Сравнение татаров и русских культур

Здесь каждый день миллионы человек смотрят контент в разных тематиках: от гейминга до путешествий, от бьюти до технологий. А умные алгоритмы рекомендуют публикации, учитывая интересы пользователей. это народ, проживающий на территории России и родственный казахам и узбекам. Существует мнение, что татары считают себя русскими, но это не совсем верно. В данной статье мы рассмотрим, как татары относятся к своей национальности и русской культуре. — сибирские татары считаются более гостеприимными, чем русские сибиряки. Для татар характерна приверженность к семье. — от природы сибирские татары считаются хорошими торговцами. Татаро-монгольского нашествие и последующая зависимость от Улуса Джучи — Золотой Орды — оказали большое влияние на культурное, политическое и экономическое развитие русских земель.

"Татары менее всего обладали какою-либо ненавистью к культурности народа, который они завоевали"

Похожие климатические условия и соседство с одинаковыми народами отразилось на схожести в ведении хозяйства, устройстве жилища и традициях. Немного особняком стоят кряшены, которые исповедуют православие, а не ислам в отличие от остальных групп татар. Арслан Мингалиев лаборант Этнографического музея КФУ, магистр направления «Антропология и этнология» КФУ Единственным наиболее полным и точным источником информации по структуре народов России является Всероссийская перепись населения 2010 года. Также следует еще раз подчеркнуть, что этническая принадлежность любого человека определяется только на основе его самоидентификации. К сожалению, отдельно и численно в переписи были указаны лишь четыре группы: астраханские и сибирские, кряшены, мишари. Из интересных отличительных признаков в быту и труде групп татар можно выделить следующие. Все они, за исключением лишь кряшен, не употребляли массово в пищу грибы, чем объясняется лексическая скудность грибной тематики в татарском языке.

Также кряшены держали в хозяйстве свиней, что опять же объясняется религиозными причинами. Общей чертой представителей татарского народа можно назвать ритуал чаепития, хотя и здесь есть свои особенности. К примеру, у мишарей и кряшен именно с подачи чая с печеных изделий начинался ритуал угощения гостя. А у казанских татар, наоборот, чаем завершали этот процесс. Существуют некоторые характерные отличия и в традиционном костюме: это связано с русским и финно-угорским влиянием. Гульнара Габдрахманова доктор социологических наук, заведующий отделом этнографических исследований института истории им.

В томе отражены новейшие исследования, связанные с физической антропологией татар. Антропологи считают, что они, как и другие народы мира, сейчас подвергаются общемировым тенденциям, связанным с изменением роста, веса людей, сокращением числа блондинов и так далее. Также происходит определенная унификация физических особенностей, то есть смешанные браки приводят к тому, что внешность народов всего мира, и в частности татар, меняется. Среди них сложно найти чистых, то есть без примеси крови других национальностей. Например, в Западной Сибири был большой поток казанских, поэтому процент смешанных браков между казанскими и сибирскими татарами довольно высок. Кроме того, у татар, как и у чувашей, происходил обратный процесс — либо отатаривание каких-то других народов, либо они в силу разных причин становились представителями других народов: чувашами, марийцами.

В некоторых населенных пунктах люди помнят, что они когда-то были татарами по неким существующим в деревне преданиям, но при этом говорят: «Я мариец, хотя помню, что где-то там в роду у меня были родственники с иной национальностью». Если подходить с точки зрения этнографии, то этничность определяется культурой, а не генами. Можно носить какие-то гены, но в течение веков ты и твои предки формировали некую культуру, носителем который ты и становишься. Можно быть татарином по культуре.

Русский язык является государственным языком России, и большинство татар также владеют русским языком. Это облегчает коммуникацию между русскими и татарами и способствует обмену культурой и идеями. Татарский язык имеет богатое наследие в поэзии, литературе и фольклоре. Многие известные татарские поэты и писатели используют татарский язык, чтобы передать свои мысли, эмоции и идеи. Татарская литература является важной частью татарской культуры и традиций.

Татарский язык является ключевым элементом татарской идентичности и служит средством сохранения и передачи богатого культурного наследия поколениям. Татарский язык Татарский язык отличается от русского языка не только звуковой системой, но и грамматикой. Например, в татарском языке есть 8 глагольных времен и 6 падежей для существительных. Татарский язык имеет богатую лексику, которая отражает историю и культуру татарского народа. В нем существует много слов, связанных с традиционным татарским искусством, национальными блюдами и праздниками. Татарский язык также имеет свою собственную азбуку — арабскую на латиницу, а недавно им был принят и кириллический вариант письма. Изучение татарского языка помогает понять татарскую культуру и традиции, а также улучшает коммуникацию с татарским народом. Кроме того, знание татарского языка может быть полезным для туристов и бизнесменов, работающих с регионом Татарстана. Вопрос-ответ: В чем основные отличия между татарской и русской культурой?

Татарская и русская культуры имеют множество отличий. К примеру, татарская культура имеет сильные восточные влияния, а русская культура — западные. Татары имеют свою уникальную традицию, язык и особую музыку и танцы. Русская культура, в свою очередь, славится своей литературой, искусством и театром. Какие традиции отличают татарскую культуру от русской? Одной из основных традиций татарской культуры является гостеприимство. Татары всегда рады гостям и угощают их своими национальными блюдами. Кроме того, татарская культура богата разнообразными праздниками и обрядами, такими как Сабантуй, Нур Ярыш и др. В русской культуре также есть свои уникальные традиции, например, народные гуляния, православные ритуалы и праздники.

Какие языки говорят татары и русские? Татары говорят на татарском языке, который относится к тюркской языковой семье. Русские говорят на русском языке, который является одним из славянских языков. Оба языка имеют свою уникальную грамматику, лексику и звуковую систему. Какие особенности в повседневной жизни отличают татар от русских? Татары имеют свои уникальные традиции и обычаи в повседневной жизни. Например, они придерживаются своей национальной кухни, где особое место занимают мясо и мучные изделия. Татары также славятся своим ремеслом и народными промыслами, такими как создание ковров и вышивание. Русские, в свою очередь, имеют свои собственные традиции и обычаи, такие как русская баня и уход за садом или огородом.

Какие особенности культуры у татар? Татарская культура обладает своим неповторимым колоритом и традициями. Одной из главных особенностей является язык — татарский язык относится к тюркской языковой семье. Татары также отличаются своими национальными костюмами, народными ремеслами и кулинарией. Они имеют свои традиции, в которых прослеживается синтез тюркских, арабских и русских элементов. В чем разница между татарской и русской культурой? Основная разница между татарской и русской культурами заключается в языке, обычаях и традициях.

В данной статье мы рассмотрим, как татары относятся к своей национальности и русской культуре. Исторический контекст Татары на протяжении долгого времени жили под властью России, но это не означает, что они считали себя русскими. В начале XX века татары начали формировать свое национальное самосознание и создавали национальные партии. Современное отношение татар к русским В современной России татары сохраняют свою национальную идентичность и не считают себя русскими.

Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами. История Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда — могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. В более позднее время началась массовая миграция татар по территории Русского государства. В результате генетических исследований выяснилось, что у разных татарских субэтносов не было общих прародителей. Также наблюдается большое разнообразие генома внутри подгрупп, из чего можно сделать вывод о влиянии на их создание множества народов. У некоторых этногрупп велик процент генома кавказских национальностей, в то время как азиатский почти отсутствует. Внешность Татары разных этногрупп имеют различный внешний вид. Это обусловлено большим генетическим разнообразием типов. Всего выявлено 4 вида представителей народа по антропологическому признаку.

Стереотипы, разница между татарами и русскими, пропаганда: что с демографией в Татарстане?

Это пирожок из тонкого слоеного теста, который начиняется мясом, картофелем, луком или сыром. Чебуреки готовятся по разным рецептам, некоторые из них предусматривают приготовление соусов и добавление специй. Также традиционное блюдо татарской кухни — это плов. Это блюдо состоит из риса, мяса, пряностей и овощей. Плов готовят на медленном огне и перед подачей на стол декорируют зеленью. Он является неотъемлемой частью гостеприимства татарского народа и часто подается на праздничных и торжественных мероприятиях.

Среди других популярных блюд татарской кухни также можно выделить: беляш маленькое жареное пирожное с начинкой , манты крупные пельмени с мясной начинкой , икра из кабачков заготовка на зиму из кабачков с морковью и луком. Неотъемлемой частью традиционной татарской кухни являются самса и эчпочмак. Самса — это пышное пирожное с начинкой из мяса, лука и специй. Эчпочмак — это маленькие пирожки с начинкой из мяса и лука. Оба блюда готовятся на дрожжевом тесте и имеют неповторимый вкус и аромат.

Татарская кухня также известна своими сладкими блюдами. Одним из самых знаменитых десертов является чак-чак.

Энгельс, сравнивая их с западноевропейцами. При этом он отмечал, что русские никогда не поддаются панике, хорошо сложены, обладают хорошим здоровьем, могут пить и есть почти все, но в то же время нетребовательны и удивительно послушны. С другой стороны, тот же Н. Бердяев [3] пишет, что при всей своей покорности и долготерпении Россия одновременно и самая анархическая страна в мире. Русский человек, возлагая на власть ответственность за решение собственных жизнеполагающих вопросов, в то же время не уважает власть, не испытывает к ней того пиетета, который свойственен, к примеру, восточным культурам.

Татары как нация сформировались во второй половине 19 века, когда многие локальные этнонимы моселман, казанлы, болгар, мишэр и др. На сегодняшний день татары обычно делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. Как отмечалось выше, это крупный этнос, занимающий по численности в Российской Федерации второе место после русских. Татары — целостная и сплоченная в культурном отношении этническая общность. Всех их отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, с высоко развитым и ярко проявляющимся чувством национального самосознания и собственного достоинства. Татарский язык входит в так называемую кыпчакско-булгарскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков.

Традиционная религия татар — ислам суннитского толка, за исключением небольшой по численности группы христиан — кряшен, обращенных в православие в 16-17 веках. И русские, и татары являются урбанизированными нациями. Башкиры башкирцы также являются тюркским народом, по своему языку очень близким к татарскому. Согласно башкирским народным преданиям, они поселились на своих нынешних землях примерно 1000 лет назад. О башкирах как о самостоятельном народе упоминают уже арабские и персидские путешественники 9 — 13 веков. Есть разногласия между учеными относительно происхождения башкир. Некоторые историки считают их финно-угорским народом, впоследствии принявшим монгольский тип, другие производят их от булгар.

Существует мнение, что этот народ является родоначальником мадьяр. Флоринский приходит к выводу, что башкиры — племя тюркского происхождения, весьма близкое татарам. К психологическим характеристикам башкир можно отнести исполнительность, аккуратность, высокую психологическую устойчивость в экстремальных ситуациях, неприхотливость, некоторую замкнутость в общении, высокое чувство ответственности, выражающееся в башкирской пословице «Умел дать клятву, умей и сдержать ее». Следует отметить, что русские, татары и башкиры имеют длительный опыт совместного проживания на территории Волжско-Уральского региона. Многочисленные повороты истории России в равной степени затронули судьбы всех трех народов, что не могло не сказаться на общности ряда их характеристик и ментальности. Так, Б. Алишев в своем исследовании ценностей татар и русских, говорит, что, несмотря на этнокультурные различия язык, культура, религия и т.

Однако при всем сходстве образа жизни и политико-экономических условий, все же отмечаются различия в их ценностно-мотивационной сфере, системе отношений и других социально-психологических характеристиках. Согласно исследованиям Б. Алишева, о котором говорилось выше, в структуре ценностей молодых людей русской национальности заметен определенный уклон в сторону «романтических» ценностей природа, дружба, справедливость, свобода и др. Данное исследование еще раз подтверждает тезис о том, что даже при сходстве внешних условий существуют различия, обусловленные влиянием культурного своеобразия конкретного народа. Как отмечал Г. Шпет, каждый член группы в большей или меньшей степени несет в себе духовную коллективность, известную под названием традиций, преданий, которые также можно рассматривать как систему духовных сил, определяющих настоящие переживания, впечатления и реакции индивида.

Сегодня православные татары составляют небольшую долю населения, однако они продолжают практиковать свою веру и соблюдать православные праздники. Таким образом, религия русских татар представлена смешением ислама, татарской языческой культуры и православной веры. Это яркий пример того, как религиозное наследие может сочетаться и существовать параллельно в рамках одной национальной группы.

Кухня русских татар Одним из самых популярных блюд русских татар является «Еть маны». Это пирожки с мясом, картофелем или различными начинками. Их готовят в домашних условиях и в ресторанах. Еть маны — это не просто пирожки, это символ праздника и радости. Они обычно украшают стол во время особых событий и праздников. Еще одно популярное блюдо русских татар — «Чак-чак». Это национальный десерт, представляющий собой слоеные шарики, сладкие по вкусу. Их готовят из муки, яиц, меда и сахара. Чак-чак традиционно подают на детских праздниках и свадьбах, а также во время национальных праздников.

Один из самых известных напитков русских татар — «Шабалы». Это кислый молочный продукт, который обычно готовят в домашних условиях. Шабалы изготавливаются из пастеризованного молока с использованием кефира или йогурта в качестве закваски. Это очень полезный и освежающий напиток, который можно пить в любое время дня. Русские татары также известны своими мясными блюдами, такими как «Казан-кебаб» и «Иштока». Казан-кебаб — это горячая мясная закуска, готовящаяся на открытом огне. Иштока — это жареное или запеченное мясо с луком, специями и соусами. Оба эти блюда являются любимыми угощениями на вечеринках и праздниках. Кухня русских татар полна разнообразия и вкуса.

Они используют местные продукты и специи, чтобы создать уникальные блюда, которые впечатляют своим ароматом и вкусом. Если вы посещаете территорию русских татар, обязательно попробуйте их блюда — они действительно стоят того! Современные русские татары и их вклад в общество Современные русские татары представляют собой группу населения, которая сохраняет свою этническую и культурную идентичность, в то же время успешно интегрируясь в общество России. Они живут в различных регионах страны, а их численность составляет миллионы человек. Русские татары являются одной из самых многочисленных этических групп в России.

Ураза-байрам Следующий за Рамаданом, этот праздник является символом окончания поста. В этот день семьи собираются вместе, радуясь возможности насладиться теми блюдами, которые были запрещены в период поста. Курбан-байрам Один из наиболее значимых и любимых праздников, Курбан-байрам посвящен жертвоприношению во имя Аллаха. Этот день напоминает о непоколебимой вере пророка Ибрагима и является временем благотворительности и духовного обновления.

Сабантуй Сабантуй — это не просто праздник плуга, но и яркое событие, полное музыки, танцев и соревнований. Он символизирует конец весенних полевых работ и является данью уважения труду и здоровому образу жизни. Нардуган и новруз Эти праздники связаны с явлениями природы и космическими циклами. Нардуган отмечается в зимнее солнцестояние, а Новруз — в день весеннего равноденствия. Они символизируют вечное обновление и борьбу света с тьмой. Диетические особенности Соблюдение исламских законов заметно и в пищевых привычках татар. Например, свинина считается нечистой пищей и не употребляется, что отражено в Коране. Национальная одежда Татарская национальная одежда — это не просто красивый атрибут, а глубоко символичная часть культуры этого народа. Через каждую деталь, каждый узор и цвет, татары выражают свою идентичность, историю и духовные ценности.

Женская Одежда Традиционный женский костюм включает в себя несколько элементов: чалму головной убор , кафтан, юбку и разнообразные украшения. Чалма, или головной платок, обычно вышивается золотом и символизирует чистоту и скромность. Кафтан может быть выполнен из различных тканей и часто украшен вышивкой и бисером. Мужская Одежда Мужской костюм традиционно состоит из широких штанов, рубахи и тюбетейки. В зависимости от социального статуса и возраста мужчины могут носить различные виды поясов и сабель. Тюбетейка, круглая шапка, является неотъемлемым элементом мужского костюма и символизирует уважение к традициям и старшим. Сезонные Особенности В татарской культуре также существуют сезонные варианты одежды. Например, зимой носят теплые шубы и войлочные сапоги, а летом предпочитают легкие хлопковые ткани. Украшения Украшения играют важную роль в татарском национальном костюме, особенно для женщин.

Бусы, серьги и браслеты часто сделаны из драгоценных металлов и камней и несут в себе определенный символизм, такой как защита от злых духов или символ семейного благополучия. Национальная одежда татар — это не только красивый и уникальный костюм, но и важная часть культурного и духовного наследия. Она продолжает жить в современных условиях, адаптируясь к новым трендам, но сохраняя свою историческую ценность и значимость. Традиционная кухня и еда Татарская кухня — это удивительное сочетание восточных и западных кулинарных традиций, отражающее многовековую историю этого народа. Каждое блюдо несёт в себе отпечаток исторических событий, религиозных верований и повседневной жизни татар. Популярные Блюда Чак-чак: Это, пожалуй, самое известное татарское блюдо. Это сладкое лакомство из теста, жареного в масле и политого медовым сиропом. Беляши: Круглые пирожки с мясной начинкой, которые обычно жарят в глубоком масле. Кыздырма: Тушеное мясо с луком и специями, подается с картофелем или другими овощами.

Эчпочмак: Триугольные пироги с мясом и картофелем, иногда с добавлением тыквы. Баурсаки: Небольшие кусочки теста, жареные в масле, часто подаются с медом или вареньем.

Что значит русские татары

№11,-С. 35—45) количество мужских рабочих дней, затраченных на обработку 1 десятины земли y различных народностей ТР выражается следующим образом: у русских 11,3, у татар -6,9, у нацмен – 10,2.), то кряшены и здесь будут ближе к нацмен, чем к татарам. Несмотря на то что характер татар в целом включает такие качества, как честность и доброта, есть среди них и предатели, и подлецы, и трусы. Как говорится, везде найдется паршивая овца. Описание татар: немного истории. К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Татар әбиләре шундый нурлы, якты йөзле Аларның бүтән мәгърифат инсаны икәне күренеп тора 1. Маhинур апа. Одна из причин сходства татар и русских лежит в историческом контексте. Веками территория нынешней России была объектом власти разных народов и государств. В результате этого смешения культур и генетических характеристик, формировались новые этнические группы. Молодые еще добрые татары, а 40+ палец в рот не ложи, опасные люди, хитрые и умные. Женщины мстители не смотря на возраст, кровь горячая, хоть и на вид русские большенство.

Стереотипы о культуре и обычаях русских, татар и кавказцев| У каждого русского дома живет медведь?

У татар русские позаимствовали секреты внутренней и международной торговли, с характерными для неё караван-сараями, которые в северных широтах превратились в постоялые дворы с трактирами, где можно было передохнуть и сменить лошадей. Татары преимущественно живут в Республике Татарстан, которая расположена на территории Российской Федерации. Кроме того, значительное число татар проживает в других регионах России, включая Башкортостан, Удмуртию, Челябинскую область, Омскую область и другие. В этой статье мы сосредоточимся на татарах и русских, двух крупнейших этнических группах, и попытаемся разобраться в том, чем они отличаются по своему характеру.

2.2Влияние Монголо – Татар на быт, культуру и психологию русского человека

При сравнении полученных данных по обеим национальным группам города выясняется, что сходств больше, чем различий: 1. И русские, и татары ближе всего по отношению к себе располагают "свой" народ и "свою" религию (1-е и 2-е ранговое место и у русских, и у татар). В русских источниках XVI века сибирских татар именовали «бусормане», «татаровя», «сибирские люди». Общее название у казанских и сибирских татар появилось стараниями российской администрации в конце XIX века. Внешность поволжских татар близка к европейской, но по сравнению с финно-угорскими народами, татары более монголоидны. Разделить их можно по нескольким типам. Во-первых, темный европеоидный тип (так называемый понтийский). Важно отметить, что татары являются одним из самых больших мусульманских этнических сообществ в России. Ислам играет важную роль в татарской культуре и традициях, и татары являются активными участниками межрелигиозного диалога в России.

Влияние татарской культуры

Татары в первую очередь также ориентируются на здоровье, безопасность и воспитание детей и других членов семьи, но далее обращают внимание на материальную сторону семейных отношений: чтобы в семье все хорошо одевались и питались, чтобы никто ни в чем не нуждался. Также у татар более выражена модель расширенной семьи, когда поддерживаются близкие отношения с более дальними родственниками и в целом большее число родни принимает активное участие в жизни семьи. С этим связан и еще один вывод, подтвержденный результатами опроса. В русских семьях чаще самостоятельно выбирают свой жизненный путь, а дети меньше ориентируются и повторяют на жизненный путь родителей. Кроме того, члены русских семей больше склоняются к индивидуалистической стратегии в жизни.

В татарских же семействах зачастую важные жизненные решения молодой семьи или детей принимаются на «общем собрании». То есть мнения большего числа людей принимаются во внимание. Соответственно, младшее поколение более склонно повторять жизненный путь старшего. Пожалуй, самое яркое различие в русских и татарских семьях проявилось при ответе на вопрос «Кто в семье главный?

В русских семьях этот вопрос вызывал недоумение и даже возмущение респондентов: они более склонны рассматривать супругов как равноправных партнеров, а также более спокойно воспринимают выполнение мужчинами традиционно «женской» работы вроде готовки или уборки и наоборот. Заведующая родильным отделением клиники «АВА-Казань», акушер-гинеколог высшей категории Юлия Ковалева в свою очередь рассказала, что в их клинике много внимания уделяют именно культурным и религиозным традициям рожениц и их семей. Этому способствовало несколько случаев, когда культурные традиции родителей оказались радикально разными. В качестве примера она привела супружескую пару китаянки и татарина.

Девушка сразу после родов оставила ребенка и отправилась отдыхать, немало удивив супруга. Оказалось, что в Китае традиционно молодым мамам дают на отдых и восстановление месяц, избавляя их от всех забот. Ситуация разрешилась, когда приехала мама девушки, однако врачи сделали выводы.

При этом влияние ига на культуру и быт было больше положительным или нейтральным, нежели отрицательным. Можно сказать, что период монголо-татарского ига стал периодом теснейшего взаимодействия Руси с Востоком, временем заимствования Русью достижений Востока и культурного обогащения Руси. С монгольским игом пришли в русскую жизнь новая одежда: вместо длинных белых славянских рубах, длинных штанов, бритых голов с «оселедцами» появились золотые кафтаны, цветные шаровары, сафьяновые сапоги и тафьи и мурмолки. Стали использоваться такие популярные на Востоке женские украшения как бисер, бусы и раковины. Если рассматривать как часть культуры военное дело, можно отметить влияние ига на него. Была освоена и введена в использование такая форма боевого строя, как монгольская лава. Из одежды, снаряжения и вооружения у монголов были заимствованы седло, нагайка, чекмень, посеребренный пояс, лук, сабля, пика, бунчук. Некоторые казаки и по сей день носят серьгу, как это делали монголы. Курень — еще одно наследие ханов. Слово «казак» имеет тюркское происхождение со значением «всадник». В Золотой Орде имелась область под названием «Казакстан» - созвучное с ныне существующим Казахстаном. Влияние Востока на русскую культуру ощутимо в народном художественном творчестве.

Они уделяют большое внимание семейной жизни, взаимопониманию между членами семьи и воспитанию детей. Традиции и обычаи также играют важную роль в культуре татар. Они отражают национальную историю, образ жизни и ценности народа. Татарские традиции включают в себя, например, праздники семьи, связанные с рождением, свадьбой и смертью. Эти праздники являются важными моментами в жизни татарской семьи и служат для поддержания семейных связей и укрепления родственных уз. Важным аспектом традиционной культуры татар является также гостеприимство. Татары обычно очень радушно принимают гостей и угощают их национальными блюдами. Это выражение уважения к гостям и признание их значимости в жизни хозяев. Таким образом, отношение к семье и традициям является важным аспектом, отличающим татар от русских. Семья играет центральную роль в жизни татар, и они уделяют огромное внимание укреплению и сохранению семейных уз. Традиции и обычаи являются неотъемлемой частью татарской культуры и играют важную роль в формировании национальной идентичности. Социальная структура и общественные отношения Уральская душа татарского народа формировалась в условиях сложной социальной структуры и уникальных общественных отношений. В традиционном татарском обществе прослеживается иерархическая организация, основанная на родственных связях и принадлежности к определенной семье или племени. Центральным элементом социальной структуры татар была семья. Семья являлась основой общества и имела важное значение в формировании личности. Внутри семьи соблюдались традиционные нормы и ценности, которые передавались из поколения в поколение. В татарском обществе выделялись три основные социальные группы: элита, крестьяне и нижний класс. Элита состояла из знатных людей, кулаков и торговцев, которые обладали большими земельными владениями, богатством и политической силой. Крестьяне занимали промежуточное положение и составляли основную массу населения. Нижний класс включал в себя бедняков, служилых людей и работников на предприятиях. Общественные отношения в татарском обществе были основаны на уважении и доверии. Важным элементом была взаимопомощь и поддержка между членами семьи и племени.

Кулинарное наследие Одним из самых известных татарских блюд является «Чак-чак» — сладкое лакомство, которое готовится из теста и имеет форму различных объемных фигурок. Это блюдо традиционно украшает праздничные столы и считается символом щедрости и радости. Другим важным блюдом в татарской кухне является «Этлек курдючны» — блюдо из говядины, приготовленное по особому рецепту. Говядина маринуется в различных специях, а затем варится и жарится на открытом огне. Это блюдо отличается своим неповторимым вкусом и ароматом. Еще одним характерным татарским блюдом является «Иш таваси» — смесь из различных мясных и овощных ингредиентов, которая готовится на сковороде. Это блюдо подается на стол горячим, обжаренным и сочным. Татарская кухня также богата различными выпечками, среди которых особую популярность приобрел пирог «Эчпочмак». Это пирог, который готовится из слоеного теста с начинкой из мяса и лука. Такая начинка придает пирогу особенно интенсивный вкус и аромат. Кулинарное наследие татар отличается большим разнообразием блюд, которые способны порадовать самых изысканных гурманов. Богатый ассортимент и уникальный вкус — вот то, что делает татарскую кухню настоящим сокровищем национальной культуры. Жизненные ценности и приоритеты Татары: У татарского народа жизнь строится на основе долголетних традиций и культурных ценностей. Для татар традиции, семейные узы и родовые связи являются основой их жизни. Важными ценностями для татарского народа являются верность своим корням, уважение к старшим, бережное отношение к природе, сопереживание и гостеприимство. Татары ценят семью и считают ее основой для счастливой и успешной жизни. Особое внимание уделяется религиозности и моральным ценностям. Русские: У русского народа также имеется свой набор жизненных ценностей и приоритетов.

Характер татар

  • Татары - происхождение народа, где и как живут, фото
  • История, происхождение и миграция
  • Кряшены и татары: некоторые данные по сравнительной характеристики быта, Н.И.Воробьев
  • Почему татары похожи на русских, а башкиры нет
  • Обрусевшие или же русскоязычные?
  • Общие корни русских и татар

Обрусевшие или же русскоязычные?

Пользователь unknown задал вопрос в категории Общество и получил на него 5 ответов. Но некоторые индивидуумы из кичливых татар своим грубым, бестактным отношением к ним, отталкивают их от общего дела. Отталкиваемые остаются меж двумя огнями, татары их называют «русскими», для русских они все-таки остаются татарами. Тех татар, кто так считает можно назвать русскими или касимовскими татарами в широком смысле, таковых среди татар не мало и они представляют из себя особую татарскую общественно-политическую силу. Молодые еще добрые татары, а 40+ палец в рот не ложи, опасные люди, хитрые и умные. Женщины мстители не смотря на возраст, кровь горячая, хоть и на вид русские большенство.

"Татары менее всего обладали какою-либо ненавистью к культурности народа, который они завоевали"

Не обходит вниманием исследователь различия между русскими и татарами и отрицательные, по его мнению, нюансы их взаимоотношений: «. Не имея собственных врачей, они приглашают здешних русских или иностранных медиков, но за труды их платят очень скупо или ничего» Фукс, 1991, с. Но татарин в таком случае тихо бормочет под нос - донгус, а про себя думает: ты алкафер» Фукс, 1991, с. Немало удивляло К. Фукса нежелание татар учить русский язык: «Заме- чательно, что здешние татары, находясь посреди русских, с которыми и по торговле имеют многие сношения, так мало стараются знать русский язык, а еще менее таких, кто бы умел писать на нем. На вопрос мой, почему в школах их не обучают по-русски, я получил в ответ, что такой ученик, по их мнению, сделался бы негодяем и не имел бы места в их обществе» Фукс, 1991, с. Они не стараются учиться по-русски, а довольствуются говорить кое-как, по навыку» Фукс, 1991, с.

Но, тем не менее, завершает свое исследование Карл Фукс на весьма позитивной ноте: «Татары ныне живут в большом согласии с русскими» Фукс, 1991, с. Как считал авторитетнейший исследователь татар Н. Воробьев, татарская культура вобрала в себя влияния самого различного происхождения. К основным формам культуры татар были извне присоединены влияния по степени силы : «персидское, большей частью преломленное через культуру среднеазиатских турок, европейское - через русских и, наконец, финское - через мари, вотяков и мордву. Можно отметить также и китайское влияние, так как турецкие народы и культурно, и политически часто соприкасались с Китаем. Почти во всех элементах быта эти влияния сказываются в различных комбинациях, причем распутывание этих влияний в высшей степени трудно и нередко даже невозможно, настолько эти элементы сложились в одно целое, которое можно назвать казанско-татарской культурой.

Трудность этнографического анализа усложняется тем, что все народы края, живя почти 500 лет вместе, в культурном отношении сильно сблизились, благодаря общности интересов и как в материальной культуре, так и в духовной, масса черт, общих всем народностям края. Татарские усадьбы по размерам не отличаются от русских. Расположение построек в усадьбе специфически татарское, но в больших торговых селах этот план не соблюдается и постановка домов ведется совершенно также, как и у русских. Казакин к татарам попал, по-видимости, от русских, являясь формой служилых татар-казаков, одинакового покроя с русскими казаками; крестьяне обычно носят лапти, так называемого, татарского образца, который представляет по виду и технике изготовления упрощенный чувашский лапоть; в украшениях имеется огромное число самых разнообразных влияний вплоть до китайских, масса привозных форм, причем некоторые с успехом исполняются местными татарским и русскими ювелирами , татарские браслеты представляют т. Большинство заимствованных татарами культурных элементов относится к ранним этапам русской колонизации Волго-Уралья; как, к примеру, замечает Г. Губай-дуллин, «Русская колонизация заставила сельское население территории к более интенсивным формам сельского хозяйства.

В переписных книгах монастырских и митрополичьих сел середины XVII века мы уже видим в некоторых татарских деревнях трехполья» Губайдуллин, 1925, с. Русские, безусловно, оказали большое влияние на культуру и быт местных народов. Русские крестьяне принесли с собой более передовые методы ведения хозяйства: стала широко применяться, как было отмечено, трехпольная система земледелия, имевшая ранее сравнительно ограниченное распространение; новые, более совершенные сельскохозяйственные орудия сохи, бороны, косы, орудия для молотьбы и пр. Татары под влиянием русских развили огородничество, прежде практически у них не распространенное, восприняли целый ряд предметов домашнего обихода и одежды стулья, столы, шкафы для хранения посуды, русские валяные сапоги, вязаные чулки. Воробьев напишет, что под воздействием русских чуваши перешли на трехполье, позаимствовали многие сельскохозяйственные орудия и приемы обработки почвы. Русские способствовали созданию чувашской грамоты, заложили основы чувашской литературы Воробьев, 1956.

Профессиональная татарская литература и искусство живопись, скульптура, музыка испытали сильнейшее влияние со стороны русской культуры. По мнению А. Юсуповой, особая роль принадлежала русскому языку в обогащении лексического состава татарского языка Юсупова, 2009. Татарский язык особенно тесно контактировал с русским, начиная с XVI в. В процессе общего развития слова, относящиеся к различным областям жизни власть, суд, торговля, военное дело , проникали из русского языка в татарский. Подавляющее большинство русизмов можно лишь этимологически считать заимствованиями.

Фактически они уже давно освоены татарским языком и не воспринимаются как иноязычные элементы. Уже в двуязычных словарях XIX века они приводятся наряду с татарской лексикой. Автор делает вывод, что часть из них осела в татарском языке в результате устного общения татар с русскими, а другая часть могла проникнуть в процессе приобщения татар к русским письменным текстам. Обогащение татарской лексики русско-европейскими заимствованиями в XIX в. В начале XX в. Юсупова классифицирует эту лексику по тематическим признакам, что дает возможность выяснить, в какой именно сфере деятельности общества происходили наиболее значимые изменения.

Исходя из семантики русско-европейской лексики, автором выделено 17 тематических групп: 1 названия посуды и домашней утвари: кукшинъ, паднусъ, тярлинкя, самавыръ и т. Среди выделенных тематических групп самой большой по объёму, то есть включающей наибольшее количество русских заимствований, является группа слов, обозначающих названия разных сфер жизнедеятельности, а именно: названия растений, напитков, продуктов питания и др. Проникновение бытовой лексики русского языка осуществлялось в ходе повседневного общения татар с русскими. Многие русские заимствования были подчинены фонетическим законам татарского языка, некоторые из них не изменились. Часть заимствований настолько приспособилась к системе татарского языка, что их иноязычное происхождение не ощущается носителями языка и обнаруживается лишь с помощью этимологического анализа. Во многом схожие процессы происходили и с татарскими заимствованиями в русском языке Юсупова, 2009.

Татары, в свою очередь, оказывали воздействие на своих соседей, что также отражено в краеведческой литературе. Упоминается о влиянии татарской национальной кухни на кулинарию других народов края Архангельский, 1911 , заимствованиях в одежде и украшениях Никольский, 1911, с. К сожалению, не обошлось без предвзятости в освещении указанных сюжетов. Как справедливо отмечал Н. Воробьев, «предшествующее изучение татар, ведшееся, за исключением немногих исследователей К. Фукс , под углом необходимости доказать преимущество русской куль- туры над татарской, дало очень незначительные результаты для беспристрастного анализа, ибо фактов очень немного и многие из них искажены» Воробьев, 1925.

Смирнов, к примеру, в преамбуле к своей «Программе для собирания сведений об обрусении инородцев Восточной России» писал: «Капитальным вопросом, в разработке которого Каз. ОАИЭ желало бы привлечь внимание возможно большего количества работников, является вопрос об ассимиляции, обрусении местных инородцев» Смирнов, 1882, с. Правда, чуть далее он оговаривается: «Свести в течение хотя бы целого ряда лет весь материал, который по этому вопросу предлагает литература и жизнь, является существенно важным в виду тех рискованных общих заключений, которые даются об ассимиляционной способности русского народа на основании нескольких частных и недостаточно исследованных фактов» Смирнов, 1882, с. Генеральная идеологическая установка отразилась в следующем высказывании А. Риттиха - в целом весьма объективного исследователя: «. Несомненно, столь предвзятое восприятие действительности не могло не сказаться на реальных взаимоотношениях.

К числу негативных факторов, влиявших на межэтническое взаимодействие, относились как насильственная христианизация, так и попытки исламизации. Не исключено, что имели место столкновения этнических интересов на бытовой почве. Упоминание об элементах этнофобии среди поволжских народов очень редко, но все же встречается в описаниях прошлого. К примеру, Н. Никольский, со ссылкой на своего информатора приводит следующие высказывания: «О быте татар чуваши не имеют никакого понятия. Татар видят они только на базарах, которые изобилуют татарами-торговцами.

О татарах у них сложилось понятие, как о людях со звериной на- турой. Попасть в татарскую деревню, по их представлениям, значит идти на верную гибель. Татары служат пугалом для ребят. Татар чуваши неохотно пускают на квартиру. Я помню один случай с татарами из своей детской жизни. Как-то раз, когда мне было около 7-8 лет, один татарин заехал к нам.

Я тут же с плачем стал просить отца, чтобы татарина не пускали. Мне почему-то казалось, что татарин обязательно ночью нас зарежет. Родители, несмотря на мои слезы, пустили его, он провел у нас ночь. Я всю ночь не мог заснуть. Почему же у чуваш этого района сложилось дурное представление о татарах? Ведь они почти ничего не знают о татарах?

Теперь мне понятно, почему все это произошло: мое воображение работало под влиянием того дурного, о котором я слышал от взрослых» Никольский, 1911а. Одновременно другие исследователи прошлого приводили свидетельства взаимного сближения русских и удмуртов, в частности, русские быстро усваивали удмуртский язык, не препятствовали удмурты и посещению русскими языческих молений Шкляев, 1998, с. В целом, однако, как свидетельствуют источники прошлого, между народами региона сложились достаточно прочные традиции дружественных отношений. В частности, на факт толерантных межэтнических отношений в крае указывают многочисленные упоминания в краеведческой литературе о межэтнических браках. Межэтнические браки известны в крае с давних пор. Начиная с династических браков времен Булгарско-го государства и Золотой Орды, документы и краеведческая литература отмечают их распространение в последующие периоды.

Этнически смешанные семьи на Руси начали складываться по мере проникновения и освоения славянами новых территорий, в том числе и Волго-Уралья. Московское правительство еще при царе Михаиле Федоровиче издало несколько указов о церковных браках между русскими служилыми людьми и крещеными инородческими женщинами. Одно из самых ранних упоминаний о межэтнических браках в Среднем Поволжье, содержащееся в письме митрополита Гермогена XVI век , приводится известным дореволюционным исследователем Г. Перетятковичем: «. Однако до революции 1917 г. Последнее препятствие, впрочем, легко преодолевалось путем смены вероисповедания одним из будущих супругов.

Обе культуры уделяют большое внимание мясу, но используют различные способы его приготовления и особые соусы и специи. К тому же, каждая культура имеет свои уникальные блюда, специфические для данного народа. Также, татарская и русская культуры имеют свои уникальные традиции и обряды. Например, татарская культура хранит в себе огромное количество обрядов, связанных с духовными практиками мусульманской религии, в то время как русская культура бережно сохраняет свои православные обычаи.

Выводы Татарская и русская культуры, несмотря на свои различия и исторические сложности, имеют много парадоксальных и удивительных связей. Взаимное влияние проявляется в языке, литературе, религии, кулинарии и обрядах.

Их заслуги и подвиги были отмечены наградами. Воины этих полков получили серебряные медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и другие знаки отличия. В память о доблестном участии татаро-башкирских полков в Отечественной войне 1812 г.

В 1881 г. Мемориальная мечеть — Мечеть Памяти — располагается на Поклонной горе. Она является символом героизма защитников России в Отечественной войне 1812 г. Вместе с тем пришло понимание, что только в создании возможностей для развития народов, исторически проживающих на территории страны, и есть будущее России. Основным объектом давления, как и прежде, было служилое татарское сословие.

Конское ристалище казанских татар. Гравюра К. Гесса по рисунку Е. Татарка казанская. Рота по рисунку И.

Татарин казанский. Усиление русификации и христианизации в сочетании с налоговым гнётом переполнили чашу терпения народа. Татары массово бежали в Приуралье и Сибирь, стали активно участвовать в восстаниях и бунтах 1705 — 1711, 1717, 1735 — 1740 гг. Главная татарская мечеть. Особенно бескомпромиссным стало оно после образования в 1740 г.

Конторы новокрещенских дел и во время правления в Казанской епархии печально известного архиепископа Луки Конашевича, по инициативе которого российская императрица Елизавета Петровна в 1742 г. Указ повелевал все вновь построенные в Казанской губернии мечети «сломать и впредь строить не до пускать». Список первой половины XVII в. В Казанском уезде из существовавших 536 мечетей было сломано 418, в Симбирской губернии — из 130 — 98, в Астраханской из 40 — 29. В 1752 г.

Представители конторы ездили по деревням, заставляли принять крещение, применяя физическое насилие. Начало правления Екатерины II ознаменовалось поворотом в политике имперской власти. Российская империя, чтобы избежать дальнейших военных стычек с татарским населением, пошла на ряд существенных уступок. Большую роль в переориентации политического курса в отношении татар сыграли путешествие Екатерины II по Волге в 1767 г. Главным был принятый 17 июня 1773 г.

Далее последовали указы о дозволении производить торговые промыслы всем татарам в 1776 г. Духовное собрание представляло собой коллегиальное учреждение, состоящее из муфтия, трёх казыев судей и служащих канцелярии. Все вопросы решались простым большинством голосов его членов. Оренбургский муфтий назначался императором. В 1800 г.

Портрет Екатерины II. Неизвестный художник с оригинала А. Карета Екатерины II. Хранится в Национальном музее Республики Татарстан. Появились органы городского самоуправления — татарские ратуши 1781 г.

Всё это снизило накал религиозного противостояния, сделало татар-мусульман официально признанной частью населения государства и открыло для определённой части татарского общества возможности институционного влияния на всю общину. Перегравировка офорта О. Коха по рисунку А. Оценивая эпоху от покорения Казани до середины XIX в. На рубеже веков: трансформация общества и культуры На протяжении всего XIX в.

О роли татарского предпринимательства в формировании нации даёт представление «Записка казанского губернатора» от 2 мая 1914 г. В условиях отсутствия национальной аристократии и имущественной базы духовенства вакантное место элиты татарских, в первую очередь городских, общин постепенно занимает буржуазия. Формирование татарского купечества происходило на межсословной основе, из служилых татар и крестьян. Татарский базар. Начало XX в.

Служилые татары Старой и Новой татарских слобод г. Казани находились в привилегированном положении по сравнению со своими соплеменниками. В отличие от большинства представителей татарского и русского служилого сословия, для которых ратная служба была условием владения землёй и крепостными крестьянами, казанские слободские татары несли её за другую плату, а именно — возможность заниматься торговым промыслом. Реклама торгового дома «Братья Халфины». Ахмад Хусаинов 1837 — 1906 — купец, знаменитый благотворитель, один из основателей новометодного медресе «Хусаиния».

Мухаммадшакир Рамиев 1857 — 1914 — золотопромышленник, благотворитель, общественный деятель, издатель. Махмуд Хусаинов 1839 — 1910 — купец, знаменитый благотворитель, один из основателей новометодного медресе «Хусаиния». Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Начало ХХ в. Представлявшие собой прежде специфическую группу населения, служилые татары после открытия татарских ратуш в Казани и Сеитовом посаде в Оренбурге получили возможность записываться в гильдейское купечество и мещанство.

В этот период начинает формироваться татарская предпринимательская элита.

Заключение Татары являются народом, который имеет свою национальную идентичность и культуру. Они не считают себя русскими, но уважают русскую культуру и живут в ее окружении. Важно помнить, что каждый человек имеет свое право на национальную идентичность и должен быть уважительно относиться к культуре и традициям других народов.

Чем татарки физически и культурно отличаются от русских: сравнение народов

Представители сибирской этногруппы наиболее схожи с азиатами. У них широкое плоское лицо, узкий разрез глаз, расширенный нос, верхнее веко со складкой. Кожа смуглая, волосы жесткие, черные, темный цвет радужки. Они невысокого роста, приземистые. Поволжские татары имеют овальное лицо, светлую кожу. Их отличает наличие горбинки на носу, доставшейся, видимо, от кавказских народов. Глаза большие, серые или карие. Мужчины высокого роста, с хорошим телосложением. Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы.

У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы. Жизнь Основными занятиями татарских племен были: пашенное земледелие; пастбищно-стойловое животноводство; огородничество. На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей.

Во времена Золотой Орды, многие татары приняли ислам, который стал одним из главных религиозных течений в этой культуре. Русская культура, с другой стороны, традиционно связана с православным христианством. Несмотря на разные религиозные верования, татарская и русская культуры впитали в себя множество элементов друг друга, что отразилось в архитектуре, живописи и музыке. Кулинария и традиции Кулинарные традиции татарской и русской культур тоже имеют некоторые сходства и различия. Обе культуры уделяют большое внимание мясу, но используют различные способы его приготовления и особые соусы и специи. К тому же, каждая культура имеет свои уникальные блюда, специфические для данного народа.

Карамзин, осуждая насилие монголов на Руси, считал, что в целом их влияние было положительным: ханы мешали сворам князей, усилению удельной раздробленности и привели русские земли к единодержавию. Эта точка зрения получила свое развитие в работах евразийцев и особенно выделяются здесь публикации Л. Прежде чем определить позицию по данному вопросу, обратимся к проблеме этносоциальных факторов в истории, без чего неясна будет аргументация евразийцев, и в частности Л. Согласно теории «пассионарности» Л. Гумилева физические факторы оказывают влияние на исторический процесс. Поведение этносов народов определяется во многом явлениями, происходящими в биосфере. Это естественно-научный подход к осмыслению истории. В основе теории «пассионарности» лежит учение В. Вернадского о биосфере как «живом веществе», наделенном биогеохимической энергий. Благодаря ей существует жизнь. Энергию биосфера получает благодаря лучистой энергии солнца, атомной энергии радиоактивного распада внутри Земли, космической энергии рассеянных эле- ментов, исходящих из галактики. Вернадский писал о крайне редких энергетических вспышках, в результате которых планета получает больше энергии, нежели необходимо для поддержания равновесия биосферы. Это ведет к пассионарным взрывам. Исходя из открытой В. Вернадским биогеохимической энергии живого вещества нашей планеты Л. Гумилев разделил людей и целые этносы по способности поглощения данной энергии. Соответственно выделяются три типа людей. Первый — гармоничные люди — люди с достаточной энергетикой, работающие, чтобы просто жить. Второй — пассионарии — люди с избыточной, экстремальной энергетикой. Третий — субпассионарии — люди с недостаточной даже для обывательской жизни энергетикой, живущие за счет других. Пассионарностью в данной концепции называется врожденная способность человеческого организма поглощать из внешней среды энергию и выдавать ее в виде работы. Гумилев определяет ее как способность организма к изменению окружения. Те, кто обладает этой энергией в избытке, пассионарии, играют значительную роль в историческом процессе. Именно пассионарии осуществляют значительный прорыв в ходе исторических событий. Пассионарность проявляется прежде всего в стремлении к изменению среды обитания этносов. Природа ее энергетическая. Психика лишь получает импульсы, стимулирующие повышенную активность.

Начиная со второй половины XIX века, кряшены, особенно новокряшены, массами воссоединяются со своей народностью и к моменту революции новокряшен почти совсем не остается. Старокряшены же, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нем, создав как бы особую народность с татарским языком, но со своеобразной культурой. Интересным является вопрос, почему старокряшены не ушли в ислам, и остались верными навязанному им христианству, а новокряшены ушли поголовно. Вопрос, по нашему мнению, здесь не в религии, а в самом, быту, Новокряшены были крещены из ислама, который уже сильно пропитал их быт, и христианство встало в конфликт с этим, уже сложившимся исламистским бытом. Оно требовало ломки прежнего привычного быта и эта группа при первой же возможности ушла обратно в ислам, который в то время был знаменем сохранения национальной физиономии. Вопрос о том, были ли старокряшены крещены из ислама, еще достаточно спорный. Наблюдая их современный быт и даже язык, можно с значительной долей вероятия сказать, что эти татары или совсем не были мусульманами, или находились в исламе так мало, что он не проник в их быт. Поэтому христианство не так резко нарушало их быт и они с ним легко, по-видимому, примирились. Мы не будем в настоящей статье приводить солидных доказательств того, что в эпоху русского завоевания далеко не все татары были мусульманами, отложив это для другого времени и места, но наши данные дают нам в этом почти полную уверенность, тем паче подобная гипотеза прекрасно объясняет целый ряд фактов из быта как кряшен, так и татар. Вторым, не менее важным становится вопрос, являются ли кряшены именно татарами и не представляют ли они татароязычные группы народностей, которые были крещением остановлены в процессе их полной татаризации, как мы это видим, например, у группы мордвы-каратаев близ Камского Уcтья , которая не знает другого языка, кроме татарского, одевается по-русски и называет себя мордвой, являясь таковой и на самом деле. Подобная теория о кряшенах возникла задолго до революции преимущественно в миссионерских кругах, но и до настоящего времени этот вопрос не получил еще своего окончательного разрешения. Особенно сильно было течение считать кряшен правого берега Волги недоотатаренными чувашами, каковыми многие авторы между прочим и известный чувашист Магницкий считают и большинство татар правобережья. Новые наблюдения пока не дают возможности категорически высказываться ни за, ни против этого, т. Особенно заметно такое сближение с южными вотяками, которые также имеют значительные отличия от северных вотяков именно своими татаризмами. Здесь как бы сам собой напрашивается вывод, не есть ли это лишь различная степень татаризации вотяков. Однако, углубляясь серьезно в быт кряшен, мы можем отметить целый ряд бытовых черт, общих всем кряшенам. Такие черты есть как в материальной, так и в духовной культуре кряшен, и относятся именно к таким элементам, которые у народности могут скорее считаться пережитками, чем заимствованиями. Ряд примеров, приведенных ниже, заставляет нас склоняться к выводу, что кряшены в основной своей массе, татары, а не отатаренные финны. Больше всего сомнений вызывает это утверждение по отношению к правобережным кряшенам — соседям чуваш, но о них необходимо говорить особо, ибо возможно, что "они представляют незаконченную в процессе формирования обеих народностей, группу из одного общего, болгарского корня. Таким образом, можно говорить о кряшенах как о едином с татарами народе, хотя и нельзя утверждать это категорически, причем причину бытовых различий между ними в настоящем времени надо искать не в разном происхождении, а в различных культурных влияниях, в которых жили, эти две группы на протяжении более 300 лет. Знакомясь с формированием современного быта казанских татар, приходится отмечать, что исламизация широких масс характерная для них, появилась поздно и в эпоху завоевания края русскими она определенно была очень слабой. Ислам и восточная культура были достоянием торговой буржуазии и связанных с ней групп городского общества. Сельское же население, живя бок-о-бок с соседями — финнами - древними аборигенами края, заимствовало у них очень много бытовых черт. Эти финские черты позднее у мусульман стерлись более яркими восточными влияниями, тогда как у кряшен они продолжали сохраняться из-за поверхностности русского влияния, что дало возможность строить предположение об их финском происхождении. В настоящее время крещеных татар в ТССР, по данным переписи 1926, 99,041, а кроме того, они есть и во всех соседних республиках, областях и губерниях Среднего Поволжья и Приуралья. Кряшенские поселения в числе 164 имеются во всех кантонах ТССР вкрапленными как среди русского, и среди татарского и нацменовского населения. Они расселены небольшими группами, иногда в несколько деревень, и самая большая масса их сплошного заселения находится, пожалуй, в Елабужском кантоне. Кряшены частично живут на местах своего древнего поселения, частью на новых местах, куда они были переброшены правительством, чтоб предохранить их от влияний со стороны татар. Русское влияние на кряшен различных районов также различно. Одни места, как, например, с. Никифоровка, Мамадышского кантона, пользовались особенным вниманием со стороны миссионеров и поэтому там больше чувствуется обрусение, в других же, подальше от Казани, этих явлений почти нет и даже само духовенство, которое должно было проводить русификацию, едва говорит по-русски и живет в том же быту, что и паства Челнинский и Мензелинский кантоны. Переходя теперь к конкретному материалу, поставленному целью настоящей статьи, просмотрим все основные бытовые и хозяйственные моменты кряшен, сравним их с таковыми же у татар и отметим общность и разницу, принимая во внимание все вышесказанные положения. Будучи преимущественно осведомлены по материальной культуре, мы будем останавливаться, главным образом, на этих моментах. Описанию бытовых моментов обеих групп татар необходимо предпослать некоторое описание самого физического типа. К сожалению, антропологическое изучение кряшен совсем не начато, а татар—только что начато. Пользуясь лишь описательными признаками, можно сказать, что эти группы существенно не отличаются друг от друга, так же, как и от других народностей края. Сильное смешение нивелировало физический тип населения края, и пожилой кряшен на первый взгляд резко отличается от татарина скорее благодаря своим длинным волосам и неподстриженной бороде, чем по чертам лица. Можно только, пожалуй, сказать, что среди кряшен почти не встречается кавказско-иранский тип, который есть у татар, как наследство от торговли с востоком. Кряшены стояли далеко от торговых связей и не получили этого наследства. По характеру кряшены так же трудоспособны, как и татары, но у них менее проявляется присущая татарам порывистость в деле. Возможно, это объясняется их большей забитостью. Отсутствует у кряшен и склонность к торговле, которая у татар является результатом многовековых торговых навыков горожан, разнесенных по деревням уже в русскую эпоху, когда обстоятельства заставили горожан массами поселяться в деревне, унося туда и свои навыки. Кряшены, оторванные сразу после русского завоевания, не испытали этой примеси горожан и являются коренными земледельцами, чем скорее сближаются с чувашами и другими нацменами. Большая привязанность кряшен к сельскому хозяйству отражается отчасти и на отсутствии у них таких резких классовых противоречий в быту деревни, как у татар. У кряшен почти нет в деревне типа бая-кулака, ростовщика, основывающего свое богатство не на хозяйстве, а на торговых операциях и потому резко отличающегося, от односельчан своими городскими бытовыми навыками. Кряшен всегда крестьянин с его идеологией даже, становясь кулаком, эксплуататором чужого труда. С другой стороны, у кряшен почти нет такой ужасной бедноты, которая не имеет совершенно своего хозяйства и живет на самые неопределенные доходы, берясь за всякую работу как в деревне, так и на отхожих промыслах. Мы, к сожалению, не можем привести цифровых данных обеспеченности кряшенского населения землей, ибо в наших статистических обзорах они не выделяются, но согласно опросным сведениям, она такая же, как и у всех народностей края, варьируя по отдельным районам поселения, хотя у кряшен чаще встречается аренда земли на стороне, ежели не хватает собственной. По нашим наблюдениям, по отношению к кряшенам больше подойдут цифры по хозяйству нацмен, чем татар, так же, как и по землепользованию. У кряшен та же община, но реже переделы, чем у татар и поэтому больший уход за землей, отражающийся на урожае. Не имея отхожих промыслов, кряшены, как и нацмены, вкладывают в землю больше труда, и ежели мы возьмем цифры времени, затрачиваемого на обработку десятины у народностей края По данным Шарафа и Ермолаева. Что касается методов обработки земли и инвентаря, то они так же первобытны, как и у татар и только большая затрата труда делает обработку земли кряшенами лучшей, чем у татар. Культивируются растения, соответственно районам, и только засев льна и конопли больше, так как кряшен одет во все самотканое. Больше так же и огородов, ибо овощи уже вошли в кряшенскую кухню, тогда как у татар они только начинают входить.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий