Определение темы и цели выступления

1. Определение темы и цели выступления.

Подбор материала, структура выступления, принципы композиции

  • Онлайн курсы для дистанционного обучения по разным предметам
  • Этапы подготовки устного выступления: тема, цель, вид и форма речи -Риторика и речевая культура
  • Конспект-online, текстовый хостинг с элементами социальной сети.
  • Выбор темы и определение целевой установки
  • Технология подготовки текста для публичного выступления
  • Домашний очаг

Риторика: Практикум

Техники публичного выступления | Образовательная социальная сеть определение темы и цели выступления; оценка аудитории и обстановки.
Выбор темы и определение целевой установки. #1: Определите тему и цель выступления. Определение цели мероприятия экономит много времени и усилий, чтобы придумать идеи для выступления. Хотя это основной шаг и кажется очевидным, все же есть спикеры, которые готовят отрывочную речь.
Основы мастерства публичного выступления . Тип работы. Психология. 2008-12-09 Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.

Докоммуникативный этап.

Цель — это то, к чему стремится выступающий, какого результата он хочет достичь: поставить ли новую проблему, опровергнуть чужую точку зрения, настроить людей на определенную линию поведения и т. Так, в теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа? Текст речи составляется на основе собранных и осмысленных материалов: найденных цифр и фактов, прочитанных текстов, связанных с темой выступления, и личного опыта. Материал должен быть интересным и полезным для аудитории. Если оратор опытный, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Новые же идеи, сведения, факты, примеры для своей речи можно найти, обратившись к библиотечному каталогу, просмотреть периодические издания, обратившись к официальным документам, справочной литературе, научной и научно-популярной литературе, статьям из газет и журналов, материалам, помещенным в Интернете; передачам радио и телевидения, результатам социологических опросов, художественной литературе, личным контактам, беседам, интервью, размышлениям и наблюдениям.

Следует обратиться к окружающим, соотнести предложенные мысли и факты с целью готовящегося выступления. План выступления — это его краткая программа, в которой определяется порядок изложения материала. На разных этапах подготовки составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий, основной. Опытному оратору для произнесения речи достаточно составить развернутый или краткий план. Начинающему докладчику лучше написать полный текст, заранее отрепетировав его перед родственниками, друзьями, доброжелательно настроенными слушателями.

Промежуточным решением является составление конспекта краткое, последовательное, обзорное изложение констатирующих и аргументирующих положений речи или текста и тезисов. Тезисы — это краткое изложение основных положений, предлагаемых перед доказательством какого-нибудь утверждения. В тезисах к докладу нужно обозначить пять-семь утверждений, совокупность которых раскроет перед аудиторией основные идеи выступления. Композицией называется построение выступления, соотношение его отдельных частей со всем выступлением как единым целым. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи резко снижается.

Существуют общие принципы построения выступления, которыми следует руководствоваться оратору: — принцип последовательности: каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей; — принцип целесообразности: оратор и слушатели должны осознавать направленность выступления по следующей цепочке: проблема — тема — тезис — аргументы — цель выступления; — принцип усиления: речевое воздействие на слушателя должно наращиваться от начала выступления до его конца; опытные ораторы наиболее сильные доводы приводят в конце выступления; — принцип экономии заключается в стремлении достичь поставленной цели наиболее простым, рациональным способом с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств; — принцип результативности: выступление должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации по дальнейшему поведению. Классическая структура устного выступления состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Задачи вступления: 1 пробуждение у слушателей интереса к теме; 2 установление контакта с аудиторией; 3 обоснование актуальности темы. Во введении должна разъясняться тема, должны быть определены основные понятия, используемые при раскрытии содержания. Объясняя актуальность, оратор, как правило, поясняет необходимость своей речи, раскрывает мотивы и причины, побудившие его поднять заявленную тему.

Во вступлении различают зачин и завязку. Цель зачина — подготовить аудиторию к восприятию, привлечь внимание. Опытные ораторы используют в качестве зачина пословицы и поговорки, крылатые выражения, интересные примеры. Завязка направлена на переход к изложению основной части выступления, на знакомство аудитории с пунктами плана. Наиболее значимой является основная часть речи самая свободная по форме композиционная часть , в которой раскрывается заявленная тема.

Потому что у него есть активная цель - вызвать ответную взаимную реакцию девушки. В статье "Посмотри в глаза я хочу сказать: роль зрительного контакта в публичном выступлении" упоминалось, что не зависимо от половой принадлежности аудитория всегда выступает в женской роли. Если вы хотите достигнуть активной цели, чтобы аудитория дала ответную положительную реакцию, вам придётся проявить внимание к аудитории.

Практический совет: перед началом подготовки к выступлению - определите цель. Нужна ли вам ответная реакция аудитории? Информацию, как изучить аудиторию и достигнуть активной цели, можно в статье "Публичное выступление: первый вопрос - кто ваша аудитория?

Уверена вам встречались такие ораторы. У меня тоже был такой преподаватель в институте. Она была великолепным специалистом, но на занятиях она вставала за кафедру - поднимала глаза в потолок и рассказывала полтора часа, изредка работая с интонациями.

Первое время мы старались уловить и понять, потом каждый занимался своим делом, либо конспектировал на автомате, не понимая смысла. Окончание пары было долгожданным и радостным и для нас, и для неё.

Самое необходимое украшение для деловой женщины — это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим. Убедить — значит логически доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. Эрудиция, доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе.

Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать в аудитории интерес к речи. Нужно быть готовым к ответам на возможные вопросы. Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются: знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи; умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории; умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией; безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи; умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию. Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями — значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности. Постоянный контакт с аудиторией ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность.

Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях. Под коммуникативным состоянием говорящего понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Понимать, что публичное выступление — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели. Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным.

Все это сразу ощутит аудитория, и её реакция будет неблагоприятной, пассивной. О контакте с аудиторией следует помнить ещё при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, назначение которых — установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны. Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят довольно часто.

Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей. Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст — это те слова и предложения речи выступающего, в которых говорится о том, как она построена, о чем и в какой последовательности выступающий собирается говорить, то есть метатекст — это текст о тексте. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…; повторим еще раз…; теперь перейдем к вопросу о…; во-первых…; в заключении хотелось бы сказать о том, что… Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта, очень важно внести в выступление элементы диалога. Диалог — основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово.

Монолог — это искусственное речевое построение. Усвоение и построение монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Поскольку ораторское выступление — это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога. Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего — свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом, прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста. Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными.

Предел оперативной памяти ограничен длиной словесной цепочки, состоящей из 5 — 7 слов. Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространённые и малораспространённые, односоставные, неполные, не осложнённые. Эти конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений. Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования — официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные, прежде всего на передачу и сохранение информации, а не воздействие. Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на - ние, - тие, а также подобных им.

Любое отглагольное существительное — это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла и требует развертывания и осознания.

Выступайте только тогда, когда есть что сказать и когда вы уверены в важности или полезности вашей речи. Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними эмоциональный контакт. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Следует сделать начальную паузу — 15-20 секунд. Пауза позволит «собрать взгляды» слушателей и служит как бы приглашением к разговору. Затем улыбнитесь и поприветствуйте аудиторию. Произносите первые слова не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя, и как только вы увидите его ответный доброжелательный взгляд, переводите свой взгляд на другого человека и установите с ним контакт и так далее. Не останавливайте долго свой взгляд на отдельных лицах. Найдите интересный зачин своей речи.

Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное — создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Это может быть случай из жизни, неожиданный вопрос, интересный факт, впечатляющая цифра, оригинальная цитата, шутка или остроумное замечание. Говорите выразительно, так как выразительность речи — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения — способна заворожить слушателя. В речи обязательно делайте логические, оправданные паузы, особенно после важной информации. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание. Соединяйте слово с жестами. Жесты хороши, когда они естественны. Если вам не свойственна жестикуляция, не форсируйте ее. Некоторые жесты хотя и помогают выступающему снимать нервное напряжение сцепленные впереди руки, касание себя, потирание своих пальцев, игра своей рукой , но раздражают аудиторию. От таких жестов следует избавляться.

Имейте в запасе юмористические зарисовки — забавные истории из жизни великих людей, парадоксальные примеры, исторические анекдоты. Обычно они вызывают оживление, снимают усталость, заставляют слушать. Однако чувство юмора — это природный дар. И если оно не развито, то следует изменить интонацию, темп речи, силу звука. Если вы заметили, что внимание слушателей ослабевает, то следует изменить интонацию, темп речи, силу звука. Как известно, последнее впечатление — самое сильное, поэтому в конце выступления должна прозвучать его основная мысль. Чтобы остаться в памяти, концовка должна быть яркой, выразительной.

Что на самом деле означает ЦЕЛЬ публичного выступления

Следует стараться достичь цели выступления за небольшое время, с привлечением только самой нужной информации. Работа над текстом, усвоение материала Записанный текст помогает поработать над выразительностью речи, упорядочить материал, способствует его лучшему усвоению. Составление и запись текста начинают, когда подобрана вся информация, сформирован конечный план. В тексте лучше употреблять слова, обороты устной речи, поскольку в аудитории предполагается именно говорить. Заключительная стадия — усвоение материала.

В ряде случаев достаточно простое информирование - описание того, что собой представляет данное явление или предмет ответ на вопросы: что? Более высокий уровень - комментирование - толкование, объяснение явления или ситуации ответ на вопросы: как, каким образом? Наконец, высший уровень - анализ, разбор явления или проблемы ответ на вопросы: почему? Закономерно или случайно? Положительные и негативные стороны? Что из этого следует? Анализ и последующий синтез позволяют подвести слушателей к практическим выводам. План выступления, содержащего анализ проблемы, в этом случае будет включать: 1 описание самой проблемы или явления; 2 причину возникновения проблемы или явления; 3 связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно; 4 взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления; 5 перспективу развития явления или разрешения проблемы; 6 практический вывод или предложение. Напомним, что в выступлениях, носящих убеждающий характер, вслед за информированием должна идти аргументация; а если нужно переубедить слушателей, то и опровержение противоположных взглядов. Только после этого слушатели придут к выводу о пользе или значимости данного явления и смогут принять решение о необходимости действий. На деловых совещаниях нередко приходится выступать с предложением об улучшении работы отрасли или предприятия. Сопер рекомендует следующую схему такого выступления. Существующее положение дел требует определенных перемен. Суть моего предложения по улучшению работы отрасли предприятия состоит в следующем. Мое предложение приведет к таким-то положительным изменениям. Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их можно избежать. Насколько выполнимо мое предложение. Что нужно сделать, чтобы его реализовать. Можно предположить, что изложение по такой схеме, сделанное увлеченно, грамотно, живым языком, вызовет встречный энтузиазм. С подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров. Подобрав литературные источники, не спешите делать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомендуем следующие этапы работы с литературой. Его итог - список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно. Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки. Его итог - разметка материала в разных книгах. Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами. Его итог- выписки из книг по вопросам предварительного плана. Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки. Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными. Фактографическое конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т. Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях рекомендуются другие виды работы с источниками. Свободное конспектирование - передача содержания текста своими словами. Оценочное конспектирование - критический разбор содержания, когда наряду с суждениями автора приводятся собственные. При творческом конспектировании мысли автора дополняют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конспектирование - это представление материала на бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего нужно преобразовать письменную речь в устную. Владение разными формами работы с источниками необходимо. Ведь все, что говорит оратор, должно быть им "пропущено" через себя. Иначе зачем брать слово? Как собирать материал. Делать выписки в тетради или на больших листах бумаги неудобно. Появляется новый источник информации статья, книга, наблюдение, разговор с авторитетным человеком и т. Поэтому лучше использовать листы небольшого формата - карточки. Вверху каждого листа записывается, пусть кратко, название вопроса, к которому относится выписка. Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. При необходимости ее будет легко ввести в компьютер. Ведение записей на карточках требует аккуратности. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата - еще и автора. На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата. Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходящие примеры. Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным.. Образец листа рассыпного конспекта представлен на рисунке 4. Образец листа рассыпного конспекта Как нужно использовать вспомогательный материал. Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся. Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль. Как подавать цифры. Если цифра необходима для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за последние месяцы. Если цифра приводится ради самой себя, ее нужно округлить, чтобы она легче воспринималась на слух. Для неспециалистов цифру нужно сделать "зримой", то есть показать, что она означает. Например, директор фирмы называет цифру убытков за месяц из-за неуплаты клиентами по договорам. Естественно, сравнивать можно сопоставимые величины.

Объяснение: Как роятся пчелы. Игра в хоккей. Что вдохновляет политика. Смысл буддизма. Изложение мероприятий, которые отдают преступника во власть правосудия, приобретет оживленный характер, если ему придать форму повествования под названием «Последние дни убийцы». Информационная речь должна отвечать следующим требованиям. Он не может вызывать спора: верить или не верить и что делать. Но интересы могут возникать и в связи с практическими запросами, поскольку они имеют непосредственное отношение к занятиям слушателя, его домашнему быту, религии, отдыху, к политическим взглядам или его общественной жизни. Пример: волнующая новая повесть. В той же аудитории беседа о полиомиэлите уже содержит в себе призыв к решению жизненно важного вопроса для семьи. Иногда беседа, по всей видимости преследующая познавательные цели, в действительности будет иметь агитационное значение. Доклад о том, как орудовали разбойники в XVI столетии, будет весьма занимательным и только. Но такой же доклад для фермеров, хотя бы совершенно объективный с партийной точки зрения, будет ими принят как довод в спорах по вопросу, быть или не быть кооперативам или тем или иным формам кооперативного сотрудничества. На деле эти три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы, как и речи, склоняющие к действию. Сплошь и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность действия. Более, чем какая-либо другая, к ней относится Геттисбургская речь Линкольна. Такие речи, как и информационные, в значительной мере развиты на основе примеров и соответствующих данных, однако материал должен быть подобран и подан так, чтобы вызвать не только любознательность, но и обострить в сознании значение традиций, личности, правил поведения, веры. Поэтому такие речи содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном. Для таких речей характерны следующие темы: Добрый друг. Памяти военных героев нашего края. Мысли в связи со столетним юбилеем нашей школы. Этикет — безобидная причуда. Человек, который любил малышей. Обычная опасность для оратора, избравшего данный вид речи, — впасть в сентиментальность, неискренний тон и чрезмерную эмоциональность. Этим чаще всего грешат в речах на следующие темы: Права или неправа моя страна. Дорогой старый отец. Вернется ли к нам былая доблесть. Отцы — основатели. Доброе старое время. Самая удивительная на свете мать. Как и всякая речь, она должна быть интересной. Но ее интересный характер — в самом вопросе или в его спорности. Как избежать таких ошибок? Если в данное время Конгресс рассматривает законопроект, вызывающий большие дебаты, у вас появится тема, интерес к которой уже сложился у большинства слушателей. Выбирая одну из указанных тем, можно быть уверенным, что удастся внести в нее нечто конструктивное и новое, о чем уже Давно не слышала аудитория. Скучно было бы слушать шутливые споры на тему, кто умнее — мужчина или женщина и что появилось раньше—яйцо или курица. Многие вопросы настолько далеки от слушателя, что представляют чисто академический интерес. Для группы шекспироведов всегда интересен спор, написан ли «Макбет» именно в 1605 году или нет. Но для большинства слушателей такой вопрос был бы лишен всякого значения. Но вы должны что-нибудь сделать для возможного решения. Следовательно, его убедили. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Ежедневно мы просим других сделать что-либо. Один студент обращается к другому: «Пойдем в кино». Это краткий призыв к действию. Продавец спрашивает покупателя: «Не угодно ли еще что-нибудь».

В зависимости от вида речей план выступления может строиться по-разному. Информационные речи могут включать, в зависимости от целесообразности и характера аудитории, простое информирование что? Анализ и последующий синтез подводят слушателей к практическим выводам и рекомендациям. План выступления, содержащего анализ проблемы, может включать: - Описание рассматриваемой проблемы или явления; - Объяснение причины возникновения проблемы или явления; - Место данного явления в системе других явлений — закономерно оно или случайно; - Взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления; - Перспективу развития явления или разрешения проблемы; - Практический вывод или предложение. План агитационных видов речи может содержать: - Информирование о том, в чем следует убедить аудиторию; - Аргументацию в пользу данного убеждения а если нужно переубедить аудиторию, то и опровержение противоположных взглядов ; - Вывод о значимости данного явления; - Решение о необходимости каких-либо действий. Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.

Определение темы и цели выступления

Самый первый пункт – это цель выступления. Поэтому важно определить цель вашей речи и продумать логическую структуру предстоящего выступления, на которую вы сможете ориентироваться. Конкретная цель речи — это общая цель речи плюс ее тезис, тема или предмет».(21,246). Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Старайтесь сформулировать цель публичного выступления в одном предложении и стремитесь при этом ответить на вопросы. определение темы и цели выступления.

Риторика: Практикум

Оговорена ли тема выступления? В данной статье вы рассмотрите сущность, цели и значение публичного выступления, а также технологию подготовки текста для публичного выступления. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Подготовка речи начинается с определения ее темы. Процесс определения основной идеи выступления в зависимости от характера аудитории можно условно изобразить с помощью рисунка 3. Технологии публичного выступления. Подготовка к выступлению: определение темы, формулировка цели, составление плана и композиция, подбор литературы. Характеристика основных методов изложения материала.

Публичное выступление

  • Публичное выступление
  • Выбор темы и определение целевой установки. — КиберПедия
  • Подготовка публичного выступления и факторы, определяющие его успех
  • Подготовка плана выступления
  • Технология подготовки текста для публичного выступления
  • Как быстро подготовиться к выступлению

Марина Александровна

  • Цель оратора
  • Текст выступления, конспект, тезисы
  • Публикации из раздела "Ораторское искусство"
  • Построение и виды публичной речи, ее особенности
  • Чек-лист подготовки к публичному выступлению
  • Текст выступления, конспект, тезисы

Определение темы и цели выступления

Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление. Поиск материала. Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме.

Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения. Важно использовать и так называемый местный материал, то есть имеющий отношение к жизни слушателей. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес. Изучение и анализ отобранного материала. Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории. Разработка плана выступления.

В процессе подготовки речи необходимо определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план.

Для некоторых речей вам понадобится микрофон, доска, проекционный аппарат и экран. В большинстве случаев ораторам предоставляется трибуна. Но вы поступите мудро, если не будете на нее рассчитывать. Если человек, поручивший вам выступление, может внести изменения в обстановку, обязательно объясните ему, что вам нужно, но всегда имейте запасной вариант на тот случай, если вам не удастся выступить в желаемых для вас условиях.

Так, вы можете почувствовать сильное разочарование, если, запланировав показать слайды, вдруг увидите, что вам некуда воткнуть вилку проекционного аппарата! Обстановка — место выступления. Определение цели речи Когда вы выбрали тему, проанализировали аудиторию и обстановку произнесения речи, вы продолжаете подготовку к выступлению и определяете общую цель, которой вы собираетесь достичь, и затем определяете конкретную цель речи. Общая цель — цель речи развлечь, проинформировать, убедить. Рубрика: Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь Анализ ситуации и обстановки В рабочей тетради под пунктом 12.

Ответьте на вопросы о ситуации и обстановке вашей первой речи. Вы используете эти данные для более эффективного выступления перед данной аудиторией. Она может состоять в том, чтобы развлечь, информировать и убедить в чем-либо аудиторию. Поскольку речь — это сложное действие, которое может по-разному повлиять на аудиторию, то такое разделение показывает, что в любой публичной речи преобладает какая-то одна цель. Рассмотрим следующие примеры.

Напротив, речь политического кандидата должна убедить слушателей голосовать за него, хотя в ней присутствует и материал развлекательного или информационного характера. Хотя некоторые публичные ораторы произносят речи только для того, чтобы развлечь публику, в этом учебнике мы сосредоточим наше внимание на информационных и убеждающих речах — такие речи многие произносят в повседневной жизни. Конкретная цель Конкретная цель — это утверждение, определяющее, чего докладчик хочет добиться от аудитории. В первом примере цель состоит в информировании: выступающий хочет, чтобы аудитория поняла критерии оценки алмазов. Во втором примере цель — убеждение: докладчик хочет, чтобы слушатели внесли денежные пожертвования.

На рис. Теперь давайте рассмотрим процедуру достижения цели конкретной речи и разложим эту процедуру на несколько ступеней. Конкретная цель — утверждение, определяющее, чего докладчик хочет добиться от аудитории. Сначала запишите примерную цель речи — фразу, выражающую желаемую реакцию слушателей. Тем самым Джулия утверждает, что ее цель — заставить слушателей что-то понять.

Таким образом Джулия определяет, что речь носит информационный характер. Он начинает программу с юмористической речи, в которой иногда затрагиваются политические темы. Формулировка конкретной цели обязательно должна начинаться с желаемой реакции аудитории. Просмотрите свой первый вариант цели и напишите полное предложение, характеризующее реакцию аудитории. Эта фраза полностью определяет цель ее речи.

Джулию волнует неграмотность в целом? Или неграмотность в конкретных ситуациях? В действительности, Джулия хочет уделить внимание тому, как безграмотность вредит людям, которые пытаются хорошо выполнять свою работу. Теперь ее цель ограничивается не только количеством понятий, но и ситуацией. Цель обязательно должна выражать только одну идею.

Такой план включает две различные идеи: можно использовать только одну из них, а не две сразу. Использование обеих этих идей делает неясной тему выступления. Джулия должна решить для себя, хочет ли она поговорить о разных аспектах проблемы? Может быть, она хочет рассказать, какой большой вред причиняет неграмотность? Исправьте инфинитив или фразу в форме инфинитива так, чтобы она стала указывать конкретную желаемую реакцию аудитории.

Сформулируйте, по крайней мере, три разных варианта цели речи. Чем отчетливее ваша конкретная цель, тем более целенаправленной и эффективной будет ваша речь. Даже если Джулии нравится ее первая формулировка, она должна написать, по крайней мере, еще одну версию. Вторая версия может оказаться более отчетливой. Джулии этот новый смысл может понравиться больше.

Взаимосвязь между предметом, темами, целями и тезисом речи Если конкретная цель — это формулировка желаемой реакции аудитории на вашу речь, то тезис — это высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели. Например, для речи об оценке алмазов Сэнди написала: Конкретная цель: я бы хотела, чтобы аудитория поняла основные критерии оценки алмазов. Тезис: алмазы оцениваются по величине, цвету, прозрачности и огранке. Поскольку Сэнди работала в ювелирном магазине, она уже владела информацией о критериях; она могла написать тезис, в котором говорилось бы о критериях размера, цвета, прозрачности и огранки. Мы рассказали в этой главе о формулировке тезиса, чтобы дать вам представление о взаимоотношениях между предметом, темой, общей целью, конкретной целью и тезисом рис.

Если вы хорошо понимаете конкретную цель, то можете сформулировать тезис. Конкретизировав цель речи, вы еще до начала работы видите, в каком направлении надо двигаться.

Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи.

Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое. Пример: Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения одного великого оратора, именно в связи с этим событием сегодня мы намерены в очередной раз затронуть тему важности риторики.

Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна.

Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы. Пример: Как вы думаете, сколько человек ежедневно интересуются проблемами риторики , прибегая к запросам в поисковых системах? Прямой способ.

И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.

Пример: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт 4brain. Итак… Главная часть Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов.

Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы: 1 Каково существующее положение дел status quo? Кроме того, обратите внимание на следующие материалы, которые помогут вам в поиске интересных концепций построения содержания выступления: Метамодель НЛП — поможет правильно преподносить ваши мысли без искажений Логичность и структура текста — урок в писательском мастерстве.

Риторическое позиционирование : тема, цель, задачи, стиль в мастерстве писателя. Презентация в лифте — как коротко изложить свои бизнес-идеи. Майевтика и некоторые другие идеи Сократа — расскажет вам о том, как вести беседу в форме диалога, наталкивая слушателей делать выводы как бы самостоятельно.

Как написать текст на любую тему — если вам попалась абсолютно непонятная вам тема, можете поискать полезные советы в данной статье. И, наконец, последний элемент. Заключение Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего « эффект края » , поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления.

Также это могут быть статьи из газет и журналов, программы телевидения и т. И самое главное — не следует пренебрегать собственным опытом и наблюдениями. Если вы хотите рассказать слушателям о чем-то новом, то ваши наблюдения должны лежать в основе работы.

Очень важно умение работать с книгой. И это зависит от того, какую задачу ставит перед собой оратор, хочет ли он изучить по книгам какой-либо вопрос или получить как можно более обширные теоретические знания. Изучение книг по вашей теме также очень полезно с критической точки зрения.

Составив какое-либо свое мнение о предмете, стоит сравнить его с мнением других исследователей. Следует также сделать выписки из этих книг — наиболее яркие факты, примеры, интересные положения. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой.

Следует определить для себя вид чтения: сплошное, выборочное или комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается от начала до конца без пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные главы или параграфы.

Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение — это сплошное чтение одних частей и выборочное других. Важно обратить внимание на год издания книги.

Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то материал в ней скорее всего устарел, поэтому следует ознакомиться с более современной литературой по интересующему вопросу. При чтении желательно делать записи или краткие конспекты. Наиболее простой вид записи — это выписки.

Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы. Выписки рекомендуется делать на карточках одинакового размера. На каждой карточке указывается материал, относящийся только к одному автору.

В верхней части карточки указывают книгу, а в нижней — подробно и в определенной последовательности записывают выходные данные источника, т. Рекомендации могут быть разнообразными, и у каждого человека во время работы вырабатываются свои. Части речи.

Цель урока : повторение изученного в 7классе Задачи: -систематизировать знания учащихся о правописании глагола и его форм причастие и деепричастие , -развивать умения находить причастный и деепричастный обороты, — воспитывать интерес к урокам русского языка. Ход урока I Оргмомент II. Проверка домашнего задания.

Лингвистическая разминка. Учение 3 — вот […]... Но, очевидно, под влиянием писем к нему Тэна, он сам теперь указывает на некоторые недостатки произведения.

Такие явления […]... Атанасян и др. Цель урока: Учебные: Дать определение трапеции и равнобедренной трапеции […]...

Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляриста. В чем опасность штампов в нашей речи?

Как бы было если бы языка не существовало?! Распутин в своих произведениях затрагивает такую важную тему как развитие цивилизации. Все его герои рассуждают о проблеме развития общества.

Валентин Григорьевич считает, что нам необходимо сохранять наш язык, ведь это наше культурное […]... Оценка контрольных диктантов у детей с тяжелыми нарушениями речи С помощью контрольных диктантов проверяются Навыки правописания, поэтому Диктант оценивается одной оценкой. В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание фонетический, грамматические и прочие разборы , ставятся две отметки отдельно за каждый вид работы.

В подготовительном и I классах на проверочную работу отводится не более 20 минут, во II и III классах — не более 35 […]... Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: — Не видали маму? Горький Если прямая речь идет в строку, без […]...

Шаг к самоопределению. Мечта, обычно, достаточно абстрактна и обобщена, цель же прекрасна тем, что ее, как правило, достигают. Цель — это желание, заряженное эмоцией.

Чтобы мечта стала целью, попробуйте выразить ее более конкретно — в событиях, поведении, образах. И в понятиях, которые поддаются измерению. Аппликация из природного материала.

Сова Аппликация из природного материала для детей. Шарыпово, Красноярский край Мастер-класс рассчитан: для педагогов дошкольного образования, родителей, детей.

Основы мастерства публичного выступления

Надо было только с самого начала определить, для чего он в этой некурящей аудитории будет говорить о вреде курения. Или для того, чтобы сообщить слушателям новые сведения по этой теме в связи с развитием медицины, или для того, чтобы призвать слушателей вести разъяснительную работу среди своих близких и знакомых, или для того, чтобы поделиться методикой проведения подобной беседы. И в соответствии со своей целью излагать материал. Тогда у слушателей не появилось бы чувства недоумения. Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы: 1. Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня? Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями?

Смогу ли я уложиться в отведенное время? Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам? Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей? Механическое удерживание земляных масс : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций... Исключительное право сохранено за автором текста. Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав.

Мы поможем в написании вашей работы!

Вы не можете все время говорить на одну или две наиболее знакомые темы. Выступающий перед широкой публикой должен иметь общественные интересы. В аудитории оно одно, в частной жизни—другое. На сборе спортсменов или на политическом митинге потребуются темы, отвечающие текущим интересам и умонастроению собравшихся.

Если вы не учтете обстановки, то будете выбиты из колеи. Все же, хотя и следует идти навстречу публике, уступать ей во всем нельзя. Официальный повод следует использовать как исходный пункт для развития темы, которая сама по себе может стать интересной и важной. Нередко повод имеет для слушателей только случайное значение. Многие пришли потому, что было нужно, или потому, что необдуманно пообещали прийти. Редко случается, чтобы на них честно и созидательно прорабатывался поставленный вопрос.

Цель и характер выступлений по многим поводам должен избрать сам оратор. Особенно это относится к выступлениям в классе. Что же нужно знать, чтобы решить, будет ли она отвечать этим требованиям? Наиболее важно иметь представление об уровне познаний слушателей, их воспитании, занятиях, возрасте, особых интересах. Непонятна обычно не тема, а изложение; простейшая вещь будет непостижима, если ее изложить бестолково. С другой стороны, такие предметы, как ми -ровая организация, налогообложение, законы физики, ясны даже школьникам.

Понятие мировой организации стало буквально бытовым у шестиклассников благодаря сравнению государств с индивидуальными семьями и наглядному показу, как в общине можно жить в ладу, если подчиняться совместно принятым правилам и не драться при разногласиях. О них же пойдет речь в последующих главах, но в связи с проработкой темы. Поведение публики, как только заговорят о них, показывает, как охотно она реагирует на речь, касающуюся этих интересов. Учитель всегда вызовет особый интерес, если начнет беседу об успеваемости. Темы, содержащие призыв к чувству долга, чести или патриотизма, также могут найти непосредственный отклик. Наступающая избирательная кампания, законопроект на рассмотрении конгресса, успехи телевидения, эпидемия, открытие нового способа лечить ту или иную болезнь — эти темы и подобные им вызывают широкое обсуждение.

Вопрос, должен ли вообще человек курить, значительнее и серьезнее, чем вопрос, какую марку сигарет предпочесть. Почти любая отвлеченная тема станет наглядной: дело не только в том, как ее развить, но и как поставить вопрос. Можно дать конкретное представление путем сопоставления предмета с другими конкретными вещами. Но, как и в искусстве, здесь применимо правило: в разнообразии — единство. Только очень смелый или безрассудный оратор пожелал бы сделать в женском клубе доклад на тему о налогах в Перу. В противном случае духовенству не осталось бы тем для проповедей.

Наиболее волнующий элемент исторических событий — военные сражения. Например, доклад «Упорная борьба Гамильтона с Джефферсоном в связи с движением федералистов» будет насыщен драматизмом. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность—интерес как самоцель. Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов.

Мишенью для выступающего становятся и отдельные участники собрания. Развлекательная речь, в противоположность другим, не нуждается в единстве развития. Юмористические речи Марка Твена и Ирвина С. Кобба обычно представляли остроумное развитие отдельных тем. Серьезный рассказ о том, как вы провели лето на ферме где-нибудь на Среднем Западе, вряд ли пробудит живой интерес, если в нем не будет упомянуто об ураганах, о пожаре и о чем-либо, связанном с опасностью и борьбой. Как мне делали операцию.

Современный Дон-Кихот. Как вас могут затмить. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование — это движение; описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт. Например: Повествование: Экспедиция адмирала Берда на Южный полюс.

Жизнь домашней мухи. Поиски урана.

Следует сделать начальную паузу — 15-20 секунд. Пауза позволит «собрать взгляды» слушателей и служит как бы приглашением к разговору. Затем улыбнитесь и поприветствуйте аудиторию. Произносите первые слова не в пустоту, а глядя на какого-нибудь симпатичного вам слушателя, и как только вы увидите его ответный доброжелательный взгляд, переводите свой взгляд на другого человека и установите с ним контакт и так далее. Не останавливайте долго свой взгляд на отдельных лицах. Найдите интересный зачин своей речи.

Он должен быть занимательным, соотноситься с содержанием речи, а главное — создавать эмоциональный контакт с аудиторией. Это может быть случай из жизни, неожиданный вопрос, интересный факт, впечатляющая цифра, оригинальная цитата, шутка или остроумное замечание. Говорите выразительно, так как выразительность речи — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения — способна заворожить слушателя. В речи обязательно делайте логические, оправданные паузы, особенно после важной информации. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание. Соединяйте слово с жестами. Жесты хороши, когда они естественны. Если вам не свойственна жестикуляция, не форсируйте ее.

Некоторые жесты хотя и помогают выступающему снимать нервное напряжение сцепленные впереди руки, касание себя, потирание своих пальцев, игра своей рукой , но раздражают аудиторию. От таких жестов следует избавляться. Имейте в запасе юмористические зарисовки — забавные истории из жизни великих людей, парадоксальные примеры, исторические анекдоты. Обычно они вызывают оживление, снимают усталость, заставляют слушать. Однако чувство юмора — это природный дар. И если оно не развито, то следует изменить интонацию, темп речи, силу звука. Если вы заметили, что внимание слушателей ослабевает, то следует изменить интонацию, темп речи, силу звука. Как известно, последнее впечатление — самое сильное, поэтому в конце выступления должна прозвучать его основная мысль.

Чтобы остаться в памяти, концовка должна быть яркой, выразительной. Это может быть афористическое высказывание, призыв или пожелание. Таким образом, всю подготовку к речи можно представить в виде следующего плана: 1. Выбор темы и постановка цели.

Тема должна быть интересна всей аудитории и была ей чем-то полезна. Оратор должен представлять себе проблемы, интересы данной публики.

Эффективность речи — это реализация цели, которая была поставлена в начале работы. Оратор должен сформулировать цель не только для себя, но и для аудитории. Выступающий должен отдавать себе отчет в том, что его тема может и не соответствовать уровню знаний и интересам данной аудитории. Чтобы не было подобных несоответствий, автор должен серьезно подойти к поиску материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому материал по теме нужно выбирать как можно более интересный и полезный.

Источники, из которых можно брать материал, — это официальные документы; научная и популярная литература; справочная литература; художественная литература; газеты; социологические опросы; наблюдения. Источников должно быть несколько. Нужно уметь работать с материалом, чтобы не упустить ничего важного. Неотъемлемой частью подготовки к выступлению является составление плана, изготовление всевозможных выписок и небольших конспектов. Для успешного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, нужно подумать над вопросом, как расположить данный материал, т. Выступление должно содержать начало вступление , развертывание главную часть и завершение речи заключение.

Успех выступления во многом зависит от того, как автор начал выступление. Во вступлении следует подчеркнуть актуальность темы и заинтересовать аудиторию. В развертывании излагается основной материал. В этой части должны быть доказаны основные положения и автор должен подвести слушателей к логическому выводу. Основное правило композиции — это логичность и стройность изложения материала. В завершение речи подводятся итоги сказанного, делаются выводы и даются ответы на возникшие вопросы.

Материал для выступления должен быть интересным и разнообразным. Поиск материала — очень серьезное дело и требует времени, поэтому подготовку к выступлению следует начать заранее. На этом этапе подготовки наиболее эффективной и познавательной для автора может стать работа в библиотеке. Отсюда возникает необходимость умения пользоваться разными видами каталогов алфавитным, систематическим и предметным , библиографическими изданиями, справочной литературой. На сегодняшний день все более распространяющаяся компьютерная сеть Интернет может стать хорошим подспорьем в поиске необходимого материала. Причем это может быть как непосредственно материал по заданной теме, так и информация о том, где вы можете найти ту или иную книгу.

Это помогает сильно сэкономить время и изучить как можно больше материала. Причем источники для выступления могут быть самыми разнообразными. Это могут быть всевозможные словари и справочники, научная литература и официальные документы, статистические сборники и художественная литература. Также это могут быть статьи из газет и журналов, программы телевидения и т. И самое главное — не следует пренебрегать собственным опытом и наблюдениями. Если вы хотите рассказать слушателям о чем-то новом, то ваши наблюдения должны лежать в основе работы.

Очень важно умение работать с книгой. И это зависит от того, какую задачу ставит перед собой оратор, хочет ли он изучить по книгам какой-либо вопрос или получить как можно более обширные теоретические знания. Изучение книг по вашей теме также очень полезно с критической точки зрения. Составив какое-либо свое мнение о предмете, стоит сравнить его с мнением других исследователей. Следует также сделать выписки из этих книг — наиболее яркие факты, примеры, интересные положения. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой.

Следует определить для себя вид чтения: сплошное, выборочное или комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается от начала до конца без пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные главы или параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение — это сплошное чтение одних частей и выборочное других. Важно обратить внимание на год издания книги.

Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то материал в ней скорее всего устарел, поэтому следует ознакомиться с более современной литературой по интересующему вопросу. При чтении желательно делать записи или краткие конспекты. Наиболее простой вид записи — это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы. Выписки рекомендуется делать на карточках одинакового размера. На каждой карточке указывается материал, относящийся только к одному автору.

В верхней части карточки указывают книгу, а в нижней — подробно и в определенной последовательности записывают выходные данные источника, т. Рекомендации могут быть разнообразными, и у каждого человека во время работы вырабатываются свои. Части речи.

Техники публичного выступления

При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей. Выбрав тему, необходимо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и по возможности кратким. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, даже могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Название должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.

Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей он добивается. Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата. Выступающий должен формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Чёткая формулировка целевой установки готовит слушателей к восприятию речи, облегчает её осмысление. Поиск материала.

Чтобы подготовить интересное по содержанию выступление, оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме. Для этого можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную и научно-популярную литературу, беллетристику, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, результаты социологических исследований, личные контакты, размышления и наблюдения. Важно использовать и так называемый местный материал, то есть имеющий отношение к жизни слушателей. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает их интерес. Изучение и анализ отобранного материала.

Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли. Поэтому на данном этапе необходимо размышлять над материалом, критически его оценивать, пытаясь понять, как соотнести его с современными событиями, как использовать то или иное положение во время выступления. Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли к рассматриваемому вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету реи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Готовиться, - подчеркивает Д. Карнеги, - это значит думать, вспоминать отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке. Композиция публичного выступления. Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Композиция речи — то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора — должна быть прозрачной.

Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием выступления. Приступая к работе над композицией, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Для успеха речи, - писал русский юрист и общественный деятель А. Кони,- важно течение мысли лектора.

Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти не возможно слушать. На различных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Предварительный план рекомендуется составить после выбора темы выступления. Он отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме. Рабочий план составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран практический материал.

При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. Этот план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. На основе рабочего плана составляется основной план, называющий вопросы, которые будут освящаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.

Однако план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах и т.

Разумеется, тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория - молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой - крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи.

В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения. У взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения. Текст речи может быть написан или «составлен в уме» на основе проработанных материалов, прошлых текстов или прошлого опыта. При подготовке выступления можно написать его полный текст, конспект, тезисы, развернутый план или краткий план. Это зависит от привычки выступающего, его опыта, знаний и т. Остерегайтесь импровизации. Отдавшись вдохновению, вы можете упустить существенное и даже важнейшее.

Можете выставить неверное положение и дать козырь противнику. У вас не будет надлежащей уверенности в себе. Люди, знающие и требовательные, и в древности, и теперь утверждают, что речь судебного оратора должна быть написана от начала до конца. Но если это не всегда бывает, возможно, то, во всяком случае, речь должна быть написана в виде подробного, логического рассуждения; где каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого и эти части соединены между собой в общее неуязвимое целое. Вы должны достигнуть неуязвимости, иначе вы не исполнили своего долга». Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности.

Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явления. К ним предъявляются также требования актуальности и убедительности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей слушателей. При подготовке к выступлению необходимо работать с разными источниками Параллельно идет работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей речи. Каким же должен быть язык выступления? Конечно, грамотным с литературной точки зрения, эмоциональным; нарушение литературной нормы и ее сухость снижают действенность речи. Итак, выступление написано полностью, осмыслено, несколько раз, но фрагментарно, по мере подготовки, прочитано. Теперь подошел новый этап работы над речью, очень важный для начинающего оратора, - репетиция.

Именно к ней должен чрезвычайно внимательно отнестись начинающий оратор. Полезно прочитать речь полностью, уточнить время ее звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичной речи темп примерно две минуты - одна машинописная страница. Можно произнести текст либо мысленно внутренний монолог , либо вслух внешний монолог. Лучше - вслух и перед зеркалом, чтобы видеть выражение своего лица и жесты, которые будут сопровождать речь. На этом этапе работы над речью особое внимание необходимо обратить на технику произношения. Прежде всего, на орфоэпию - образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Ведь неверное произношение и особенно неправильное ударение снижают доверие аудитории к оратору, подрывают его авторитет, вынуждают скептически относиться к словам, которые произносятся с трибуны.

Род занятий Вам нужно знать, где работают ваши слушатели, занимаются ли они в большинстве одним и тем же — работают в больнице медсестрами, в банке, на заводе, учат детей или работают в торговле. Доход Узнайте, какие доходы у слушателей — высокие, низкие или средние. Культурные особенности Выясните, принадлежит ли аудитория к одной расе, религии и национальности. Место жительства Вам требуются данные о том, живут ли слушатели в одном штате, городе или районе.

Социальная принадлежность Вам необходимы данные о том, принадлежат ли слушатели к одной социальной группе или студенческой организации. Способы сбора информации Теперь, когда мы знаем, какие сведения необходимо собрать о слушателях, рассмотрим три способа, при помощи которых можно получить эту информацию. Вы можете собрать информацию в процессе наблюдения. Если вы в целом знакомы с аудиторией так, вы, вероятно, знаете своих однокурсников , вы можете получить много существенной информации о слушателях в процессе личного наблюдения.

Например, если вы уже проучились пару семестров, у вас успели сложиться точные представления о приблизительном возрасте ваших однокурсников, а также о половом и расовом составе группы. Слушая разговоры своих коллег, вы больше узнаете о том, чем они интересуются, что они знают и как относятся к тем или иным проблемам. Вы можете получить данные об аудитории от человека, поручившего вам произнести речь. Когда вас просят произнести речь, попросите человека, отвечающего за организацию вашего выступления, предоставить как можно больше данных об аудитории.

Даже если информация не такая конкретная, как вам бы хотелось, она все же будет полезной. Особенно тщательно проверьте наиболее важные для вас темы. Например, возможно, что для выбранной вами темы доклада уровень образования группы имеет особенно большое значение. Вы можете догадаться о демографических данных аудитории.

Если вы не можете получить информацию другим способом, вам придется строить догадки на основании такой косвенной информации, как общая характеристика людей, составляющих данное сообщество, или тип людей, которым, скорее всего, будет интересна речь на предложенную тему. Использование данных для прогноза реакции слушателей Следующий шаг в анализе аудитории — это использование собранных вами данных для предсказания потенциальной заинтересованности людей, знания ими темы выступления, а также установок аудитории. Интерес аудитории 6 Ваша первая цель — определить, насколько будет интересна ваша тема для данной категории слушателей. Предположим, вы планируете произнести речь о роли холестерина перед группой студентов.

Вы можете предсказать, что вам будет непросто заинтересовать аудиторию. Большинство молодых людей не заботит связь между уровнем холестерина и сердечными приступами. Понимание Ваша вторая цель — определить, располагает ли аудитория необходимыми знаниями для полного усвоения вашей информации. Отношение аудитории к вам как к оратору Ваша третья цель — предугадать, как воспримет вас аудитория.

Насколько успешно вы сможете проинформировать и убедить аудиторию, вероятно, зависит от ее уверенности в надежности сообщаемой вами информации. Доверие базируется на том, кажется ли человек знающим есть ли у него необходимая информация для произнесения этой речи , можно ли ему доверять честный ли оратор, нравственный ли, можно ли на него положиться и обаятелен ли он проявляет ли он энтузиазм, сердечность, дружелюбие и интерес к другим людям в группе. Установки аудитории по отношению к вашей теме Ваша окончательная цель — составить прогноз, как группа отнесется к вашей теме. Такая оценка особенно важна, если ваша цель — попытка изменить представление или подтолкнуть аудиторию к действию.

Установки аудитории обычно выражаются в мнениях. Нельзя сказать совершенно точно, как отнесутся слушатели к вашей речи, если не спросить их об этом, однако вы можете сделать довольно точные оценки на основании демографических данных. Чем больше у вас информации о вашей аудитории и чем больше опыта в анализе аудитории, тем выше ваши шансы на то, что вы точно оцените установки аудитории. Доверие — показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека знающего, обаятельного и честного.

Рубрика: Наблюдай и размышляй Рабочая тетрадь Анализ аудитории В рабочей тетради под пунктом 12. Заполните бланк, включая данные об аудитории и прогнозы реакции на ваше выступление. Сохраните этот бланк. Вы можете использовать эти данные для более эффективного выступления перед данной аудиторией.

Обстановка Место проведения вашей речи, или обстановка, подскажет вам, как лучше оправдать ожидания слушателей и какую выбрать манеру произнесения речи. Если вы планируете выступать перед своей группой, то ваша задача облегчается: поскольку ваша группа встречается регулярно в одно и то же время в одной и той же ситуации и обстановка для вас будет знакомой. Однако при выступлении в других условиях вам потребуется время, чтобы приспособиться к обстановке. Давайте посмотрим, на какие вопросы важнее всего ответить в связи с обстановкой, в которой вам предстоит выступать.

Насколько большой будет аудитория? Если вы предполагаете, что аудитория будет маленькой до 50 человек или около того , то вы сможете стоять к слушателям довольно близко, чтобы говорить нормальным голосом и чувствовать себя раскованно. И наоборот, если аудитория, перед которой вы будете выступать, большая, вероятно, вам понадобится микрофон, и вы вряд ли будете передвигаться по помещению. В какое время суток вы планируете выступить?

Совершенно разного подхода требуют речи, которые произносят ранним утром и сразу после ленча или вечером. Если, например, по расписанию вы должны произносить речь после еды, то слушатели могут расслабиться, вести себя апатично и даже задремать. В результате у вас появится желание привлечь к себе больше внимания предоставить слушателям больше примеров, иллюстраций и историй , чтобы преодолеть возможный недостаток внимания. Когда по программе вы должны выступать?

Если ваше выступление единственное или основное, то у вас есть очевидное преимущество — внимание будет приковано к вам. Однако в ситуации, когда произносится много речей, ваша очередь может повлиять на то, как вас примут. Если вы 8 произносите речь последним, то вы должны учитывать, что слушатели, как правило, устают после того, как прослушают несколько речей подряд.

Подготовка устного публичного выступления

Для практического обучения ораторскому искусству наиболее важна классификация публичных выступлений по цели, которую иногда называют классификацией жанров публичного выступления. Цель выступления. Процесс определения основной идеи выступления в зависимости от характера аудитории можно условно изобразить с помощью рисунка 3. 1 Определение темы и цели выступления. Тему выступления следует тщательно выбирать. — определение темы и цели выступления. Публичное выступление– это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий