Концерты во время великой отечественной войны

Всего за годы Великой Отечественной войны было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад (из них более 700 в Москве и более 500 в Ленинграде). Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов создавались передвижные фронтовые театры и концертные бригады, актеры и музыканты которых ездили со спектаклями на фронт и в прифронтовые зоны, выступали перед ранеными солдатами в госпиталях. За время Великой Отечественной войны фронтовика увидели 1 миллион 350 тысяч концертов, в том числе 437 тысяч спектаклей. В вестибюле Зала Чайковского установлена мемориальная доска в память об артистах и сотрудниках Московской филармонии, погибших во время Великой Отечественной войны. Филармония в годы войны: тысячи концертов в тылу и военных частях. тоном всех положительных, с тем, что звучит буквально в каждом отзыве красноармейцев во время Великой Отечественной войны.

Артисты ехали на фронт. Как ульяновцы бойцам помогали

Музы на войне В дни, когда началась Великая Отечественная война, работники советского искусства располагали уже обширным почти двадцатипятилетним опытом работы в войсках.
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война» Награжден орденами «Отечественной войны» I и II степени, медалью «За оборону Кавказа», медалью «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.».
Концерт фронту Дни празднования победы в Великой Отечественной Войне сопровождаются показом множества фильмов, снятых о том, военном времени.
Артисты на фронте - история театра - Кино-Театр.Ру Подготовленная к 70-летию победы в Великой Отечественной войне выставкапредставляет собой фотолетопись жизни Большого театра в годы войны.

Елизавета Девятова: танцы во время Великой Отечественной стали средством выживания

Они жили, как и все вологжане, имея скудный продовольственный паек, с тревогой ожидая вестей с фронта и работая, каждый в меру своего таланта и опыта. В 1943 году в штате КЭБа было 34 человека, которые проводили свыше 700 концертов ежегодно. С 1 сентября 1944 года все они перешли в творческий состав филармонии, но уже с конца 1944-го и особенно в 1945 году ленинградцы начали возвращаться в родной город. В 1944 году филармонические артисты порадовали своих зрителей постановкой водевиля Лябиша «Спичка между двух огней». В декабре 1944 года ансамбль под руководством М. Крыжицкой выезжал на десять дней в Действующую армию. Наталья Декаленкова и Василий Стамболе на Волховском фронте С февраля 1945 года в течение двух месяцев по фронтовым частям, дислоцировавшимся на Кольском полуострове, гастролировала молодежная эстрадная группа.

Ей пришлось выступать в местах, где недавно шли бои, где только что закончилось разминирование дорог. Вологодскую молодежную группу всюду тепло встречали зрители. Танцор Сергей Калямин, пожалуй, самый опытный из всех, едва оправившийся после ранения на фронте, теперь выходил на сцену с вальсом-чечеткой. Нехитрая эта программа нравилась матросской и солдатской публике. Она словно возвращала бойцов в мирные дни, напоминала о доме, поддерживала надежду на скорую встречу с родными. Во время этой поездки, в Кингиссепе, вологжане встретили День Победы.

Александровская, Д. Пантофель-Нечецкая, артисты Московского художественного академического театра А. Тарасова и Н. Артистами Государственного академического Большого театра Союза ССР в 1943 и 1944-м годах был представлен «Севильский цирюльник» - опера Россини в концертном варианте. Чайковского и столетию со дня рождения Н. Все годы войны интенсивно работал коллектив областного драматического театра.

Но коллектив быстро завоевал успех как в СССР, так и за рубежом — в частности, в 1937 году привез Гран-при со Всемирной парижской выставки. И, разумеется, быстро рос. К началу войны штатная численность составляла уже около 230 человек. Правда, после начала войны он был разделен на несколько частей.

Александрову предписывалось «разделить ансамбль на четыре группы, обеспечив каждую их них квалифицированным руководством и боевым репертуаром», — рассказал «Известиям» генерал-майор Николай Ефимов, в 2005-2008 годах возглавлявший управление патриотического воспитания и связи с общественностью Главного управления воспитательной работы ВС РФ, которое курировало Ансамбль имени Александрова. По словам Николая Ефимова, первая группа командировалась для работы в частях Красной армии на Южном фронте, вторая — на Западном, третья была отправлена в Киевский отдельный военный округ, а четвертая в составе 55 человек, которую возглавил сам Александров, была оставлена для работы в столице. На нее возлагалось обслуживание сборных пунктов и госпиталей, выступления с новыми боевыми песнями по радио и участие в съемках на «Мосфильме». Хотя и эта часть коллектива выступала в действующей армии, периодически покидая Москву.

Из них 742 — на передовой. Помимо этого, артистами ансамбля было разучено более 200 новых произведений, которые включались в концертные программы. Репертуар постоянно обновлялся, но была одна песня, которая звучала почти на каждом выступлении. Это великая «Священная война».

И в тот же день сочинил музыку. А уже 26 июня коллектив исполнил «Священную войну» на Белорусском вокзале, откуда советские солдаты отправлялись на фронт. Легендарный композитор, народный артист России Александр Зацепин в беседе с «Известиями» обратил внимание на необычность этой песни. И тут же заметил ее уникальность.

Песня — марш, а музыка — с вальсовым ритмом. Как это можно маршировать на три четверти вместо четырех?

Первое такое выступление было подготовлено уже 28 октября 1941 года. С этого момента шесть дней в неделю мхатовцы концертировали в госпиталях и на агитпунктах, выезжали в подшефные части Красной армии. Часть труппы Большого театра эвакуировали в Куйбышев сейчас это Самара. В Самарском краеведческом музее сохранились сведения о том, что театр провел десять шефских спектаклей в воинских частях и госпиталях.

В театре сформировали семь артистических бригад, которые дали на фронте 1140 выступлений. С 6 ноября 1941 года по 1 октября 1942 года труппа Большого дала 529 концертов. Москва, став прифронтовым городом, тоже не утратила страсти к искусству. Писатель и журналист Николай Вержбицкий, живший в столице в течение всего периода обороны, оставил воспоминания о культурной жизни в самые тяжелые месяцы войны. Январь 1942 года — в гостинице «Метрополь» открылся «Дансинг-холл». Танцуют под джаз с 6 до 10 вечера.

Об этом на стене вывешены плакаты с изображением танцующей пары. Он в смокинге, она в декольте... После тяжелых смен на заводах многие умудрялись ехать за билетами в театр и каким-то образом их доставать, даже когда половина московских театров была в эвакуации. Молодежь особенно любила оперетту. Шныряют барышники, за ними охотится милиция. Спектакли идут при аншлагах».

В архиве Всероссийского театрального общества сохранилась запись театрального критика Владимира Филиппова о таком случае: «Во время показа представления, происходившего на шестом этаже ВТО, была объявлена воздушная тревога. Артисты и зрители спустились в бомбоубежище и продолжили показ. В длинном и узком подвале, со всех сторон окруженные публикой, под звуки разрывающихся бомб и дребезжащих оконных стекол, бригада давала свой концерт. После того как был дан «отбой», значительная часть спасавшихся в бомбоубежище не разошлась, а просила закончить программу. Артисты — фронту. Великая отечественная война 1941-1945 годов.

К работе бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой при угрозе обстрела. А главное — играть в необорудованных помещениях, с любой акустикой, зачастую — в кузовах военных грузовиков с откинутыми бортами, на крыльях самолетов, на танковой броне. В войну 15-летней комсомолкой она прошла прослушивания и поступила в народный хор имени Яркова.

В военные годы в программах Госоркестра звучало очень много премьер.

Раиса Глезер, занимавшая в годы войны в оркестре должность заведующей репертуаром, подсчитала, что в период с 18 марта по 1 февраля 1945 года было исполнено 135 новых сочинений советских композиторов. Арутюновой и Н. Суриковой, март-апрель 1945 Культурное сотрудничество Московской филармонии и Военно-Морского Флота сложилось задолго еще в 1930-е годы. Во время Великой отечественной войны и в дни обороны Заполярья артисты и коллективы филармонии были частыми гостями на Северном флоте.

Самой востребованной оказалась форма лекций-концертов. В конце 1943 года филармония сформировала концертную бригаду во главе с Ниной Емельяновой и лектором Иваном Ремезовым, которая провела на флоте «Декаду русской классической музыки». Несколько тематических концертов были даны непосредственно в летных частях и на аэродромах. Кроме того, лекции по истории музыки проходили на учебных воинских сборах.

Меньше чем за месяц бригада провела на Севере 23 концерта-лекции и 18 учебных лекций. А в ноябре — декабре 1944 года бригада с успехом провела на Северном флоте уже 33 концерта-лекции, включая две «Декады классической музыки» и 26 лекций. Работа артистов филармонии была отмечена в специальном приказе главнокомандующего Северным флотом адмирала А. Артисты филармонии на северном флоте Шостакович исполняет свой Первый фортепианный концерт, Зал Чайковского, 20 мая 1944 1944—1945 4 июня 1944 года союзные войска — английские и американские — вступили в войну с нацистской Германией.

Долгожданное открытие второго фронта сопровождалось укреплением дипломатических отношений и растущим интересом к политике и культуре стран-союзников. Самым значительным культурным событием тех месяцев стали два филармонических вечера в Зале Чайковского, организованные Всесоюзным Обществом Культурной Связи с заграницей, где силами лучших музыкантов Советского Союза была исполнена музыка английских, американских и советских композиторов. Пела солистка Большого театра Мария Максакова. Во втором отделении Шостакович солировал в своем Первом фортепианном концерте, а Прокофьев дирижировал своими сочинениями — «Русской увертюрой» и хорами из кантаты «Александр Невский».

Во втором отделении прозвучали Скрипичный концерт Арама Хачатуряна и фрагменты из ораторий Юрия Шапорина «На поле Куликовом» и «Сказание о битве за русскую землю». На концертах присутствовали представители дипломатического корпуса, советская и иностранная пресса. Концерты к открытию второго фронта: английская, американская и советская музыка Выступление Н. Емельяновой на площади Маяковского 9 мая 1945 1945 г.

Центральные площади Москвы спонтанно превратились в концертный зал под открытым небом: на Манежной выступал Государственный симфонический оркестр Союза ССР под управлением дирижеров Александра Гаука и Николая Аносова, а на площади Маяковского выступали солисты Московской филармонии — выдающиеся пианисты Нина Емельянова и Юрий Брюшков, актер Эммануил Каминка и другие. В их организации принимала участие Московская филармония. Филармония вела просветительскую работу в рабочих клубах, заводских цехах, госпиталях, военных школах и академиях.

Эвакуация в Молотов. Когда грохотали пушки, музы оперного театра не молчали

Этот театр обслуживал воинские части Краснознаменного Балтийского и Северного флота. Директор и режиссер А. Из литературно-вокальной группы ВТО формировались небольшие бригады, обслуживавшие госпитали и эвакопункты Москвы. Художественный руководитель — Ф.

Фронтовой музыкальный театр ВТО обслуживал воинские части Московского военного округа, 1-го Белорусского, 2-го Прибалтийского и 4-го Украинского фронтов, войска Калининского, Тульского, Воронежского, Калужского направлений. Музыкальный руководитель — Туманов, главный режиссер — Б. В нем работали: главный режиссер — В.

Колесаев, директор — В. Невзоров, художник — А. Фронтовой московский драматический театр ВТО обслуживал воинские части Ленинградского, 4-го Белорусского, 3-го и 4-го Украинского фронтов, Северного, Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов.

Главный режиссер — Гончаров, художественный руководитель Дзиган, театровед — Г. Художественный руководитель И. Липский, режиссер — А.

Художественный руководитель Б. Второй фронтовой театр ВТО 2-я группа обслуживал воинские части 1-го Белорусского, Забайкальского фронтов, вместе с частями Советской Армии вошел в Берлин. Художественный руководитель А.

Ефремов, директор — М. Войсковский, художник — Васильев, режиссер — Б. Художественный руководитель В.

Композитор — М. Художественный руководитель — Н. Непосредственное руководство административное и хозяйственное фронтовыми театрами и бригадами Всероссийского театрального общества осуществляли председатель Правления ВТО, народная артистка СССР Яблочкина, заместители председателя Правления З.

Дельцев, М.

Дзиган , Н. Анненковым играли шефский концерт в красноармейском гарнизоне под Ковелем, где 22-го уже шли бои , и актёры, продолжая работу в войсках , стали фактически передвижной фронтовой бригадой. На положение фронтовой бригады перешла группа артистов Театра Красной Армии.

К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени : мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде — на палубах военных кораблей , под открытым небом, на аэродромах , в землянках , в блиндажах , на вокзалах , в агитпунктах , в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах. Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад. Во фронтовых бригадах принимали участие 42 тысячи актёров, многие выступали на фронтах по 300 раз.

С громогласною музыкою я взял Измаил. Александр Суворов. Военные песни использовались в русской армии с былинных времён. Самая древняя из сохранившихся ныне композиций русских дружинников датируется Х столетием. Благодаря дошедшей до наших дней в летописи XIV века песне "В великом Нове-городе стоят мужи новгородские... Легендарный атаман Ермак покорял Сибирь в компании песельников с набором народных инструментов, которые были специально выписаны им для поднятия боевого духа своих казаков... Петр I, понимая важность военных песен как морального фактора и боевого духа войск, издал в 1722 году предписание каждому полку иметь собственный оркестр... Суворовские чудо-богатыри шли на штурм Измаила под казацкую песню "Ночи темны, тучи грозны... В XIX веке традиции были продолжены и даже создана специальная Песенная комиссия 1886 г. Примерно в то же время была разработана так называемая "песенная теория", в соответствии с которой военные песни делились на хвалебные, поминально-походные известные ныне как строевые , хулительные или корильные о неприятелях и баллады от сатирических и шуточных до повествовательных и трагических. Известны случаи, когда военные песни спасали сотни солдатских жизней. Так, в 1904 году во время битвы с японцами под Мукденом, музыканты Мокшанского пехотного полка подняли в атаку деморализованных огромными потерями и смертью командира полка солдат, которые прорвали окружение. Первыми в бой с духовыми инструментами тогда пошли 25-летний полковой капельмейстер Илья Шатров будущий автор композиции "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", которую позже переделали в легендарный вальс "На сопках Маньчжурии" , в компании с семью музыкантами - флейтистами и трубачами. Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины. В ужасные годы ВОВ музыка помогала людям верить в добро, давала силы пережить голод и холод. В 1941 году 22 июня началась кровопролитная и самая страшная война в истории человечества. Эта суровая и яркая песня впервые прозвучала на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов рис. Её требовали повторить ещё и ещё. В торжественной тишине она звучала как клятва, как молитва. Музыка во времена войн поднимала боевой дух солдат, сплачивала их. Песня становилась оружием в борьбе. В грустных лирических песнях воспевалась любовь к родине, к маме, к любимой девушке. Они могли воодушевить на подвиги. Такими являются «Землянка», «Тёмная ночь», «Синий платочек». В начале войны поэт Алексей Сурков был военным корреспондентом и служил на фронте. Однажды, сидя в землянке рис. Текст стихов Сурков отдал музыканту Константину Листову. Так родилась знаменитая «Землянка» и разлетелась по всем фронтам. Лидия Русланова исполнила его у стен поверженного Рейхстага рис. Сейчас, читая трогательные фронтовые письма, можно увидеть, что бойцы писали своим родным строки из песен. Есть песни, которые остаются любимыми и после войны, они живут десятилетиями. Именно в честь героини песни назвали артиллерийскую боевую машину рис. Выпуская залпы из грозного оружия, бойцы приговаривали: «Горячий привет от Катюши! Вдруг раздался голос: «Рус Иван, спой Катьюша! Песня получила известность во всё мире. Сейчас на берегу Угры установлен памятник «Катюше» рис. По результатам социологического исследования текст песни занял 25-ое место из 100 самых популярных стихов в России. Снимали про войну, снимали комедии, мультфильмы, сказки.

Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб. Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам.

Для чего нужны были военные концерты во время великой отечественной войны

В начале сентября 1943 года Центральный штаб партизанского движения начал разработку и подготовку к новому массированному удару по тыловым коммуникациям немецких войск на оккупированных территориях под кодовым названием «Концерт». В таких нехитрых условиях во время войны проходили концерты артистов фронтовых бригад. Какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война». «Наш театр пережил суровые времена Великой Отечественной войны, когда его здание было практически полностью разрушено фашистами, а из артистов театра был создан отряд народного ополчения.

Партизанская операция «Концерт»

Великая Отечественная война. Во время Великой Отечественной войны состоялось более миллиона художественных выступлений, а также более 400 000 концертов и спектаклей, непосредственно в условиях боевой обстановки. Примером организации этого движения к середине войны стала операция "Концерт".

Началась партизанская операция «Концерт»

Более 300 тысяч партизан и подпольщиков были награждены орденами и медалями, в том числе свыше 127 тысяч – медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1 и 2 степени, 248 присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны ансамбль становится фронтовым, музыканты дают концерты для бойцов на передовой. Ансамбли великой отечественной войны. Великая Отечественная война 1941-1945.

Похожие презентации

  • moscowars - Большой театр в ВОВ
  • Библиотека
  • Елизавета Девятова: танцы во время Великой Отечественной стали средством выживания
  • Искусство для фронта: театральная сцена Великой Отечественной — VATNIKSTAN

Они пели под пулями: Актёры, прошедшие войну

Скляренко, А. Пушкин, В. Денисов, К. Дмитриев, А. Афанасьев, П. Ворошилов и многие другие.

Все они отдали свои жизни на поле боя. Шепетков и борец П. Суровой дорогой войны прошли наши прославленные мастера арены: В. Мозель, Ю. Никулин, М.

В 1944 году молодого Дубровского призвали в ряды советской армии, и он готовился воевать с немцами. Стажировка проходила в ближайших лагерях, где за месяц Федор Андреевич обучил и отправил на фронт взвод в составе 40 человек. В мае 1945 года, в дни победы над фашистской Германией, он закончил учебу.

Уже в Молотове, в возрасте 19 лет, он познакомился со своей будущей женой. Она тоже была поклонницей театра и много рассказывала супругу о спектаклях во время войны. Федор Андреевич Дубровский:— Она со мной делилась своими впечатлениями о посещении кировского театра.

Рассказывала, что он был настолько посещаем, что и в голоде, и в холоде ходили. Для того, чтобы купить билет, приходилось даже ночевать у касс. Тем более там были такие известные имена как Дудинская, Сергеев, Шелест, Вечеслова.

Оперные голоса шикарные были. Жена всех знала по именам. Помню первый спектакль, на который мы ходили, снова был «Севильский цирюльник».

Мы сидели на галерке. Хотелось многое посмотреть. Я в то время работал начальником налогового райфинотдела, и когда получал зарплату — брал билеты сразу на несколько спектаклей.

Однажды на гастролях в оперном театре был молдавский коллектив, в составе которого была оперная певица Мария Биешу. Федор Андреевич в это время работал начальником отдела кадров крупного строительного треста «ВерхнекамТИСИз» и организовывал культурные мероприятия в компании. Он предложил Марии Биешу выступить у них в рабочий полдень.

Я отнес заметку, которая называлась «Цветы для Марии», Татьяне Черновой, она одобрила, ее напечатали в газете «Вечёрка». С этого все и пошло». Не имея журналистского образования, он писал прекрасные тексты, брал интервью у звезд оперы и балета.

Федор Андреевич был настолько уважаем сотрудниками пермского оперного театра, что ему выписали пропуск для посещения любого спектакля. Сейчас в его квартире есть большой архив публикаций об опере и балете, книги об искусстве, подписанные артистами, фотографии с известными людьми. После снятия блокады Ленинграда За 2 года и 9 месяцев коллектив кировского театра представил пермскому зрителю 27 оперных и балетных постановок, показал около тысячи спектаклей, 14 концертов-спектаклей и примерно 3,5 тыс.

Симфонический оркестр театра под руководством Пазовского впервые на Урале исполнил Седьмую симфонию Шостаковича, которая считалась выдающимся произведением эпохи Великой Отечественной войны о героической борьбе и предстоящей Победе. Во время войны театр внес в фонд обороны и фонд помощи детям фронтовиков более 4 млн рублей. Когда в 1944 году кировский театр уехал обратно в Ленинград, артисты Молотовского театра оперы и балета вернулись на свою родную сцену и поняли, что им необходимо поднять свой уровень и выступать лучше, чем артисты ленинградского театра.

В этом же году было открытие сезона. Сцена была по-прежнему слишком мала, поэтому встал вопрос о реконструкции театра, но решался он несколько лет. Временно все сотрудники перешли работать на площадку Дворца культуры им.

Сталина, и за полтора года, в 1958—1959 годах, молотовский театр преобразился. Сцену смогли расширить только на уровень старых стен. Они сохранились до наших дней в том виде, в котором были во время войны.

Россини, удостоенная Государственной премии, и 30 декабря балет "Алые паруса" В. В 1943 года театр показывал в Куйбышеве уже 9 оперных и 5 балетных спектаклей, не считая многочисленных концертов. Симфония, над которой Д.

Шостакович работал в осажденном Ленинграде, стала музыкальным памятником Великой отечественной войны. Первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича стало знамена-тельным событием в музыкальной жизни страны и всего мира. Впоследствии, вспоминая о тех незабываемых днях, композитор, обращаясь к коллективу писал: "Первое исполнение моей симфонии в Куйбышеве явилось для меня радостным событием...

В суровых условиях первых месяцев войны оркестр, солисты и ваш замечательный руководитель С. Самосуд проявили огромное мастерство, подлинный высокий артистизм". В Куйбышев уехала не вся труппа театра, многие оставались в Москве.

По решению правительства оставшаяся часть коллектива стала давать спектакли в помещении Филиала. Спектакли начинались в дневное время, воздушные налеты часто прерывали действие, зрители спускались в бомбоубежище, но после отбоя тревоги представление продолжалось. В эти суровые годы коллектив создавал и совершенно новые произведения, среди них опера Д.

Кабалевского "В огне", первый отклик на события войны.

В столице работой по организации концертных бригад с 22 июня руководил Московский городской комитет ВКП б , а 1 июля она была полностью передана оперативной группе при КПДИ, которая начала выдавать наряды на обслуживание воинских частей, в том числе, и по заданиям горкома. Вскоре к ней подключились Всероссийское театральное общество ВТО , оперативно сформировавшее фронтовой театр и четыре фронтовые бригады, а также Всесоюзное гастрольно-концертное объединение ВГКО , которое с декабря 1941-го полностью взяло на себя обслуживание частей РККА Москвы и Московской области по заявкам политуправлений, призывных пунктов и работников трудового фронта. За два месяца она дала 65 концертов, ненадолго вернулась в Москву, а 17 сентября вновь выехала уже на Южный фронт, где выступала перед частями Красной армии на Донбассе и в Запорожье, дав за четыре недели 70 концертов. К декабрю 1941 г.

Станиславского и Немировича-Данченко и многие другие, с том числе, сборные концертные коллективы. О том, с каким риском приходилось работать артистам в период активного немецкого наступления и напряженной обороны осенью 1941-го, М. Гаркави вспоминал: «Приехав в Орехово, мы договорились на 5 часов вечера в выступлении перед артиллеристами генерала [М. В 4 часа, сидя в комендатуре, ожидая прихода за нами политработника, машинально выглянув на улицу, мы увидели бегущих окровавленных людей. Почуяв недоброе, мы вышли на улицу.

Я собрал группу, сел в машину и поехал сам, не ожидая посыльного. По дорогам не ездите. Через пять минут подъехала машина с автоматчиками, мы выехали из города Орехов в 5 часов вечера. В 6 часов город был занят немцами». Не всегда поездки концертных бригад в прифронтовые районы заканчивались счастливым спасением, есть в их истории и трагические страницы.

Так, в начале лета 1942 г.

Настройка шрифта:

Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…». Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Разгромив охрану противника и овладев железнодорожными перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию железнодорожного полотна. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км.

Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов. Немецко-фашистское командование предприняло отчаянные усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам. Фашисты в спешном порядке перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, а на ремонтные работы сгонялось местное население.

Партизаны готовятся минировать железнодорожное полотно Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ.

Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии. Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными.

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений. С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта?

Все для победы! С июня 1941 г. Кроме того, культработники шли в цеха, в поле, на фермы и там разъясняли людям смысл военных событий.

Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М.

Оренбург и др. Большое впечатление оказывали на тружеников тыла встречи с фронтовиками, которые организовывались клубными работниками. Горького, во многих музеях страны.

Музейные сотрудники Свердловска в 1941-42 г. Бесценным делом работников культуры было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Работая днем и ночью, они отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло ценность.

Ленина, свыше 18 тыс. Следует особо сказать о работе культработников в госпиталях. Они проводили концерты для раненых, читали им книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность.

Немировича-Данченко продолжал показывать новые постановки: «Риголетто», «Корневильские колокола», «Виндзорские проказницы»... Отдельно стоит упомянуть героико-патриотический балет «Лола», который поставил народный артист СССР балетмейстер Владимир Бурмейстер вместе с режиссером Иосифом Тумановым. Действие происходило во времена Франко-испанской войны 1808—1813 годов. Танцовщица Лола, гордая испанская девушка, убивает французского офицера, жертвуя собой, — выпивает вместе с ним отравленное вино. Партию Лолы исполнила Мария Сорокина, вместе с Бурмейстером она стала лауреатом Сталинской премии второй степени. А сам спектакль вошел в число ярчайших патриотических постановок театра.

Он искренне подошел к этим трудным задачам, которые мы впервые делали на сцене, он заставил поверить зрителя, он заставил зрителя ненавидеть врага. Он перенес эту смертельную ненависть к врагу через рампу, и он нес в себе гордость народа, который не поставили на колени. И это все было сделано очень маленьким количеством людей, и сделано было просто, и в это зритель поверил», — говорил Владимир Бурмейстер. Среди оставшихся в военное время в Москве был и Театр Ленсовета. С участием его труппы в 1941 году режиссер Николай Горчаков организовал единственный на тот момент драматический театр. Привлекли также часть артистов Театра Революции ныне — Театр имени Владимира Маяковского , основной коллектив которого находился в Ташкенте. Среди самых известных спектаклей — «Русские люди» по пьесе Константина Симонова и «Фронт» по произведению Александра Корнейчука.

Пострадавшие театры 28 октября 1941-го на здание Большого театра упала бомба. Снаряд весом в полтонны прошел между колоннами под фронтоном портика, пробил фасадную стену и разорвался в вестибюле. Восстанавливать здание начали зимой 1942 года. Мастера сделали свою работу за 240 дней — в условиях светомаскировки, без отопления. В 1943-м труппа вернулась из эвакуации, проведенной в Куйбышеве сейчас — Самара , в уже отремонтированное здание. Последняя, рассказывающая о знаменитом походе против половцев, должна была «уменьшить в московских театрах количество опер с пессимистическими сюжетами». Во время бомбежек пострадал и Театр имени Евгения Вахтангова, труппа которого в то время была в эвакуации в Омске.

Часть коллектива Игорь Липский, Владимир Покровский, Елена Фадеева и другие вошла во Второй фронтовой драматический театр, который показывал спектакли в воинских частях Западного фронта. Среди самых популярных были «Дом на холме» по произведению Вениамина Каверина и «Не все коту масленица» по пьесе Александра Островского. Также артисты устраивали вечера чеховских чтений, концерты.

Незадолго до смерти актриса лежала в областном госпитале ветеранов войн. Когда я ее навестила, она заверила, что как только встанет на ноги, сразу даст концерт для любимых ветеранов. Не успела. На могилу Лии Радиной актеры положили синий платочек… Встретились на войне Много лет выходили на сцену ульяновской драмы супруги - народный артист Украины Глеб Юченков и Ирина Браун.

Актерами стали их сын Константин, внук Денис, любимец ульяновской публики, ныне актер столичного театра «У Никитских ворот». А познакомились Глеб Иванович и Ирина Константиновна во время войны и прожили целую жизнь длиною в 50 с лишним лет. Вот как актриса вспоминала об этом времени в спецвыпуске «Народной газеты» «Актерский дом». И вот наш первый концерт на КП армии, в лесу. Сценой нам служили сдвинутые грузовики, зритель располагался на поляне. Необычайно теплый прием окрылил нас, пришло ощущение нужности. Куда нас только не заносило!

Были в мотострелковой дивизии, в автобате, у летчиков, в лыжбате, пехоте, медсанбате, у снайперов где ночью через нашу палатку перелетали артиллерийские снаряды , в пятистах метрах от линии фронта, когда из окопов слышались «гармоника» и лающая речь. У разведчиков впервые увидели пленного немца - «змееныша» со злыми, горящими исподлобья глазами. Нам везло, что называется, Бог хранил. А случалось всякое. Например, к разведчикам мы приехали, когда дымились земляные воронки. Хозяева успокаивали: «Не волнуйтесь, немец выпустил 90 снарядов. А у нас один раненый».

В одной из частей с нами произошел курьез. Переезд длился 10 часов, устали, промерзли, но сразу дали концерт, после которого нас накормили горячим ужином и развели по хатам. Разомлевшие, мы сразу уснули. Утром пришел дневальный. Спрашивает: «Ничего не слышали? Ну мы показали ему кузькину мать». А Глеб Иванович вспоминал, как во время артиллерийских обстрелов он всегда оказывался рядом и прикрывал Ирину собой.

Началась партизанская операция «Концерт»

Чепурина и некоторых других драм, написанных в годы войны. Советская проза и поэзия военного времени также дали чтецам и драматическим артистам целый ряд прекрасных произведений, воодушевлявших людей фронта и тыла на новые боевые и трудовые подвиги. Особенно популярны были на фронте многие песни советских композиторов. В песнях, сопутствовавших движению войск и воодушевлявших наших воинов, своеобразно отразилась вся история войны на разных ее этапах. Новый, созданный в военные годы Гимн Советского Союза тысячи и тысячи зрителей впервые исполняли вместе с певцами фронтовых бригад под их руководством.

Фронт любил искусство и ценил самоотверженный труд исполнителей. Сохранились сотни благодарственных писем, специальных приказав, просьб о повторных посещениях. Нередко фронт посвящал людям искусства не только слова благодарности, но и боевые подвиги. Широкий размах приобрели в дни войны артистические выступления в военных гарнизонах, расположенных вне прифронтовой полосы, на военных заводах, на площадках новостроек.

Юрьев с группой своих товарищей по искусству провел целую серию концертных выступлений на шахтах Кузнецкого угольного бассейна. В ответ шахтеры выдавали «на-гора» сверхплановые тонны угля для фронта. Подобных примеров можно привести множество, и в них находит свое отражение большая, плодотворная работа, проделанная работниками советского искусства в трудные военные дни. Огромную роль сыграли и многочисленные выступления в госпиталях — прифронтовых и тыловых, в санитарных поездах и в медико-санитарных батальонах.

Шаховский и певица Н. Ленинградский режиссер А. Турцевич подготовил с ними тематическую программу и поставил задачу организации отдыха слушателей после каждого концерта. Молодые артисты с удовольствием затевали танцы или частушки «на перепев»... В госпиталях Вологды постепенно развернулась своя художественная самодеятельность, особенно там, где на излечении находились профессиональные артисты и музыканты. По воспоминаниям Ольги Данскер - студентки Ленинградского университета, которая буквально на последнем поезде выехала из уже блокированного города в Вологду, где военным врачом служил ее отец, в эвакогоспитале 1165 Данскер в годы войны была рентгенотехником госпиталя сформировалась достаточно сильная концертная бригада, и был даже свой эстрадный оркестр.

Среди вольнонаемных нашлась отличная певица имя ее не сохранилось , которая вместе с сыном полка Володей Кукушкиным в будущем заслуженным артистом России исполняла комический дуэт из оперетты «Свадьба в Малиновке». Пела и Тоня Дулькевич - представительница известного цыганского артистического рода. Нашлись хорошие исполнители на различных инструментах, особенно духовых. Их учил профессиональный артист, тоже раненый, и так как у него был еще гипс на ноге, он все показывал на пальцах. Большие программы готовились госпиталями и воинскими частями на олимпиады, проводившиеся в вологодском Доме офицеров. В годы войны в нашем городе продолжалась большая эстетическая работа с детьми.

Групповые занятия музыкальной школы переносились в помещения общеобразовательных школ и нередко шли при свете керосиновых ламп или стеариновых свечей, а индивидуальные уроки педагоги проводили на дому. Вейсберг «Гуси-лебеди». Его генеральная репетиция проходила в день 9 Мая. И вологодский Дом пионеров не прерывал своей работы в кружках художественной самодеятельности. Большой красногалстучный хор под управлением В. Воронина был участником всех торжественных мероприятий, проходивших в городе.

Детским хореографическим кружком руководила ленинградка Е.

Замолкли, — никто не уходит. Человек начал: «Граждане, соблюдайте спокойствие…» И не кончил, такой поднялся смех. В зале был только один беспокоившийся — это он. Нет такого примера, чтобы новую симфонию, притом не такую уж легкую, продолжающуюся весь вечер, с первой частью, тянущейся свыше получаса, с тремя частями — около часа, — слушали, не отрываясь, люди, которые вообще не привыкли к слушанию симфонической музыки, — слушали и приходили слушать вторично. Какая же симфония в мировой истории музыки повторялась столько раз кряду при полном зале, — и если бы ее давали снова, то снова и снова зал был бы полон".

Переписка Д. Заславского и М. Оркестр живет теми же чувствами и мыслями, что так волнует композитора. С этими же чувствами и мыслями живет вдохновенный исполнитель Седьмой симфонии С. Самосуд вместе с безмолвной, местами до слез глубоко взволнованной аудиторией. Симфония Д.

Шостаковича — одно из ярких выражений силы и мирового значения этой культуры. Ее нельзя ни уничтожить ни умалить». В архиве филармонии сохранились десятки отзывов бойцов и политработников о встречах с музыкой в новой, военной обстановке. Эти слова, сказанные людьми, отправлявшимися на фронт или вернувшимися с боевых полей, были очень важны, они доказывали необходимость работы филармонии в эти годы. Впечатление бойцов прекрасное. Желательно повторить приезд товарищей.

Политрук Сухачев». С колоссальным вниманием бойцы слушали знатнейших мастеров советского искусства — Э. Гилельса и Лисициана, которых восторженно встретила красноармейская аудитория. Весь концерт прошел блестяще». Советские песни и советская музыка вдохновляют бойцов на новые подвиги в борьбе с кровавым фашизмом». Вообще концерты Моск.

Политрук Баранов».

Только через сутки, когда пришла правительственная телеграмма, руководство города пришло на вокзал встретить артистов, и их начали расселять. Вагановское хореографическое училище по эвакуационному предписанию должно было ехать в Свердловск. Из-за того, что кировский театр остановился в Молотове, было принято решение не разрывать их связь. Так нашему городу был сделан еще один подарок за огромную любовь пермяков к искусству.

Артисты Молотовского театра оперы и балета уступили сцену, перейдя работать в пермскую филармонию: они продолжали давать спектакли в области. Вечеслова говорила, что в тяжелое военное время Молотов вселял в нее спокойствие. Он был удивительным и чистым, город балерина называла голубым. Жили артисты вместе со своими семьями в гостинице «Семиэтажка». Сейчас она называется «Центральная», и находится на пересечении улиц Советская и Сибирская.

Позже, в одном из номеров гостиницы, Арам Хачатурян написал легендарное произведение — балет «Гаянэ». За него композитор получил Сталинскую премию первой степени. Арам Хачатурян, композитор:— Вызвал меня директор театра и сказал, что в последнем акте надо бы добавить танец. Я считал, что балет закончен, и наотрез отказался. А потом пришел домой, сел за рояль, стал раздумывать.

Танец должен быть быстрым, воинственным. Руки словно в нетерпении взяли аккорд, и я начал вразбивку играть его, как остинатную, повторяющуюся фигуру. В третьей картине балета у меня есть напевная тема, лирический танец. Я соединил воинственное начало с этой темой — ее играет саксофон, — потом вернулся к началу, но уже в новом качестве. Сел за работу в три часа дня, а к двум ночи все было готово.

В одиннадцать утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная. Так появился на свет «Танец с саблями» — наиболее известное и узнаваемое произведение композитора. В 1948 году произведение стало хитом музыкальных автоматов в США, а также сразу три версии «Танца с саблями» — Чикагского симфонического оркестра, Нью-Йоркского филармонического оркестра и Оскара Леванта — достигли первого места хит-парада классической музыки журнала Billboard и попали в ежегодный список бестселлеров. Уже через две недели после эвакуации театр открыл свой 81 сезон народно-героической оперой Михаила Глинки «Иван Сусанин».

Первые спектакли проходили в полупустых залах. Артисты сомневались, можно ли было во время войны заниматься искусством, они просились на фронт. После репетиций артисты уходили работать в госпиталь, а утром вновь возвращались на сцену. Юрий Григорович, который в то время учился в вагановском училище, считал, что он должен быть в это время на фронте и помочь Родине одержать победу. Со своим другом Кошкиным он сел в лодку, чтобы сплавиться по Каме, но их поймали и вернули обратно.

Сейчас великого балетмейстера Юрия Григоровича знает весь мир. Известная балерина Галина Уланова была одной из тех, кто уезжал на фронт. Периодически она возвращалась в Молотов и давала несколько спектаклей. Это окрашивает в особые, неповторимые тона и наше творчество», — рассказывала в итервью «Звезде» Уланова о пребывании в Молотове.

1941 год: первая концертная бригада едет на фронт

С самого начала Великой Отечественной войны стало ясно, что сила искусства жизненно. «Наш театр пережил суровые времена Великой Отечественной войны, когда его здание было практически полностью разрушено фашистами, а из артистов театра был создан отряд народного ополчения. «Концерт» — это условное наименование операции, проведенной в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по конец октября 1943 г. В годы Великой Отечественной войны Изабелла Юрьева, забытая в послевоенное время, но очень популярная в годы Великой Отечественной войны, приезжает с концертами на Карельскй и Калининский фронта. Во время войны Аркадий Райкин занимал должность руководителя Ленинградского театра эстрады и миниатюр, который был эвакуирован в Ташкент. История партизанского «Концерта» Партизанское движение в Крыму во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

1941 год: первая концертная бригада едет на фронт

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений. С первых дней советско-финской войны до последних дней Великой Отечественной Лидия Русланова выступала на фронтах в сос. Например, в 21-й дивизии народного ополчения появился настоящий джаз-бэнд из 14 профессионалов, которые в начале войны дали много концертов для бойцов и командиров. Премьера в обеденный перерыв. Не все театры покинули столицу с началом Великой Отечественной войны, были и исключения. Примером организации этого движения к середине войны стала операция "Концерт". 75 лет назад, 8 августа 1941 года на фронт Великой Отечественной войны выехала из Москвы первая концертная бригада.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий