Назовите основные психологические факторы обеспечивающие успешность публичного выступления

Психологические особенности публичного выступления. Тело и движения. Голос и интонация. Содержание. Наиболее распространенные страхи перед публичным выступлением: Как справиться с волнением? При подготовке.

Основная часть. Основополагающие факторы, обеспечивающие успех публичного выступления

Психологические особенности публичного выступления внешний вид Восприятие оратора публикой начинается с внешнего вида. Если выступление идет на деловой конференции, то, логично, что внешний вид выступающего должен соответствовать деловому стилю. Так начинает создаваться впечатление о выступающем. От того, как чувствует себя человек, зависит правильность его речи и успех выступления. Если выступающий сильно нервничает, то слова его будут несвязными и, возможно, неразборчивыми. План лекции: 1. Виды и методы публичного выступления. 2. Особенности публичной речи. 3. Требования и технологии публичного выступления. 4. Основные ошибки начинающего оратора. Вступительное слово психолога: Большинство из вас, возможно, в будущем станут студентами, а значит, вам просто необходимо владеть навыками публичного выступления. На этом уроке вы узнаете, как строить свое выступление так, чтобы оно было наиболее выигрышным. Как повысить уверенность в себе и снизить страхи перед публичным выступлением. Публичные выступления – это неотъемлемая часть профессиональной жизни практически всех руководителей и людей, ведущих активную общественную деятельность. Приемы и психотехники публичного выступления. Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова.

Факторы, влияющие на успех публичного выступления — справочник студента

Подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно , то заключение может отличаться от заготовленного. Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение. Очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления. Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил! Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора. Каждому из опрашиваемых были заданы следующие вопросы: 1. Сколько вам лет? Вы ученик или учитель?

Испытываете ли вы чувство страха во время публичного выступления? Всех респондентов, принявших участие в анкетировании, я разделила на 5 возрастных категорий 11-14 лет, 15-18 лет, 19-35 лет, 36-60 лет, старше 60 , согласно теории психосоциального развития Эрика Эриксона. По информации, полученной мною от школьного психолога, можно сказать, что страх публичного выступления имеет разную интенсивность и качество проявления, он находится в прямой зависимости от возраста и гендерной принадлежности анкетируемых. Кроме того, я выяснила, что психологии выделяют следующие мотивы тревожности: 1. По результатам анкетирования я пришла к выводу, что у категории учащихся от 11 до 14 лет 5-8 классы страх публичного выступления выражен в сильной степени[Приложение 10]. На основании данных психодиагностик, предоставленных психологом школы, можно констатировать, что основными мотивами страха публичного выступления в данном возрасте являются страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний.

У учеников 15-18 лет страх выступления перед публикой выражен в средней степени[Приложение 10]. Это можно объяснить тем, что в данном возрасте накал тревожности снижается и меняется качество её проявления. Основными мотивами здесь выступают страх самовыражения и фрустрация потребности в достижении успеха. Как показывает анкетирование, учителя от 19 до 35 лет также испытывают сильное чувство тревожности во время публичного выступления[Приложение 10]. Я думаю, это можно объяснить тем, что они находятся в начале своей профессиональной деятельности, делают только первые шаги на пути к карьере. Для данной возрастной категории характерен страх несоответствия ожиданиям окружающих и страх самовыражения.

Для меня было удивительно то, что у педагогов в возрасте 36-60 лет страх публичного выступления тоже выражен сильно [Приложение 10]. Казалось бы, это период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, он точно знает, в каком направлении ему развиваться, многие уже добились значительных успехов, но «боязнь публики» до сих пор их преследует! Хочу уточнить, что учителя данной возрастной категории испытывают страх не перед аудиторией учащихся, а перед аудиторией своих коллег, когда им приходится находиться в конкурсных условиях или подтверждать профессиональные знания. Здесь мотивами тревожности выступают низкая физиологическая сопротивляемость стрессу и страх самовыражения. А вот у учителей старше 60 лет, по моим данным, тревожность во время публичного выступления выражена в средней степени [Приложение 10]. Я думаю, это объясняется тем, что эти люди уже давно состоялись в профессии, и за их плечами не один десяток публичных выступлений.

Можно сделать вывод, что страх самовыражения является одним из основных мотивов для всех возрастных категорий. Нужно отметить, что девушки чаще испытывают чувство страха, чем юноши [Приложение 11]. Среди учителей во всех возрастных категориях женщины испытывают чувство тревожности во время выступления перед аудиторией в более сильной степени, чем мужчины. С точки зрения психологии это можно объяснить тем, что женщины все события пропускают через призму эмоций, что объясняет более высокий процент страха публичного выступления у женщин девушек , нежели у мужчин юношей. Таким образом, в результате моих исследований я пришла к выводу, что подавляющее большинство людей, независимо от пола и возраста, испытывают чувство волнения и страха во время публичного выступления. Изучив теоретические материалы по проблеме, я разработала систему рекомендаций для тех, кому предстоит выступать на публике [Приложение 12].

Для того, чтобы проверить, действительно ли разработанная мною система рекомендаций эффективна, я выступила со своим докладом перед старшеклассниками нашей школы в ходе фестиваля наук, который ежегодно проводится в нашей школе. Многие ребята заинтересовались моей работой и пригласили выступить в их классах в преддверии муниципальной научно-практической конференции. Я рассказала ребятам, что такое публичное выступление, какими правилами нужно пользоваться, чтобы оно прошло успешно, как правильно подбирать одежду. После муниципальной научно-практической конференции я слышала много отзывов и благодарностей от учеников, которым действительно пригодились знания, полученные в ходе моих выступлений. Думаю, что мои рекомендации помогли им справиться с волнением во время публичного выступления. Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение - важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда - публичное исполнение - был пройден успешно. Подведем итоги. В своей исследовательской работе я ставила цель найти такие методы и способы, которые сделали бы публичное выступление успешным.

Я доказала, что страх публичного выступления является актуальной проблемой для большинства возрастных категорий. В процессе работы нашла ответы на вопросы, которые задавала себе вначале своей исследовательской работы: каков процент людей из опрошенных мной , обладают страхом публичного выступления? В первую очередь, эта тема актуальна для меня, потому что я уверена, что в дальнейшей жизни мне предстоит не раз выступать перед публикой или проводить переговоры. Теперь, благодаря знаниям, полученным в ходе моей работы, я знаю, как подготовить успешное публичное выступление, как вести себя во время выступления. Я уверена, что я «излечу» свою боязнь выступления перед публикой,что поможет в дальнейшей работе. Завершая работу, хочу отметить, что остались проблемы, которые я пока не решила.

Во-первых, я проводила опрос только среди учеников и учителей своей школы. Думаю, для чистоты эксперимента надо опросить и другие категории населения. Во-вторых, думаю, что не все психологические аспекты данной темы мною изучены, и мне следует продолжить работу. Психология делового общения: Учебник. Введенская А. Культура и искусство речи.

Зарайский Д. Управление чужим поведением - М. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Максимова В. Русский язык и культура речи: Учебник.

Медведев И. Правила успешного публичного выступления. Павлова Л. Спор, дискуссия, полемика. Шейнов, В. Бороздина Г.

Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика. Понятие «риторика» от греч. Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др.

Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей.

Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так. Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха.

Следует ориентироваться на аудиторию, когда слушатели примут обозначенную проблему и начнут эмоционально в ней участвовать, можно говорить о ее решении, то есть приступать к следующей части выступления. Здесь слушателей призывают к конкретному действию, которого диктор хочет добиться. Мысли изъясняют четко и прямо. Помните, что во время кульминации публика должна находиться на пике позитива, чтобы была увеличена вероятность принятия правильного решения. Заключение В финале стоит проработать всю структуру речи.

Для этого используется следующий план: Вы еще раз обозначаете основные моменты, расставляете акценты. Благодарите публику за сдержанность, внимание, вдумчивость и пр. Обозначаете ближайшие шаги и подводите итоги. Разряжаете обстановку шуткой когда тема позволяет и заканчиваете на позитивной волне. Слушатели хорошо воспринимают, когда первые фразы перекликаются с заключением, это позволяет замкнуть все выступление. Преодоление страха перед публикой Уверенность в себе — это один из главных ключевых моментов, благодаря которому получаются успешные публичные выступления. Перебороть страх помогут простые правила: Принимайте обратную связь. Еще во время тренировок вы можете поспрашивать у близких, какие впечатления они испытывали.

Принимайте критику как возможность стать лучше. Анализируйте свою речь.

При устной форме общения информация усваивается полнее и быстрее, оратор быстрее завоевывает доверие слушателей. Такая форма общения считается наиболее эффективной. Устная речь во взаимосвязи с литературой. Чтобы обращение захватило слушателей, вызвало доверие, лектор должен подкрепить свою речь фактами из художественной и научной литературы. Каждое слово должно быть продуманным, без традиционных штампов, канцеляризмов, лучше добавить яркими вставками по теме. Эксперты рекомендуют сочетать в речи разных стили — разговорный, художественный — это побуждает к действию, внушает доверие слушателям. Типы и формы выступлений перед публикой Типы: информационная речь — используется в докладах на политическую или научную тематику, лекциях для студентов, выступлениях перед учениками, рассказах о каком-либо явлении; протокольно-этикетная — в такой форме приветствуются делегации, готовится поздравление с днем рождения или юбиляру, вступительное или заключительное слово на официальном мероприятии; развлекательная — любая неофициальная речь тост, рассказ из жизни о забавном происшествии ; убеждающая — главная цель — убедить слушателей в правоте выступающего, продемонстрировать правильность позиции и суждений, применяется в рекламных роликах, политических, научных дискуссия, программах агитации. Одна речь может иметь разные цели, в результате типы выступлений перед публикой сочетаются и получаются информационно-убеждающие или информационно-развлекательные.

Формы выступлений перед аудиторией: доклад — обращение на важную тематику социальную, научную, медицинскую , продолжительность от четверти часа до 3 часов; сообщение — короткий спич, посвященный одной теме, максимальная продолжительность 10 минут, обязательно содержит факты, статистические сведения; выступление — краткое сообщение продолжительностью до 5 минут, тематика выбирается заранее или возникает в результате обсуждения конкретной темы; лекция — изложение конкретной темы специалистом с использованием научных фактов, продолжительность в диапазоне от четверти часа до 1,5 часов; беседа — диалог лектора со слушателями, тематика и формат определяются заранее, временными рамками не ограничивается, предполагает вопросы аудитории, ответы оратора. Публичное выступление: его правила и технология Правила и требования выступления перед публикой помогут успешно выступать, влиять на аудиторию. Перед выступлением необходимо: Сформировать цели, которые необходимо до слушателей. Изучить особенности и потребности аудитории.

Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, то есть завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит «для себя», что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией. Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что: вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели; то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес; это актуально, для слушателей.

Публичное выступление

Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики. Особенности публичной речи Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества. Речь оратора имеет ряд особенностей: Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь.

Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой. Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу.

Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю. Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики. Требования и технология публичного выступления Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях.

Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию. Общие приемы и требования к публичному выступлению: Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий. Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание.

Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются. Я представляю, что погружаю их в Надо сосредоточиться на внутренних ощущениях и проговаривать приятную теплую воду, и они становятся теплыми и гибкими. Тепло от кистей поднимается по предплечьям, плечам. Мои плечи спокойно опущены. Мое внимание переходит на ноги.

Представляю, что ноги погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются. Тепло от ног поднимается вверх. Чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения. Мой живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом.

Теперь мое внимание переносится на лицо. Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица. Мне дышится легко и спокойно. Спокойно и ровно бьется мое сердце». Я могу отчетливо представить сцену, рояль или другой инструмент , слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступать… Я спокоен, собран, сосредоточен…Уверенно и радостно я начинаю.

Мне нравится играть. Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием… У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника…Я выполняю все, что задумал... Я играю также хорошо, как и в классе…Я могу хорошо играть…Я знаю, что я сделаю все, что задумал…Я весь отдался моему вдохновенному исполнению…Какое это наслаждение- красиво и хорошо играть.. Я могу перестроиться с исполнения одного произведения на другое…Мне легко и приятно держать всю программу в голове… С каждым разом самовнушение будет помогать мне все больше и больше…Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления». Следует также повторять чаще вслух и про себя: «Я с нетерпением жду концерта» - страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности, ведь волнение перед концертом основано на беспокойстве за качество выступления, и правильная психологическая установка на успешное выступление - это разумное сбережение нервно- психической энергии, это умение владеть своим состоянием, управлять собой и переводить переживания в нужное русло.

Важна грань между паническим страхом и сценическим волнением. Одно вносит хаос и разрушение, а другое созидает. Игра перед воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы, когда вещь уже готова, она проигрывается целиком, от начала до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Музыкальное произведение может быть записано на видео камеру.

Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев, посажены куклы и игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема уменьшают влияние волнения на исполнение. Медитативное погружение Этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас».

Исполнение на основе этого приема связано с глубоким осознанием и чувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное мгновение. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Погружение в звуковую материю происходит при выполнении упражнений следующих видов: — пропевание сольфеджирование без поддержки инструмента; — пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания; — пропевание про себя мысленно ; — пропевание вместе с мысленным проигрыванием. При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения пальца к клавише или струне, проверяется свобода движений и наличие в мышцах ненужных зажимов, которые моментально должны быть сброшены.

Что ощущают суставы, кончики пальцев, мышцы рук, плеч, лица? Удобно или неудобно играть? Доставляет ли игра физическое удовольствие? Медитативное проигрывание произведения с полным погружением в него сначала осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Если только посторонняя мысль появилась в сознании, а пальцы в этот момент играют сами, следует плавно вернуть внимание к исполнению, стараясь при этом не отвлекаться.

Глубокое погружение в исполнение образует тот самый малый круг внимания, который К. Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению на сцене. Медитативное исполнение формирует так называемые сенсорные синтезы, которые являются одним из главных признаков правильно сформированного навыка. Слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать не порознь, а в неразрывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее произведение представляют собой единое целое.

День концертного выступления Важный элемент — разыгрывание - оно нужно для разминки мышц, участвующих в игре, и психологической настройки на выступление. Организм входит в состояние «боевой готовности»- повышается пульс, дыхание, скорость протекания мыслительных процессов. Необходимо помнить, что игра в быстром темпе перед выходом на сцену, ведет к усилению беспокойства и трате нервной энергии. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски, чтобы не разрывать единства музыкальной ткани. Немаловажным фактором успешного выступления является состояние рук.

Для ледяных рук можно выполнить ряд гимнастических упражнений по Й. Гату: 1 ударять кончиками пальцев по «подушечкам» первого сустава, затем по середине ладони, потом по нижней части ладони. Можно ударять каждым пальцем отдельно. Перед выходом на сцену А. Щапов советовал заставлять себя спокойно сидеть в удобной позе при расслабленной мускулатуре, тренируя необходимую для выступления волевую выдержку.

За какое-то время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все замечания. Ученик должен верить, что он хорошо играет, и он будет играть хорошо. Проблема связана с верой в себя. Нельзя фиксировать внимание ученика на проблемах волнения, расспрашивать, не волнуется ли он, гораздо важнее мобилизовать его волю, стойкость, чтобы донести исполнительский замысел. В заключении, хочется напомнить, о том, что все перечисленные методы, могут работать при одном важнейшем условии - если педагог пытается развить не только музыкально-исполнительские способности ученика, но и его личность в целом.

По глубокому убеждению Г. Нейгауза, «достигнуть успехов в работе над художественным образом, можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически... Чтобы осуществлять личностный рост ученика, педагогу надо развивать его фантазию поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, развивать любовь к искусствам - поэзии, живописи, архитектуре, а главное - дать ему почувствовать этическое достоинство художника, его обязанности, ответственность и права. Не только научить ученика хорошо играть, но сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким». Важно строить свои отношения с учеником на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения.

Тогда возникает потребность «выйти за границы» своего привычного облика, своего обычного «я». Значит, нужно изучить себя, особенности своего характера, внешние их проявления, характерные именно для вас, и, отказавшись от недостатков, отнестись бережно и любовно к тому, что может нравиться и быть полезным для окружающих. Шейков указывает, что обаяние неразрывно связано с артистизмом [15, с. Артистизм — это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Это значит, что вы постоянно настраиваете себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. Быть умелым игроком — значит изображать, то есть в определенной мере утрировать не столько чьи-то чужие черты, а свои собственные. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения. Психологи установили, что популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора: 1 стремление к индивидуализации и 2 стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения. Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так: 1 внешность общий облик, одежда, манера держаться ; 2 подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин; 3 выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

В ситуации непринужденной беседы, когда собеседники знакомы, равны по статусу, когда нет никаких признаков «официоза», право на речь получает то один из них, то другой. Но в жизни часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения. Виды и методы публичного выступления Различают следующие виды публичной речи: Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи. Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов. Судебное красноречие присутствует в судебной практике.

В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека. Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции. Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях. Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления: Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.

Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики. Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение. Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально. Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Основы успешного публичного выступления. Часть 1

Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так. Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: "Практика, практика, практика! Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен? Почему возникает страх перед публичным выступлением? Давайте проанализируем этот вопрос.

Для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождение. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Дело в том, что меняется ваша роль. В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него. Такие условия общения позволяют нам сконцентрироваться на главном — передаче своих мыслей и информации. Иначе обстоит дело, когда мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией.

Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает ряд трудностей. В частном разговоре можно остановиться в любой момент, и всегда найдется кто-нибудь, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует открыто на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, никто не выказывает ни поддержки , ни осуждения. Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому прежде всего вам следует знать те факторы, которые влияют на общение, знать и уметь пользоваться ораторскими приемами, а также знать правила и принципы построения речи. Подготовка к выступлению Хорошая подготовка к выступлению в значительной мере определяет его успех, но не гарантирует его!

Все зависит от того, сумеет ли оратор найти подход к конкретным слушателям, то есть завоевать их внимание, вызвать живой интерес, напряженную работу мысли, эмоциональный отклик. Если этого не произойдет, речь прозвучит "для себя", что, конечно, вряд ли удовлетворит оратора и к тому же вызовет отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20—25 минут, которые мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов. Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что: - вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели; - то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес; - это актуально, для слушателей. Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, то есть в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено. Привлекает внимание название, содержащее вопрос или острую постановку проблемы. Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: "Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности " и "Как жить, не старея ". Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.

Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Чем раньше начата подготовка, тем лучше. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен. Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса: - Кому я буду говорить? Если материала у вас достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану. Задача плана — сделать выступление стройным, логически связанным и последовательным. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок. Итак, все готово.

Но ваша речь не будет иметь успеха, если вы не знаете состава аудитории. Предварительная информация о слушателях — одна из гарантий успеха. Нужно знать, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем именно вы можете их заинтересовать, как это соотносится с их насущными проблемами. Найти то, что нужно данным слушателям, непросто. Неопытные ораторы и начинающие деловые люди говорят обычно о том, что кажется важным им самим. Хофф отмечал: "Чтоб дойти до сердца слушателей, нужно выйти из футляра своих представлений и взглянуть на тему ее аудитории глазами". Он описывает такой случай: "Как-то я спросил своего бывшего начальника, для чего он подготовил речь, которую собирается произнести. Тот сказал: "А я просто хочу освежить им мозги". Только мало кто сидит и ждет, когда ему освежат мозги.

Люди рассчитывают, что вы сообщите им какую-нибудь мысль, которая может оказаться им полезной... Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией — "встречный ток", как говорил К. Станиславский, — удовлетворение от того, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как строить выступление. Главное - желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой. И глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу , и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения и окрыленности. Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.

Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление. А может быть, поднять настроение собравшихся, рассказав забавную историю. Во всяком случае подходить к своей теме можно лишь после того, как вы убедитесь, что настроение слушателей позволит им воспринимать информацию. Интеллектуальное взаимодействие может возникнуть только при познавательном контакте. Важнейшее условие возникновения познавательного контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым — контакт с оратором. Говорят, что внимание - ворота познания.

А открывает их ключик, который называется "интерес". Если слушатели его явно не проявляют, можно начинать с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить межличностный и эмоциональный контакт с аудиторией. По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен? Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора — внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия - только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах слушателей, при их участии! Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование - развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.

Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть, что сказать, снимает всякий барьер страха перед выступлением. Чтобы его преодолеть, сосредоточьтесь на своем ощущении и, если есть возможность, скажите вслух: "Я знаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать! Начало выступления И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз.

Таким образом, успех публичного выступления зависит от совокупности лингвистических и экстралингвистических факторов, и развитие риторических навыков и умений - это, в первую очередь, постижение основ теории культуры речи, логики, психологии и повседневная речевая практика с применением полученных знаний.

Не бойтесь пользоваться ими. Следует помнить, что многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе, если заметно его особое участие. Этот контакт глаз желательно укрепить беглого взгляда часто недостаточно. Обращайте свой взгляд и на нескольких слушателей.

Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно Вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите. В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2 — 3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете [4, с,254; 7]. Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут.

Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт. Малейшая оплошность — и вас перестанут слушать. Если вы начнете запинаться и извиняться, то ваши слушатели начнут сомневаться в вашей компетентности, а также в том, стоит ли вообще Вас слушать. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога чрезвычайно расширяются.

Оратор должен понимать, какие примерно вопросы ему будут заданы, и быть максимально готовым на них ответить. На каждое возможное возражение ему нужно продумать ответ. Способы по достижению успеха во время публичных выступлений на политическом поприще. Оцените аудиторию по двум параметрам.

Информированность — насколько они погружены в проект и осведомлены о нем. Мотивация — насколько они хотят углубляться, нужно ли им это. Например, информированность, мотивированность — это ваши коллеги, которые эксперты в теме и при этом у них высокий уровень мотивации, они хотят узнать больше. И это идеальная аудитория, поэтому их можно привлекать к активности, им нужно передавать слово, они будут поддерживать вас и работать на то, чтобы выступление сложилось. Они будут вашей группой поддержки в некотором смысле. Обратная противоположность — это не информированная и не мотивированная аудитория. Они могли случайно оказаться в зале и теперь будут мешать, разлагать обстановку, отвлекать вас и других участников, портить общий фон, общую динамику. Если нет возможности от них избавиться, нужно вовлекать.

К ним стоит обращаться, втягивать в практику. Например, давать роли: следить за временем, фиксировать нарушения или отступления от правил. Имеется в виду, что оратор должен не просто выступить с текстом, сложным по объему и по восприятию, а, напротив, рассказать его так, чтобы было понятно аудтории. Рассказывать понятно, значит, балансировать между простотой речи и смесью её научности и профессиональности. Очень важно говорить на языке своей аудитории для того, чтобы ее заинтересовать, потому что заинтересованность публики в выступлении оратора станет основным ключом к достижению успеха. Если вы как оратор вызвали повышенный интерес у аудитории, значит, вы победили и достигли нужного для вас результата.

Психологическое занятие в 11-м классе по теме: "Психологические особенности публичного выступления"

Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего: трудно доверять и доверяться человеку, который сам в себе сомневается. Это чувство знакомо и профессионалу. Его испытывали даже Демосфен и Цицерон. Оно получило название «ораторский страх». Как же избавиться от этого чувства? Чтобы победить страх, нужно знать его причины, считает А. Панджлова [13, с.

Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях — настроенности на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или 4. Собственная установка на неудачу. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи — некомпетентность. Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ.

С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей. Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных фигур жестикуляции не существует. Существуют жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные. Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова. С помощью пальцев можно пояснить нюансы.

Советуем вам не держать руки в карманах, это не говорит о хороших манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. С помощью рук можно показать размеры предмета, указать на какие-либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными словами, пользуйтесь руками для создания образов своих идей. При этом необходимо считаться со следующими правилами. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от 3. Меньшее расстояние будет символизировать не 4.

Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Библиографическая запись: Основные слагаемые успешного публичного выступления. Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, то есть соответствия языковым нормам, критерии смысловой адекватности, то есть соответствия содержания выступления реальности, и критерий коммуникативной адекватности эффективности , то есть соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Обычно, в таких случаях мы, преподаватели, говорим: «Не справился с волнением». Так что же надо делать, как работать с учеником, чтобы он умел справляться с таким сложным явлением, как сценическое волнение?

Автор: Волкова Ирина Александровна.

5 законов успешного публичного выступления

Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом». Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления: Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Вначале выступления важно быстро привлечь внимание аудитории. Психологические особенности публичного выступления. Публичное выступление. Контакт с аудиторией.

факторы успешности. реферат. Факторы успешности публичного выступления

Качество публичной речи. Успешность выступления зависит от психологических факторов, выбранной темы и лингвистического характера. Очевидно, то, которое помогло вам добиться поставленной цели выступления. А целью многих публичных речей является так называемое результативное влияние, то есть выступление должно подвигнуть аудиторию сделать то, что нужно вам. 1. Практика. Лучший способ отработать навык публичного выступления – это выступать как можно больше: с докладами на семинарах, на совещаниях, собраниях. Используйте любую возможность, чтобы получить навыки публичных выступлений. В данной статье мы рассмотрим психологические аспекты, связанные с публичными выступлениями, и предоставим советы по преодолению страха и успешному проведению презентаций.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий