставлена в известность о возможности такого ущерба. Пользователь соглашается с тем, что все возможные споры будут разрешаться по нормам российского права. Пользователь соглашается с тем, что нормы и законы о защите прав потребителей не могут быть применимы к использованию им Сайта, поскольку он не оказывает возмездных услуг. Используя данный Сайт, Вы выражаете свое согласие с «Отказом от ответственности» и установленными Правилами и принимаете всю ответственность, которая может быть на Вас возложена. Полным и безоговорочным акцептом настоящей оферты является осуществление Заказчиком оплаты предложенных Исполнителем Услуг. В отношении Услуг, предлагаемых Исполнителем по акциям специальным предложениям при их наличии с условиями оплаты частями полным и безоговорочным акцептом настоящей оферты является осуществление Заказчиком оплаты первой части от согласованной сторонами суммы. Исполнитель и Заказчик предоставляют взаимные гарантии своей право- и дееспособности необходимые для заключения и исполнения настоящего Договора на оказание информационных услуг.

В целях настоящей Оферты нижеприведенные термины используются в следующем значении: Оферта — настоящий публичный договор на оказание информационных услуг Заказчику.

Доходы в размере 26,1 трлн рублей По данной статье госбюджет, вероятно, сможет выйти на плановые значения и даже немного превысит их. Ненефтегазовые доходы Показывают сильную динамику в текущем году и по итогам первых семи месяцев достигли 10,33 трлн рублей. Минфин ждет, что по итогам года они будут на уровне 18 трлн рублей в плане заложено 17,19 трлн рублей. Нефтегазовые доходы По итогам года могут не достичь плановых значений. Минфин прогнозировал их на уровне 8,9 трлн рублей по итогам 2023.

Но за первые семь месяцев они составили менее половины от этой суммы — 4,19 трлн рублей. В последующие месяцы нефтегазовые доходы, вероятно, возрастут. Однако по итогам года недобор нефтегазовых доходов может составить порядка 0,9 трлн рублей. Его планируют покрыть с помощью средств из ФНБ. Мы ждем, что по итогам года доходы госбюджета составят 26,5 трлн рублей. В оставшиеся месяцы, по нашему мнению, они могут продолжить расти по следующим причинам: общемировой рост цен на энергоносители; уточнение определения налоговой базы для нефтяников потолок по дисконту на Urals для НДПИ и НДД ; разовый сбор с бизнеса windfall tax ; ослабление рубля, которое уже произошло.

Расходы в размере 29,1 трлн рублей По данной статье госбюджет, скорее всего, превысит плановые значения, учитывая текущую динамику госрасходов. В начале 2023-го госрасходы существенно возросли, но они были авансированными. То есть во второй половине 2023-го они могут быть меньше. Последние месяцы уже наблюдается некоторое улучшение в расходной части госбюджета. Однако по итогам года мы, вероятно, увидим значения, близкие к 31 трлн рублей. При этом Минфин вряд ли испытает существенные проблемы с госбюджетом.

Алексеева; — Секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства Российской академии естественных наук; — Международного научно-практического журнала «Экономическая безопасность». Освещены основные направления дискуссии форума. Представлена резолюция Всероссийской научно-практической конференции. Отражены теоретические позиции участников, характеризующие направления современного санкционного давления на российскую экономику. Обозначены методы противостояния валютно-финансовому, торгово-экономическому, социальному и другим мерам силового давления на отечественный национальный рынок. Кикотя, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Нижегородского государственного технического университета им. Алексеева, Секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства Российской академии естественных наук и журнала «Экономическая безопасность» была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «VII Сенчаговские чтения» для ученых, специалистов, преподавателей ВУЗов и аспирантов, в очном и ZOOM-формате. Основная цель конференции — исследование теоретической и практической значимости социально-экономической безопасности как неотъемлемой составляющей национальной безопасности России в условиях санкционного давления со стороны недружественных стран.

Раскрыть важнейшие взаимосвязанные составляющие экономической безопасности государства, а именно: — экономическая независимость, в условиях международного разделения труда не носит абсолютного характера, означая сохранение неизменной возможности контроля государства за национальными ресурсами; — стабильность и устойчивость национальной экономики предполагает защиту собственности во всех ее формах, создание условий и гарантий для предпринимательской активности; — способность к саморазвитию и прогрессу, когда инновационное развитие становится необходимым и обязательным условием устойчивости и самосохранения национальной экономики. Актуальность проведения всероссийской научной конференции «VII Сенчаговские чтения» подтверждаются темами и результатами выступлений участников конференции, в которых отмечается недостаточная практическая результативность парирования рисков и угроз российской экономики с использованием методов бюджетно-финансового регулирования в условиях мобилизационной экономики [19; 25]. Всего на заседании первой секции было заявлено 35 докладов, из которых в настоящей статье представлен обзор наиболее значимых докладов по секционному направлению работы конференции. Сегодня на первый план выходят такие составляющие проблематики экономической безопасности государств как: энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность, сохранение и укрепление технологического суверенитета, обеспечение максимально возможной реализации социальных интересов граждан на национальном уровне [12]. Отражая, значимость вопросов по теме: «Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов» был представлен доклад Казанцева С. В экономической сфере Российская Федерация 2022 года не является серьёзным противником и конкурентом ни США, ни ЕС, ни стран, установившим антироссийские санкции. В 2021 г. В 2023 г.

Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации далее - органы государственной власти , органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Вызовы и угрозы экономической безопасности 8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции.

Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.

Общее представление об экономической безопасности бюджетирования

  • ERROR Новости 09.02.2024 19:56:59
  • Ядро русского мира и угроза от США. Что говорится в новой концепции внешней политики Кремля
  • Основные угрозы экономической безопасности
  • Политический курс России в 2023 году. | Стараюсь гордиться своей страной | Дзен
  • О чем говорится в новой концепции внешней политики России - 31 марта 2023 - ФОНТАНКА.ру
  • Путин утвердил стратегию экономической безопасности РФ до 2030 года - Парламентская газета

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий