13 февраля 1934 года весь мир узнал о трагедии в ледовитом океане

В ведомости погибщих судов Lloyd Register "Челюскин" с регистрационным номером 39034 занесён с указанием следующей причины гибели: "Разрушен льдами на северном побережье Сибири 13 февраля 1934 года". 13 февраля 1934 года в Беринговом проливе был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин». В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов».

Тайна экспедиции ледокола "Челюскин". Герои были не героями.

Одним из главных мероприятий вновь образованного «Главного управления Северного морского пути» стала подготовка и проведение второго (после «Сибирякова» в 1932 году) рейса транспортного парохода вдоль побережья Северного Ледовитого океана за одну навигацию. 13 февраля 1934 года в 144 милях от мыса Уэлен и в 155 милях от мыса Северный "Челюскин", раздавленный льдами, за 2 ч ушел ко дну. Оленька Лазарева: литературный дневник. Он затонул 85 лет назад, 13 февраля 1934 года. Хотя это должно было произойти гораздо раньше — по сути, «Челюскин» был обречен на гибель с самого начала. Официальная история советской Арктики началась с 15 апреля 1926 года. Тогда вышло постановление об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане. Тема выбрана не случайно – 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Операция по спасению ста четырех человек, дрейфующих на льдине, заняла у советских авиаторов два месяца.

Сквозь историю: что происходило 13 февраля?

13 февраля 1934 года мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Стало ясно, что «Челюскин» вскоре уйдёт на дно. Эвакуация была спешной, но не панической. На лёд удалось перенести всё необходимое для создания лагеря. Признан первым в мире полярным летчиком. Он первым летал на самолете над Северным Ледовитым океаном. Судно практически достигло Берингова пролива, но затем было отнесено назад в Чукотское море, где и затонуло 13 февраля 1934 года. Пароход был фактически раздавлен льдами. В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин». 13 февраля 1934 года. 10 августа 1933 года пароход, провожаемый тысячной толпой, отошел от набережной Мурманска.

Триумф и трагедия «Челюскина». По следам катастроф

Главная страница » Февраля 1934 г. Восьмиметровый ледяной вал медленно двигался на пароход, судно трещало, ему грозила неминуемая гибель. По приказу О.

Говорила она недолго.

Она гордится своей великой Родиной, она благодарна советскому народу и Коммунистической партии за заботу о ней и ее ребенке. Карина выросла, окончила институт, живет и работает в Ленинграде. Женщина замолчала, и тут в зале встал человек, невысокий, плотный, голова круглая, как это бывает у математиков, и спросил: - Вы ничего не сказали о своем супруге, кто он такой?

А скажите, вам знакомо такое слово - «Пижма»? Этот вопрос челюскинцам явно не понравился. Мой отец находился на «Пижме», как вы уже догадались, в должности заключенного.

А ваша фамилия Кандыба. Ваш муж на том же корабле был начальником конвоя. Где он сейчас?

Челюскинцев это удивило. Продолжать неприятный разговор женщина не захотела и демонстративно села на свое место. Потом выступали еще какие-то люди, а в заключение на сцене появилась...

Вот уж чего никто не ожидал! Ей долго хлопали. О чем она говорила, вспомнить трудно.

Конечно, о том, что у нее в паспорте в графе «место рождения» написано: «Карское море. Ледокол «Челюскин». А еще о том, что она очень любит свою маму и очень ею гордится.

На этом встреча закончилась, обменивались впечатлениями уже на улице. Круглоголовый подошел сам, пальто нараспашку, на голове шляпа непонятного цвета. Насколько я понимаю, человеку просто хотелось излить кому-то душу.

Мы познакомились. Звали его Яков Самойлович. И вот очень медленно мы идем по направлению к станции метро «Василеостровская».

С Невы дует мокрый ветер, под ногами хлюпает снежная каша. Яков Самойлович, наверно, впервые рассказывает то, о чем молчал годами, и завеса тайны вокруг «Челюскина» начинает рассеиваться. На крыльце станции метро нам предстояло расстаться.

Мы проговорили еще минут пять, и тут появилась Карина. На ней было красивое пальто с узким воротником из искусственного меха, на голове - вязаная шерстяная шапочка, так одевались в те времена едва ли не все ленинградки. Яков Самойлович махнул рукой и, даже не простившись, побежал ей навстречу.

Они остановились, о чем-то заговорили и буквально тут же исчезли в дверях метро. А дня через два или три Елизавета Борисовна, мать Карины, уже принимала у себя дома шумного и бесцеремонного гостя. Она узнала его сразу, едва только он снял шляпу.

Как истинная патриотка Елизавета Борисовна относилась к евреям, мягко говоря, без особой симпатии. Но что она могла сделать? Что вообще может сделать мать с 50-летней дочерью, если она надумала переиграть свою молодость?

Со временем все улеглось. Елизавета Борисовна не любила рассказывать, однако Яков Самойлович был настойчив, и он имел на это право. ИТАК, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года.

Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну привезли на причал и помогли подняться на борт «Челюскина». Почти сразу же началось отплытие. Гудели пароходы, в черном небе лопались ракеты, где-то играла музыка, все было торжественно и немного печально.

Капитанский мостик на «Челюскине» был просторен, как школьный двор. Если смотреть вперед - не видно ничего, кроме мрака полярной ночи. А если оглянуться назад, то там есть на что посмотреть.

Вслед за «Челюскиным» плывет «Пижма», вся в огнях, точно сказочный город. По ходовому мостику «Челюскина» почти постоянно прохаживаются два человека: капитан Воронин и начальник экспедиции, академик Отто Юльевич Шмидт. На мостике «Пижмы» тоже почти всегда можно разглядеть две фигуры, одна - пониже, другая - повыше, это капитан Чечкин и начальник конвоя Кандыба, законный супруг Елизаветы Борисовны.

Шли дни. Чем дальше на восток - тем сильнее морозы, тем меньше чистой воды. Обходя ледяные массивы, «Челюскин» и «Пижма» то отклонялись далеко на север, иногда на сотни километров, то спускались далеко на юг, почти до самого континента.

Упорно, километр за километром, они продвигались на восток. И только один раз корабли-близнецы причалили друг к другу. Это случилось 4 января 1934 года, в день рождения Карины.

Начальник конвоя Кандыба, грозный представитель ЧК, без пяти минут комбриг, пожелал лично увидеть новорожденную дочь. Елизавета Борисовна занимала каюту-люкс, такую же, как у капитана и начальника экспедиции. А еще были ванная и прихожая.

Всюду полированное дерево, зеркала, никель, ковры. Кариночка сорок дней прожила в этой каюте и чувствовала себя прекрасно. Никак не могу представить, что все это залито водой и лежит на морском дне.

И ведь умеют же они строить! Да мы и не спрашивали, не так мы были воспитаны. Все наше и все советское.

Только один раз в ходовой рубке я случайно заметила небольшую медную пластинку, а на ней по-английски было написано примерно вот что: «Челюскин» спущен на воду 3 июня 1933 года. Водоизмещение 7 тысяч 500 тонн, построен по заказу Советского Союза на судостроительном заводе в г. Копенгагене, Королевство Дания».

Итак, 4 января вечером начальник конвоя Кандыба перешел с «Пижмы» на «Челюскин». В каюте N 6 у постели роженицы состоялось короткое совещание комсостава. Вопрос был один: как назвать новую пассажирку?

Елизавета Борисовна терпеливо выслушала всех и сказала: «Таня, Оля или Маша - хорошие имена, но не для моей дочери. Никто еще не появлялся на свет посреди Ледовитого океана во время полярной ночи. Мы находимся в Карском море, и я придумала необычное имя - Карина».

Мужчины пришли в восторг, а капитан Воронин тут же на судовом бланке написал свидетельство о рождении, указав точные координаты - северную широту и восточную долготу, - расписался и приложил корабельную печать. Карина родилась в самом дальнем углу Карского моря. Оставалось каких-нибудь 70 км до мыса Челюскин, а за ним, как известно, начинается другое море - Восточно-Сибирское.

Но и это еще не конец пути. Куда же и зачем плыли «Челюскин» и «Пижма»? В 1929 году геологическая партия открыла на Чукотке крупнейшее в мире месторождение олова и других ценнейших металлов, спутников оловянной руды.

Спускался как-то раз один геолог по склону сопки и присел отдохнуть. Снял рюкзак, закурил папироску, потом рассеянно глянул вниз и увидел рядом с каблуками своих сапог продолговатые камешки дымчато-серого цвета. Где-то он уже видел такую породу!

Подумал немного и вспомнил: в студенческие годы, в геологическом музее университета. Но быть того не может!

И это еще не все.

Впервые в мире создается самостоятельная радиотехническая промышленность, учебные и научные центры по радиофизике. Хорошо-то хорошо, но смотря где. Пока обыватель гордился и радовался, на Лубянке уже задумались: а зачем эти ребята так стараются?

Просто так? Но не надо говорить глупости: просто так ничего не бывает. Стали копать и обнаружили: все - евреи, даже те, на кого не подумаешь.

Стали рассуждать дальше: а зачем евреям радио? Опять-таки просто так? Не надо смешить народ, не такие евреи люди, чтобы что-нибудь делать просто так.

Стали искать и очень даже быстро нашли. Оказалось, у каждого из них дома - самодельная радиостанция и целый список иностранных корреспондентов. В наше время их называют радиолюбителями, а в те далекие времена рассудили иначе: резиденты иностранных разведок.

На Лубянке потирали руки: обнаружен и обезврежен шпионский центр! И какого масштаба! Расстреливать их не стали - как раз вовремя подвернулась Чукотка.

Было решено так. Пусть поработают пару лет на добыче цветных металлов, а там сами коньки отбросят. Но сначала историческая справка.

В 1992 году специальная комиссия, назначенная президентом Ельциным, обнаружила в архиве Политбюро ЦК КПСС за 1933 год два любопытных документа - две ноты правительства Дании правительству Советского Союза. В первой ноте речь идет о пароходе «Челюскин», а во второй - сразу о двух пароходах: «Челюскине» и «Пижме». Итак, читаем: «Королевское правительство Дании выражает серьезную озабоченность в связи с решением советских властей направить корабли «Челюскин» и «Пижма» в самостоятельное плавание из Мурманска на Дальний Восток через моря Северного Ледовитого океана.

Оба корабля относятся к классу самых обычных грузопассажирских пароходов и поэтому совершенно не приспособлены к плаванию в северных широтах. В случае гибели хотя бы одного из названных кораблей незаслуженно пострадает престиж кораблестроительной промышленности Дании». Вот и все.

Какой же была реакция Политбюро? В протоколах заседаний датские ноты вообще не упомянуты. Одно из двух: либо повестка дня была очень насыщенной и на такие пустяковые вопросы просто не хватило времени, либо ноты были все-таки зачитаны, но оставлены без ответа.

Нетрудно представить себе такую картину: Учитель и Вождь народов вынимает изо рта трубку и, выпуская дым, произносит с грузинским акцентом: «Господа капиталисты, как всегда, заботятся о своих прибылях. Мы заплатили им сполна, и теперь эти корабли наши. Мы будем распоряжаться ими так, как сочтем нужным.

Никто не имеет права вмешиваться в наши внутренние дела». Хозяин Кремля был как всегда прав, и члены Политбюро согласно наклонили головы. А впереди их ждала расплата за это легкомыслие.

Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади. В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами замерзшего моря.

На «Челюскине» погасили огни, на палубу высыпал народ, матери вывели закутанных детей. После полярной ночи нет зрелища более волнующего, чем восход солнца. А тем временем «Челюскин» медленно скользил по узкому проходу между двумя ледяными полями.

Ни прямо по курсу, ни за кормой парохода свободной воды видно не было. Ледяные поля упрямо двигались навстречу друг другу, и никакая сила не могла помешать этому движению. Пройдут всего лишь сутки, и весь мир узнает о трагедии в Чукотском море.

Почему в Чукотском? Да потому что задание партии было уже почти выполнено. Осталось проплыть каких-нибудь 300 километров до чукотского поселка Певек с большой и надежной бухтой, но именно эти километры так и остались непройденными.

Спустя 50 лет челюскинцы будут вспоминать, словно это было вчера, как ожило корабельное радио и хриплым голосом капитана Воронина произнесло: «Всем на лед! Мы тонем! Едва ли не в тот же день американский президент Рузвельт предложил Советскому Союзу безвозмездную помощь в спасении челюскинцев.

Случай был уникальный: через несколько месяцев в США должны были состояться президентские выборы. А тут такая возможность показать американскому народу, какой у них гуманный и всесильный президент. Советский Союз - страна бедная и отсталая.

Ни на Чукотке, ни на Камчатке у русских нет ни одного самолета. А если бы даже были? Какой от них толк?

Разве это самолеты? Маленькие фанерные стрекозки - один летчик и два пассажира, и сидят в открытых кабинах. К тому же летают с черепашьей скоростью - чуть больше 100 км в час.

Другое дело - Америка! Полярная авиация! Это есть только в Соединенных Штатах.

Последняя модель американского конструктора Сикорского. Кстати сказать, Игоря Ивановича и, конечно, выходца из России. У американцев на Аляске уже целая эскадрилья таких самолетов.

Внешне похожий на парящую в небе чайку, самолет-амфибия зимой ставится на лыжи, а летом - на колеса или поплавки для посадки на воду. Фюзеляж наглухо закрыт и оборудован системой отопления от мотора. Управляют самолетом два пилота, в пассажирском салоне - шесть кожаных кресел.

Летает амфибия со скоростью более 200 км в час. От Аляски до места гибели «Челюскина» - 500 км. Туда и назад - 1000.

Для самолета Сикорского такое расстояние не помеха. Экипаж «Челюскина» должен лишь подготовить посадочную площадку, а советское правительство - дать согласие. И в течение одного дня все женщины и дети будут доставлены на Аляску, в теплые дома со всеми удобствами.

А в течение еще двух дней будут спасены и все остальные жертвы кораблекрушения. Совершенно неожиданно для всех советское правительство в категорической форме отказалось принять помощь. Вот уже чего президент Рузвельт никак не мог понять.

А все было проще пареной репы. По Северному морскому пути плыли не один, как думали американцы, а сразу два парохода. На одном из них, по имени «Пижма», находились заключенные и вооруженные охранники, а на другом, по имени «Челюскин», - жены и дети охранников.

С одним из кораблей случилась беда, и в результате на льдине в 50-градусный мороз оказались женщины и дети, включая самых маленьких. Как же можно было отказаться от американской помощи?! Какая жестокость!

Однако не будем торопиться с выводами. Не надо забывать о «Пижме».

Каменного угля и продовольствия было достаточно. Проблема в другом: что делать с двумя тысячами заключенных? Их много, а конвоиров до смешного мало. И помощи ждать неоткуда.

Как только стало ясно, что "Пижма" застряла среди льдов прочно и надолго, начальник конвоя Кандыба приказал выгрузить на лед аэросани и начать испытания с помощью летчиков-заключенных. Со временем летчики стали водить аэросани без особых происшествий. И как раз вовремя! Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов. По скрипучему трапу на лед спустился Кандыба, подошел к первым саням и заглянул внутрь. Там было темно и жарко.

В клубах пара появилась Елизавета Борисовна в беличьей шубке с красным свертком в руках. Итак, приказ был выполнен: все дети были доставлены на "Пижму". Спустя неделю, в лагере челюскинцев не осталось ни одной женщины. Мужчинам-челюскинцам Москва приказала оставаться на льдине и ждать помощи с Большой земли. Маленькая Карина и ее мать снова поселились в каюте люкс, точь-в-точь такой же, как на "Челюскине". Только 5 апреля летчик Каманин перевез их на Чукотку.

Вечером этого дня на пароходе остались одни мужчины. В кармане у Кандыбы уже лежал секретный приказ - шифрованная радиограмма. Никто не знал, что там написано, но едва ли не все догадывались. Что было дальше, достоверно никто не знает. Живых свидетелей давно нет. Примерно через неделю после торжественного въезда челюскинцев в Москву Кандыбу вызвали на Лубянку.

Домой он вернулся в чине комбрига с орденом Боевого Красного Знамени на груди. И никаких объяснений никому, даже жене. Все же однажды, будучи сильно навеселе, Кандыба рассказал Елизавете Борисовне о своем посещении Большого дома на Лубянке. По длинному коридору его провели в кабинет величиной с баскетбольную площадку. Люди в военном поднялись ему навстречу и пожали руку. И тут же вошел хозяин Лубянки - генеральный комиссар внутренних дел Генрих Ягода: голубые брюки с лампасами, белый китель с золотыми пуговицами.

Все сели, начался деловой разговор. Будто бы кое-кто из заключенных с "Пижмы" добрался до Аляски. Что вы об этом думаете? Он-то хорошо знал, на какие "подвиги" способны заключенные. Но чтобы кто-то из этих доходяг сумел пройти 500 километров по замерзшему океану?! Уверенность Кандыбы произвела хорошее впечатление.

На этом все и закончилось. Прошло время отдыха в Сочи, и на имя Кандыбы поступила телеграмма: немедленно явиться в Москву, и опять на Лубянку. На этот раз ему пришлось долго ждать. Наконец, дошла очередь и до него. Молодой человек повел его по коридорам и переходам первого этажа. В небольшой комнате за письменным столом сидел человек в военной форме, скорее всего следователь.

Внезапно дверь распахнулась, и вошел Карл Петерс, бессменный зам. Пройдет еще пять лет, и самого Петерса, а вместе с ним Ягоду и Ежова, по этим же коридорам тоже поведут на расстрел. Но кто мог знать об этом в 34-м году?! При виде высокого начальства Кандыба вскочил и вытянулся во весь свой огромный рост. Петерс сделал знак садиться, и сам опустился на стул рядом со следователем. В руках у него был иностранный журнал в блестящей цветной обложке.

Петерс открыл нужную страницу, положил журнал перед Кандыбой и только тогда заговорил бесцветным негромким голосом с легким латышским акцентом: «Посмотрите внимательно на этот снимок, вы здесь никого не узнаете? И только потом заметил внизу большую группу бородатых людей, одетых как-то странно. Присмотрелся и понял - это православные священники в полном церковном облачении. Пробежал глазами по лицам и от удивления даже открыл рот: перед ним были его старые знакомые - невольные пассажиры "Пижмы", а на переднем плане - митрополит Серафим собственной персоной! Этот снимок был сделан в Нью-Йорке месяц тому назад. Мне очень хочется знать, как эти господа попали в Соединенные Штаты.

И не только они, но и большая группа евреев-радиотехников. Можно лишь предполагать, какие интервью они дают американским журналистам, какие ужасы о нашей стране рассказывают! Петерс говорил, а Кандыба, бледный и жалкий до неузнаваемости, слушал и молчал. Но как вы его выполнили? Из трех зарядов почему-то взорвался только один, да и тот небольшой мощности. Вместо нескольких минут "Пижма" тонула восемь часов.

За это время заключенные успели перенести на лед сотни тонн грузов, а потом, получив в свои руки запасы продовольствия и теплой одежды, они всем табором двинулись к Большой земле. Насколько мы знаем, многие сотни добрались до берега и рассеялись по Чукотке. Понадобятся годы, чтобы их выловить. Но ушли не все. Большая группа политических заключенных осталась ждать американской помощи. И они ее дождались.

Перед тем как покинуть "Пижму", гражданин Кандыба успел забежать в радиорубку и вывести из строя рацию. Для этого он несколько раз выстрелил из нагана по радиолампам, но почему-то забыл о запасном комплекте. Среди зэков было сколько угодно специалистов по радиоделу. За несколько минут они заменили разбитые лампы целыми, и рация снова заработала. Один из них тут же отстучал в эфир своим заокеанским друзьям сигнал SOS. Когда на "Пижме" начался бунт заключенных, вы, гражданин Кандыба, бежали в лагерь челюскинцев на аэросанях, прихватив с собой лишь несколько человек из охраны.

Что стало с остальными вохровцами, можно только догадываться. Судьба Кандыбы была решена заранее где-то на самом верху. В этом случае суд и следствие становятся ненужными формальностями. Спустя много лет Карина пыталась реабилитировать отца, но не смогла ничего сделать. Дело Кандыбы в архивах КГБ обнаружено не было. Наша история подошла к концу.

Но ставить точку немного рано. Еще раз вернемся в 34-й год! Большая группа политзаключенных попадает не на Чукотку, а в Соединенные Штаты Америки, где нет цензуры, где можно говорить и писать, кому что вздумается. Осенью 34-го года в советской печати совершенно неожиданно появляется Указ "Об ужесточении мер в отношении лиц, предпринимающих попытки незаконного перехода границы". Такое преступление теперь карается смертной казнью. А как быть с теми, кто все-таки убежал?

В этом случае ответственность перекладывается на близких родственников: за попустительство и беспечность - 10 лет строгого лагерного режима. Сначала даже в Советском Союзе многие удивились: не слишком ли строго? Но потом разобрались - все правильно! Как можно бежать из такой замечательной страны, где "так вольно дышит человек"?! Каким надо быть негодяем! А родственники?

Будут, конечно, божиться, что ничего не знали. Да только кто им поверит? Трудно сказать, был ли кто-нибудь на самом деле привлечен к ответственности по этому указу. Зато в Америке кое-кто сразу же прикусил язык. Наши беглецы вспомнили о своих родителях, женах и детях, сменили фамилии и никому больше не рассказывали свою биографию. Еще одно событие произошло в 1980 году.

Ленинградская квартира на Васильевском острове. Перед телевизором в кресле 50-летний человек с круглой лысой головой и уже седеющими висками. Это наш старый знакомый Яков Самойлович. Звонит телефон. Яков Самойлович смотрит на футболистов в экране телевизора, машинально поднимает трубку и слышит высокий, несомненно, старческий голос. Вы родились 1 августа 1930 года?

Я ваш отец. Я звоню вам из Соединенных Штатов. Мой отец погиб при невыясненных обстоятельствах еще в 34-м году в должности " врага народа ". Я вовсе не погиб. С божьей помощью остался жив и попал в Америку. Дорогой сын!

Я тебе все напишу в письме. Если бы ты знал, как трудно мне было тебя отыскать! Так у Якова Самойловича появился отец. Однако встретиться им так и не пришлось. Ленинградских ученых в те годы за границу не выпускали. А его отец, ровесник века, не мог приехать по причине слабого здоровья.

Он прожил еще пять лет и умер в один год с Елизаветой Борисовной. Она по-прежнему живет в своей маленькой квартирке на Охтинской стороне. И это, пожалуй, все", — так заканчивает свой рассказ Э. В газете «Версты»7 появилась практически идентичная версия от лица гражданина Израиля Иосифа Закса, на сведения которого сослались питерские журналисты. Он утверждает, что зимой 1934 года в Чукотском море по указанию Сталина был взорван и затоплен корабль "Пижма", который якобы сопровождал легендарного "Челюскина". По словам Закса, на борту этого судна, а точнее, в трюмах, находились 2000 заключенных, которых везли на работу на рудники Чукотки под конвоем сотрудников НКВД.

Среди заключенных на "Пижме" находилась большая группа классных радиолюбителей-коротковолновиков. После взрывов на «Пижме» они добрались до запасного комплекта радиопередатчика, и их позывные услышали на базах американской авиации. Правда, летчики успели спасти немногих. Позже все спасенные, в том числе и отец Иосифа Закса, будто бы приняли другое гражданство. Похоже, что Яков Белимова в точности соответствует Иосифу Заксу, цитируемому петербуржцами. Корреспондент газеты «Труд» в Казани 18 июля.

История была похожа на легенду. Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев. После знакомства с версией Белимова ему стало ясно, о чем была речь. В отличие от ранее опубликованной версии Белимова в телевизионной версии охранники взяли с собой семьи. Цель "Пижмы" - проверить возможность доставки ЗК по морскому пути в это время. Когда "Челюскин" попал в ледовый плен и началась операция по его спасению, было принято решение взорвать "Пижму".

Семьи охранников были перевезены на санях к "Челюскину", а 2000 заключенных ушли на дно вместе с кораблем. Обсуждение версий Первоначально заметим, что ни одна из версий не исключает другую. Официальная версия как бы не знает о существовании других вариантов, живет или делает вид независимо. Вторая версия мрачно дополняет первую, дает расширительное нечеловеческое толкование реализации целей экспедиции. Наша задача попытаться составить истинную картину по имеющейся на сегодняшний день информации. По возможности, разобрать эти две колоды и выбросить фальшивые карты.

В рамках официальной версии возникает, пожалуй, только два вопроса: о численности людей и координатах гибели парохода. При отплытии из Мурманска по данным И. Куксина9 на корабле находилось 111 человек, в том числе один ребенок — дочь нового начальника зимовки на острове Врангеля. В это число входили 52 человека экипажа парохода, 29 человек состава экспедиции и 29 человек штата научно-исследовательской станции острова Врангеля. На «Челюскине» стало 112 человек. Более точной является приведенная выше численность в 113 человек.

Как было указано выше, перед началом дрейфа в середине сентября 8 человек на собаках было отправлено на землю. После этого на корабле должно было остаться 105 человек. Один человек погиб при погружении корабля в морскую пучину 13 февраля 1934 г. Приведенные данные с точностью до 1 человека совпадают с раскладкой состава зимовщиков, приведенных в приложении 2 на основе указа о награждении участников лагеря Шмидта. Установить причину расхождения не удалось. Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина».

Казалось бы, этот вопрос должен был быть однозначно определен. Эти координаты, безусловно, были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения поиска и спасения людей с льдины, должны были быть известны каждому экипажу самолетов, участвовавших в спасении полярников. Однако в августе этого года закончилась неудачей очередная экспедиция по поиску «Челюскина» с помощью научного судна «Академик Лаврентьев». В исследовании были использованы данные, указанные в штурманском журнале 1934 года. Тогда руководитель экспедиции Отто Шмидт сообщил в радиограмме точные координаты. Были проверены все известные в архивах координаты, оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов.

Руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода10. Возникает предположение, что по каким-то причинам или по традиции засекречивания любой информации в печати нашли отражение измененные координаты. В этой связи автор предпринял попытку найти эти данные в зарубежной печати периода спасения челюскинцев. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. Эта точка лежит в 40 милях от мыса Ванкарем, на котором расположен поселок с таким же названием12.

Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода

13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места 68°18′05″ с. ш. 172°49′40″ з. [5]. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода. 13 февраля 1934 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами Северного ледовитого океана и через два часа затонул. Многие большие корабли оказывались в ледяном плену, из которого им было не суждено выбраться. В феврале 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход "Челюскин". Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики во Владивостоке затонул ровно 86 лет назад, 13 февраля 1934 года.

Катастрофа стала торжеством

Два месяца на льдине: как выживали челюскинцы 13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению членов экспедиции на пароходе «Челюскин», переживших тяжелую зимовку на арктическом льду. В этот день летчики полярной авиации СССР сняли со льдины последнюю группу челюскинцев.
Экспедиция Отто Юльевича Шмидта на пароходе "Челюскин"... (00069) 13 февраля 1934 года затонул пароход «Челюскин». Его экипаж и члены находившейся на борту научной экспедиции отрабатывали схему доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Но в сентябре 1933-го судно было заблокировано льдами и дрейфовало.

«Челюскин» — катастрофа или триумф? Как СССР выиграл «Битву за Арктику»

Но летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались до станции. Было ясно, но холодно — ниже 40 градусов. Люди ждали самолеты возле палатки, которую окрестили аэровокзалом. Летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду. Последними улетали с льдины Отто Шмидт и капитан ледокола Владимир Воронин. Сегодня, 19 февраля в истории: 1855.

И как раз вовремя! Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов. По скрипучему трапу на лед спустился Кандыба, подошел к первым саням и заглянул внутрь. Там было темно и жарко. В клубах пара появилась Елизавета Борисовна в беличьей шубке с красным свертком в руках.

Итак, приказ был выполнен: все дети были доставлены на "Пижму". Спустя неделю, в лагере челюскинцев не осталось ни одной женщины. Мужчинам-челюскинцам Москва приказала оставаться на льдине и ждать помощи с Большой земли. Маленькая Карина и ее мать снова поселились в каюте люкс, точь-в-точь такой же, как на "Челюскине". Только 5 апреля летчик Каманин перевез их на Чукотку.

Вечером этого дня на пароходе остались одни мужчины. В кармане у Кандыбы уже лежал секретный приказ - шифрованная радиограмма. Никто не знал, что там написано, но едва ли не все догадывались. Что было дальше, достоверно никто не знает. Живых свидетелей давно нет.

Примерно через неделю после торжественного въезда челюскинцев в Москву Кандыбу вызвали на Лубянку. Домой он вернулся в чине комбрига с орденом Боевого Красного Знамени на груди. И никаких объяснений никому, даже жене. Все же однажды, будучи сильно навеселе, Кандыба рассказал Елизавете Борисовне о своем посещении Большого дома на Лубянке. По длинному коридору его провели в кабинет величиной с баскетбольную площадку.

Люди в военном поднялись ему навстречу и пожали руку. И тут же вошел хозяин Лубянки - генеральный комиссар внутренних дел Генрих Ягода: голубые брюки с лампасами, белый китель с золотыми пуговицами. Все сели, начался деловой разговор. Будто бы кое-кто из заключенных с "Пижмы" добрался до Аляски. Что вы об этом думаете?

Он-то хорошо знал, на какие "подвиги" способны заключенные. Но чтобы кто-то из этих доходяг сумел пройти 500 километров по замерзшему океану?! Уверенность Кандыбы произвела хорошее впечатление. На этом все и закончилось. Прошло время отдыха в Сочи, и на имя Кандыбы поступила телеграмма: немедленно явиться в Москву, и опять на Лубянку.

На этот раз ему пришлось долго ждать. Наконец, дошла очередь и до него. Молодой человек повел его по коридорам и переходам первого этажа. В небольшой комнате за письменным столом сидел человек в военной форме, скорее всего следователь. Внезапно дверь распахнулась, и вошел Карл Петерс, бессменный зам.

Пройдет еще пять лет, и самого Петерса, а вместе с ним Ягоду и Ежова, по этим же коридорам тоже поведут на расстрел. Но кто мог знать об этом в 34-м году?! При виде высокого начальства Кандыба вскочил и вытянулся во весь свой огромный рост. Петерс сделал знак садиться, и сам опустился на стул рядом со следователем. В руках у него был иностранный журнал в блестящей цветной обложке.

Петерс открыл нужную страницу, положил журнал перед Кандыбой и только тогда заговорил бесцветным негромким голосом с легким латышским акцентом: «Посмотрите внимательно на этот снимок, вы здесь никого не узнаете? И только потом заметил внизу большую группу бородатых людей, одетых как-то странно. Присмотрелся и понял - это православные священники в полном церковном облачении. Пробежал глазами по лицам и от удивления даже открыл рот: перед ним были его старые знакомые - невольные пассажиры "Пижмы", а на переднем плане - митрополит Серафим собственной персоной! Этот снимок был сделан в Нью-Йорке месяц тому назад.

Мне очень хочется знать, как эти господа попали в Соединенные Штаты. И не только они, но и большая группа евреев-радиотехников. Можно лишь предполагать, какие интервью они дают американским журналистам, какие ужасы о нашей стране рассказывают! Петерс говорил, а Кандыба, бледный и жалкий до неузнаваемости, слушал и молчал. Но как вы его выполнили?

Из трех зарядов почему-то взорвался только один, да и тот небольшой мощности. Вместо нескольких минут "Пижма" тонула восемь часов. За это время заключенные успели перенести на лед сотни тонн грузов, а потом, получив в свои руки запасы продовольствия и теплой одежды, они всем табором двинулись к Большой земле. Насколько мы знаем, многие сотни добрались до берега и рассеялись по Чукотке. Понадобятся годы, чтобы их выловить.

Но ушли не все. Большая группа политических заключенных осталась ждать американской помощи. И они ее дождались. Перед тем как покинуть "Пижму", гражданин Кандыба успел забежать в радиорубку и вывести из строя рацию. Для этого он несколько раз выстрелил из нагана по радиолампам, но почему-то забыл о запасном комплекте.

Среди зэков было сколько угодно специалистов по радиоделу. За несколько минут они заменили разбитые лампы целыми, и рация снова заработала. Один из них тут же отстучал в эфир своим заокеанским друзьям сигнал SOS. Когда на "Пижме" начался бунт заключенных, вы, гражданин Кандыба, бежали в лагерь челюскинцев на аэросанях, прихватив с собой лишь несколько человек из охраны. Что стало с остальными вохровцами, можно только догадываться.

Судьба Кандыбы была решена заранее где-то на самом верху. В этом случае суд и следствие становятся ненужными формальностями. Спустя много лет Карина пыталась реабилитировать отца, но не смогла ничего сделать. Дело Кандыбы в архивах КГБ обнаружено не было. Наша история подошла к концу.

Но ставить точку немного рано. Еще раз вернемся в 34-й год! Большая группа политзаключенных попадает не на Чукотку, а в Соединенные Штаты Америки, где нет цензуры, где можно говорить и писать, кому что вздумается. Осенью 34-го года в советской печати совершенно неожиданно появляется Указ "Об ужесточении мер в отношении лиц, предпринимающих попытки незаконного перехода границы". Такое преступление теперь карается смертной казнью.

А как быть с теми, кто все-таки убежал? В этом случае ответственность перекладывается на близких родственников: за попустительство и беспечность - 10 лет строгого лагерного режима. Сначала даже в Советском Союзе многие удивились: не слишком ли строго? Но потом разобрались - все правильно! Как можно бежать из такой замечательной страны, где "так вольно дышит человек"?!

Каким надо быть негодяем! А родственники? Будут, конечно, божиться, что ничего не знали. Да только кто им поверит? Трудно сказать, был ли кто-нибудь на самом деле привлечен к ответственности по этому указу.

Зато в Америке кое-кто сразу же прикусил язык. Наши беглецы вспомнили о своих родителях, женах и детях, сменили фамилии и никому больше не рассказывали свою биографию. Еще одно событие произошло в 1980 году. Ленинградская квартира на Васильевском острове. Перед телевизором в кресле 50-летний человек с круглой лысой головой и уже седеющими висками.

Это наш старый знакомый Яков Самойлович. Звонит телефон. Яков Самойлович смотрит на футболистов в экране телевизора, машинально поднимает трубку и слышит высокий, несомненно, старческий голос. Вы родились 1 августа 1930 года? Я ваш отец.

Я звоню вам из Соединенных Штатов. Мой отец погиб при невыясненных обстоятельствах еще в 34-м году в должности " врага народа ". Я вовсе не погиб. С божьей помощью остался жив и попал в Америку. Дорогой сын!

Я тебе все напишу в письме. Если бы ты знал, как трудно мне было тебя отыскать! Так у Якова Самойловича появился отец. Однако встретиться им так и не пришлось. Ленинградских ученых в те годы за границу не выпускали.

А его отец, ровесник века, не мог приехать по причине слабого здоровья. Он прожил еще пять лет и умер в один год с Елизаветой Борисовной. Она по-прежнему живет в своей маленькой квартирке на Охтинской стороне. И это, пожалуй, все", — так заканчивает свой рассказ Э. В газете «Версты»7 появилась практически идентичная версия от лица гражданина Израиля Иосифа Закса, на сведения которого сослались питерские журналисты.

Он утверждает, что зимой 1934 года в Чукотском море по указанию Сталина был взорван и затоплен корабль "Пижма", который якобы сопровождал легендарного "Челюскина". По словам Закса, на борту этого судна, а точнее, в трюмах, находились 2000 заключенных, которых везли на работу на рудники Чукотки под конвоем сотрудников НКВД. Среди заключенных на "Пижме" находилась большая группа классных радиолюбителей-коротковолновиков. После взрывов на «Пижме» они добрались до запасного комплекта радиопередатчика, и их позывные услышали на базах американской авиации. Правда, летчики успели спасти немногих.

Позже все спасенные, в том числе и отец Иосифа Закса, будто бы приняли другое гражданство. Похоже, что Яков Белимова в точности соответствует Иосифу Заксу, цитируемому петербуржцами. Корреспондент газеты «Труд» в Казани 18 июля. История была похожа на легенду. Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев.

После знакомства с версией Белимова ему стало ясно, о чем была речь. В отличие от ранее опубликованной версии Белимова в телевизионной версии охранники взяли с собой семьи. Цель "Пижмы" - проверить возможность доставки ЗК по морскому пути в это время. Когда "Челюскин" попал в ледовый плен и началась операция по его спасению, было принято решение взорвать "Пижму". Семьи охранников были перевезены на санях к "Челюскину", а 2000 заключенных ушли на дно вместе с кораблем.

Обсуждение версий Первоначально заметим, что ни одна из версий не исключает другую. Официальная версия как бы не знает о существовании других вариантов, живет или делает вид независимо. Вторая версия мрачно дополняет первую, дает расширительное нечеловеческое толкование реализации целей экспедиции. Наша задача попытаться составить истинную картину по имеющейся на сегодняшний день информации. По возможности, разобрать эти две колоды и выбросить фальшивые карты.

В рамках официальной версии возникает, пожалуй, только два вопроса: о численности людей и координатах гибели парохода. При отплытии из Мурманска по данным И. Куксина9 на корабле находилось 111 человек, в том числе один ребенок — дочь нового начальника зимовки на острове Врангеля. В это число входили 52 человека экипажа парохода, 29 человек состава экспедиции и 29 человек штата научно-исследовательской станции острова Врангеля. На «Челюскине» стало 112 человек.

Более точной является приведенная выше численность в 113 человек. Как было указано выше, перед началом дрейфа в середине сентября 8 человек на собаках было отправлено на землю. После этого на корабле должно было остаться 105 человек. Один человек погиб при погружении корабля в морскую пучину 13 февраля 1934 г. Приведенные данные с точностью до 1 человека совпадают с раскладкой состава зимовщиков, приведенных в приложении 2 на основе указа о награждении участников лагеря Шмидта.

Установить причину расхождения не удалось. Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина». Казалось бы, этот вопрос должен был быть однозначно определен. Эти координаты, безусловно, были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения поиска и спасения людей с льдины, должны были быть известны каждому экипажу самолетов, участвовавших в спасении полярников. Однако в августе этого года закончилась неудачей очередная экспедиция по поиску «Челюскина» с помощью научного судна «Академик Лаврентьев».

В исследовании были использованы данные, указанные в штурманском журнале 1934 года. Тогда руководитель экспедиции Отто Шмидт сообщил в радиограмме точные координаты. Были проверены все известные в архивах координаты, оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов. Руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода10. Возникает предположение, что по каким-то причинам или по традиции засекречивания любой информации в печати нашли отражение измененные координаты.

В этой связи автор предпринял попытку найти эти данные в зарубежной печати периода спасения челюскинцев. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. Эта точка лежит в 40 милях от мыса Ванкарем, на котором расположен поселок с таким же названием12. Он является также членом Международной Калифорнийской Академии Наук, Индустрии и Искусств, профессиональным путешественником, инициатором и руководителем десятков сложнейших высокогорных и подводных экспедиций по всему миру, Им были опубликованы уточненные координаты гибели «Челюскина», проверенные в результате погружения к пароходу. Имея такие цифры, не бросайте там якорей!

Это координаты с точностью до одного метра13». Учитывая разноречивость оценок координат затонувшего «Челюскина» автор предпринял попытку выяснения спорных моментов у Сергея Мельникоффа, утверждающего, что он совершил погружение к затонувшему пароходу и сделал фотографии в непосредственной близости от корабля на глубине 50 метров. Тексты писем приведены в приложении 3. На вопрос о значимости расхождений в координатах и наличии фальсификации исходных данных С.

Получалось, что при взлёте вместе с горючим, экипажем, научной группой и снаряжением — масса самолёта составляла 27 770 кг, тогда как садиться без ущерба для машины можно было при весе Н-169 не больше 24 тонн. Так было указано в техпаспорте.

По подсчётам Черевичного первая посадка на дрейфующую льдину была возможна только после 9 часов полёта, когда сгорит примерно 4 тонны горючего. Неожиданно после 36 минут полёта вдруг «закашлял» крайний правый мотор. Нужно садиться. Причём с полным баком топлива этого делать нельзя, опасно — одна неровность, кочка, что-то пойдёт не по плану, и вся махина взорвётся или разлетится на куски из-за большого веса. Это означало: нужно сбрасывать топливо, что, конечно же, стало бы концом экспедиции, которая почти и не начиналась. Черевичный думал иначе.

Он увидел хорошую площадку и спокойно, без нервов, молча посадил здоровенную махину. Это стало одной из самых мягких посадок в жизни экипажа. Не зря его называли величайшим полярным лётчиком. Громадный опыт и умение — вот что было фундаментом его отваги в тот день. После ремонта экспедиция продолжилась. В итоге Черевичный и экипаж Н-169 сделали три посадки 3, 13 и 23 апреля в различных точках Полюса относительной недоступности.

В дрейфующих льдинах экипаж и учёные провели в общей сложности 15 дней и узнали много важного. Удалось изменить представления того времени о рельефе океанского дна в том районе: он был не столь глубок, как предполагалось ранее. Были проведены метеорологические наблюдения, которые установили, что в это время года здесь действует устойчивый антициклон. Эти работы и сам факт, что сюда ступила нога человека, — были не менее важным событием, чем покорение Северного полюса Амундсеном. Экспедиция вернулась на Большую землю 15 мая. Тогда же были подписаны бумаги о представлении Черевичного к званию Героя Советского Союза.

Вскоре началась война, и стране было уже не до науки. Секретный полёт Шёл 1941 год. Война в самом разгаре, и вдруг Черевичный и его штурман Валентин Аккуратов получают приказ — срочно прибыть в Генштаб. Там они узнают о том, что на них возложена важнейшая задача — подготовиться к полёту в США. Черевичный и Аккуратов должны доставить советских специалистов в Сиэтл, где начнётся подготовка к переброске американского вооружения по ленд-лизу. Изначально маршрут, который был предложен лётчикам, проходил через Шпицберген с промежуточной посадкой в Великобритании.

Иван Черевичный этот план отверг: велик шанс быть сбитыми, а на борту Громов, Юмашев, Байдуков… Он предложил лететь маршрутом по арктической трассе на восток, через Аляску и Канаду с посадками Ном — Кадьяк — Ситка — Сиэтл. Конечно, был риск попасть в непогоду, но с этим Черевичный справляться умел — был одним из лучших пилотов, кто мог лететь «вслепую» и обладал выносливостью, чтобы проводить долгие часы за штурвалом. Так и полетели. Даже попав в грозу во время последнего отрезка 65-часового перелёта, он решил не садиться в Канаде, а по сигналу радиомаяка довёл самолёт до Сиэтла. Всё завершилось благополучно, а в США наших пилотов встречали как национальных героев. Родился в Санкт-Петербурге в 24 октября 1904 года в семье служащего.

В шестнадцать лет Марк Иванович оказался в рядах Красной Армии и в 1920-1921 гг. После демобилизации М. Шевелев продолжил свое образование и в 1925 году окончил факультет воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения. В 1928 году служба в проходил службу в РККА. В связи с началом активного освоения Советской Арктики Марк Иванович становится начальником полярной авиации Главного управления Северного Морского Пути 1929 г. Он отвечает за все воздушные перевозки на Севере.

В этот период в полярной служили лучшие пилоты страны. На северных рубежах СССР строились новые аэродромы, способные принимать даже тяжелые самолеты. За своевременное снабжение полярных станций отвечал М. В 1929—1937 годах участвовал в 6 полярных экспедициях. В мае 1937 года М. Шевелев руководил высадкой на дрейфующий лед научной станции "СП-1" и доставкой всего необходимого экспедиционного оборудования был заместителем Отто Шмидта в экспедиции по переброске персонала и оборудования.

В тяжелые годы массовых репрессий, которые коснулись и руководства Главсерморпути, Марк Иванович показал твердость характера и принципиальность, помогая многим людям, попавшим в беду. В 1939 году М. Шевелев был снова призван на службу в Красную Армию. Во время Великой Отечественной войны М. Шевелёв был заместителем командира авиационной дивизии, начальником штаба Авиации дальнего действия до 18 апреля 1944 года , затем - начальником воздушной трассы Красноярск - Аляска. Шевелеву было присвоено воинское звание "генерал-лейтенант авиации".

После войны в 1955 году М. Шевелёв окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С началом освоения Антарктиды ученики Марка Ивановича - ведущие полярные летчики, имеющие опыт полетов в Арктике, приняли участие в обеспечении Советской антарктической экспедиции. В декабре 1961 года- январе 1962 года М. И Шевелев и А. Афанасьев руководили полетами Первой воздушной трансантарктической экспедиции по маршруту Москва-оазис Бангера-Мирный-Восток-Мирный-Москва.

Заместитель директора Советского управления гражданской авиации в 1947—1952 годах. Заместитель командующего, начальник штаба ВВС армии в 1953—1954 гг. Начальник управления полярной гражданской авиации в 1960—1971 гг. Руководил 15 полярными экспедициями, в том числе ледовым наблюдением на ледоколе « Арктика» во время его экспедиции на Северный полюс. Шевелев награждён двумя орденами Ленина, орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды и многими медалями. Марк Иванович Шевелев скончался 6 октября 1991 года в Москве и похоронен на на Троекуровском кладбище.

Яков Давидович Мошковский Советский лётчик и парашютист, майор. Один из пионеров парашютизма в СССР. Родился 7 ноября 1905 года в еврейской семье в г. Пинске бывшая Минская Губерния. Семья Мошковских проживала на Котлярской улице, которая потом была переименована в улицу имени Мошковского. Отец - владелец и учитель школы преподавал еврейский и русский языки, историю, географию - в 1919 году был расстрелян белополяками.

В 1919 году Яков, перебравшись через линию фронта, переехал к старшему брату Шабсаю в Москву. Окончив школу-интернат, поступил в Егорьевскую военную школу летчиков, затем в Борисоглебскую военную школу, после окончания которой получил назначение в авиационную часть, расположенную в Гатчине. Служил в Гатчине, Кричевицах под Новгородом , в 1927-1930 годах - старший летчик в Воронежской авиационной бригаде. В 1930 году Мошковский сам вызвался быть помощником Леонида Минова, который должен был выполнить показательный прыжок во время сборов ВВС Московского военного округа, проходивших на базе бригады. С 1931 года Мошковский служил в Осоавиахиме: в 1933-1938 годах - начальник Высшей парашютной школы, с 1938 года - начальник спортивного отдела ЦК Осоавиахима. За организацию парашютного дела в стране в 1935 году был награжден орденом Красной Звезды.

В 1937 году состоялся знаменитый перелет на Северный полюс. Флагманский самолет возглавил М. Водопьянов, первым посадивший свою машину на полярные льды. По этому маршруту направились еще три самолета. В экипаже одного из них — «Н-172» — вторым пилотом летел Я. Об этом историческом событии сообщали все информационные агентства мира.

В фондах Пинского музея хранится пожелтевший от времени номер газеты «Известия» за 27 мая 1937 года, первая страница которой посвящена этому героическому перелету. Здесь же фотографии всех членов трех экипажей, среди них и Я. За этот беспримерный в истории перелет все участники экспедиции удостоились высоких наград СССР. Мошковский был награжден орденом Ленина. Парашютный спорт стал делом всей жизни Якова Мошковского, погибшего в неполных 34 года. Путь в авиацию для него начинался в Пинске.

Пусть в детстве он еще не осознавал себя в будущей профессии, но учеба в Пинском реальном училище, куда определил сына отец, не была напрасной. Много фотографий в запасниках музея, запечатлевших молодого, сильного, обаятельного мужчину, каковым и был Яков Давидович: вот он на занятиях в парашютной школе, а вот — на Северном полюсе, здесь — за штурвалом самолета. Не менее интересен снимок, где сам М. Калинин вручает ему высокую правительственную награду. И вот еще одна, но уже скорбная фотография — надгробная плита на Новодевичьем кладбище, где похоронен Я. Рядом с фотоснимками — вырезки из газет, рассказывающие о перелете на Северный полюс, небольшая брошюра, изданная на английском языке.

Написана она была на русском языке Мошковским, затем переведена и издана незадолго до его смерти. Брошюра посвящена развитию парашютного спорта в СССР. Эти и другие материалы передала Пинскому музею жена летчика Мария Николаевна Мошковская. Последнее выдано 7 марта 1939 года военным комиссаром Москвы и содержит важные для изучения биографии Мошковского сведения. Она издана в 1947 году, спустя много лет после смерти Я. Авторы — те, кто вместе с ним осваивал парашютный спорт, и те, для кого Яков Давидович был учителем в этом деле.

В частности, ставший впоследствии инструктором парашютного спорта Виктор Воронков вспоминает о своих первых шагах в парашютном спорте и о своих встречах с Я. После случившегося вечером того же дня Я. В коллекции есть и вещевые памятники, связанные с именем Я. В 1939 году медицинская комиссия, учитывая многочисленные травмы Мошковского, дала согласие на совершение им последних 10 прыжков. Один из них закончился трагически - во время сложного показательного прыжка на Химкинское водохранилище сильный порыв ветра снёс Мошковского на берег; в результате удара о борт грузовика Мошковский получил травму черепа, и через сутки, не приходя в сознание, скончался. Мошковский Яков Давидович".

Это был его 502-й прыжок с парашютом. Яков Мошковский был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Осипенко Полина Денисовна 1907-1939 — легендарная советская лётчица. Она прожила короткую, но очень яркую жизнь, установила пять международных женских рекордов в авиации, одной из первых женщин была удостоена звания Героя Советского Союза. Детство Полина появилась на свет 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Российской империи. Сейчас это село называется в её честь — Осипенко и находится на Украине в Бердянском районе Запорожской области.

По национальности Поля была украинкой, её девичья фамилия — Дудник. Родилась она девятым ребёнком в многодетной бедной крестьянской семье. Детские годы девочки прошли в родном селе на берегу Азовского моря. Когда Полине исполнилось шесть лет, родители отдали её в церковно-приходскую школу, но окончила она всего лишь два класса. У родителей не было денег на одежду, обувь, тетрадки. Отец решил, что писать, читать научилась и хватит, надо по дому помогать.

В восьмилетнем возрасте Полину отдали в няньки девочка ухаживала за чужими малышами , а позже она начала батрачить в своём и соседнем сёлах — белила хаты, работала на огородах. Будучи подростком, ходила в город Бердянск на заработки, но семья так и не смогла выбраться из тяжкой нужды. Юность Когда свершилась Октябрьская революция, в селе организовали колхоз имени Котовского, и родители Полины вступили в него одними из первых. Поля трудилась в колхозе наравне со взрослыми, а после работы училась в вечерней школе. Весёлая и трудолюбивая девушка была всеобщей любимицей. Вскоре её как активистку послали в Киев на шестимесячные курсы по птицеводству.

Она отправилась туда с удовольствием, потому что очень хотела учиться. Но на курсах сельской девушке было непросто. Мало того, что она не успевала записывать лекции, так ещё и не имела никаких познаний в области химии, биологии, естествознания, да и в арифметике была не сильна. Но Полина была не из тех, кто сдаётся, с помощью преподавателей и товарищей она преодолела все трудности и окончила курсы с похвальным листом. Получив специальность «инструктор по птицеводству», в 1930 году она вернулась в родное село, где её назначили на должность заведующей колхозной птицефермой. За порученное дело взялась со свойственным ей трудолюбием.

Вместе с товарками-птичницами наводила на ферме порядок и чистоту, мыла и скребла, разрабатывала рацион для курочек. Никогда не скупилась на знания, после трудового дня устраивала занятия и делилась с молодыми работницами птицефермы всем, чему её саму научили на курсах. С таким упорством девушка многого добилась бы на птицеферме, но произошло событие, полностью изменившее жизнь Полины. Учёба в авиационной школе Однажды на луг за околицей села приземлились два спортивных самолёта. Для колхозников это было невиданной и неслыханной диковинкой, все от мала до велика высыпали смотреть на «железных птиц». Одной из первых прибежала и Полина, а когда увидела среди лётчиц женщину, то буквально следовала за ней по пятам и заваливала вопросами.

Вечером самолёты улетели, а Полина три дня не находила себе места. Потом принялась писать письма, пытаясь выяснить, где есть авиационные училища или школы и могут ли туда принять её — дочь бедного крестьянина, но при этом колхозницу и члена ВЛКСМ. Так она узнала, что под Севастополем есть Качинская авиационная школа. Непреодолимое желание летать стало для молодой женщины прекрасной и высокой мечтой. Она уговорила председателя колхоза отпустить её с птицефермы, попросила в комсомольской ячейке написать характеристику, сложила свои нехитрые пожитки в деревянный чемоданчик, обклеенный изнутри картинками, и отправилась под Севастополь. Авиационная служба Полины началась с лётной столовой, куда начальник школы назначил её официанткой.

Но она не унывала, главное, что рядом был аэродром, а на авиационной стоянке, как по линеечке, выстроены самолёты. Ежедневно Поля подавала курсантам котлеты и борщ, а потом бежала к начальнику и упрашивала допустить её к учёбе. И она настояла на своём, да и как было отказать такой настойчивой, пышащей здоровьем девушке с алым, как мак, румянцем на щеках. Медицинскую комиссию она прошла с ходу. Потом Полине остригли волосы, дали военную форму и комнату в общежитии. Так вчерашняя колхозница стала курсантом авиационной школы.

Училась она с особенным старанием и рвением, с утра и до позднего вечера, даже по воскресеньям никогда не отдыхала. Товарищи Полину любили и охотно помогали ей во всём. Когда начались практические полёты, инструктором Полине назначили опытного методиста майора Абрамычева. Ученицей она оказалась очень способной, всё хватала на лету и упражнения программы выполнила своевременно. В школе было так заведено, что курсантов не предупреждали заранее о дне самостоятельного вылета. Вернувшись с очередного полёта и совершив при этом не слишком удачную посадку, Полина ожидала головомойку от инструктора.

Но вместо этого он спросил, сильно ли она устала? Поля ответила, что совсем не чувствует себя уставшей. Тогда Абрамычев сказал, что теперь она полетит одна. Свой первый самостоятельный полёт Полина выполнила на «отлично», в небе она не могла сдерживать рвущуюся из груди радость и громко пела. Во время своего первого отпуска она приехала на родину в Новоспасовку. Односельчане ходили за ней по пятам и спрашивали, на самом ли деле она умеет летать или только носит военную форму?

Даже родная мама усомнилась в том, что Поля поднимается высоко в небо. Чтобы доказать всем, что она действительно лётчица, уезжая из отпуска в часть, Полина взяла с собою маму. Пожилая женщина смотрела, как её дочь выполняет в небе на самолёте «бочки», «петли Нестерова», «штопоры» и плакала от переполнявшей материнское сердце гордости. А поводов для гордости за Полину находилось много, она была уже не просто военным лётчиком, а командиром звена в Харьковском гарнизоне. Начальство постоянно отмечало её высокую дисциплину и незаурядное мастерство. Требования устава она выполняла чётко, все наставления понимала с первого раза, отличалась редкой настойчивостью, трудолюбием и упорством.

Увлёкшись высотными полётами, Полина поднималась на пять, шесть, семь и даже восемь тысяч метров в открытом самолёте. Во время одного из полётов она установила рекорд среди женщин — на высоте 8804 м находилась около 20 минут. Когда она совершила посадку, командир вручил ей букет цветов и сказал, что такого не делала ещё ни одна женщина в мире. В 1935 году Осипенко была переведена из Харькова в Житомир, оттуда в Киев, а потом в Московский военный округ, где вскоре получила назначение в Генштаб на должность инспектора ВВС. В 1936 году лётчица была представлена руководству Советского Союза и, стоя на Кремлёвской трибуне, заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира! Осипенко взяла высоту 9100 м.

Вечером этого же дня с грузом весом 1 тонна отважная лётчица подняла тяжелейший самолёт на высоту 7200 м, совершив потом мастерскую посадку на лазурную гладь Севастопольской бухты. На таких высотах было минус сорок градусов, приборы замерзали, а мотор отказывался работать в разреженном пространстве. Представитель конструкторского бюро потом сказал Полине, что она смогла выжать из машины всё. На что Осипенко с задором ответила: «Человек может сделать больше! Высоту она уже покорила, теперь принялась за расстояния. Дальние полёты показались Осипенко заманчивой перспективой.

В 1938 году она со своими авиационными подругами — штурманом-радистом Мариной Расковой и лётчицей Верой Ломако — установили новый мировой рекорд на дальность полёта по замкнутой кривой на гидросамолёте — 1749 км. Тяжёлая гружёная машина еле оторвалась от водной поверхности, так же сложно дался набор высоты, дымка, ограниченная видимость, облачность, грозовой фронт, обледенение самолёта — трудности преследовали до самого Архангельска. Но никакие снежные заряды и дождевые завесы не помешали трём советским лётчицам перекинуть воздушный мост от Чёрного к Белому морю. После этого Полина стала любимицей всего Советского Союза. Из разных отдалённых уголков огромной страны ей приходили мешки писем, девушки спрашивали, куда поступить на учёбу и как стать лётчицей, женщины доверяли ей свои тайны и просили советов. Ни одно письмо не оставалось без ответа.

За свои достижения в авиации Осипенко награждена двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Ведь она привыкла во всём быть первой, а тут командиром машины уже была назначена Валентина Гризодубова. Но Полина моментально дала согласие. Роль штурмана досталась Марине Расковой. Полёт состоялся в конце сентября 1938 года, но сложные погодные условия помешали лётчицам найти нужный аэродром. Командир Гризодубова отдала приказ Расковой выпрыгивать из самолёта, а сама вместе с Осипенко совершила жёсткую аварийную посадку в лесу.

Спустя десять дней все лётчицы были найдены, они установили рекорд по дальности перелёта и удостоились званий Героев Советского Союза. Личная жизнь Слова из знаменитой песни: «Первым делом, первым делом самолёты», точно про Полину Осипенко. Для неё существовали только небо и работа. Она дважды выходила замуж, но оба супруга были для Полины, скорее, боевыми товарищами, чем любящими и любимыми мужчинами. Первый муж — военный лётчик Степан Говяз. Их разлучили, когда Полина начала подготовку к авиационным рекордам, Степана направили на службу в Ростовскую область.

В 1937 году он был репрессирован, но из заключения не вернулся, скончался в исправительно-трудовом лагере. Второй супруг — знаменитый советский лётчик Александр Степанович Осипенко. Именно под этой фамилией и узнал весь мир легендарную советскую лётчицу. Они вместе служили и поженились в 1937 году. Александр в составе истребительной эскадрильи принимал участие в испанской гражданской войне в 1938 году, прошёл всю Великую Отечественную войну от первого до последнего дня. После увольнения в запас работал в Московском авиационном институте на должности проректора.

Гибель 1 мая 1939 года Осипенко приняла участие в воздушном параде над Красной площадью, после чего отправилась в Рязанскую область на сборы тренировать «слепые полёты». В первый день работали с тренажёрами, во второй с инструкторами, а в третий самостоятельно. Лётчики вылетали по двое. Один в закрытой кабине вёл самолёт, а напарник в открытой корректировал полёт вместо инструктора. Первый полёт прошёл благополучно — Полина вела самолёт вслепую, а Серов корректировал. Во втором заходе они поменялись местами, но это оказался последний вылет знаменитых советских лётчиков.

С высоты 400 м самолёт сорвался в плоский штопор. Разбившуюся машину обнаружили неподалёку от села Высокое. Жизнь бесстрашной лётчицы, патриотки Полины Осипенко трагически оборвалась. В связи с гибелью лётчиков в стране объявили траур. Их похоронили в Москве у Кремлёвской стены. Молотов нёс урну с прахом Полины, а с урну с прахом Серова сам товарищ Сталин.

Во многих городах Советского Союза имеется огромное количество улиц, проспектов, скверов, площадей, названных в честь Полины Осипенко. Её имя носит родное село, военная авиационная школа в Одессе, областной аэроклуб в Днепропетровске, грузовое судно, кратер на Венере, один из крупнейших виноградных совхозов в Крыму. Московский селекционер Леонид Колесников вывел сорт сирени и назвал его «Полина Осипенко». Поэт Александр Твардовский посвятил легендарной женщине свои стихи: «Над великой русскою равниной, над простором нив, лесов и вод лётчица по имени Полина совершила славный перелёт». Галышев Виктор Львович 1892 г. Виктор Галышев - забытый полярный летчик, который по праву считается у нас в стране - первым летчиком-спасателем.

В феврале-апреле далекого 1930 года он провел первую в истории Арктики! Сделал три рейса в бухту Лаврентия, перевез 15 человек, в том числе нескольких детей, одного новорожденного. Но об этой истории мы еще расскажем. А пока не закончилась история с фотографией. Читаем дальше: «Фото награждения командующим всеми войсками Тамбовского района М. Тухачевским военных летчиков Красного Воздушного Флота.

Размер 167х120 мм». Дорогая у нас история!.. Летчик Виктор Галышев 1892-1940 - незаслуженно забытый первооткрыватель воздушных трасс Восточной Сибири и Дальнего Востока. Отдельные энтузиасты хорошо изучили его биографию, практически уже не осталось «белых пятен» в его послужном списке. Правда, большей части он известен как советский полярный летчик, а ведь он служил и в царской армии, был командиром авиаотрядов Российского императорского Военно-Воздушного флота! Виктор Галышев участвовал в Первой Мировой войне, в боях против немцев в войну 1914-1917 гг.

В 1918 году штабс-капитан Виктор Галышев оказался в Народной Армии Воздушного флота белых войск на Востоке России во время Гражданской войны, и даже довелось служить в авиаотряде армии Колчака 1918-1920. Но вовремя одумался, перешел на сторону Красной Армии. И принимал активное участие в подавлении восстания банд Антонова в Тамбовской губернии, за что и получил из рук Тухачевского свой первый советский орден Красного Знамени 1921 г. Дальше Виктор Галышев демобилизовался, участвовал в становлении Всероссийского общества «Добролет», открывал воздушные линии в Средней Азии и в Сибири. Я сделал три рейса на мыс Северный и вывез 15 человек. Среди них были и больные и ребята.

Был даже один крошечный, пискливый - новорожденный. После этой спасательной экспедиции меня вызвали в Кремль, и товарищ Каганович вручил мне орден Красной Звезды. Он пожал мне руку, поздравил и пожелал, чтобы этот орден не был последним. Это была большая гордость для меня - рядом с орденом за боевые заслуги получить орден за спасение людей. Милая была одна девочка, тоже со «Ставрополя», лет пяти-шести.

Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря.

Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток.

Легенды полярной авиации

Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. 13 февраля 1934-го «Челюскин» — ушел под воду. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека. Среди них и новорожденная девочка.
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине 13 февраля 1934 года в Чукотском море льдами раздавило пароход «Челюскин». Более сотни членов экипажа высадились на лед и дрейфовали в океане два месяца. Операция спасения экипажа стала одним из наиболее героических событий советской эпохи.
Версии экспедиции "Челюскина" | Контент-платформа В феврале 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход «Челюскин». Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана. Часть грузов и продовольствия удалось с парохода снять.
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? В середине февраля 1934 года в эфир ушла радиограмма, которая начиналась словами: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов».
Полярное расстройство: пароход «Челюскин» погиб не зря | Статьи | Известия Последующие месяцы «Челюскин» дрейфовал вместе со всем экипажем, пока 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия не был раздавлен льдами и не затонул в течение двух часов, полностью уйдя под воду около 16.00.

Версии экспедиции "Челюскина"

13 февраля 1934 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами Северного ледовитого океана и через два часа затонул. Многие большие корабли оказывались в ледяном плену, из которого им было не суждено выбраться. В 1937 году Отто Шмидт организовал экспедицию на первую в мире дрейфующую научную станцию «Северный полюс-1» в самом центре Северного Ледовитого океана. Очередная годовщина начала эпопеи челюскинцев. В 1934 году 13 февраля пароход «Челюскин» был за пару часов раздавлен льдами в Чукотском море. 13 февраля 1934 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами Северного ледовитого океана и через два часа затонул. Многие большие корабли оказывались в ледяном плену, из которого им было не суждено выбраться. 13 февраля 1934 года в Чукотском море льдами раздавило пароход «Челюскин». Более сотни членов экипажа высадились на лед и дрейфовали в океане два месяца. Операция спасения экипажа стала одним из наиболее героических событий советской эпохи. В 1937 году Отто Шмидт организовал экспедицию на первую в мире дрейфующую научную станцию «Северный полюс-1» в самом центре Северного Ледовитого океана.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий