Крещение руси дата январь

28 июля (15 июля по старому стилю) День крещения Руси — официально признанная и отмечаемая с 2010 года памятная дата. Ее государственный и религиозный символизм состоит в объединении славянских народов одной великой идеей — христианской верой.

Крещение Киевской Руси: Как произошло и почему стало историческим событием

Православные сегодня отмечают важный праздник — День крещения Руси. События тысячелетней давности сыграли важную роль в становлении российской государственности. В России 28 июля празднуют День крещения Руси. Историки отмечают, что точная дата этого события неизвестна, так как крещение русского народа растянулось на довольно долгое время. одно из самых эпохальных событий в отечественной истории. Согласно «Повести временных лет» это произошло летом 988 года в Киеве, в прохладной купели Днепра и реки Почайна, где князь Владимир впервые осуществил массовое крещение киевлян. День Крещения Руси. Во всех храмах Русской Православной Церкви в полдень по местному времени совершается колокольный звон-благовест. Крещение 19 января – это один из самых древних и важных праздников в православной культуре России. Этот день отмечается в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан, которое произошло более 2000 лет назад. В случае с Владимиром первое оглашение могло происходить с 15 ноября по 25 декабря 988 года, 25 декабря последовало второе оглашение, 5 января 989 года — отрицание Сатаны и сочетание ко Христу, 7 января — само крещение.

Крещение Руси: 28 июля или 19 января?

Днем работников службы сегодня можно отметить День нежности ко всем существам. Одной из наиболее распространенных версий даты крещения Руси является 28 июля 988 года. Этот день считается праздником Крещения Руси и отмечается в России давно. Однако, некоторые историки выдвигают альтернативную дату — 19 января 988 года. 45 лет назад, 5 июня 1988 года, то есть ещё в Советском Союзе начались празднования в честь тысячелетия крещения Руси, которое состоялось в 988 году. 45 лет назад, 5 июня 1988 года, то есть ещё в Советском Союзе начались празднования в честь тысячелетия крещения Руси, которое состоялось в 988 году.

День крещения Руси отмечают в России и странах канонической территории РПЦ

Как сказал академик С. Аверинцев, "на глазах у изумленной Европы вдруг возникает из варварской страны на краю света держава с мировой культурой, мировой религией. И это сразу было ознаменовано расцветом древнерусской цивилизации". Распространение грамотности, появление летописания, развитие архитектуры, литературы, искусства. Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету, входит в общеевропейское культурное пространство. И все на протяжении жизни нескольких поколений! А международный авторитет! Один пример: если Владимир добывал себе в жены византийскую царевну Анну силой оружия, то с его потомками мечтали породниться все европейские правители. Дочь Владимира стала королевой Польши, сын женился на дочери короля Швеции, три внучки - королевы Венгрии, Норвегии, Франции.

Сравнивая через тысячелетие исходные данные и результаты выбора, сделанного Владимиром, можно констатировать: без вектора под названием "чудо" в этом грандиозном развитии не обошлось, что, впрочем, и расчет не отменяет. Просто чудо здесь, как масло на бутерброде, размазано - на десятилетия, века, поэтому, скрываясь за повседневным, оно не столь явно. Так что никакой загадки в том, кем был Владимир - умным, прагматичным, удачливым политиком или человеком, действующим по наитию свыше, нет. Гораздо интересней разобраться, как грешник мог стать святым. И помогут нам в этом жития и летописи, подробно расписывающие, насколько святой князь Владимир первую часть своей жизни был не свят. Они честно рассказывают и о женах князя, и о сотнях наложниц на взгляд современного человека - былинное преувеличение. Повествуют и о том, как князь заманил в Киев старшего брата Ярополка и дал его убить.

Таким образом, три восточно-славянских народа отмечают: память Крестителя Руси; само принятие веры, которое связано с деятельностью равноап. В каком году произошло Крещение Руси, как это было Школьные учебники, опираясь на летописи, называют годом Крещения 988 от Рождества Христова. Однако, в «Повести временных лет» под этим годом отмечено принятие веры только князем, его дружиной и жителями Киева — но не всей Русской землей. Этот длительный процесс занял по крайней мере несколько столетий. Поэтому дату, когда Русь действительно стала христианской, точно определить невозможно, а 988 г. Святая Русь: до и после принятия христианства в 988 году Откуда на Руси знали о Христе Согласно Повести временных лет, первым принес веру на эти земли Апостол Андрей Первозванный: ведь, по церковному преданию, местом его проповеди была «Скифия», под которой понимали Северное Причерноморье, а также земли, которые лежали далее на север. Историки находят в изложенном летописцем предании множество несоответствий — например: в Iв. Впрочем, историки не подвергают сомнению сам факт того, что предки современных русских, украинцев, белорусов могли слышать Апостольскую проповедь — ведь I в. Поэтому к V в. Кроме того: среди служивших славянским князьям дружинников было немало христиан; к концу VIIIв. Причины Крещения Можно думать, что изначально это могли быть: политический фактор; киевские князья, с 882 г. Любая из этих дат может быть названа «точкой отсчета», началом распространения христианства. Однако, именно с 988 г. Как это было Владимир, внук княгини-христианки Ольги , сам будущий креститель страны, стал великим князем Киевским с 978 г. Случилось это после нескольких лет междоусобной войны за Киевский «стол» братьев Ярополка, Олега и Владимира. При этом Ярополк, как думают историки, или был христианином, или тяготел к этой вере. А Владимира поддерживали ревностные киевские язычники. Победа осталась за ним. Языческая «реформа» Первые 10 лет правления прошли в попытках Владимира объединить Русь на основе почитания «отеческих богов»: по его повелению, статуи божеств всех подвластных племен были свезены к Киеву, был устроен своего рода пантеон; затем Владимир повелел всем воздавать почести дружинному божеству, Перуну, как верховному. Между тем, язычество — религия, которую можно назвать локальной, она основана на культах местных божеств, «отвечающих» за ту или иную территорию или функцию например, земледелие, торговлю или военное дело. Славянам, занимавшимся сельским хозяйством, не было никакого смысла кланяться военному богу дружины князя. Остается непонятным, как язычник Владимир вообще мог ее провести. Или… уже был не вполне язычником? Не начало ли сказываться уже тогда полузабытое воспитание бабушки, княгини Ольги, не пытался ли Владимир «создать» что-то вроде монотеистической религии с одним богом, хотя ложным? Под 986 г.

Совокупность источников [24] позволяет восстановить их хронологию следующим образом. После катастрофического поражения от болгар летом 986 года Ромейская империя в 987 году оказалась охвачена мятежом, возглавленным полководцем Фокой Вардой , вскоре объявившем себя императором. К концу года его войска стояли уже под стенами Константинополя и, ввиду смертельной опасности, нависшей над правящей Македонской династией, император Василий II отправил посольство на Русь к Владимиру с просьбой о помощи. Владимир согласился, но ценой брака на царевне Анне, родной сестре Василия. Константинополь был вынужден согласиться, выдвинув, однако, в качестве условия крещение князя. Владимир видимо принял крещение в начале 988 года, причём его заочным крестным отцом стал сам император, в связи с чем великий князь и был наречен в крещении Василием. В том же году в Ромейскую империю было направлено русское войско, которое помогло успешно подавить мятеж. Однако, так как брак "порфирородной" царевны на " варваре " был неслыханным делом для ромейского императорского дома, отправка венценосной невесты видимо стала откладываться. Чтобы вынудить Константинополь сдержать свое обещание, Владимир осадил и взял ромейскую твердыню в Крыму, Корсунь Херсонес Таврический, ныне в черте Севастополя , между апрелем и июлем 989 года. Тогда император Василий был вынужден выполнить свое обязательство, царевна Анна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром Святославичем, по всей вероятности, в том же 989 году. Крещение киевлян. Роспись Киевского Владимирского собора, В. Васнецов, 1885-1896 гг. Ход Крещения Вскоре по венчании, вероятно осенью 989 или весной 990 года, Владимир Святославич, поставив в Корсуни церковь святого Иоанна Предтечи , вернулся в Киев. Вместе с ним приехали его новая жена, греческая царевна Анна, а также духовенство - присланное в составе свиты царевны и приведенное из покорённого Корсуня. Повесть временных лет среди корсунян выделяет Анастаса , сподвижника Владимира в предстоящем Крещении Руси. Вдобавок в Киев были перенесены святыни из Корсуня - честная глава святителя Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы, а также церковные сосуды, иконы, медные статуи и фигуры коней. Широко распространено мнение что в первичном массовом просвещении Руси принимали участие также миссионеры из Болгарии , имевшие, благодаря близости языка, наиболее прямой доступ к русским славянам. Возможно что Владимир предпринял первые шаги к общему насаждению Христианства в своей области ещё раньше, во время своего собственного крещения - согласно Иакову Мниху : "крестися Владимир сам, и чада своя, и весь дом свой святым крещением просвети" [25]. Однако, согласно Повести временных лет, определяющие действия были предприняты по возвращении из Корсуни в Киев. Вначале Владимир повелел повалить языческих идолов - одних изрубить, других сжечь, а идол Перуна проволочь привязанного за хвост лошади, колотить палками, бросить в Днепр, и отталкивать от берега до тех пор пока не пройдёт пороги. Несмотря на печаль язычников, это было исполнено. Вскоре Владимир начал строительство нового главного храма Русской земли - Киевской церкви Пресвятой Богородицы , для чего были призваны мастера-греки. Церковь была снабжена десятиной княжеских владений, духовенством и церковными предметами из Корсуни, а начальствующим при храме был поставлен Анастас Корсунянин - на деле, возможно, игравший центральную роль в управлении Церкви на Руси в первые годы по Крещении. При этом, была создана и более разветвлённая церковная организация для Руси - рамках Киевской митрополии при Владимире были учреждены несколько епископских кафедр: Новгородская , а также, вероятно, Белгородская , Черниговская , Полоцкая , Переяславская , Ростовская и Туровская. Сумма свидетельств указывает на то, что ход Крещения Руси при Владимире был мирным по сравнению с подобными массовыми деяниями среди саксов , венгров , норвежцев , поляков и ряда других народов Европы. По словам академика Д. Лихачёва: "Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа" [26]. Известен лишь один документ - поздняя Иоакимовская летопись, чья подлинность поставлена под сомнение рядом исследователей - который говорит об использовании вооруженной силы для достижения массового крещения: именно, в случае крещения новгородцев княжеским посланником Добрыней [27]. С другой стороны, в пользу версии о насильственном Крещении выдвигается позднейшее возмущение новгородцев языческими волхвами из-за голода в 1071 году. Археология также подтверждает особую напряженность принятия Христианства в Ногороде - только там обнаружено пепелище церкви, предположительно сожженной язычниками в конце X века. Среди причин относительной быстроты и мирности реформы называют: предыдущие десятилетия христианской проповеди в городах Руси; низкий уровень развития "неконкурентоспособность" славянского язычества, лишенного священных книг и оформившегося культа; понятность богослужебного языка в отличии латинского в Западной Церкви [28]. В перспективе, рассматривающей Крещения Руси не как "единичное событие, для которого можно назвать определенную дату," а как "сложный и очень многообразный процесс, длительный и прерывающийся, растягивающийся даже не на десятилетия, а на века" [29] , последствия первичного Крещения при Владимире переплетаются с продолжением того же процесса Крещения Руси. Географически можно проследить поэтапное распространение Православия по Руси. Вначале Христианство распространялось главным образом близ Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода и финских племён, ижоров и корелов. В общем можно сказать что, чем дальше от центрального водного пути "из варяг в греки," тем Христианство было слабее и для своего торжества требовало ещё много усилий и даже мученичества. Духовным центром и основной "кузницей кадров" просветителей Руси скоро сделался ведущий монастырь страны - Киево-Печерская обитель. Успеху распространения Веры содействовало разделение Руси на уделы: князья разносили новую веру по своим уделам, и каждый стольный княжеский город становился местным центром Церкви, иногда и архиерейской кафедрой. Так, в Ростове борьба между язычеством и Xристианством продолжалась до подвижнического служения святителя Леонтия в XI веке; в Муромо-Рязанской земле распространение Xристианство долго встречало неодолимое препятствие, и пошло успешнее только в конце XI -начале XII века благодаря трудам благоверного князя Константина-Ярослава Святославича ; дольше всех из русских славянских племен держалось язычество у вятичей , просветителем которых явился в XII веке преподобный священномученик Кукша , погибший во время проповеди. С распространением Xристианство увеличилось число коренных русских миссионеров, труды которых оказались наиболее плодотворны в северных краях страны. Таким образом в XII веке благодаря трудам преподобного Герасима многие пришли ко Христу в Вологодском крае; в ту эпоху Православие распространяется среди заволоцкой чуди на Северной Двине; в Устюге ; на реке Вятке после основания Хлынова, ныне город Киров ; среди вотяков и черемис. Последствия Главное последствие принятия Христианства народом Руси явил в себе самом его креститель, великий князь Владимир , став "из сладострастного и безудержного в своих страстях юноши святым мужем" [30] - защитником и благоустроителем своей страны, милосердным судьёй, щедрым питателем больных и бедных, покровителем учения. Главный дар Христовой веры - возможность стяжания спасения , обожения , святости - ярко просиял в русском народе, со времён Владимира являвшему целые сонмы святых в каждом поколении. К началу XXI века поимённо в сонме святых Русской Православной Церкви прославлено больше святых чем какой-либо другой поместной Церкви мира. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. Молитва святого Владимира при Крещении его народа - "Боже великый, створивый небо и землю! Благодаря Крещению Руси, эти путеводные направления стали определяющими для множества духовных детей и наследников святого Владимира, составив новый идеал, приникавший в различные сферы личной, общественной и государственной жизни русского народа. Воззрения, уклад и быт складывались под влиянием церковных правил. Церковь укрепляла освященную Богом христианскую семью - "малую церковь," - разрывая племенной союз, упраздняя многоженство и обычай умыкания невест. Государственные законы согласовались с канонами, причём церковный суд получил параллельное действие по всей земле: государство ведало преступлениями, а Церковь - иными грехами. Стремлением к служению Богу отличалась умственная и духовная жизнь. Почти все стороны культурной жизни получили своё начало от жизни церковной и развивались под влиянием Церкви. Даже внешняя политика России нередко выражала её духовный облик. Многочисленные попытки совратить русских на пусть иной веры - в первую очередь римо-католической - раз за разом терпели крах. Соответственно, когда Россия всё же массово отступилась от основоположных заветов Владимира в XX веке, её постигли беспримерные бедствия. Крещение произвело переворот в жизни Руси - это был разрыв, национальное самоотречение, перелом в сторону добра. При этом, характер обращения Руси обусловил то, что прежние нравственные устои бытовой и трудовой этики сохранялись и преображались в свете Христианства постепенно. Так, в "Поучении" благоверного Владимира Мономаха "ясно проглядывает слияние языческого идеала поведения князя с христианскими наставлениями" [26] ; большой пласт крестьянской культуры вплоть до последних веков свидетельствует о такой постепенной внутренней христианизации языческих обычаев. Для осмысления сопряжения христианского и языческого на Руси было выдвинуто множество концепций - постепенная христианизация наряду с отмиранием языческих обычаев и обрядов; две культуры : дневная и ночная [32] ; синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций [33] ; " двоеверие "; и т. Различные исследователи сходятся в оценке Крещения Руси как отправной точки в истории русского народа. Учение Христианства открыло сознание единства человечества, общей истории рода людского, и участия в этой истории всех народов - одним из которых отныне выступил русский. Через Крещение русские выходили из разряда " варваров " и вступали в уже сложившийся круг связей и воздействий. Русские вошли в семью христианских народов на равных, о чём можно судить, например, по многочисленным династическим бракам между русскими и европейскими правящими домами; по множеству упоминаний о России в литературе христианских стран начиная с эпохи Крещения. Этот выход на мировую арену способствовал тому, что разъединенные племена, составлявшие державу Владимира, с принятием Христианства почувствовали свое единство. Впоследствии сознание единства усиливалось тем, что вся Русь, зачастую политически раздробленная, в церковном отношении веками была объединена в одну митрополию. Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство, так как не только славянские, но и другие племена, с распространением среди них Православия сливались воедино с русским народом. Умиротворяюще воздействуя во время междоусобий, Церковь внушала сознание, что русский народ, принявший Крещение от Владимира, - един.

Приехавшие из-за рубежа священнослужители занимались переводом священных текстов и обучением клириков, набранных из местного населения. Впоследствии это даст начало русскому летописанию, созданию первых светских произведений. Наверное, самым известным среди них станет « Слово о полку Игореве ». В Средние века религия имела важное значение и для межгосударственных отношений. Если до 988 года князья тесно взаимодействовали лишь с соседями, то после этой даты сфера дипломатических действий Киева заметно расширяется. Это касалось как Византии и Скандинавии, контакты с которыми установились ещё в языческий период, так и со странами Центральной и Западной Европы. Особенно ясно это видно на примере княжения сына Владимира, Ярослава Мудрого , чьи династические связи достигли даже далёкого королевства франков. Помимо политических связей расширились и экономические контакты: если торговцы из Европы справедливо опасались посещать Русь, считая её жителей варварами, из-за чего безопасность жизни и товаров оказывалась под вопросом, то теперь мало что кроме, разве что, долгой дороги могло помешать купцам посещать «Гардарику» и увеличивать вывоз пушнины, воска и других товаров, которыми славились восточные славяне. Благодаря смене конфессии изменилась привычная для племенного строя система управления. Волхвы, занимавшие влиятельное положение при дворе князя, стремительно растеряли былое могущество и были изгнаны из городов, кое-где возглавив сопротивление новым порядкам. Прибывшие на их место церковные клирики довольно скоро сосредоточили в своих руках рычаги управления судебной системой: при участии князя Владимира был разработан церковный устав, по которому регулировались семейные отношения и дела нравственного характера. Одновременно высшие церковные сановники становились одними из ближайших советников государя — эта традиция целиком оказалась перенята из византийских политических реалий, где фигура патриарха константинопольского считалась второй по значению после императора. Макет Десятинной церкви в Киеве. Идея опоры на языческие культы пусть и реформированные показала свою полную несостоятельность, поэтому Владимир решил действовать более радикальными методами. Тем не менее позитивные последствия этого решения креститель не увидел: наоборот, первые десятилетия после принятия христианства, судя по данным археологии и письменных источников, сопровождались столкновениями властей и сторонников старой веры. Лишь к концу 11-го века можно говорить о том, что раздробленные восточнославянские племена действительно стали едины хотя бы в части религиозных отношений и моральных принципов, насаждавшихся церковью. В дальнейшем, несмотря на начало политической раздробленности, во многом именно обращение к единой вере могло на время остановить войны между князьями в условиях появления внешней опасности. Более того — в 14-м веке, когда начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы, Калитичи в оправдании своей политики часто ссылались на духовные примеры.

Крещение Руси князем Владимиром: дата, причины и события

28 июля в России отмечается праздник День крещения Руси. Православный церковный календарь именует эту дату (по старому стилю — 15 июля) Днём памяти равноапостольного князя Владимира (960–1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ, комплекс взаимообусловленных событий преимущественно кон. С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митр. Крещение Руси: пять версий Нестора-летописца. Принятие православия в качестве государственной религии в 988 году, день которого отмечается 28 июля, было переломным моментом в истории всей восточнославянской цивилизации. Тем не менее, существует другое мнение, согласно которому Крещение Руси произошло 19 января 988 года. Эта информация основана на Хронике временных лет, в которой говорится о том, что Владимир принял крещение после трех дней поста на реке Рославль.

День крещения Руси: когда отмечается, история праздника и традиции

Это решение было связано с его собственными религиозными стремлениями. Также отмечается взаимосвязь с политическими причинами. К примеру, Древнерусское государство должно было стать частью мировых держав. При этом князь Владимир был недоволен тем, что его подданные поклонялись языческим богам. В конце 980-х годов Владимир вместе со своей дружиной решили придерживаться новой веры. Этот вопрос долго обсуждался, проводились переговоры с другими государствами, которые придерживались иной веры.

В летописи отмечено об «испытании вер» князем Владимиром. Считается, что его убеждали принять веру мусульмане, а также иудаизированные хазары. Князь отправил личные посольства «в греки», «в немцы», «в болгары» с целью испытать их службу. Когда посольства вернулись, он остановился на христианстве. Послы были поражены тем, насколько красивым было богослужение.

Это была не единственная причина, почему князь Владимир решил принять христианство в православном варианте. Он также желал укрепить связи, которые уже успели установиться с Византией. На тот момент Византийская империя считалась невероятно могущественной. Проведение крещения князя Нет единого мнения по поводу того, как и когда проводилось крещение князя Владимира. Если верить «Корсунской легенде», то князь крестился в г.

Корсунь Херсонес , который располагался в центральной части владений Византии на Крымском полуострове. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году. Именно в этом месте Владимир вступил в брак с сестрой императоров из Византии Анной. Есть и иная традиция, которая тоже датируется XI веком.

Считается, что крещение князя произошло за 2 года до того, как произошло им взятие Корсуни. Крещение русских городов Когда произошло крещение самого князя и его дружины, правительство начало организовывать крещение людей из крупных городов. В первую очередь через эту процедуру прошли люди, находящиеся в Новгороде и Киеве. В первые годы после того, как крестили Русь, учредили митрополию с центром в Киеве. Она подчинялась Константинопольскому патриархату.

Вместе с ней учредили минимум 3 епархии. Они располагались в Полоцке, Новгороде, а также в Белгороде. По некоторым данным ещё одна епархия могла находиться в Чернигове. Среди первых епископов были представители греческих народов.

Последним на Руси оказался представитель византийской церкви, который произвел большое впечатления на князя Владимира. Тем не менее великий князь не стал торопиться с окончательным выбором и разослал гонцов, которые должны были сами посмотреть, как живут и те, и другие, поучаствовать в богослужениях и все в подробностях рассказать по возвращении домой. Когда посланцы вернулись, князь Владимир принял решение креститься от Константинопольской церкви.

Тогда в Киев прибыли представители духовенства из Константинополя, которые и осуществили крещение киевлян в водах Днепра. Еще одна версия Некоторые исследователи полагают, что сам Владимир крестился раньше. В 987 году императоры Василий и Константин договариваются с князем Владимиром о военном союзе, чтобы совместными усилиями подавить мятеж военачальника Варды Фоки. Тогда Владимир поставил условие: за свою помощь он просил руки царевны Анны — сестры обоих императоров. С дипломатической точки зрения это было довольно унизительное требование. Но Владимир продемонстрировал всю серьезность своих намерений, когда захватил Корсунь. Императорам ничего не оставалось, как согласиться, но Владимир должен был креститься.

Это и произошло. А Корсунь он вернул в качестве выкупа за невесту. Интересно, что в византийских источниках не так много упоминаний о крещении Руси в 988 году как о знаковом событии, можно сказать, оно прошло незамеченным. Но историки полагают, что причиной тому то, что в Византии считалось, что христианство на Руси появилось много раньше. Например, княгиня Ольга — бабушка Владимира — приняла христианство в 957 году.

Как это было Владимир, внук княгини-христианки Ольги , сам будущий креститель страны, стал великим князем Киевским с 978 г. Случилось это после нескольких лет междоусобной войны за Киевский «стол» братьев Ярополка, Олега и Владимира. При этом Ярополк, как думают историки, или был христианином, или тяготел к этой вере. А Владимира поддерживали ревностные киевские язычники. Победа осталась за ним. Языческая «реформа» Первые 10 лет правления прошли в попытках Владимира объединить Русь на основе почитания «отеческих богов»: по его повелению, статуи божеств всех подвластных племен были свезены к Киеву, был устроен своего рода пантеон; затем Владимир повелел всем воздавать почести дружинному божеству, Перуну, как верховному. Между тем, язычество — религия, которую можно назвать локальной, она основана на культах местных божеств, «отвечающих» за ту или иную территорию или функцию например, земледелие, торговлю или военное дело. Славянам, занимавшимся сельским хозяйством, не было никакого смысла кланяться военному богу дружины князя. Остается непонятным, как язычник Владимир вообще мог ее провести. Или… уже был не вполне язычником? Не начало ли сказываться уже тогда полузабытое воспитание бабушки, княгини Ольги, не пытался ли Владимир «создать» что-то вроде монотеистической религии с одним богом, хотя ложным? Под 986 г. Мы не знаем, что происходило тогда в душе правителя, как менялась его жизнь. Зато летописец сообщает, что Крещение откладывалось целых 2 года. У этого были причины политические, связанные… с христианской Византией: здесь крайне неприязненно относились к Владимиру — сыну князя Святослава, воителя, которого византийцы наняли для захвата земель Болгарии наемники-«русы» достаточно часто служили Византии — а киевский правитель решил присвоить захваченное себе, даже — намеревался перенести столицу в город Переяслав; кроме того, принятие Крещения Русью прямо увязывали с увеличением политического влияния империи на Руси, ее контролем за торговыми путями — а этого-то Владимир допускать не собирался. Крещение откладывалось два года. Пока не представился благоприятный — опять-таки в политическом отношении — момент. В империи начался мятеж, поднятый полководцем Вардой Фокой. Как пишет историк Яхъя Антиохийский, «и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это…». Но условиями военной помощи были не деньги. Владимир потребовал: Крещения на своих политических условиях, с гарантией невмешательства Византии в дела страны; руку царевны Анны, сестры императоров; это предложение было особенно унизительно для царей: гордые «ромеи» никогда не роднились с «варварами»; но Варда Фока уже стоял под Константинополем: пришлось согласиться. Русскому войску удалось подавить мятеж. О том, что произошло далее, существуют различные мнения. В этом случае целью похода было принуждение императоров к исполнению обещаний, с чем они не спешили.

После крещения Руси Владимир, как о том свидетельствует Начальная летопись, «…нача поимати у нарочитые чади то есть у лиц привилегированного сословия дети и даяти нача на учение книжное». Строки эти вызывали различные догадки, где проводилось это «учение книжное», были ли это школы и какого типа, но ясно одно: «учение книжное» стало предметом государственной заботы. Великий князь скончался 15 28 июля 1015 года в сельце Берестово недалеко от Киева. Похоронили его в основанной им Десятинной церкви. Василий Верещагин. Закладка Десятинной церкви Как отмечает Дмитрий Лихачев, христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Дочь Ярослава Мудрого, Елизавета, вышла замуж за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося её руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы ещё долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы. Согласно «Большой российской энциклопедии» иногда термин «крещение Руси» употребляется в широком смысле, обозначая длительный процесс постепенного проникновения христианства в Древнерусское государство в IX—X веках и христианизации населения, продлившийся десятилетия, а в некоторых областях — не одно столетие после крещения князя Владимира. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси помимо крещения Владимира и непосредственно последовавших за этим событий считаются, прежде всего, так называемое первое крещение Руси в 860-е годы, которое принято связывать с именами киевских князей и которое сопровождалось созданием на Руси епископии или архиепископии , впоследствии погибшей. Также сюда относится неудачная попытка крещения Руси, предпринятая киевской княжной Ольгой после её личного крещения в Константинополе в 946-м или 957 году; активное церковное строительство и меры по организационному оформлению церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках. По совокупности данных исторических источников, крещение Руси предстаёт как целенаправленный выбор князя Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число христианских держав и др. Крещение князя и Древнерусского государства представлено в источниках в сложном международном контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политическим союзом с Византией. Сохранившееся в летописи сказание об «испытании вер» князем Владимиром повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с Запада, от иудаизированных хазар, и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир от-правил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения, говорится в БРЭ. Не-смотря на очевидную эпическую стилизацию этого сказания, данные иностранных источников позволяют полагать, что в нём в традиционной литературной форме говорится о вполне реальных внешнеполитических контактах Владимира, имевших религиозную подоплёку.

День крещения Руси 2020: история и традиции праздника

И помогут нам в этом жития и летописи, подробно расписывающие, насколько святой князь Владимир первую часть своей жизни был не свят. Они честно рассказывают и о женах князя, и о сотнях наложниц на взгляд современного человека - былинное преувеличение. Повествуют и о том, как князь заманил в Киев старшего брата Ярополка и дал его убить. Не оправдывая Владимира, уточним: Ярополк в свое время пошел войной на среднего брата Олега, в результате чего Олег погиб - братоубийства были вполне в духе правителей того времени. Припоминают Владимиру и кровавую историю с полоцкой княжной Рогнедой. Владимир к ней посватался, она оскорбительно - мол, куда лезешь, сын рабыни! Владимир с войском взял Полоцк, Рогнеду обесчестил на глазах у ее родителей, которых потом убил, ну, а на Рогнеде, как и хотел, женился. Есть еще рассказ про христианина Феодора и его сына Иоанна, принесенных в жертву Перуну в честь какой-то победы, - тут, правда, подсуетились жрецы, князь просто не препятствовал.

Перечисляя грехи Владимира, которые мы знаем лучше своих, стоит сказать, что с началом братской междоусобицы юный князь прятался у варягов, а варяги не самые лучшие воспитатели таких добродетелей, как смирение, милосердие. Там один закон: "Либо я, либо меня". Одно право - право сильного. Мы не знаем точно, когда именно князь прозрел, увидел свои поступки глазами Бога. Зато можно достоверно утверждать, что это прозрение было искренним, настолько глубинные изменения произошли в его характере и жизни. Очевидно и то, что крещению Владимира предшествовал его личный поиск Бога. При этом князь сначала нашел Бога для себя и только потом предложил свою веру народу.

Как же происходило крещение святого?

Поскольку точная дата первого официального массового крещения не установлена, празднование этого события церковь решила приурочить ко дню святого Владимира, в результате деятельности которого русская церковная организация стала необходимой частью государства — на неё выделялись средства из государственной казны и возлагались не только сугубо религиозные функции, но и обязанности, связанные с призрением, благотворительностью, образованием и рядом других важнейших сфер жизни общества. Впервые празднование крещения Руси проводилось в Российской империи в 1888 г. В русском зарубежье отмечалось также 950-летие этого события. А в СССР крупные научные и церковные мероприятия были проведены лишь в 1988 г.

В июне 2008 г. Архиерейский собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси с предложением включить этот день в число государственных памятных дат.

Это различные акты, ибо акт добродеяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием.

Владимир также занимался развитием образования в своем княжестве. После крещения Руси Владимир, как о том свидетельствует Начальная летопись, «…нача поимати у нарочитые чади то есть у лиц привилегированного сословия дети и даяти нача на учение книжное». Строки эти вызывали различные догадки, где проводилось это «учение книжное», были ли это школы и какого типа, но ясно одно: «учение книжное» стало предметом государственной заботы.

Великий князь скончался 15 28 июля 1015 года в сельце Берестово недалеко от Киева. Похоронили его в основанной им Десятинной церкви. Василий Верещагин.

Закладка Десятинной церкви Как отмечает Дмитрий Лихачев, христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Дочь Ярослава Мудрого, Елизавета, вышла замуж за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося её руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I.

Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы ещё долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы. Согласно «Большой российской энциклопедии» иногда термин «крещение Руси» употребляется в широком смысле, обозначая длительный процесс постепенного проникновения христианства в Древнерусское государство в IX—X веках и христианизации населения, продлившийся десятилетия, а в некоторых областях — не одно столетие после крещения князя Владимира.

При широком понимании термина главными этапами крещения Руси помимо крещения Владимира и непосредственно последовавших за этим событий считаются, прежде всего, так называемое первое крещение Руси в 860-е годы, которое принято связывать с именами киевских князей и которое сопровождалось созданием на Руси епископии или архиепископии , впоследствии погибшей. Также сюда относится неудачная попытка крещения Руси, предпринятая киевской княжной Ольгой после её личного крещения в Константинополе в 946-м или 957 году; активное церковное строительство и меры по организационному оформлению церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках. По совокупности данных исторических источников, крещение Руси предстаёт как целенаправленный выбор князя Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число христианских держав и др.

Крещение князя и Древнерусского государства представлено в источниках в сложном международном контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политическим союзом с Византией. Сохранившееся в летописи сказание об «испытании вер» князем Владимиром повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с Запада, от иудаизированных хазар, и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир от-правил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу».

Посланцы от недавно разгромленного Хазарского каганата склоняли князя к иудейской вере. Однако хазары, утратившие страну и вынужденные жить разрозненно в разных странах, не представляли особого интереса и выгоды для князя. Потому иудаизм был отклонен Владимиром. Византийское «по закону греческому» христианство ныне православие. Византийский посол в красках раскрыл суть христианской веры, Писании, Иисусе Христе. Князю понравилось не только вероучение, но и специфика взаимодействия патриарха с василевсом.

Суть концепции была в симфонии двух властей — светской и религиозной, где император имел значительное влияние на принятие решение религиозных властей. Также в каждый религиозных центр князь отправил своих посланцев, которые должны были изучить характер и особенности богослужений. После доклада наблюдателей и размышлений Владимир принимает решение в пользу византийского христианства, которое ныне мы называем православием. Как происходило, основные исторические этапы Крещение Руси имеет давние корни. Так, первыми крещенными князьями были Аскольд и Дир еще в IX веке. Вместе с ними христианство приняли также некоторые бояре.

В 957 в Византии официально крестится княгиня Ольга, которая хотела вывести державу в ранг «цивилизованных» и «не варварских». Сын Ольги — Святослав, не отверг христианство и культивировал в своем окружении язычество. Владимир стал первым, кто решился окрестить всю Русь. Существует несколько подходов относительно даты крещения и того, что стоит считать поводом к его осуществлению. Летопись гласит, что Владимир в 987 году принимает решение о крещении на совете бояр. Согласно версии сирийского историка Яхъи Антиохийского, поводом к крещению была просьба о помощи со стороны Византии в борьбе со вспыхнувшим мятежом в 987 году.

Так, Владимир просит руки сестры царя Василия — Анны. Греки обещают ему царевну, если Владимир примет христианство. Владимир крестится, выполняя требование, и получает в жены Анну. Средневековый арабский историк Ибн аль-Асир утверждает, что крещение произошло в 986 году. При чем в последовательности «сперва крестился-женился-пошел бороться с мятежом». Примечание Существует взгляд, который утверждает, что Владимир напал прежде женитьбы на Корсунь, чтобы Анна все же досталась ему.

Другие историки, в том числе Анджей Поппэ, убеждены, что это нонсенс, а вопрос о женитьбе к тому времени уже был решен. Этапы крещения: В 988 крестится Владимир и его приближенные. Свидетельства о месте крещения князя были утеряны, но предположительно это могли быть Киев, Василев или Корсуне.

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

Потому князь Владимир вынужден был отправить посланников в те страны, из которых прибыли многочисленные проповедники. Они побывали везде, но лишь патриаршая служба в Царьграде произвела на князя сильное впечатление. Если верить «Повести временных лет», уже в 987 году Владимир окончательно уверился в том, что Русь должна быть крещена «по закону греческому». В 988 году князь захватил Корсунь, после чего сразу же потребовал у византийских императоров, являвшихся соправителями Василия II и Константина VIII, выдать за него сестру императора Анну. В противном случае известный своими военными подвигами князь пойдет на Константинополь. Обязательным условием было крещение. Потому князь отрекся от старой веры и принял имя «Василий», а после — женился на царевне Анне. Князь Владимир сразу же отпустил многочисленных наложниц, а в Киев возвратился уже в компании греческих и корсунских священнослужителей. В источнике, который позже был прозван «Крещатиком», князь Владимир крестил своих сыновей. Увидев действия князя, за ним последовали многочисленные бояре.

Они пришли к реке Днепр, где священники провели над ними обряд крещения. Крещение киевлян в р. Днепр Затем началось обращение в христианство и других русских городов и земель. По приказу князя убирали языческих идолов. Некоторые племена сопротивлялись принятию новой веры и даже поднимали мятежи, которые быстро были подавлены. Документально-игровой фильм.

Как же происходило крещение святого? Конец 80-х годов X века. Византийская империя на краю катастрофы. Поражение в войне с болгарами 986 г. Киевский князь берется помочь, но взамен требует от императоров руки их сестры Анны. Притязание для правителей империи унизительное, но они вынуждены согласиться - при условии крещения киевского язычника. Владимир к тому времени, считают историки, с выбором веры уже определился и в 988 г. Шеститысячный корпус князя Владимира прибывает в Константинополь и в пух и прах разбивает мятежников. Однако императоры выполнять обещание не спешат. Тогда разгневанный князь выдвигает войско на Корсунь и захватывает город. Византийцы от греха подальше отдают Анну в жены. Толстого есть дивная поэма "Песнь о походе Владимира на Корсунь", дивная, потому что чуткость поэта позволила Алексею Константиновичу уловить нечто крайне важное в характере князя. В скобках стоит заметить: Толстой не знал, что к приезду в Херсонес Владимир был уже крещен, - в этом историки утвердились позже, но сути это не меняет. Вот монах мних христианин убеждает язычника Владимира в истинности христианства: "Добро, - сказал князь, когда выслушал он Улики царьградского мниха, - Тобою, отец, я теперь убежден, Виновен, что мужем был стольких я жен, Что жил и беспутно, и лихо. Что богом мне был то Перун, то Велес, Что силою взял я Рогнеду, Досель надо мною, знать, тешился бес, Но мрак ты рассеял, и я в Херсонес Креститься, в раскаянье, еду! Здесь шире - здесь решимость!

Но князь Владимир вспомнил, что при княгине Ольге уже приходил с миссией и был выгнан епископ Адальберт. Вердикт был однозначным: его предки католической веры не приняли, и он не примет. Следующими рассказывали о своей религии иудеи. Последним пришёл монах-философ из Византии. Он показал Владимиру икону с изображением Страшного суда, наглядно продемонстрировал посмертную судьбу грешников и праведников, рассказал о сотворении мира и всеобщем воскресении. Его рассказ произвёл на князя большое впечатление. Затем в Константинополь были отправлены послы, чтобы узнать больше о вере. По возвращении они рассказали: «Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы — на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь жить». Так, согласно преданию, князь Владимир выбрал христианскую веру греческого образца. Свернуть Принятию христианства предшествовали не только внутренние процессы, но и события, которые сопровождались дипломатическими переговорами и военными походами. В 987 г. В ответ князь Владимир потребовал в жёны сестру императора Анну. С точки зрения международных отношений такой брак был очень выгоден киевскому князю. Владимир помог императору, но тот не торопился выполнять требование князя, считая, по-видимому, брак своей сестры с язычником унизительным. Фреска во Владимирском соборе Киева. Захват Корсуни позволил Владимиру ещё раз выставить свои условия. Была достигнута договорённость, согласно которой князь Владимир здесь же, в Корсуни, принял крещение, а затем женился на Анне. Корсунь он отдал обратно Византии в качестве выкупа за невесту. Владимир вернулся в Киев в сопровождении византийских священников. В первую очередь были крещены сыновья Владимира и его дружина. Стоящих в городе языческих идолов разрушили и сбросили в реку. Священники начали проповедовать новую веру. Затем по приказу князя все киевляне собрались в один день у Днепра и крестились в его водах. Священники и проповедники отправились из Киева в другие города. Последователи новой веры уничтожали языческие сооружения и вместо них воздвигали христианские церкви. В некоторых городах всё происходило мирно, в других жители сопротивлялись нововведениям. Особенно активно протестовали в Новгороде. Чтобы навести порядок и выполнить волю князя, в город отправился киевский воевода Добрыня с войском. Жители Ростова также были недовольны новыми порядками: они выгнали двух присланных к ним христианских епископов, а третьего, Леонтия, толпа язычников попыталась убить. Васнецов «Крещение русов». Константинопольский патриарх поручил духовное руководство над русской церковью киевскому митрополиту. До XV в. Бывали случаи, когда из Константинополя на Русь присылали своего заранее подготовленного греческого митрополита. Так после крещения Руси сложилась церковная зависимость Руси от Византии. Митрополит греч.

Дата празднования крещения Руси в 2022 году, история и как отметить

19 января верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. Крещение, как и Пасха, считается самым древним праздником в христианской культуре. Этот день связан с евангельским событием — крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан. Какие варианты предлагали князю Владимиру? Почему он отверг ислам и иудаизм? Правда ли, что Русь крестили «огнем и мечом»? В честь Дня крещения Руси «» отвечает на главные вопросы об этом событии. День крещения Руси празднуют 28 июля не случайно – в этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960–1015) — крестителя Руси. 988 год принято считать годом крещения Руси уже давно, но точную дату крещения Руси славяне празднуют сравнительно недавно. По инициативе Русской Православной церкви отмечают этот праздник в день святого равноапостольного князя Владимира – 28 июля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий