Стадия социализации которая включает в себя период после выхода человека на пенсию называется

В отечественной науке получила определенное признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации – дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.

Социализация личности в обществе

Основные этапы социализации личности: стадии, когда завершается процесс, таблица Вторичная социализация, или ресоциализация — следующая после первичной, которая сопровождает человека с момента его рождения и до становления в качестве зрелой личности.
Особенности социализации пожилых людей Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
Теория социализации э эриксона кратко Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике.
Возрастные этапы социализации. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

Особенности основных этапов социализации человека

Особенности основных этапов социализации человека Как типичный процесс социализация означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных и возрастных групп (социализация инвалида похожа на социализацию другого инвалида, но отличается от социализации здорового человека).
Социализация. Основные этапы. Теории социализации - Психология - [HOST] Трудовая стадия связана со зрелостью личности, реализацией и углублением ею социального опыта. Специфика последтрудовой стадии социализации заключается в реализации потенциала людей пенсионного возраста.
Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса. Как типичный процесс социализация означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных и возрастных групп (социализация инвалида похожа на социализацию другого инвалида, но отличается от социализации здорового человека).
Социализация личности в обществе Скажем, для традиционных обществ, где доминирует расширенная семья, вступление в этап социализации взрослого человека еще не означает обретения полной независимости: даже став отцом или матерью, индивид остается в подчинении реальному главе семьи — патриарху.

Что Такое Социализация? Виды, Этапы, Примеры

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Стадия индивидуализации появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст 18—25 лет характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Стадия интеграции появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие, исходы: — сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий взаимоотношений с людьми и обществом; — изменение себя, «стать как все»; — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Мы уже сказали, что социализация — это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы.

Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией. Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми. Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть. Типы социализации Психолог и политолог Надежда Радина предлагает отдельно выделить возрастную социализацию, которая включает в себя культурные нормы и представления о возрастных нормативах развития человека. Например, существует ожидание, что ребенок должен заговорить к году, или ожидание протестного поведения в подростковом возрасте. Существуют типы социализации, которые различаются по основе принадлежности к различным социальным группам и критериям включения в эти группы: — Гендерная социализация предполагает соотнесение и самоотношение с определенным поведением, характерным для того или иного гендера человека. Принадлежность к группе может носить предопределенный или приобретенный характер. Во втором случае принадлежность реализуется в участии в деятельности избранной группы, то есть может быть определена как «деятельностная» социализация Радина, 2005. Понятие социализации Под определением социализации понимают процесс вступления человека в общество. Предварительно он знакомится с нормами и правилами поведения, традициями и обычаями, ценностями и моралью социальной структуры. Включение в коллектив позволяет субъекту стать полезным и необходимым, развивать отношения с окружающими, создавать новые связи и набираться опыта. Социализация личности — это процесс, который считается очень трудным и долгим. Многие специалисты в сфере психологии годами изучают это понятие и стремятся помочь клиентам, тяжело воспринимающим свое взросление или новый коллектив Вся жизнь человека заключается в постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успеть самореализоваться и оставаться активным Индивид, индивидуальность, ЛИЧНОСТЬ Watch this video on YouTube В процессе могут возникать определенные проблемы. Их разделяют на три группы: социально-психологические; культурные; социально-культурные. Первая группа связана с формированием самосознания и саморазвитием. Эти этапы очень важны для личности, но часто человек пренебрегает возникшими проблемами и загоняет их поглубже в сознание. Культурные проблемы могут отличаться в разных регионах. Они связаны с традициями и обычаями, половым разделением. Третья группа связана с приобщением личности к определенной культуре. Она касается мировоззрения, моральных и духовных ценностей, и носит нравственный, смысловой и познавательный характер. Согласно Википедии, социализация делится на два вида: первичную и вторичную. Первая состоит из родственников, близких друзей, знакомых, учителей и коллег. Во вторую входят СМИ, общественные организации, государственная власть, церковь.

Во многих аграрных обществах, включая императорский Китай, пожилые люди пользовались особым почетом и уважением. У жителей Северной Бирмы долгая жизнь почиталась за привилегию, дарованную тем, кто вел праведную жизнь в предыдущей инкарнации. Люди выказывали уважение к пожилым тем, что старались не наступать на их тень. По контрасту с этими культурными нормами в западных странах и в современной России самым привилегированным возрастом считается молодость. Мы ограничили число социальных ролей, доступных для пожилых, и выказываем им мало почтения. Действительно, чем старше становятся люди, особенно если они достигают преклонных лет, тем больше распространяются на них неблагожелательные стереотипы, укоренившиеся в российском обществе. Стариков считают существами надоедливыми, капризными, обидчивыми и болезненными. Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего и самое главное - пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы - основную точку опоры для взрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера - решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений. В последние годы негативный взгляд на жизнь пенсионеров подвергается критическому пересмотру. Похоже на то, что меняется само отношение к работе и выходу на пенсию. Кроме того, исследования показывают, что на пенсии человек более всего страдает от нехватки денег, а в том случае, когда люди имеют гарантированный и достаточный для удовлетворения их нужд доход, они не против выйти на пенсию пораньше. В общем, когда люди здоровы и имеют достаточный доход, пенсия не кажется им чем-то ужасным. Многие пожилые также сталкиваются с потерей еще одной роли - статуса замужнего или женатого человека. Социологические исследования показывают, что чем выше уровень образования и социально-экономический класс женщины, тем более дезорганизуются ее личность и жизнь после смерти мужа. Однако после того, как минует срок траура, у этих женщин появляется больше возможностей организовать свою жизнь по-новому. В целом негативные долгосрочные последствия вдовства вытекают скорее из социально-экономических лишений, чем из факта вдовства самого по себе. Смерть Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью.

Это достаточно сложный процесс, который проходит в несколько этапов. Для начала должна пройти социальная адаптация. Другими словами, человеку надо еще приспособиться к условиям социальной среды, в которой он находится. Вообще, считается, что адаптация проходит в три уровня — физиологический, психологический и непосредственно социальный. На этом этапе человек присматривается к новой обстановке, начинает вступать в какие-то связи и оценивать собственные возможности. Это все ему в будущем поможет самореализоваться. В это время человек активно общается и привыкает к новым для себя правилам, ну а потом уже начинает прилагать некоторые усилия, принимаемые в данном коллективе. На этом этапе человек уже принимает себя как часть общества. Собственно, в это время уже формируется личность. У человека появляются какие-то собственные убеждения, навыки, он начинает по-своему оценивать происходящее. Если на первом этапе человек учится быть похожим на других, то на втором он уже учится отличаться. Хотя, этот процесс считается субъективным. Дело в том, что каждый по-своему усваивает общие правила и опыт. Кто-то их соблюдает неукоснительно, а кто-то наоборот. Некоторые стараются преодолеть стереотипы, а кто-то даже разрушить основы группы, в результате чего человек либо оказывается вне ее или разрушает ее. Данный термин означает, что личность принимается другими членами общества, то есть она становится полноправной его частью. Общество как бы принимает человека и старается принимать его как есть, если он хотя бы живет по общим правилам. Более успешно процесс проходит, если человек оказывается полезным для общества. Тогда ему будут прощены даже недостатки. Важно отметить, что полное отсутствие несоответствий крайне нежелательно, хотя бы в развитых обществах. Дело в том, что конформизм является одной из форм девиантного поведения, потому что никакой пользы от человека для общества нет. В каждом обществе есть определенная степень свободы, но только в рамках устоев группы. Однако в неразвитых обществах такое поведение только приветствуется, а попытка повести себя иначе пресекается. Какой бывает социализация человека: формы Важно знать, в каких формах бывает социализация человека. Вообще, выделяется две основные. Формирование личности осуществляется стихийно, когда на человека воздействует ближайшая социальная среда. Тогда у человека появляются определенные качества. Потому она и является стихийной. При этом окружением являются родственники, друзья и коллеги. В этом случае предусматривается специальная методика воздействия, то есть людям специально привязываются какие-то ценности и качества, которые важны для общества. В частности, это касается воспитания. Родители с детства закладывают детям определенный набор ценностей и установок, чтобы в будущем сформировалось восприятие мира, позволяющее стать частью общества. Другими словами, родители подготавливают ребенка для жизни в обществе. Формы социализации могут быть связаны, но может и отсутствовать согласование. Если есть противоречия, то они могут стать препятствием для социализации человека. Какие факторы социализации человека известны? Факторы социализации Существуют определенные факторы, с помощью которых проходит социализация человека. Они делятся на несколько больших групп. Давайте поговорим о каждой подробно. Макрофакторы Они оказывают влияние либо на все человечество, либо на какую-то его большую часть. К примеру, это общество в пределах одной страны. То есть, макрофакторами можно назвать Вселенную, космос, планету, все человеческое общество и, конечно, страну. Например, отдельное государство имеет свои законы, моральные нормы и устои. У каждого из них они отличаются. Кроме того, на общество в целом могут влиять экологические, демографические, экономические и военно-политические проблемы. Мезофакторы В данном случае имеются ввиду условия внутри групп, которые объединены, например, по национальности, месту проживания, объединенные посредством определенного средства коммуникации. Этнические особенности, касающиеся социализации, могут быть ментальными или духовными, а также жизненно важными и касаться, к примеру, здоровья или физического развития. Что касается места проживания, то это может быть отдельный город или село. То есть, в пределах одного населенного пункта проживает конкретное общества. Потребность в общении заставляет нас пользоваться средствами массовой коммуникации. С их помощью люди образовывают конкретные группы, которые помогают развиваться и вливаться в общество. Микрофакторы К таковым относятся небольшие группы людей, например, это может быть семья, рабочий коллектив или класс в школе. Так, в процессе жизни человеку приходится проходить через несколько различных институтов социализации. Как фобии мешают социализации человека? Как мы уже сказали, процесс социализации достаточно сложен. При этом, у некоторых людей с ним возникает немало проблем. Дело в том, что существует такое состояние, как социофобия.

Социализация личности

Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс. Теории социализации В отличие от других живых существ, поведение которых определяется биологически, людям необходим социальный опыт, чтобы воспроизводить свою культуру и выживать. Поскольку социализация так важна, психологи, антропологи, педагоги, социологи и прочие специалисты всегда стремились понять, как она происходит и какое влияние оказывает на формирование самоидентичности. Результатами их исследований стали различные теории социализации. О них и пойдет речь далее. Другими словами, наше «я» или самоощущение развивается посредством взаимодействия с другими людьми. Согласно Кули, этот процесс состоит из трех частей: сначала человек представляет, каким его видят другие люди, затем интерпретирует их реакцию на его поведение и, наконец, формирует самооценку на основе этих интерпретаций.

Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке. Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность. Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют. Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме. По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес.

Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [ Rousseau N. По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры. Вот, как он это описал. Сначала ребенок просто подражает взрослым, с которыми регулярно общается в первую очередь родителям , имитируя их жесты, движения и слова. Затем следует этап игры, во время которого ребенок начинает брать на себя роли родителей, разыгрывая взрослое поведение, например, переодеваясь «в маму», или разговаривая по игрушечному телефону, как папа.

Притворяясь мамой и папой, ребенок относится к своим куклам так, как, по его мнению, относятся к нему родители. Так он лучше понимает, какого поведения от него ожидают. Дети постарше через игру начинают брать на себя роли не только значимых близких, но и других людей, усваивая общие поведенческие ожидания общества от них вместо слова «общество» Мид применял термин «обобщенный другой», имея в виду нормы, ценности и ожидания людей в целом [ Mead G. По мнению Мида, формирование подлинного «я» происходит, когда человек начинает воспринимать себя, как объект. Это становится возможным только через усвоение установок, полученных из взаимодействия с другими [ Белик А. Их формирование происходит в детском возрасте.

Ид — бессознательная, импульсивная часть психики, которая требует удовлетворения основных потребностей, таких как внимание, безопасность, еда и секс. Эго балансирует между потребностями Ид и требованиями общества, являясь рациональной частью личности. Супер-Эго или социальное сознание развивается по мере усвоения норм и ценностей общества, то есть через социализацию. Оно порождает чувство вины или стыда, когда человек нарушает социальные правила, а также чувство гордости и самодовольства, когда следуем им. По мнению Фрейда, цель Супер-эго — улучшить и цивилизовать поведение. Оно необходимо для подавления всех неприемлемых побуждений.

Если Супер-Эго не становится достаточно сильным, человек подвержен риску того, что Ид будет подталкивать его к антиобщественному поведению [ Freud S. Центральное место в его теории занимает социализация: если на каждом из жизненных этапов она успешно пройдена, человек продолжает развиваться, если нет, то он стагнирует [ Erikson E. На этой стадии ребенок конструирует понимание мира только через прямой контакт с ним прикосновения, слушание, видение. Вторая стадия — предоперационная 2-7 лет. Ребенок изучает язык и начинает использовать символы для обозначения предметов. Третья стадия — этап конкретных операций 7-12 лет.

Теперь ребенок понимает числа, причинно-следственные связи и может принимать рациональные решения на основе наблюдаемых явлений, но испытывает трудности с абстрактными понятиями, такими как истина. Ребенок приобретает способность к абстрактному мышлению, гипотетическим и дедуктивным рассуждениям [ Wood K. Пиаже утверждал, что дети лучше всего проходят эти стадии развития посредством игры и через активное взаимодействие со взрослыми. Он призывал задавать детям вопросы, чтобы заставить их задуматься над своим поведением, и считал, что им поучительно видеть противоречия в своих рассуждениях. Он особенно интересовался тем, как люди учатся понимать, что такое общественное «хорошо» и «плохо».

Поэтому названные им различия имеют крен в объектную характеристику и детей, и взрослых в процессе социализации. Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс поро-1пл новые периодизации ее стадий. Андреевой, ко-трая выделяет три стадии социализации — дотрудовую, трудо-г.

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периоди- :щией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма ус-юпна особенно после этапа юности , но достаточно удобна. Стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество от рождения до 1 года , раннее детство 1 — 3 года , до школьное детство 3 — 6 лет , младший школьный возраст 6 — 10 лет. Стадия отрочества — младший подростковый возраст 10 — 12 лет , старший подростковый возраст 12—14 лет. Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость 30 — 40 лет , позднюю зрелость 40 — 55 лет , пожилой возраст 55 — 65 лет. Стадия старости распадается на этапы: старость 65 — 70 лет , долгожительство свыше 70 лет. Факторы социализации В словарях фактор определяется как одноиз необходимых действующих условий того или иного процесса.

Марксизм утверждал в качестве такового класс. Ортодоксальные фрейдисты принадлежность человека к тому или другому полу рассматривают как определяющий фактор его социализации, а шовинисты всех мастей в качестве такого фактора рассматривают нацию.

Прямое влияние на процесс социализации личности оказывают люди, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Речь идёт об агентах социализации. Состав агентов меняется в зависимости от возраста. Сначала это семья — родители, братья, сёстры, другие родственники, затем сверстники, учителя, коллеги, супруг или супруга. Все они в разной степени и в разных направлениях оказывают влияние на человека. Более подробно рассматривают стадии социализации в возрастном аспекте: Стадия младенчества характеризует период, когда основное место в жизни человека занимает мать. Развитие доверия, а также психологическое развитие напрямую зависят от отношений с матерью.

Стадия раннего детства подразумевает развитие независимости, ребёнок начинает функционировать более самостоятельно. Стадия детства позволяет ребенку осознать себя личностью. Он самостоятельно передвигается, разговаривает, познаёт мир, развивает мышление Отсутствие внимания и подавление со стороны родителей отрицательно повлияет на развитие ребёнка. Стадия младшего школьного возраста подразумевает овладение новыми знаниями вне дома и семьи. На стадии отрочества происходит множество физиологических процессов в организме ребёнка, острее встаёт вопрос о самоопределении и поиске своего места в жизни. Стадия юности характеризуется поиском спутника жизни, связи с социальной группой укрепляются. На стадии зрелости внимание личности направлено на работу и заботу о детях. Стадия старости характеризуется мудростью, переосмыслением себя и своей жизни. На процесс социализации влияет множество факторов: социальный и персональный опыт, окружающие люди, наследственность.

Все факторы разделяют на четыре группы: микрофакторы социальные устои в семье, образовательном учреждении ; мезофакторы общественное устройство, характерное для места поселения, национальности ; макрофакторы социальные параметры государства, политический и культурный строй ; индивидуальные факторы характеристики личности определенного возрастного этапа. Эффективность процесса социализации оказывает влияние не только на конкретного индивида, но и на все общество в целом. Когда в социуме происходит отклонение от общепринятых стандартов, речь идёт о девиации. Девиация — поведение членов социума от общепринятых стандартов поведения. Девиация может быть индивидуальная и групповая. Вторая более опасна, так как говорит о том, что сложившиеся условия и обстоятельства не позволяют найти своё место в обществе целой группе людей. С процессом социализации тесно связаны ещё два понятия: Ресоциализация — замена ранее усвоенных правил общества на более актуальные в нынешних условиях. Десоциализация — утрата ранее приобретённого социального опыта. Если ресоциализация — процесс обучения новому, то десоциализация имеет другую природу.

Добровольная десоциализация подразумевает сознательный отказ от ценностей и не ведёт к деградации личности, а вот вынужденная десоциализация на фоне личных проблем, потери работы оказывает разрушающее воздействие на человека. Не способный справиться с давлением обстоятельств человек старается уйти от реальности посредством поведения, ведущего к деградации. Этапы социализации Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов: Детство. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению. Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения.

Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума. Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи; Вторичная — незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др. Не любишь банальность?

Читай о том, как предложить девушке встречаться красиво. Как стать счастливым человеком? Ответы в статье. Почему женатые мужчины заводят любовниц? Читай далее. Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении: Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим. После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.

В 8 — 15 лет школьный период на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения. Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения. Структура социализации Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса: Процесс интериоризации социального опыта социальной типизации — усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения. Процесс экстериоризации индивидуализации, автономизации социального опыта — активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность. Самореализация Социальные факторы социализации невозможно представить без осознания своего предназначения.

Основные понятия: социализация, дотрудовая стадия, трудовая стадия, послетрудовая стадия, идентификация, конформность, социальная фасилитация, внушение, социально-психологическая адаптация личности. Социализация — это процесс и результат вхождения индивида в социальную среду. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. В процессе социализации человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Таким образом, социализация — это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Первая сторона социализации усвоение социального опыта это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует воздействие человека на среду с помощью деятельности. Социализация по своему содержанию является процессом становления личности, который осуществляется в трех сферах Г. Андреева : деятельности, общения, самосознания. Общей характеристикой становления личности в этих сферах является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Так, в сфере деятельности, происходит расширение «каталога» деятельностей освоение все новых и новых видов деятельности ; ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами; центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем, соподчинение ему всех остальных деятельностей; освоение личностью новых ролей и осмысление их значимости.

В сфере общения происходит постепенное расширение круга общения; углубление самого процесса общения, изменение его содержания и форм; переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, то есть умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. В сфере самосознания социализация выступает как становление в человеке образа его «Я». Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. В рамках социализации самосознание рассматривается в плане социальной идентичности, сопоставления человеком образа «Я» с социальным эталоном.

Стадии социализации

Индивидуально-личностные факторы социализации личности не менее значимы. Эта сторона социализации отражает вклад, который вносит сам человек в свою социализацию в силу собственных индивидуально-психологических особенностей. Данный процесс называется социализацией. Социализация — это процесс становления личности, в ходе которого человек усваивает существующие нормы, формирует своё представление о допустимом поведении, становится носителем культуры своего народа. Трудовая стадия охватывает период зрелости человека, хотя границы «зрелого» возраста достаточно условны, все же фиксация данной стадии не представляет особых затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. В отечественной науке получила определенное признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации – дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Социализация личности – что это такое, каковы её этапы, и какие факторы влияют на процесс становления? Подробно рассмотрим виды и стадии социализации.

Основные этапы социализации личности: стадии, когда завершается процесс, таблица

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Понятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей. 5. Выход на пенсию (пенсионный цикл). На человека не возлагаются такие обязанности как возлагались, когда он проходил более ранние циклы. Человек может жить и не работая, если есть внуки, человек находится рядом с ними, помогает своим детям в воспитании их детей. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Многогранность социализации и её этапы

  • Платный доступ
  • Стадии и институты социализации
  • Виды социализации
  • Этапы социализации личности
  • Навигация по записям
  • Что такое социализация личности

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

"САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ" Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в различные периоды своей жизни. Существуют различные подходы к выделению стадий социализации.
Социализация личности, ее фазы и этапы - НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Основная особенность правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку неких типовых (предсказуемых) реакций, способов восприятия информации и форм активности, принятых именно в этом обществе.

Социализация индивида

Социализация школьного периода Социализация личности на этапе школьного образования постепенно переводит ребенка от этапа первичной социализации к вторичной. В школе круг общения индивида резко расширяется: после пары-тройки десятков людей, с которыми он постоянно общался либо изредка встречался в детском саду или поликлинике, ребенок оказывается в большом мире, полном одноклассников и детей с параллельных потоков. Внимание взрослых не так тщательно контролируется, как это было ранее, и ребенок постепенно учится налаживать отношения с другими маленькими личностями, обретает симпатии и антипатии, учится вести себя сообразно новым правилам, принятым в группе учеников, привыкает к новой обстановке и вырабатывает в себе качества, которые в дальнейшем помогут ему налаживать контакт с коллегами по работе и представителями других социальных групп. На этом этапе в качестве проблемы социализации выступают те привычки и типовые реакции, которые сформированы в нем в ответ на воздействие окружающих. Если ребенок воспитывался в семье как маленький принц, был окружен любовью бабушек и мамы, если он вырос в уверенности, что все его действия правильны и никто не имеет права быть им недовольным, он с огромной долей вероятности не впишется в коллектив одноклассников, так как привычка требовать подчинения вряд ли будет оценена другими детьми как приятная черта характера.

Подростки и поиски себя Подросток — это такая стадия развития, на которой ребенок начинает проводить больше времени со сверстниками, а не с членами семьи, и тем самым осуществляет свой переход от первичной стадии социализации к вторичной — формированию не только личности, но также и к поискам своего места в мире. На этом этапе начинается активная групповая социализация человека — он ищет группы, в которых мог бы чувствовать себя комфортно, быть одобряемым, значимым, где мог бы делиться опытом и мыслями; в активную фазу входит гендерная социализация — осознание себя как представителя определенного пола и оценка социальных ролей представителей своего пола в обществе, принятие или отторжение этих ролей применительно к себе; начинается запуск процесса ресоциализации — переоценки ранее освоенных навыков и ценностей ввиду получения нового опыта и расширения кругозора. Одной из распространенных проблем социализации личности подростка является ситуация, когда он попадает в окружение, принимающее за норму иные, непривычные ему стандарты поведения и остается перед выбором: переоценить собственные суждения либо отстаивать свое мнение и получить неприятие членов группы. Групповая социализация Усвоение норм, принятых как основных в обществе, правил поведения, ограничений и недопустимых поступков есть процесс воспитания и прививания ребенку четкого понимания границ, в пределах которых он должен двигаться, чтобы не быть отторгнутым окружающими.

Наше общество построено таким образом, что индивиду необходимо получать социальное одобрение, принадлежать к какой-либо группе, чувствовать поддержку членов этой группы. И для этого мы вынуждены вести себя определенным образом, соблюдать некие правила поведения и попадать в шаблон, заданный группой, к которой мы хотим примкнуть. Шаблоны поведения у групп могут быть разными и даже диаметрально противоположными: для одних групп важна общность по признаку финансовой состоятельности, другие, напротив, формируются путем объединения небогатых членов общества и декларируют противопоставление себя состоятельным кругам. Важно понимать, что невозможно социализироваться универсально на все сто процентов таким образом, чтобы идеально вписаться в абсолютно все слои населения и группы, именно потому, что в них ценятся разные качества и противоположные ценности.

Не зря в народе говорят: «Ты не золотой червонец, чтобы всем нравиться! Осознанность выбора группы Выбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.

Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.

Исследовать фазы и этапы социализации личности. Понятие «Социализация личности» В условиях усложнения социальной жизни актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь — это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты — в рамках избранной ими профессии, новые работники — в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена — в рамках созданной ими молодой семьи, новообращенные — в рамках своей религиозной секты, а пожилые люди — в рамках дома для престарелых.

Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой — матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение. Человек — существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества.

Интеграция индивида в общество — длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. Социализация идет по двум взаимно переплетающихся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры.

Здесь он выступает уже как субъект социальных отношении. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор — окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.

Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета — агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной — освоение специфических ролей, связанных с разделением труда.

Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая — в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации.

Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Социализация осуществляется через ряд условий, которые бывают названы «факторами». К примеру, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом. Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия в том числе воспитательные , а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка.

В случае если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие, Л.

НПФ наглядно-действенное мышление, непроизвольное внимание, эмоциональная память и др. В случае если человек не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Знак — это заместитель, имеющий значение того предмета или процесса, который он замещает. Высшие психические функции — это речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр.

Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный. Развитие психики включает в себя спонтанные процессы, обусловленные созреванием то, что наблюдается у животных или людей, лишенных общения с другими людьми, к примеру Маугли , и социальное развитие ВПФ рис. Социализация есть изменение психики и формирование личности, хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и формирование и развитие личности Рис. Соотношение понятий «социализация» и «развитие психики» Соотношение понятий «социализация» и «развитие психики» не сводимы лишь к социализации.

При этом личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы принятые нормы, правила которых могут противоречить друг другу. Так, к примеру, ценности, «прививаемые» в школе ребенку, могут существенно отличаться от тех, которые приняты в его компании во дворе и пр. У человека может быть несколько референтных значимых, мнение которых он разделяет групп, и если ценности, принятые в этих группах, сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. Это не приводит к внутриличностному конфликту, но может стать причиной того, что человек задумается, будет «переживать», рефлексировать по поводу какой-то своей личностной проблеме.

Такое переживание также способно привести и к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией. Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо к примеру, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком , затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания М. Бахтин, В.

Столин , рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут составлять основу развития личности. При этом следует учитывать, что внесоциальное развитие психики основано на процессах созревания, биологических законах «развертывания» программ поведения, а развитие личности вне социальных взаимодействий представляет собой форму активности личности, которая первоначально проявилась в результате социализации. Соотношение объемов понятий «социализация», «развитие психики» и «развитие личности« Читайте также — Социализация.

Для того, чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации. Социализация от лат. Краткое содержание Случаи, когда социализация не… [читать подробенее] — Социализация В психологии. МнимыеПодлинные Ложные Разумные Их удовлетворение ведёт к физической и Побуждают личность к общественно- полезной духовной деградации личности, наносит деятельности, способствуют ее нравственному и вред природе и обществу.

В последнее время социологи начали изучать еще один тип социализации: социализацию пожилых. Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Социализация пожилых Ресоциализация Изменение личности Восемь стадий человеческого развития по Эриксону Социализация как постоянный… [читать подробенее] — Социализация. Лекция 8 В этой лекции мы максимально подробно рассмотрим феномен социализации.

Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в… [читать подробенее] — Политическая социализация Это процессы обучения, в ходе которых индивиды усваивают личностные характеристики, знания, способности и ценности, определяющие их политическое сознания и политическое поведение. Агенты политической социализации те же, что и просто социализации. Общий итог… [читать подробенее] — Тендер и социализация Тендер обладает по меньшей мере двумя взаимосвязанными компонентами: ген-дерно-специфическими моделями поведения и тендерными концептами.

Представители теории социального научения исследуют то, как усваиваются гендер-но-специфические модели поведения и как их… [читать подробенее] — Сопровождение и социализация выпускников приемных семей, детских домов семейного типа. Разработка образовательного маршрута воспитанников 4 ч. Профессиональная ориентация воспитанников приемных семей и детских домов семейного типа 4 ч. Профессиональная деформация приемных родителей, родителей-воспитателей: пути и способы преодоления 4 ч.

Этапы социализации личности В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества. Социализация личности — это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида.

В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной.

Жизнь — это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо.

Социализация личности и её этапы Теория: На протяжении всей жизни человек испытывает влияние со стороны общества. Данный процесс называется социализацией. Социализация — это процесс становления личности, в ходе которого человек усваивает существующие нормы, формирует своё представление о допустимом поведении, становится носителем культуры своего народа. Обрати внимание!

Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?

В то время как К. Роджерс и его последователи рассматривали социализацию как формирование «Я-концепции» и самореализацию, иногда в противостоянии с общественными тенденциями. Российские ученые И. Исаев, А. Тряпицына, В. Сластенин также считают социализацию непрерывным процессом, подчиненным определенным закономерностям.

Основные стадии социализации Чтобы понять, как проходит социализация личности на протяжении жизни, важно выделить ее основные стадии. Это помогает понять, как развивается индивидуум, как он взаимодействует с обществом и как формируются его уникальные качества и мировоззрение.

Есть и другие точки зрения. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Произведения искусства и письменные документы средневековья изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Вплоть до XVII в. Специальных слов для обозначения детей и подростков мужского пола в возрасте от 7 до 16 лет не существовало.

Только в начале XVII в. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап. Диапазон детских возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство российских детей полностью осваивает русский язык. К этому времени они уже также способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с российскими культурными моделями. Дети демонстрируют общечеловеческие реакции на очень ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы — на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых.

Таким образом дети демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, то есть у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов или акторов. Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу. В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом ребенок представляет, что он — врач и одновременно отец. Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей. В дошкольном возрасте дети рассматривают собственное Я и свой разум просто как части тела. Однако в 6-8 лет они уже начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны не потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека свои чувства и мысли. Дети начинают интуитивно приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами.

Число критериев, на основании которых дети создают представления о других людях, постоянно растет по мере взросления детей. Самое интенсивное развитие имеет место в период с 7 до 8 лет, затем темпы изменений в концептуализации замедляются. Фактически различия между детьми 7 и 8 лет чаще бывают более значительными, чем различия между 8-летними и 15-летними. Подростковый возраст В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. Хотя все молодые люди претерпевают физиологические изменения, связанные с половым созреванием, детям часто приходится брать на себя обязанности взрослых уже в возрасте 13 лет или даже раньше. По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделенным от дома. В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными.

После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости. По мнению неофрейдистов, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно не на основании того, какие они на самом деле, а на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Эриксон выдвигает предположение, что оптимальное чувство идентичности воспринимается как ощущение адекватности самому себе. Подобно акробатам на трапеции, подросткам предстоит оторваться от страховавшей их лонжи детства и, балансируя в воздухе, добраться до следующей страхующей лонжи — взрослости — и покрепче ухватиться за нее. В этот период юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе еще недостаточно четки.

Если руководитель уходит на пенсию, то он и в семейной жизни утрачивает способность отдавать четкие распоряжения. Если пенсионер продолжает работать, то он не может принять собственный новый статус и не радуется освобожденному времени. Определение 2 Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Социолог И. Розов считает, что социализация пожилых людей не является эффективной. Если другие этапы социализации ассоциируются с множеством торжественных ритуалов, то их количество в пожилом возрасте весьма существенно сокращается. Но, несмотря на это, люди открывают в себе таланты певцов, художников, коллекционеров, театралов в достаточно серьезном возрасте. Получается, что целью нового этапа в жизни становится поиск собственного места в обществе, некоторой ниши, в которой возрастной человек станет полезен обществу, сможет ощутить благодарность и внести свой посильный вклад в социальное развитие. Для того, чтобы вышеописанная тенденция была реализована, необходимо: усиливать психологическую составляющую в стиле жизни пожилого человека; оказывать ему поддержку и включать в деятельность социальных центров, которые ведут активную работу с пожилыми людьми во всех существующих направлениях. По мнению зарубежных исследователей, серьезной проблемой для пожилого человека может стать проблема вовлеченности в общение. Для того, чтобы оно стало эффективным необходимо создавать специальные условия и налаживать их в постоянной системе.

Ученые, занимающиеся общественными дисциплинами, выдвигают предположение, согласно которому в западных нациях переход от детства к подростковому возрасту протекает особенно трудно. При вступлении в подростковый возраст мальчики и девочки перестают считаться детьми, но они еще не становятся взрослыми мужчинами и женщинами. Определения подростков, даваемые им в обществах, представляются непоследовательными. В традиционных обществах переход к новому статусу осуществляется с помощью четко установленных ритуалов посвящения в мужчины или женщины — церемоний инициации, символизирующих переход детей во взрослое состояние. Во время таких ритуалов подростки могут подвергаться неприятным, болезненным и унизительным процедурам, но по их завершении дети провозглашаются взрослыми. Мальчиков часто запугивают, наносят на их лица и тела ритуальные рисунки и надрезы; девочек в период их первой менструации часто держат в изоляции от остальных членов сообщества. Однако задачи подобных ритуалов четко определены, и молодые люди знают, что если они успешно пройдут все положенные испытания, то станут по-настоящему взрослыми. Исследования позволяют предположить, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка, в некоторых случаях это влияние может оказаться негативным, связанным с курением марихуаны и выпивкой. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, будущих жизненных целях, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Ранняя зрелость, или молодость Последние тенденции в развитии западного мира — рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе — удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность — молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Возраст 16 лет — самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире [6]. Покинув отчий дом, молодые люди в возрасте около 20 лет или чуть старше могут избрать для себя какой-то переходный социальный институт, к примеру службу в армии или учебу в университете, как начало самостоятельной жизни. Или могут устроиться на работу при условии, что смогут ее найти , продолжая жить дома. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы остаться жить с семьей или уехать и начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новые социальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретают большую самостоятельность и ответственность. С течением времени центр тяжести в жизни молодых людей смещается в сторону от их отчего дома. Задачи будущего развития, стоящие перед индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг двух главных целей, которые Зигмунд Фрейд определил, как любовь и работа. Через дружбу, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах. В идеале они вырабатывают способность находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Они могут сожительствовать со своими сексуальными партнерами или вступить в брак и обзавестись семьей. Они могут также заложить фундамент своей будущей карьеры или сделать карьеру в одной области, а затем отказаться от нее. Они могут также бесцельно плыть по жизни, что часто приводит к кризису в возрасте около 30 лет. Прокладывая себе путь в жизни в юные годы, а также в среднем и более зрелом возрасте, индивиды испытывают сильное влияние возрастных норм — правил, предписывающих, чего и в каком возрасте надлежит достичь человеку. Культурный циферблат диктует, в каком возрасте для мужчины или женщины лучше всего заканчивать школу, определяться в плане карьеры, жениться и выходить замуж, заводить детей, занимать высокое положение, становиться дедом или бабушкой и выходить в отставку. Однако в настройке социальных часов могут наблюдаться некоторые вариации. Так, чем выше социальный класс, к которому принадлежит индивид, тем более замедляется время наступления основных жизненно важных событий, связанных с возрастом, в частности у молодых людей среднего класса юность обычно продолжается дольше, чем у молодых людей из рабочей среды. Кроме того, жизненный цикл в современном обществе становится более гибким; ряд традиционных норм и ожиданий меняется, а возраст теряет многие из своих привычных значений. В результате мы можем стать свидетелями того, что социолог Бернис И. Она отмечает, что в настоящее время уже не являются редкостью 28-летний мэр, 30-летний управляющий банком, 35-летняя бабушка, 50-летний пенсионер, 65-летний молодой отец и 70-летний студент. Некоторые психологи, например Э. Эриксон, проводили исследования с целью выделить регулярные, последовательные периоды и переходы в рамках жизненного цикла человека. Они описывают жизнь как последовательность этапов, напоминающую лестницу, состоящую из ряда ступенчатых уровней.

Лекция 5. Социализация личности

это ранний период в жизни человека, в течение которого он первоначально учится и развивает себя посредством опыта и взаимодействий. Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе. это весь период трудовой деятельности человека.

Универсальные характеристики процесса социализации

Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствии выхода человека на пенсию. Социализация — это процесс становления человека в социуме, в обществе. При социализации человек не только усваивает стереотипы и нормы социальной среды, в которой функционирует. Описывая стадии социализации личности, стоит заметить, что этот этап является самым напряженным и опасным, а начинается он в 16 лет. В этот период человек принимает важные решения, в каком направлении двигаться дальше, частью какого общества стать и так далее.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий