Концерт 3 для фортепиано с оркестром рахманинов

Произведения Рахманинова для фортепиано с оркестром Анализ произведений Рахманинова для фортепиано с оркестром, включая фортепианные концерты и Рапсодию Паганини.

Третий фортепианный концерт Рахманинова Часть 1

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Рахманинов) — Сергей Рахманинов завершил свой Фортепианный концерт № 4 соль минор, op.40 в 1926 году и работа в настоящее время существует в трех версиях. Рахманинов-марафон – это уникальная возможность для публики услышать четыре фортепианных концерта и Рапсодию на тему Паганини Сергея Васильевича Рахманинова за один день. Концерт для фортепиано ре минор, соч. 30, является третьим из четырех Концертам фортепиано, составленных Рахманинова. инов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Играет Григорий СоколовПодписаться на канал "Советское телевидение": производ. Концерт №3 для фортепиано с оркестром до минор, соч 37" Мелодия 300. Alexander Sladkovsky, Svetlanov Symphony Orchestra - Tchaikovsky Concert Hall, Moscow.

рахманинов концерта№3 для фортепиано с оркестром

В один момент оркестр замолкает — и вся композиция строится исключительно из клавишных. Вторая часть Intermezzo: Adagio — нежная и виртуозная, считается типичным образцом рахманиновской лирики. Третья Finale: Alla breve сочетает пышность и величественность с динамикой и энергичностью. Сергей Рахманинов посвятил Третий концерт композитору и пианисту Иосифу Гофману. Гофман высоко ценил творчество Рахманинова, но ни разу не исполнил написанный в его честь концерт — в основном, Иосиф выступал с произведениями первой половины 19 века и не включал в свой репертуар музыку композиторов-современников.

Из-за вынужденной эмиграции процесс застопорился на 10 лет. Премьера концерта состоялась весной 1927 года в Филадельфии — дирижировал Леопольд Стоковский, а за фортепиано сидел сам автор. Критики встретили новое творение с холодом. В дальнейшем композитор дважды переписывал ноты — в 1928 году перед публикацией партитуры слегка отредактировал, а в 1941 году глубоко переработал и создал обновленную версию.

В Четвертом концерте четко прослеживается мироощущение Рахманинова в те годы: тоска по родной стране, чувство приближения мировой катастрофы, поиск своего места в мире. Первая часть Allegro vivace — порывистая и чувственная; вторая Largo — лирическая, полная драматизма; третья Allegro vivace — колючая, местами дерзкая. В целом все произведение можно назвать торжественно трагичным. Этот концерт Рахманинов посвятил композитору и пианисту Николаю Метнеру.

Он считал Николая гениальным, а его работы — свежими и современными. Метнер отвечал Рахманинову взаимностью: ценил его как творца и человека и посвятил ему свой Второй фортепианный концерт. Рахманинов работал над ним в своем имении Сенар в Швейцарии в 1934 году.

Перед его началом выступила Н.

Кочергина: "Дорогие друзья, сегодня огромное событие для нашего музея — в его стенах будет исполнено одно из самых выдающихся во всей мировой музыке произведений — Третий концерт для фортепиано с оркестром С. Глубоко русское по форме, сочинение это можно назвать поистине вселенским по сути, и, как нам кажется, оно необыкновенно созвучно и нашему времени, и нашим внутренним устремлениям и чаяниям. Мы рады, что этот концерт прозвучит в стенах Музея Рериха — известно, что Николай Константинович был лично знаком, любил и высоко ценил и самого Рахманинова, и его музыку. Мы также бесконечно рады, что концерт будет исполнен замечательными музыкантами, чьи имена хорошо известны в музыкальном мире, и, можно сказать, большими друзьями нашего музея.

Итак: солист — лауреат международных конкурсов Герман Уколов. Партию оркестра исполняет лауреат международных конкурсов, солист Новосибирской государственной филармонии Дмитрий Карпов".

Оркестр Концерт написан для 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов Bb , 2 фаготов , 4 валторн фа , 2 труб Bb , 3 тромбонов , тубы , литавр , большого барабана , малого барабана и струнных. История Написанная в тишине родового поместья Ивановка , она была завершена Рахманиновым 23 сентября 1909 года. Композитор намеревался использовать его как произведение, чтобы продемонстрировать свой исполнительский талант. Концерт очень уважают и даже боятся многие пианисты.

Юзеф Хофманн , которому Рахманинов посвятил пьесу, никогда не исполнял ее публично, утверждая, что это «не для него». А Гэри Граффман сокрушался, что не выучил этот концерт в студенческие годы, когда «он был еще достаточно молод, чтобы противостоять страху». Премьера концерта состоялась 28 ноября 1909 года в исполнении старого Общества Нью-Йоркского симфонического оркестра под управлением Уолтера Дамроша и самого композитора за фортепиано. Следующее выступление дирижировал Густав Малер несколько недель спустя, что стало «отличным опытом для композитора». Первое выступление в Англии дал Г. Выступления и записи Первая запись концерта была сделана Владимиром Горовицем в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением Альберта Коутса для голоса его мастера в 1930 году.

Английский музыкальный критик Норман Лебрехт считает эту запись одной из 100 лучших когда-либо сделанных записей.

Потрясающий образец рахманиновской лирики, блестящий пример того, как щемящая нежность содержания может совершенно органично быть воплощена в запредельной виртуозности формы. Finale: Alla breve ре минор — ре-мажор.

В финальном рондо Рахманинов переосмысливает и трансформирует некоторые музыкальные образы первой части. Кода финала, которой удивительным образом удаётся одновременно быть и величаво-торжественной, и стремительно-динамичной, разрешается у солиста на фоне громового оркестрового tutti мощным водопадом триолей нисходящих октав [1] , оставляющим у слушателей поистине сокрушительное впечатление.

Рахманинов концерт 3

Alexander Sladkovsky, Svetlanov Symphony Orchestra - Tchaikovsky Concert Hall, Moscow. Рахманинов. Все произведения для фортепиано. Complete Piano Works. высшее воплощение монументального фортепианного стиля композитора. Рахманинов-марафон – это уникальная возможность для публики услышать четыре фортепианных концерта и Рапсодию на тему Паганини Сергея Васильевича Рахманинова за один день. Музыку нужно слушать! Слушать и наслаждаться, если это настоящая музыка, такая как концерт №3 для фортепиано с оркестром инова. Сергей Рахманинов - слушать песни для настроения в высоком качестве без регистрации.

Концерт для фортепиано с оркестром No.3 ре минор, Op.30

Виктор Ересько, Государственный академический симфонический оркестр СССР, Геннадий Проваторов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Op.30. Симфонический оркестр Шведского радио, Лейф Ове Андснес (фортепиано). Дирижер: Лионель Бренгье. Концерт входит в седьмой абонемент большого зала «Популярная классика», в котором собраны шедевры академической музыки. В этот вечер прозвучит знаменитый Третий фортепианный концерт Рахманинова. Солистом выступит пианист Валерий Кулешов.

Концерт для фортепиано № 3 (Рахманинов) - Piano Concerto No. 3 (Rachmaninoff)

В подтверждение того, что у него не было сознательного намерения придать теме народно-песенный или литургический характер, Рахманинов указывал на применение в ней гармонического минора с повышенным вводным тоном, чуждого как русской народной песне, так и мелодике знаменного распева. Мелодические обороты народной песни и знаменного распева преломлены здесь композитором через призму личного, субъективного восприятия и приобретают глубоко индивидуальный отпечаток. Эта тема, являющаяся одной из вершин мелодического вдохновения Рахманинова, представляет собой яркий образец того тесного взаимопроникновения индивидуально лирического и эпически общезначимого начала, которое было одной из характерных черт рахманиновского творчества. Примечательно свидетельство композитора, что у него не было никаких предварительных вариантов, изменений и поправок при ее сочинении: тема легко и просто «написалась». Этим объясняется удивительная ее цельность, естественность и непринужденность развития. Тема плавно и неторопливо развертывается на основе разнообразных вариантных преобразований начальной терцовой попевки, постепенно расширяя свой мелодический диапазон путем опевания соседних звуков прием, типичный для лирической мелодики Рахманинова и уже знакомый нам по предыдущему изложению. Многократное ритмически варьированное повторение этой терцовой ячейки с неизменным возвращением к опорному тоническому звуку действительно придает теме известные черты сходства с мелодиями знаменного распева. Но уже в первой фразе появляется VII высокая ступень cis и между крайними мелодическими точками образуется интервал уменьшенной кварты, столь излюбленный Рахманиновым особенно в раннем периоде творчества. Несмотря на то что он дан здесь в скрытом, завуалированном виде, это вносит элемент повышенной лирической экспрессии: В дальнейшем развитии темы выразительная напряженность ее звучания усиливается благодаря секвенцированию и насыщению мелодики хроматизмами.

Достигая своей высшей точки — звука b, мелодия затем спокойно, тремя сокращающимися по диапазону ниспадающими волнами Заключительное предложение темы построено по принципу «сопоставления с результатом» 2—2—4. Метрическое растяжение третьей волны усиливает впечатление «отлива», постепенно убывающей динамики. Основой ее является, таким образом, минорный гексахорд, что подчеркивает ее сходство со старинными русскими напевами. В целом главная партия образует законченное построение, которое повторяется затем с незначительными изменениями в самой теме, мягко и приглушенно звучащей на этот раз у альта и валторны solo на фоне легких пассажей фортепиано. Структурная завершенность главной партии вызывает необходимость в довольно большом по размеру связующем построении. В основном связующая партия строится на развитии элементов главной партии, но в ней появляются также отдельные «предвестники» побочной партии, мотивы которой мелькают в оркестре в легком скерцозном преломлении: Побочную партию Рахманинов начинает не сразу с изложения темы в основном ее виде. Этому изложению предшествует вступительное построение с ритмически острыми фразами оркестра, в которых обнаруживается легко ощутимая связь и со скрытой маршевой поступью главной партии и с указанными мотивами-«предвестниками» побочной партии из связующего раздела: Собственно тема побочной партии, проникнутая светлым, лирически-мечтательным настроением, излагается в партии фортепиано в начале при полном молчании оркестра, и лишь постепенно, по мере динамического нарастания и расширения ее мелодического диапазона, вступают отдельные оркестровые голоса, «поддерживая» солиста. Развитие темы происходит с помощью обычных для Рахманинова приемов, на основе соединения свободной вариантности и секвентности.

Интимное, затаенно нежное звучание ее первых тактов постепенно сменяется воодушевленным лирическим пафосом. В свободе и непринужденности мелодического развертывания темы, а также и в некоторых особенностях построения побочной партии проявляются черты известной импровизационности. Плавно совершающееся динамическое «затухание» после кульминации, приходящейся на начало второго предложения, прерывается эпизодом каденционного типа, вслед за которым дано заключительное построение темы. Как и в первой части Второй симфонии, благодаря певуче-лирическому характеру обеих тем экспозиции основной контраст переносится на соотношение между экспозицией в целом и драматически напряженной разработкой. Начинается разработка с сокращенного проведения темы главной партии в первоначальном ее изложении. Но затем она словно растворяется в коротких, мелькающих у разных инструментов оркестра отрывистых мелодических фигурках и фортепианных пассажах. Преобладание уменьшенных септаккордов, нонаккордов и увеличенных трезвучий в гармонии придает этому разделу тревожно-фантастический оттенок. Вычлененный из основной темы мотив, постепенно преобразуясь, превращается в активную грозно-«наступательную» аккордовую фигуру, которая с большой силой и энергией звучит у фортепиано при поддержке оркестра: Эта кульминация заканчивается трагическим срывом со стремительно низвергающимся каскадом аккордов у фортепиано на гармонической основе уменьшенного септаккорда Здесь возникает некоторая аналогия с таким же неожиданным стремительным срывом в Третьей симфонии Скрябина , который композитор обозначил словами «ecroulement formidable» «грозный обвал».

Здесь впервые и единственный раз на протяжении всего первого Allegro вступает полное оркестровое tutti, что особенно подчеркивает драматически-вершинное значение этого момента. Затем наступает длительный спад, погружение в сферу мрачных, скорбных эмоций. Состояние глубокой душевной подавленности выразительно передает повторяющаяся сначала в оркестре, а потом и у фортепиано интонация вздоха, стона: Новая волна постепенного нарастания Allegro molto приводит к еще более высокой кульминации, которая перекрывает предшествующую по силе напряжения. Эта вторая волна, сливающая последний раздел разработки с началом репризы, представляет собой огромную по размеру фортепианную каденцию. Подобная трактовка каденции солирующего инструмента является, пожалуй, уникальной в музыкальной литературе.

Когда продумывал о чем буду писать в посту о концерте, все время мелькала одна мысль - это чисто русская мелодия.

Эта мысль приходит сама собой с первых звуков концерта. Значит, не у меня одного музыка вызвала такие ассоциации. Вообще, я очень советую слушателям не только смотреть ролики YouTube, но и читать по возможности часто там комментарии не только на русском языке комментарии к ним, есть много интересного среди этих сообщений. Музыка С. Рахманинова особенная, в ней много грусти, печали, но финал всегда жизнеутверждающий, оптимистический, впрочем, так и должно быть, по-моему. Не буду давать музыкальный анализ произведения.

Ведь читать о музыке, это собственно, ничего. Музыку нужно слушать! C наступающим вас Новым годом, мои читатели! С Новым годом! С новым счастьем!

Все его страхи позади. Это проявляется не только в том, что проведение всех основных тем за исключением темы второй части — Intermezzo в экспозиционных разделах поручено фортепиано, но и в смелом «обнажении» фортепианной звучности в кульминационных моментах развития, когда на длительных отрезках оркестр совсем умолкает, отступая перед напором воли и темперамента солиста. Исполнитель сольной партии не соревнуется с оркестром, а диктаторствует и безраздельно властвует над ним. Самые средства фортепианного изложения в Третьем концерте значительно обогащаются по сравнению с более ранними рахманиновскими произведениями. Премьера концерта в России состоялась в апреле 1910 года.

Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм.. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.

Симфоническая музыка. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3

Сергей Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе. Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. Этот концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов.

Intermezzo: Adagio ре минор — ре-бемоль мажор. Потрясающий образец рахманиновской лирики, блестящий пример того, как щемящая нежность содержания может совершенно органично быть воплощена в запредельной виртуозности формы. Finale: Alla breve ре минор — ре-мажор. В финальном рондо Рахманинов переосмысливает и трансформирует некоторые музыкальные образы первой части. Кода финала, которой удивительным образом удаётся одновременно быть и величаво-торжественной, и стремительно-динамичной, разрешается у солиста на фоне громового оркестрового tutti мощным водопадом триолей нисходящих октав [1] , оставляющим у слушателей поистине сокрушительное впечатление.

Выбор города обусловлен несколькими факторами. Один из них - дружба Рахманинова с Федором Шаляпиным, уроженцем Казани. Что касается названия фестиваля, то считается, что поклонницы Рахманинова после его выступлений дарили музыканту именно белую сирень. За организацию фестиваля и внимание к наследию великого русского композитора Александр Сладковский в 2019 году удостоен Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации "Специальный проект во имя Рахманинова".

Дирижировал приглашенный из Парижа Миша Кац. С 3-м концертом С. Рахманинова я знаком давно, как знаком и с другими фортепианными концертами композитора. Это вполне естественно, если учесть что это мой любимый композитор. Считается, что 3-й концерт является одним из самых популярных и часто исполняемых произведений композитора. Достаточно сделать поиск в YouTube и прочесть имена музыкантов, которые обращались к исполнению этого произведения, чтобы оценить его популярность. Тут и В. Горовиц, и В. Клиберн, и Д. Мацуев, и Е. Кисин и многие многие другие. Если попытаться выбрать один из этих четырех концертов, я не смогу дать ответ, потому что все четыре концерта очень нравятся мне почти в одинаковой мере.

рахманинов 3 концерт (найдено 200 песен)

Все его страхи позади. Это проявляется не только в том, что проведение всех основных тем за исключением темы второй части — Intermezzo в экспозиционных разделах поручено фортепиано, но и в смелом «обнажении» фортепианной звучности в кульминационных моментах развития, когда на длительных отрезках оркестр совсем умолкает, отступая перед напором воли и темперамента солиста. Исполнитель сольной партии не соревнуется с оркестром, а диктаторствует и безраздельно властвует над ним. Самые средства фортепианного изложения в Третьем концерте значительно обогащаются по сравнению с более ранними рахманиновскими произведениями. Премьера концерта в России состоялась в апреле 1910 года.

Произведение это создавалось летом 1909 г. Лирическое начало выражено в нем не менее явственно, но лирика эта представляется сдержанной и даже суровой. Различие проявляется и в соотношении солирующего инструмента и оркестра.

Один из них - дружба Рахманинова с Федором Шаляпиным, уроженцем Казани. Что касается названия фестиваля, то считается, что поклонницы Рахманинова после его выступлений дарили музыканту именно белую сирень.

За организацию фестиваля и внимание к наследию великого русского композитора Александр Сладковский в 2019 году удостоен Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации "Специальный проект во имя Рахманинова". В новость внесена правка 14.

Концерт очень уважают и даже боятся многие пианисты. Юзеф Хофманн , которому Рахманинов посвятил пьесу, никогда не исполнял ее публично, утверждая, что это «не для него». А Гэри Граффман сокрушался, что не выучил этот концерт в студенческие годы, когда «он был еще достаточно молод, чтобы противостоять страху». Премьера концерта состоялась 28 ноября 1909 года в исполнении старого Общества Нью-Йоркского симфонического оркестра под управлением Уолтера Дамроша и самого композитора за фортепиано. Следующее выступление дирижировал Густав Малер несколько недель спустя, что стало «отличным опытом для композитора». Первое выступление в Англии дал Г.

Выступления и записи Первая запись концерта была сделана Владимиром Горовицем в сопровождении Лондонского симфонического оркестра под управлением Альберта Коутса для голоса его мастера в 1930 году. Английский музыкальный критик Норман Лебрехт считает эту запись одной из 100 лучших когда-либо сделанных записей. Любой признанный интерпретатор должен пройти через эту «лакмусовую бумажку», и многие интерпретировали ее. Другими интерпретаторами этого концерта являются испанец Рафаэль Ороско или американец Байрон Дженис. Одна из самых известных записей, известная своей скоростью, - это запись Марты Аргерих , играющей вживую с Немецким симфоническим оркестром в Берлине под управлением Риккардо Шайи.

Пластинки Рахманинова - 3. Третий концерт

А еще его неоднократно использовали в фильмах, сериалах и аниме, например в «Титанике», «Весне на Заречной улице», «Зуде седьмого года». Композитор работал над ним в период разъездов: в 1906—1909 годах он жил в Дрездене, лето 1909 года провел в деревне Ивановка, а оттуда готовился уехать в турне по городам Америки. Тур начинался в ноябре, и Рахманинов не успел отрепетировать концерт в России. Он взял с собой на корабль, следовавший в США, картонную клавиатуру и практиковался на ней. Как и предыдущие, этот концерт состоит из трех частей. Первая Allegro ma non tanto начинается с простой мелодии. По задумке Рахманинова, он должна имитировать голос человека — там даже предусмотрены паузы для вдоха. Затем начинается слегка тревожная главная тема. В один момент оркестр замолкает — и вся композиция строится исключительно из клавишных.

Вторая часть Intermezzo: Adagio — нежная и виртуозная, считается типичным образцом рахманиновской лирики. Третья Finale: Alla breve сочетает пышность и величественность с динамикой и энергичностью. Сергей Рахманинов посвятил Третий концерт композитору и пианисту Иосифу Гофману. Гофман высоко ценил творчество Рахманинова, но ни разу не исполнил написанный в его честь концерт — в основном, Иосиф выступал с произведениями первой половины 19 века и не включал в свой репертуар музыку композиторов-современников. Из-за вынужденной эмиграции процесс застопорился на 10 лет. Премьера концерта состоялась весной 1927 года в Филадельфии — дирижировал Леопольд Стоковский, а за фортепиано сидел сам автор. Критики встретили новое творение с холодом.

Финал: alla breve Третья часть быстрая и энергичная и содержит вариации на некоторые темы, использованные в первой части, циклически связывая весь концерт воедино. Однако после первой и второй тем она расходится с обычной сонатной формой. Он не представляет собой обычное развитие; этот сегмент заменяется длинным отступлением с использованием относительного минора первой темы этой части, за которым затем следуют две темы первой части. После отступления повторение части возвращается к исходным темам, увеличивая напряжение и создавая кульминацию в стиле токкаты, похожую на cadenza ossia первой части, но более легкую. Последняя часть завершается второй темой, торжествующей и страстной мелодией ре мажор. Произведение заканчивается теми же четырьмя ритмическими нотами; по мнению некоторых экспертов, он претендует на роль музыкальной подписи композитора [ 1 ] , как и во Втором фортепианном концерте. Оркестр Концерт написан для 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов Bb , 2 фаготов , 4 валторн фа , 2 труб Bb , 3 тромбонов , тубы , литавр , большого барабана , малого барабана и струнных. История Написанная в тишине родового поместья Ивановка , она была завершена Рахманиновым 23 сентября 1909 года. Композитор намеревался использовать его как произведение, чтобы продемонстрировать свой исполнительский талант. Концерт очень уважают и даже боятся многие пианисты. Юзеф Хофманн , которому Рахманинов посвятил пьесу, никогда не исполнял ее публично, утверждая, что это «не для него».

В нём три части вторая и третья исполняются без перерыва. Когда продумывал о чем буду писать в посту о концерте, все время мелькала одна мысль - это чисто русская мелодия. Эта мысль приходит сама собой с первых звуков концерта. Значит, не у меня одного музыка вызвала такие ассоциации. Вообще, я очень советую слушателям не только смотреть ролики YouTube, но и читать по возможности часто там комментарии не только на русском языке комментарии к ним, есть много интересного среди этих сообщений. Музыка С. Рахманинова особенная, в ней много грусти, печали, но финал всегда жизнеутверждающий, оптимистический, впрочем, так и должно быть, по-моему. Не буду давать музыкальный анализ произведения. Ведь читать о музыке, это собственно, ничего. Музыку нужно слушать! C наступающим вас Новым годом, мои читатели! С Новым годом!

Этим объясняется удивительная ее цельность, естественность и непринужденность развития. Тема плавно и неторопливо развертывается на основе разнообразных вариантных преобразований начальной терцовой попевки, постепенно расширяя свой мелодический диапазон путем опевания соседних звуков прием, типичный для лирической мелодики Рахманинова и уже знакомый нам по предыдущему изложению. Многократное ритмически варьированное повторение этой терцовой ячейки с неизменным возвращением к опорному тоническому звуку действительно придает теме известные черты сходства с мелодиями знаменного распева. Но уже в первой фразе появляется VII высокая ступень cis и между крайними мелодическими точками образуется интервал уменьшенной кварты, столь излюбленный Рахманиновым особенно в раннем периоде творчества. Несмотря на то что он дан здесь в скрытом, завуалированном виде, это вносит элемент повышенной лирической экспрессии: В дальнейшем развитии темы выразительная напряженность ее звучания усиливается благодаря секвенцированию и насыщению мелодики хроматизмами. Достигая своей высшей точки — звука b, мелодия затем спокойно, тремя сокращающимися по диапазону ниспадающими волнами Заключительное предложение темы построено по принципу «сопоставления с результатом» 2—2—4. Метрическое растяжение третьей волны усиливает впечатление «отлива», постепенно убывающей динамики. Основой ее является, таким образом, минорный гексахорд, что подчеркивает ее сходство со старинными русскими напевами. В целом главная партия образует законченное построение, которое повторяется затем с незначительными изменениями в самой теме, мягко и приглушенно звучащей на этот раз у альта и валторны solo на фоне легких пассажей фортепиано. Структурная завершенность главной партии вызывает необходимость в довольно большом по размеру связующем построении. В основном связующая партия строится на развитии элементов главной партии, но в ней появляются также отдельные «предвестники» побочной партии, мотивы которой мелькают в оркестре в легком скерцозном преломлении: Побочную партию Рахманинов начинает не сразу с изложения темы в основном ее виде. Этому изложению предшествует вступительное построение с ритмически острыми фразами оркестра, в которых обнаруживается легко ощутимая связь и со скрытой маршевой поступью главной партии и с указанными мотивами-«предвестниками» побочной партии из связующего раздела: Собственно тема побочной партии, проникнутая светлым, лирически-мечтательным настроением, излагается в партии фортепиано в начале при полном молчании оркестра, и лишь постепенно, по мере динамического нарастания и расширения ее мелодического диапазона, вступают отдельные оркестровые голоса, «поддерживая» солиста. Развитие темы происходит с помощью обычных для Рахманинова приемов, на основе соединения свободной вариантности и секвентности. Интимное, затаенно нежное звучание ее первых тактов постепенно сменяется воодушевленным лирическим пафосом. В свободе и непринужденности мелодического развертывания темы, а также и в некоторых особенностях построения побочной партии проявляются черты известной импровизационности. Плавно совершающееся динамическое «затухание» после кульминации, приходящейся на начало второго предложения, прерывается эпизодом каденционного типа, вслед за которым дано заключительное построение темы. Как и в первой части Второй симфонии, благодаря певуче-лирическому характеру обеих тем экспозиции основной контраст переносится на соотношение между экспозицией в целом и драматически напряженной разработкой. Начинается разработка с сокращенного проведения темы главной партии в первоначальном ее изложении. Но затем она словно растворяется в коротких, мелькающих у разных инструментов оркестра отрывистых мелодических фигурках и фортепианных пассажах. Преобладание уменьшенных септаккордов, нонаккордов и увеличенных трезвучий в гармонии придает этому разделу тревожно-фантастический оттенок. Вычлененный из основной темы мотив, постепенно преобразуясь, превращается в активную грозно-«наступательную» аккордовую фигуру, которая с большой силой и энергией звучит у фортепиано при поддержке оркестра: Эта кульминация заканчивается трагическим срывом со стремительно низвергающимся каскадом аккордов у фортепиано на гармонической основе уменьшенного септаккорда Здесь возникает некоторая аналогия с таким же неожиданным стремительным срывом в Третьей симфонии Скрябина , который композитор обозначил словами «ecroulement formidable» «грозный обвал». Здесь впервые и единственный раз на протяжении всего первого Allegro вступает полное оркестровое tutti, что особенно подчеркивает драматически-вершинное значение этого момента. Затем наступает длительный спад, погружение в сферу мрачных, скорбных эмоций. Состояние глубокой душевной подавленности выразительно передает повторяющаяся сначала в оркестре, а потом и у фортепиано интонация вздоха, стона: Новая волна постепенного нарастания Allegro molto приводит к еще более высокой кульминации, которая перекрывает предшествующую по силе напряжения. Эта вторая волна, сливающая последний раздел разработки с началом репризы, представляет собой огромную по размеру фортепианную каденцию. Подобная трактовка каденции солирующего инструмента является, пожалуй, уникальной в музыкальной литературе. Стремление к органическому включению сольной каденции в развитие музыкальной формы было обычным уже со времени Пятого фортепианного концерта Бетховена. Но при этом каденция приходилась обычно на более ранние этапы развития и становилась частью разработки. Так поступает, например, Чайковский во Втором фортепианном концерте. В первой части этого концерта Чайковского каденция занимает всю вторую половину разработки и по своей длительности даже превосходит рахманиновскую каденцию, но функция ее иная.

С. Рахманинов Концерт №3 Борис Березовский / АСО им. С.В. Рахманинова / Алексей Моргунов

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Op.30. Симфонический оркестр Шведского радио, Лейф Ове Андснес (фортепиано). Дирижер: Лионель Бренгье. Фортепианный концерт № 3 ре минор - I. Allegro ma non tanto, С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром No. 3 ре минор, соч. 30 была написана Сергеем Васильевичем Рахманиновым в 1909 году и является одной из самых известных страниц репертуара для фортепиано с оркестром.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий