Среди других направлений положение 19 февраля 1861 г предусматривало

Факсимиле манифеста 19 февраля 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год. Во многих случаях данный механизм означал принудительный и недобровольный выкуп, целью которого являлось избегание пролетаризации крестьянства. Сейчас правомерно поставить вопрос о том, в какой степени реформа Киселева определяла крестьянскую реформу и, с другой стороны,— социально-экономическая и социально-политическая программа «Положений 19 февраля» определила буржуазные преобразования.

Отмена крепостного права

Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года кратко 6. Найдите в Интернете и изучите текст Манифеста 19 февраля 1861 г. Разбившись на две группы, обсудите документ (первая группа высказывает аргументы в пользу реформы, вторая критикует реформу).
Какие крестьяне считались | Ответ на вопрос | QuizzClub После этого можно было и обнародовать все юридические акты по реформе 1861 г. Это прежде всего «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»[2], провозгласившее отмену крепостного права и общие условия этой отмены.
Реформы Александра II и отмена крепостного права Маковский Константин Егорович "Крестьянский обед в поле.", 1871г. Документ: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.
Крестьянская реформа 1861 года, ее подготовка, причины, права крестьян и последствия (Таблица) Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 5 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474[52]. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 2,5 раза превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов.

Проведение реформы по отмене крепостного права в России

В соображениях членов Комиссий, писал он, «над вопросами свободы личности преобладали, с одной стороны, вопросы благосостояния крестьян, с другой - интересы государства, России». Ростовцев говорил, что проекты их должны иметь в виду прежде всего не срочно-обязанный переходный период, а окончательный - выкуп, превращения крестьян в собственников. Против этого положения и был направлен первый натиск реакционной оппозиции внутри Комиссий. Требования ее выдвинули представители крупной поземельной собственности: граф П. Шувалов, предводитель петербургского дворянства и председатель губернского комитета так что его мнение отражало позицию этого комитета и И. Паскевич, князь Варшавский. С появлением в заседаниях Редакционных комиссий они объявили выкуп «экспроприацией» помещичьей собственности. Главное в их позиции - отрицание связи отмены крепостного права с неизбежностью выкупа.

Позитивная программа Шувалова - Паскевича «туманна и уклончива», по мнению Н. Семенова, но совершенно очевидно, что земля оставалась в полной собственности помещиков. В период срочно-обязанных отношений сохранялась феодальная зависимость крестьян за пользование наделами и вотчинная власть дворянства, а в перспективе, по окончании срочно-обязанного периода, неизбежное обезземеливание крестьян, выкупу подлежала только усадьба. Это означало уничтожение самостоятельного значения крестьянского хозяйства. Александр II полностью поддержал большинство Реакционных комиссий и запретил помещать иные мнения в журналах Комиссий. В конце 1859 г. Паскевич уже один подал Александру II проект безземельного освобождения крестьян.

Против места, где говорилось о предоставлении крестьянам права отказа от земли, государь отметил: « и тогда помещики будут сгонять их с земли и пустят ходить по миру». Против замечания, что предложения Редакционных комиссий могут быть введены в действие только силою, отметка: «да, если дворянство, будет продолжать упорствовать». В этих пометках - ясное сознание необходимости сохранения в государственных интересах крестьянского хозяйства. Но, не смотря на противоборство, Комиссии отстояли идею выкупа крестьянами своих наделов в собственность как конечную цель реформы. Затем они перешли к разработке конкретных условий решения аграрного вопроса: определению величины наделов и повинностей, характера выкупа, условий землепользования, а также к организации местного сословия общественного управления и нового правового положения крестьян и т. Общей основой конкретного решения аграрного вопроса была принятая Комиссия системы «существующего факта». Она объясняет право крестьян на бессрочное пользование» своими наделами и сохранение существующих дореформенных наделов и повинностей как основы новой крестьянской земельной собственности и исчисления ценности земли.

Она оправдывает сохранение общины, сословной обособленности крестьян. До учреждения Редакционных комиссий правительственная программа не дала еще точного определения надела. Абсолютное большинство губернских комитетов уменьшало размер надела, в губерниях хлебородных до половины. И либеральное дворянство в Губернских комитетах, как правило, сокращало наделы. Принцип сохранения надела хозяйственное отделение корректировало установлением максимума и минимума, то есть крайних границ величины наделов. Максимум считали необходимым, так как в некоторых оброчных имениях большая часть земли находилась в пользовании крестьян. Минимум предусматривал прирезку в тех случаях, когда наделы были слишком незначительны.

Введение максимум и минимум наделов предусматривало «исправление крайности». Признанию существующих наделов соответствовало сохранение существующих повинностей при незначительном их облегчении. Установленные повинности признавались неизменными на все время пользования наделом, вплоть до выкупа. Бессрочности пользования наделом соответствовала неизменность повинностей до прекращения временно-обязанных отношений выходом крестьян на выкуп. Это должно было в представлении составителей проектов способствовать скорейшему согласию помещиков на выкуп. Не случайно Панин, став представителем Комиссии, попытался пересмотреть принцип бессрочности пользования наделом, так как это расшатывало всю систему решения земельного вопроса. Сохранение существующих наделов и повинностей вызывало энергичные нападки депутатов дворянских губернских комитетов.

О наделах Комиссий депутаты, не исключая и представителей либеральных меньшинств Комитета, как правило, говорили: «неимоверно высокие», «слишком высокие», «крайне завышенные», «чрезмерные», об оброках - «слишком понижены». Характер выкупа, обязательный для крестьян и добровольный для помещиков по времени, но неизбежный в конечной перспективе, ведение переходного временно-обязанного периода подчинено в проектах Комиссий намеченному решению аграрного вопроса. Члены Комиссий квалифицировали временно-обязанные отношения как «остатки крепостного труда и крепостного права» и одновременно доказывали их неизбежность. В этом они расходились с большинством дворянства реакционное - против выкупа или, в лучшем случае, за добровольный не регламентированный властью; либеральное - за обязательный немедленный выкуп. В прениях с дворянскими депутатами члены Комиссий на первый план выдвигали интересы дворянства. Милютин, Соловьев, Любощинский вкушали депутатам, что внезапное осуществление выкупа произвело бы слишком резкий кризис в неподготовленных к такому перевороту помещичьих хозяйствах. Другой довод - невозможность единовременной финансовой операции для государства в случае обязательного выкупа.

Третий - форма выкупа, принятая Комиссиями, должна обеспечить удержание за всеми крестьянами существующих наделов. Эта мысль встречается в речах Милютина, Н. Семенова, в переписке Кошелева, Самарина, Черкасского. Семенов резюмируя расхождения Комиссий с харьковским комитетом, видел наиболее существенное различие не в срочности выкупа, а в величине наделов и повинностей харьковские депутаты добивались обязательного выкупа при уменьшении наделов и увеличении повинностей. Наиболее четко связь принятой Комиссиями формы выкупа с задачей приобретения всеми крестьянами наделов в собственность раскрывается в «Общей записке» к проектам Комиссий. Члены комиссий подчеркивали временность переходного периода. Естественное же следствие временно-обязанных отношений заключалось в нерасчлененности помещичьего и крестьянского хозяйства, в зависимости их друг от друга.

Это создавало большие трудности для развития новых поземельных отношений, которые объективно могли быть только капиталистическими, хотя составители проектов никогда их так не называли. Решение аграрного вопроса тесно связано в трудах Комиссий с определением правового положения крестьян. Старая регламентация прав крестьян была не самоцелью, а гарантией создания тех новых поземельных отношений, которые намечались проектами Комиссий. Составители проектов, видимо, отлично понимали, что условия выкупа тяжелы, что «выгоды» создаваемой поземельной собственности недостаточны, чтобы «приковать крестьян к селениям» и предупредить пролетаризацию. Поэтому восполнили недостающие «выгоды» правовой регламентацией. Одно из таких существенных ограничений - запрет свободного перехода и отказа от надела в течение 9 лет. В субъективных представлениях составителей программы регламентация прав крестьян была необходима в целях развития нового аграрного строя.

В полном соответствии с запретом отказа от надела находится и обязательность выкупа для крестьян. Значительным ограничением являлось подчинение каждого крестьянина как владельца и затем собственника земли юридическому лицу - сельскому обществу независимо от того, находилась ли земля в подворном пользовании или в общинном. Помещик имел дело не с отдельным крестьянином, а с сельским обществом. Он должен был выдавать свою инвеституру на крестьянскую надельную землю сначала в бессрочное пользование уставные грамоты , а потом в собственность выкупные акты сельскому обществу. Большинство членов Редакционных комиссий считало личное пользование более соответствовавшим успехам землепользования. Ростовцев, Черкасский, Милютин и многие другие члены Комиссий считали, что жизнь внесет впоследствии свои поправки в отношения правительственной власти к общине, что общинное землепользование уступит место личному. Но этот переход должен совершиться без всякого насилия, «по сознанию самого народа».

Выход отдельного крестьянина из общины до окончания выкупной операции был запрещен. Сохранение общины и создание сельского общества как хозяйственной единицы крестьянского общественного управления органически связано с решением аграрного вопроса в программе Комиссий, с характером выкупа, с существованием временно-обязанных отношений и реализации выкупной операции. Семенов отмечал, что без круговой поруки сельского общества правительство не могло решиться на миллиардную операцию. Круговая порука обеспечивала фискальные интересы помещиков в период временно-обязанных отношений и государства во время выкупной операции. Характерно в программе Комиссий использование старых, крепостнических форм для утверждения новых аграрных отношений. Чужеродность Редакционных комиссий существующему государственному строю выразилась в их закрытии сразу же после составления и кодификации ими проектов крестьянской реформы 1860 г. После закрытия редакционных комиссий кодифицированные проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, затем в Государственный совет октябрь 1860 - февраль 1861 гг.

Новый, нетрадиционный механизм, призванный подготовить проект перестройки социально-экономической структуры общества, выполнив свою функцию, был изъят из государственной системы самодержавия как чужеродный. Прекратилась публикация материалов, сошла на нет гласность в подготовке реформы. Силы торможения, не оставив реформу, все-таки существенно повлияли на решение земельного вопроса. Выкупная операция всей тяжестью легла на крестьянство и без того обремененного феодальными нормами пережитками. Проект с этими поправками вышел еще более противоречивым, половинчатым, тяжелым, особенно для крестьянства, но в некоторой степени и для дворянства. Программа модернизации аграрной России была нацелена на одновременное преодоление кризиса в стране в области экономики, социальных отношений, на поиск обществом выхода из кризиса, в котором стана оказалась после поражения в крымской войне 1853-1856 гг. Только свободный крестьянин мог открыть путь к интенсификации экономики, к сужению аграрного сектора и расширению индустриального.

Механизмами проведения в жизнь программы модернизации послужили реформы буржуазного типа. Отмена крепостного права 1861 г. Таким, образом, цели и задачи при модернизации страны у разных слоев населения имели заметные различия.

Освобожденные «поселяне» изначально были поставлены в условия катастрофического малоземелья. По подсчетам П. Это привело к гигантскому накоплению крестьянских недоимок, которые государство позднее было вынуждено списывать. Реформа 1861 г. Но вместо создания слоя свободных земледельцев-собственников на первый план вышла задача обеспечения «прочной крестьянской оседлости», крепостное рабство сменилось рабством общинным. Это было связано как с компромиссными особенностями проведения реформы, так и с тем, что и в обществе, и в правительстве все большую популярность приобретала идея, что русская крестьянская община с ее отсутствием частной собственности не только испытанное и надежное средство социального контроля над «детьми»-крестьянами, но и залог особого пути России.

Благодаря ему страну счастливо минуют ужасы западного капитализма, и она сделается светочем прогресса для человечества. Запертое в сельских мирах крестьянство в результате демографического роста все более обезземеливалось. Понятно, что крестьяне с завистью смотрели на обширные угодья бывших господ.

Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска. Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 г. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Падение крепостного права в России: Документы и материалы. Щерба, под ред.

Условия освобождения крестьян. Положения 19 февраля 1861 г. Падение крепостного права явилось крупным историческим переломом обеспечивающим утверждение капитализма в России. Буржуазная по содержанию, но проведенная в интересах помещичьего класса реформа 1861 г. Их сохранение предопределило сложность, противоречивость пореформенной буржуазно-аграрной эволюции, нарастающую остроту классовых конфликтов, высшей формой выражения которых стала первая буржуазно -демократическая революция 1905—1907 гг.

Причины и предпосылки реформы

  • Подготовка и проведение крестьянской реформы в России. Манифест года
  • Тест, История — Спрашивалка
  • Разработка Манифеста
  • Читайте также
  • Хрестоматия по истории России. й класс. Из положений 19 февраля года.

Великие реформы 1860-1870-х гг. Александр II. | теория по истории 🏺 Россия в XIX веке

В положении 19 февраля было определено, что помещики могут получать от правительства немедленную выкупную ссуду, как только устроены будут их земельные отношения с крестьянами и будет точно установлен крестьянский земельный надел. По «Местному положению», распространявшемуся на Виленскую, Гродненскую, Ковенскую, Минскую и часть Витебской губернии, за крестьянами сохранялась вся земля ко времени утверждения «Положения», т. е. к 19 февраля 1861 г., которой они пользовались. 19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была претворена в жизнь. Крестьянская реформа 1861 года — главная из реформ 1860-1870-х годов, отменившая крепостное право в России; проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 года (опубликованы 5 марта). 19 февраля (3 марта) 1861 г. в Петербурге император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие. Какие крестьяне считались временнообязанными согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года? Отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа — начатая в 1861 году реформа, упразднила крепостное право в России.

«Положение» 19 февраля 1861г

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. В два первых года со времени обнародования Положения 19 февраля по всем имениям должны были определиться действительные наделы с точным указанием повинностей, какие будут нести временнообязанные крестьяне в пользу землевладельца. 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы. Российская империя сильно отставала в промышленном развитии от стран Запада, а это было чревато серьезными последствиями. 2. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». ые положения реформы 1861г. Положение 19 февраля 1861г. включает в себя 17 законодательных актов, в которых подробно описана вся процедура освобождения.

Форма поиска

  • История Беларуси, XIX – начало XXI в., 11 класс
  • Крестьянская реформа г. — урок. История, 9 класс.
  • Основные положения крестьянской реформы г
  • Крестьянская реформа Большая российская энциклопедия
  • Основные черты положения 19 февраля 1861 г
  • Основные положения манифеста 19 февраля года кратко

Итоги и последствия крестьянской реформы 19 февраля 1861 года

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 5 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474[52]. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 2,5 раза превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. В два первых года со времени обнародования Положения 19 февраля по всем имениям должны были определиться действительные наделы с точным указанием повинностей, какие будут нести временнообязанные крестьяне в пользу землевладельца. ПОЛОЖЕНИЯ ФЕВРАЛЯ — ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861. 19 февраля 1861 года -"Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости" "Положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости".

«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю

19 февраля 1861 г. император подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». 19 февраля (3 марта) 1861 г. в Петербурге император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие. В Манифесте объявлялось, что крестьяне в течение ещё 2-х лет (с 19 февраля 1861 г. по 19 февраля 1863 г.) обязаны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве.

Проведение реформы по отмене крепостного права в России

Манифест об освобождении крестьян, Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости в числе других 17 актов от 19 февраля 1861г. нацелены на разрешение следующих вопросов. 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Девятнадцатого февраля 1861 г. был обнародован долгожданный Манифест Александра II об отмене крепостного права в Российской империи. Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России.

19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права

Вовлечение помещичьей земли в торговый оборот и формирование буржуазной земельной собственности. Второй раздел Положения регулировал устройство сельских обществ и волостей и их управления. При соединении в волости сельские общества не раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский сход и сельский староста. Сверх того, общества могли иметь: особых сборщиков податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лесных и полевых сторожей; сельских писарей, и т. Не воспрещалось домохозяину, в случае отлучки, болезни и вообще невозможности лично явиться на сход, присылать вместо себя кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных дозволялось присылать на сход двух или более крестьян, если сие согласно с местным обычаем. Волостной суд разбирал и приговаривал к наказаниям крестьян, принадлежащих к волости, за маловажные проступки, когда данные совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также, когда означенные проступки не находились в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих проступки не находились в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест. Если в совершении проступка участвуют крестьяне, принадлежащие к другой волости, то виновных приговаривал к наказанию суд той волости, в пределах которой проступок был совершен.

Волостной суд был властен приговорить виновных: к общественным работам - до шести дней, или к денежному взысканию - до трех рублей, или к аресту - до семи дней, или, наконец, лиц, от телесного наказания не изъятых, - наказанию розгами до двадцати ударов. Назначение меры наказания за каждый проступок предоставлялось усмотрению самого суда. Приговоры волостного суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, считались окончательными. Они приводились в исполнение сельскими старостами, или когда волость состояла из одного сельского общества, помощником волостного старшины, под наблюдением старшины и за общею их ответственностью. Выкуп крестьянами их надельных земель в большинстве случаев носил принудительный характер - в силу несоразмерности выкупных платежей ценности и доходности выкупаемых наделов и длительности самой выкупной операции. Вот почему перевод крестьян на выкуп проводился преимущественно по одностороннему требованию помещиков или «обязательной мерой» правительства. Выкуп не только способствовал более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство, социальному расслоению деревни, но он давал помещикам денежные средства для перестройки своего хозяйства на капиталистической основе.

Перевод крестьян на выкуп означал дальнейшее отделение крестьянского хозяйства от помещичьего. Выкупная операция ликвидировала систему феодальных отношений в деревне и превращала крестьянина в самостоятельного собственника земельных угодий. Выкупная операция, оказавшаяся выгодной для государства, несомненно, позволила ему выйти из тяжелого финансового кризиса, в каком оно оказалось после Крымской войны, и проводить активную экономическую политику: строить казенные железные дороги и промышленные предприятия, предоставлять значительные ссуды помещикам и капиталистам - предпринимателям. Выкупная операция явилась важным фактором первоначального накопления для капиталистического хозяйства пореформенной России. Государство содействовало крестьянам в выкупе земельного надела, следующим образом: определенная по правилам Положения сумма, выдаваемая помещику, под приобретаемые крестьянами в собственность мирские земли и угодья, обеспеченными гарантированными Правительством кредитными бумагами, именовалась «выкупной ссудой». Всякие добавочные, сверх выкупной ссуды, платежи, какие крестьяне обязывались уплатить, помещику, по взаимному с ним соглашению, не обеспечивались не гарантировались государством. Крестьяне, приобретшие в собственность землю, при посредстве выкупной операции, обязаны были вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за землю оброка, по шесть копеек на рубль с назначенной Правительством выкупной ссуды, впредь до ее погашения.

Таковые платежи именовались «выкупными».

Историческое значение реформы. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Крестьяне одного имения объединялись в сельское общество, и сельские сходы решали хозяйственные вопросы. Несколько сельских обществ составляли во-лость во главе с волостным старшиной. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из числа помещиков. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения.

Правда, большие группы крестьян не по-лучили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян.

Манифест 1861 года Отмена крепостного права в России в 1861 г. Задача данного исследования - рассмотреть исторические условия, в которых создавалась правительственная программа отмены крепостного права их правовые основы. Только в результате изучения истории подготовки реформы становится до конца ясными многие статьи «Положений 19 февраля» и их связь с законодательством 1860-1870-х годов. Идеи правительственной программы отмены крепостного права легли в основу реформ крестьян и в значительной степени определи характер всех буржуазных преобразований. К середине 50-х годов XIX в. Первоначально этот вопрос вставал эпизодически и в очень неопределенной форме.

По преимуществу «общество, занимая тогда его гуманистический аспект: отношение к крестьянскому как к личности, интерес к его внутреннему миру, культуре». Как вопрос об освобождении крестьян от крепостной зависимости он был поставлен передовыми мыслителями и общественными деятелями Радищевым, декабристами и окончательно оформился в период кризиса феодально-крепостнической формации. Так, что в условиях обострения общественно-политической обстановки, вызванных поражением России в Крымской войне, правительство феодальной монархии было вынуждено признать насущную необходимость решения крестьянского вопроса. Он стал практической задачей правительственной политики. Неизбежность отмены крепостного права и роль крестьянства в истории его падения поняли еще некоторые из современников реформы. Кавелин, который оказал заметное влияние на ход подготовки отмены крепостного права». Ключевский В.

Мятежами был обилен и XVII в. Теперь они принимают социальную окраску, идут против господ. Сама пугачевщина выступила под легальным значением, несла с собой идею законной власти против екатерининской узурпации с ее пособниками - дворянами. Когда почва затряслась под ногами, в правящих сферах по почину Екатерины II всплывает мысль об управлении общества, о смягчении крепостного права. Хмурясь и робея, переживая одни и те же планы и из царствования в царствование отсрочивая вопрос, малодушными попытками улучшения, не оправдывавшими громкого титула власти, довели дело к половине XIX в. Этот обобщающий вывод был сделан Ключевским В. Одним из наиболее значительных среди рукописных сочинений этого времени была «Дума русского во второй половине 1855 года » П.

Главное в записке Валуева П. Записка Валуева П. Он осуждает в реформах министерство государственных имуществ, возглавляемые П. Киселевым, преднамеренное нарушение принципа вотчинных прав казны в пределах казенных имений введением волостного суда и нового административного устройства крестьянства. Он заранее отстаивает вотчинные права помещиков в частновладельческих имениях на будущее время. В 1855-1856 г. Позен М.

Одна из наиболее полных - «О системе улучшения по основным предметам государственного управления» - сопровождалась письмом Позена М. Он утверждал, что основная идея государственного устройства России должна остаться неприкосновенной: православие и веротерпимость, самодержавие, разделение народа на сословия. Вместе с тем он признавал необходимость «уничтожения крепостного права», но «мерами легкими, без общего потрясения и без разорения для дворянства». В дальнейшем Позен М. В этой записке Позен М. Он предлагал: устранить секретность и гласно объявить намерения правительства; дать свободу крестьянам не иначе, как по обоюдному соглашению их с помещиками, за вознаграждение, при содействии правительства денежными средствами, в случае освобождения крестьян целыми селениями осуществлять его на основании двух действующих законов - о свободных хлебопашцах и об обязанных крестьянах при условии согласия обеих сторон; организовать широкое участие правительственного кредита в проведении этих преобразований. Для подготовки реформы предлагалось создать центральный Государственный попечительский комитет о помещичьих имениях в Петербурге и местные Губернские комитеты.

Реформа должна была проводиться постепенно. Позиция Позена М. Для либеральных общественных деятелей требование отмены крепостного права было выношенным и сложившимся убеждением, и наиболее видные из них имели определенную программу решения крестьянского вопроса, принципиально новую по сравнению с предшествовавшим законодательством. Среди рукописных сочинений либерального направления выделяется «Записка об освобождении крестьян в России» К. В своей записке Кавелин К. Он признает наличие и других причин: несостоятельность системы управления, отсутствие строгого правосудия и правильного кредита, невежество всех классов, но все они отступают перед главным злом - крепостным правом. Среди «побудительных причин величайшей важности», определивших необходимость отмены крепостного права, Кавелин называл экономические, нравственные и политические.

С большой запиской «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» осенью 1856 г. Самарин, впоследствии один из главных составителей законодательства 19 февраля 1861 г. В своей записке Самарин объяснял неизбежность проведения немедленных преобразований. Он доказывал опасность дальнейшей оттяжки решения. Он выражал уверенность, что необходимость преобразований вызвана «порядком вещей», который сложился в России и заключает в себе зародыш будущего развития, то есть что они не переносятся механически из Европы. Самарин Ю. Главная идея записки Самарина Ю.

Жизнь, развитие общественно-политической обстановки в стане многократно ускорит расчеты Самарина Ю. Признание за крестьянским хозяйством самостоятельной роли в сельскохозяйственном производстве наряду с сохранением и развитием крупного помещичьего хозяйства - как цель и итог отмены крепостного права - характерны и для Самарина и для Кавелина. Первая заявка правительства на предстоящие реформы, хотя и очень размытая, неопределенная, прозвучала в манифесте 19 марта 1856 года, огласившем бесславные для России условия Парижского мира: «Да утверждается и совершенствуется ее, России, внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности, и каждый под сенью законов, для всех равно справедливых, всем равно покровительствующих, да наслаждается в мире плодами трудов невинных». Через несколько дней, отвечая на распространившиеся среди дворянства слухи и страхи по поводу именно этих слов манифеста, Александр II произнес известную речь перед предводителями дворянства в Москве 30 марта 1856 г. Первая правительственная программа отмены крепостного права в период подготовки крестьянской реформы была сформулирована в рескрипте В. Назимову 20 ноября 1857 г. Эта программа не определена, особенно в решении земельного вопроса и конечной цели всего преобразования.

Помещикам сохранялось право собственности на всю землю, крестьянам оставлялась их усадебная оседлость, которую они в течении определенного времени приобретали в свою собственность посредством выкупа. Сверх того крестьянам предоставлялась в пользование полевая земля, за которую они должны были отдавать оброк или барщину. Предусматривалось, что крестьяне будут распределены на сельские общества, а помещики - иметь право вотчиной полиции. Предстоящая реформа именуется в рескрипте как законодательство «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», терминов «освобождение крестьян» или «упразднении крепостного права» в рескрипте нет. Эти «главные основания» оставляли открытым вопрос о конечных целях преобразования. В рескрипте нет никаких конкретных указаний на принцип определения величины полевого надела крестьян и, что, быть может, еще более важно, - срочность или бессрочность пользования полевой землей. Было очевидно, что правительство в данный момент не поддержало предложений литовских дворян провести немедленно безземельное освобождение крестьян.

В рескрипте, который являлся ответом на «инициативу» литовского дворянства, нет никаких прямых указаний на возможность проведения реформы по остзейскому образцу, то есть без земли, как это было в Прибалтике в 1816-1819 гг. В отношении министра внутренних дел С. Ланского к Назимову В. Однако эта часть отношения министра не была обязательна для губернских дворянских комитетов, она не получила» высочайшей» санкции Александра II. Есть много фактов, которые свидетельствуют, что в правительстве среди части бюрократии серьезно осмысливался опыт остзейского законодательства 1816- 1819 гг. Неопределенность программы рескрипта признавалась самим правительством. И сразу же после издания первых рескриптов в январе 1858 г.

Главный комитет признал необходимым уточнение «целей и желаний» правительства в предстоящем преобразовании для более точного направления деятельности всех губернских комитетов. Результатом ее явилась принятая Главным комитетом и одобренная Александром II в апреле 1858 г. Она подтверждала право собственности помещиков на всю землю. Сущность, срочно-обязанного положения разъяснялась в том смысле, что крестьяне остаются «временно крепкими земле». В таком контексте возможность возвращения помещикам земли, находящейся в пользовании у крестьян по истечении срочно-обязанного периода, усиливалась по сравнению с «главными основаниями» рескрипта; рекомендации министерства внутренних дел в его отношении по поводу рескрипта о наделении крестьян землей в постоянное пользование вообще не бывшие обязательными еще более утрачивали свою силу. Апрельская программа не уточняла как первоначально предполагали , а сохраняла неопределенность решения земельного вопроса. Она расширила полномочия дворянских губернских комитетов, фактически передав окончательное решение вопроса как о срочнообязанных отношениях, так и о величине наделов и повинностей самим помещиком.

Апрельской программой предполагалось утверждение отдельного для каждой губернии Положения о помещичьих крестьянах. В целом апрельская программа по сравнению с рескриптом усилила возможность безземельного освобождения крестьян в перспективе, по истечении срочно-обязанного периода и дала перевес в «верхах» той части бюрократии, которая за образец принимала остзейскую систему безземельного освобождения крестьян. Это было время наибольшего влияния и успехов в «верхах» реакционно-консервативного направления, тех кто явно или тайно выступали против обнаружившегося в Министерстве внутренних дел направления освободить крестьян с землей, время торжества сторонников остзейского опыта реформ. Однако, в правительстве наметился поворот к либеральному курсу, который завершился принятием новой программы. В октябре-ноябре Главный комитет принял новую программу реформы, одобренную Александром II 4 декабря 1858 г.

Падение крепостного права явилось крупным историческим переломом обеспечивающим утверждение капитализма в России.

Буржуазная по содержанию, но проведенная в интересах помещичьего класса реформа 1861 г. Их сохранение предопределило сложность, противоречивость пореформенной буржуазно-аграрной эволюции, нарастающую остроту классовых конфликтов, высшей формой выражения которых стала первая буржуазно -демократическая революция 1905—1907 гг. Наиболее важным из них является «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», в котором излагались общие условия отмены крепостного права и определялось правовое положение крестьянства. Поземельное устройство и повинности крестьян определяли в зависимости от местных условий четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян».

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

Получение дарственного надела освобождало от высоких выкупных платежей, дарственник полностью порывал с помещиком. Но перейти «на дар» крестьянин мог только с согласия своего помещика. Стремление перейти «на дар» преимущественно проявлялось в малонаселенных многоземельных губерниях и главным образом в первые годы проведения реформы, когда рыночные и арендные цены на землю были сравнительно невелики в этих губерниях. Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп, то есть на период временнообязанного состояния, отбывание ими за предоставленную землю повинности в виде барщины и оброка. Размеры того и другого фиксировались в законе. Если для барщинных имений устанавливалась единая норма барщинных дней 40 дней мужских и 30 женских за один душевой надел , то для оброчных размеры оброка определялись в зависимости от промысловых и торговых «выгод» крестьян. Закон устанавливал следующие нормы оброка: за высший надел в промышленных губерниях — 10 руб. В случае близости имения к железной дороге, судоходной реке, к торгово-промышленному центру помещик мог ходатайствовать об увеличении размера оброка. По закону нельзя было повышать размеры оброка выше дореформенных, если не увеличивался земельный надел. Однако закон не предусматривал уменьшения оброка в связи с сокращением надела. В результате отрезки от крестьянского надела происходило фактическое увеличение оброка в расчете на 1 десятину.

Несоответствие между оброком и доходностью с надела усугублялось и так называемой системой «градаций». Суть ее заключалась в том, что половина оброка приходилась на первую десятину надела, четверть — на вторую, а другая четверть раскладывалась на остальные десятины. Система «градаций» преследовала цель установить максимум повинностей за минимальный надел. Она распространялась также и на барщину: половина барщинных дней отбывалась за первую десятину, четверть — за вторую, другая четверть - за остальные десятины. Летний рабочий день составлял 12, а зимний — 9 часов. При этом устанавливалась «урочная система», то есть определенный объем работ «урок» , который крестьянин был обязан выполнить в течение рабочего дня. Однако вследствие повсеместного плохого выполнения крестьянами барщинных работ в первые годы после реформы барщина оказалась настолько неэффективной, что помещики стали быстро переводить крестьян на оброк. Как уже было отмечено выше, завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп, однако закон 19 февраля 1861 г. В основу выкупа была положена не реальная, рыночная цена земли, а феодальные повинности, то есть крестьянам пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу — утрату помещиком крепостного труда. Размер выкупа за надел определялся путем так называемой «капитализации оброка».

Суть ее заключалась в следующем. Дело выкупа взяло на себя государство путем проведения выкупной операции. Для этого в 1861 г. В целом реформа 1861 г. Значение отмены кр права Крестьянская реформа 1861 г. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны: сформировались новые социальные слои населения — пролетариат и промышленная буржуазия. Изменилось и крестьянство. На смену темному, забитому, патриархальному крестьянину пришел крестьянин, побывавший на заработках в городе, много видевший и многому научившийся. Отмена крепостного права и проведение реформ в суде, образовании, печати, в области финансов, военном деле, проведение ряда правительственных мер для индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.

Либеральные реформы 60 -70-х гг. Военная реформа 1861-1874 гг. Учреждение земств. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии разряда : землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных. Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс.

Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления. Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы — земские собрания — состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы — земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс. Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии — там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских. Самоуправление в городах. В 1870 г.

Чаще всего крестьяне получали отказы на переезд. Освободившись от крепостной зависимости, люди оказались втянутыми в круговую поруку. Каждый землевладелец мог подарить крестьянину четвёртую часть их земли, оставляя лучшие за собой. Получая такие наделы, люди разорялись, так как почва оказывалась непригодной для урожая.

Крестьяне остались недовольны преобразованиями, ведь они ожидали совсем другого. Последствия и значение Крестьянская реформа имела как положительные, так и отрицательные стороны. Она внесла значительный вклад в развитие Российской государственности. Плюсы и минусы В результате проведения реформы крестьяне наконец-то получали свободу, что привело к заметному росту производства. Всё больше людей начали заниматься предпринимательской деятельностью. Манифест, принятый императором, был первым шагом на пути к становлению равноправия между людьми. Спустя время стало известно, какие недостатки имела крестьянская реформа: Главная отрицательная черта изменений — бывшие крепостные становились должниками, так как долгое время им приходилось платить за полученную землю. Самые лучшие наделы оставались у помещиков, и крестьяне брали их в аренду, за что также нужно было платить. В результате основная часть крестьян разорилась в скором времени после освобождения.

Итоги перемен После проведения в 1861 году крестьянской реформы, Российская империя смогла выйти на международный рынок и превратилась в мощную державу. Промышленность в государстве стала развиваться в быстром темпе. Пострадали в итоге только сами же крестьяне, оставшись в должниках у государства. Какими бы ни были последствия, реформа Александра II была очень важна для укрепления государства и развития общества. Крестьянская реформа 1861 года была претворена в жизнь. Крестьянский вопрос. Причины реформы. Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесен в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года: Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы. Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте. Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным. Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян. Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича. Фотография К. Подготовка Манифеста. Начало преобразований Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. В августе 1859 года. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний. Председателем редакционной комиссии стал граф В. Панин, известный консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства. Главные разработчики проекта-Н. Милютин и Ю.

Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ. Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества. В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями.

Кизеветтер, А. Кони, Н. Павлов-Сильванский, В. Якушкин, А. Корнилов, С. Венгеров, и др.

Советская историография Большое влияние на развитие советской историографии крестьянской реформы оказал научно-популярный очерк 1937 г. Впервые с марксистских позиций изложена история отмены крепостного права в России. В ней достаточно подробно характеризовались причины, сделавшие неизбежным проведение крестьянской реформы, подробно освещался ход ее подготовки. Мороховец пришел к выводу, что основная линия борьбы вокруг реформы проходила не между крепостниками и либералами, а между помещиками и крестьянами. Работа Мороховца имеет и ряд недостатков, из которых наиболее заметно излишнее внимание причинам, вызвавших реформу и процессу ее подготовки. При этом процесс реализации реформы выпал из поля зрения.

Значительное количество публикаций и исследований по истории крестьянской реформы и крестьянского обобщены в работе историка Петра Андреевича Зайончковского «Отмена крепостного права в России«. В ней рассмотрены вопросы реализации реформы 1861 года. На большом фактическом материале дается социально-экономическая характеристика России первой половины XIX века, освещается ход подготовки реформы, подробно анализируются «Положения» 19 февраля 1861 г. Главное внимание автор уделяет реализации реформы: составлению уставных грамот, заключению выкупных актов и классовой борьбе крестьянства в начале 60-х годов. Наряду с этим освещается реформа государственных и удельных крестьян, а также условия отмены крепостного права в Закавказье, на Кавказе и в Бессарабии. Издание снабжено обширной библиографией и картой, указывающей размеры крестьянских наделов.

Внутриполитическому развитию России второй половины XIX в. Захаровой «Александр II и отмена крепостного права в России». В ней рассмотрена разработка программы отмены крепостного права в Министерстве внутренних дел, в Секретном и Главном комитетах по крестьянскому делу и, особенно, в Редакционных комиссиях 1859 -1860 гг. Автор раскрывает роль Александра II на всех этапах разработки закона и дает оценку деятельности людей, готовивших реформу: Н. Милютина, Ю. Самарина, П.

Семенова-Тян-Шанского и проч. В качестве приложений опубликованы другие работы Л. Они посвящены взаимосвязи крестьянской реформы 1861 г. Современная историография О сложном процессе подготовки реформ в условиях жесткого противоборства различных общественных сил рассказано в книге доктора исторических наук Бориса Григорьевича Литвака «Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива«.

Перевод крестьян на выкуп означал дальнейшее отделение крестьянского хозяйства от помещичьего. Выкупная операция ликвидировала систему феодальных отношений в деревне и превращала крестьянина в самостоятельного собственника земельных угодий.

Выкупная операция, оказавшаяся выгодной для государства, несомненно, позволила ему выйти из тяжелого финансового кризиса, в каком оно оказалось после Крымской войны, и проводить активную экономическую политику: строить казенные железные дороги и промышленные предприятия, предоставлять значительные ссуды помещикам и капиталистам - предпринимателям. Выкупная операция явилась важным фактором первоначального накопления для капиталистического хозяйства пореформенной России. Государство содействовало крестьянам в выкупе земельного надела, следующим образом: определенная по правилам Положения сумма, выдаваемая помещику, под приобретаемые крестьянами в собственность мирские земли и угодья, обеспеченными гарантированными Правительством кредитными бумагами, именовалась «выкупной ссудой». Всякие добавочные, сверх выкупной ссуды, платежи, какие крестьяне обязывались уплатить, помещику, по взаимному с ним соглашению, не обеспечивались не гарантировались государством. Крестьяне, приобретшие в собственность землю, при посредстве выкупной операции, обязаны были вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за землю оброка, по шесть копеек на рубль с назначенной Правительством выкупной ссуды, впредь до ее погашения. Таковые платежи именовались «выкупными».

Выкупная ссуда погашалась взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды. Реформа 1861 г. Это не противоречит тому факту, что отмена крепостного права и другие реформы явились в истории России рубежом, переворотом «сверху». Крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич с искренним пафосом записал в дневнике: «С Сегодняшнего дня, стало быть, начинается новая история, новая история, новая эпоха России. Дай Бог, чтоб это было к вящему ее величию». Эта цель была достигнута.

Угроза потерять роль великой державы была преодолена. Авторитет России и государственной власти, мирно свергнувшей крепостное право, поднялся высокого не только в Европе, но еще в большей степени в Америке, во всем мире. Россия пошла по пути капиталистического развития. Но путь этот был тяжек и разорителен для народа, чреват бедствиями и потрясениями для всей нации. Крепостничество как система общественных отношений перестало существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917г. Толстой устами Константина Левина в «Анне Карениной» говорит: «… у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России».

По поводу этих слов Ленин замечает «Трудно себе представить более меткую характеристику периода 1861-1905 годов». Он считал важнейшим вопросом, «как уложится в России этот строй, буржуазный строй». История не повторяется, да и опыт реформ, проведенных самодержавием, вряд ли может вселять оптимизм.

Подготовка и проведение крестьянской реформы в России. Манифест 1861 года

Крестьянская реформа года – кратко о значении и результате проведения (9 класс) В работе будут освещены события отмены крепостного права в России в 1861 году. Таким образом, целью работы является рассмотрение следующих вопросов -. подготовка к отмене крепостного права, положение от 19 февраля 1861 г., последствия крестьянской реформы.
Основные положения манифеста 19 февраля года кратко В начале октября 1860 г. отредактированное «Положение о крестьянах» поступило в Главный Комитет по крестьянскому делу, где оно обсуждалось вплоть до середины января 1861 г. Затем, в конце января 1861 г.
Крестьянская реформа г. — урок. История, 9 класс. Милютин Николай Алексеевич (1818 – 1872) – в 1859–1861 годах товарищ министра внутренних дел, фактически руководил работой по подготовке крестьянской реформы. 3 марта (19 февраля по ) 1861 года – Александр II подписал Манифест.
3. Славянофилы Главным событием, связанным с обнародованием законодательства 19 февраля 1861 г., стало упразднение крепостного состояния.

Читайте также

  • Отмена крепостного права. Очерк важнейших реформ Александра 2 Второго
  • Крестьянский вопрос. Причины реформы.
  • § 8–2. Отмена крепостного права
  • Крестьянская реформа 1861 года, ее подготовка, причины, права крестьян и последствия (Таблица)
  • Рескрипт Назимову: в поисках идеального варианта

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий