Конституции рк 1993 г от 28 января и 1995 г от 30 августа

Конституция республики казахстан 1993 года. Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. 1. Казахстан – суверенное государство: суверенитет Республики Казахстан распространяется на всю территорию; Конституция РК и ее законы имеют верховенство на всей территории; верховенство власти. Конституция 1993 года и 1995 г. Конституция 1993 года – первая Конституция независимого принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана.

Конституции - 23: какие изменения претерпел основной закон РК

Осенью 1995 г. Просмотров: 867.

В 1995 году президентом было инициировано создание рабочей группы, которая разработала новую Конституцию РК. Новая Конституция была вынесена на референдум, который проходил от 28 июля по 30 августа 1995 года. Отличия от Конституции РК 1993 года 1.

Широкие функции и полномочия парламента перешли к президенту; 2. Верховный Cовет упразднили; 4. Парламент стал двухпалатным сенат и мажилис ; 3. Парламент потерял контрольные функции. Депутаты парламента уже не могли контролировать исполнение государственного бюджета и законов; 4.

Законодательная функция парламента распределилась между тремя институтами — президентом, правительством и депутатами парламента ; Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний.

В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений. За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 годах. Конституционный суд РК был установлен 16 декабря 1991 года как высший и независимый орган судебной власти.

Статья 39 1. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10 , 11 , 13-15 , пунктом 1 статьи 16 , статьей 17 , статьей 19 , статьей 22 , пунктом 2 статьи 26 Конституции. Раздел III. Статья 40 1. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Статья 41 В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07. Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет. Очередные выборы Президента Республики проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики. Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом. Исключен в соответствии с Законом РК от 07. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07. Кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Статья 42 1. Президент Республики Казахстан вступает в должность с момента принесения народу следующей присяги: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента Республики Казахстан». В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 07. Присяга приносится во вторую среду января в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда, а также всех бывших Президентов Республики. В случае, предусмотренном статьей 48 Конституции, лицом, принявшим на себя полномочия Президента Республики Казахстан, присяга приносится в течение одного месяца со дня принятия полномочий Президента Республики. Полномочия Президента Республики прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента Республики, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины. Все бывшие Президенты Республики, кроме отрешенных от должности, имеют звание экс-Президента Республики Казахстан. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан. Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. Исключен в соответствии с Законом РК от 21. Статья 44 Президент Республики Казахстан: 1 обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21. Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 21. Статья 45 1. Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики. В случае, предусмотренном подпунктом 4 статьи 53 Конституции, Президент Республики издает законы, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции, - указы, имеющие силу законов Республики. Акты Парламента, подписываемые Президентом Республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью Председателя каждой из Палат Парламента либо Премьер-Министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов. Президент Республики Казахстан, его честь и достоинство неприкосновенны. Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Республики и его семьи осуществляются за счет государства. Положения настоящей статьи распространяются на экс-Президентов Республики. Статья дополнена пунктом 4 в соответствии с Законом РК от 21. Статус и полномочия Первого Президента Казахстана определяются Конституцией Республики и конституционным законом. Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой из Палат на основании заключения комиссии и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа голосов депутатов каждой из Палат при наличии заключения Верховного Суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента Республики отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21. Вопрос об отрешении Президента Республики от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента Республики или Мажилиса Парламента. Статья 48 изложена в редакции Закона РК от 07. Статья 48 1.

Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: 1 правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; 2 режима собственности и иных вещных прав; 3 основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; 4 налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; 5 республиканского бюджета; 6 вопросов судоустройства и судопроизводства; 7 образования, здравоохранения и социального обеспечения; 8 приватизации предприятий и их имущества; 9 охраны окружающей среды; 11 обеспечения обороны и безопасности государства. Все иные отношения регулируются подзаконными актами. В случае внесения в Парламент законопроектов, предусмотренных частью второй пункта 2 настоящей статьи, Правительство Республики вправе принимать под свою ответственность временные нормативные правовые акты, имеющие силу закона, по вопросам, указанным в части первой настоящего пункта, которые действуют до вступления в силу принятых Парламентом законов или до непринятия Парламентом законов. Закон, принятый большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Мажилис вправе в целом отклонить проект закона большинством голосов от общего числа депутатов. Отклоненный законопроект считается непринятым и возвращается инициатору. Закон, одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Сената, в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Если Сенат не одобрит закон в целом или отдельные его статьи, то закон возвращается в Мажилис. При этом Сенат вправе предложить Мажилису новую редакцию отдельных статей закона. В случае, если Сенат в течение шестидесяти дней не принял соответствующего решения, закон представляется Президенту на подпись. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенной Сенатом редакцией отдельных статей закона, закон считается принятым Мажилисом в новой редакции и одобренным Сенатом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против предложенной Сенатом редакции отдельных статей закона, а также в случае, если Сенат не одобрил закон в целом, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур. Выработанная согласительной комиссией редакция закона подлежит рассмотрению Мажилисом и Сенатом в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи. В случаях, когда Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов Палаты не принял закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, Мажилис проводит повторное голосование по закону в ранее принятой редакции. Если при повторном голосовании Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое решение, закон в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Если закон не наберет указанного большинства голосов депутатов Мажилиса, закон считается непринятым и возвращается инициатору. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется. В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-Министр вправе поставить на совместном заседании Палат Парламента вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет большинства голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год. Статья 62[ править ] 1. Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики. Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Законы принимаются Мажилисом, одобряются Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией. Постановления Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, по проектам конституционных законов обязательно. Законы Республики, постановления Парламента и его Палат не должны противоречить Конституции. Постановления Парламента и его Палат не должны противоречить законам. Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат. Статья 63[ править ] 1. Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. Раздел V Правительство[ править ] 1. Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и в своей деятельности ответственно перед Президентом Республики и Парламентом. Члены Правительства подотчетны Палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции. Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются конституционным законом. Статья 65[ править ] 1. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Премьер-Министром Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-Министра. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Казахстана. Статья 66[ править ] Правительство Республики Казахстан: 1 разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление; по согласованию с Президентом Республики утверждает государственные программы, а также обеспечивает их исполнение; 2 представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета; 3 вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов; 4 организует управление государственной собственностью; 5 вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики; 6 руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов; 7 отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов Республики; 8 исключен Законом Республики Казахстан от 10.

Конституция суверенного Казахстана

День Конституции Республики Казахстан ежегодно отмечается 30 августа. 5 сентября 1995 г. (В этот день в газетах «Егемен Казакстан» и «Казахстанская правда» были опубликованы результаты референдума, на котором принята Конституция). Первая Конституция Независимого Казахстана была принята 28 января 1993 года, вторая – 30 августа 1995 года. С тех пор прошло ровно 30 лет. По первой Конституции наша страна была парламентской республикой, после принятия второй – президентской.

Конституция Казахстана

В таком обновленном виде казахстанцы будут чествовать Основной Закон в День Конституции РК 30 августа. Празднование Дня Конституции в 2022 году. В Казахстане законом установлено, что государственные праздники — выходные дни для всех трудящихся. Первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 года. Еще одним декларируемым положением о праве собственности было то, что право частной собственности, т. е. право негосударственных субъектов, является неприкосновенным и никто не может быть лишен своего права иначе как по решению суда (ст. 47 Конституции 1993 г.).

Конституция Республики Казахстан 1993 года

Конституция Республики Казахстан — основной закон Казахстана. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. Источник: Информационная система "ПАРАГРАФ". Документ: Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.09.2022 г.) Статус документа: действующий. Конституция республики казахстан 1993 года. Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. См. разъяснения в постановлении Конституционного Совета РК от 29 марта 1999 г. № 7/2, Нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 1. КАЗАХСТАН. КОНСТИТУЦИЯ. (вступительная статья) Конституция Казахстана принималась на референдуме 30 мая 1995 г. Статья 1 провозглашает Республику Казахстан «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются.

День Конституции РК: как отдыхаем, когда празднуем

Глава 6. Основные обязанности Статья 28. Осуществление прав и свобод гражданином Республики Казахстан неотделимо от его обязанностей, выполнение которых необходимо для обеспечения личных, общественных и государственных интересов. Статья 29. Гражданин Республики Казахстан обязан соблюдать Конституцию и законы республики, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. Гражданин республики обязан уважать государственные символы герб, флаг, гимн. Статья 30. Граждане Республики Казахстан обязаны платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 31. Защита Республики Казахстан - долг каждого гражданина республики. Граждане республики несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом. Глава 7. Гарантии прав и свобод Статья 32. Никто не вправе лишать гражданина каких-либо прав и свобод или ограничивать его в них, иначе как в соответствии с настоящей Конституцией. Не подлежат применению законы и другие нормативные акты, не опубликованные в установленном порядке.

Статья 33. Частная жизнь гражданина неприкосновенна. Запрещается вмешательство в частную жизнь гражданина, а также посягательство на его честь и достоинство. Сбор, хранение, использование и распространение информации личного характера без согласия гражданина допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и иными материалами. Не допускается задержание, осмотр или обыск, равно как и любое другое ограничение личной свободы, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законом. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому или унижающему достоинство обращению и наказанию.

Статья 34. Жилище неприкосновенно. Не допускаются лишение жилища, вторжение в него, производство осмотра, обыска, иначе как в случаях и с соблюдением гарантий, установленных законом. Статья 35. Гражданин Республики Казахстан имеет право на необходимую оборону. Статья 36. Республика Казахстан гарантирует судебную защиту всех прав и свобод, закрепленных в Конституции и законах.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом. Статья 37. Все равны перед законом и судом. Статья 38. Никто не может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию, кроме суда. Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Любые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу. Статья 39. Закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него отменена или смягчена, применяется новый закон. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Никто не должен повторно нести ответственность за одно и то же правонарушение. Статья 40.

Любые решения и действия государственных органов, общественных объединений, должностных и иных лиц, ущемляющие или ограничивающие права граждан, могут быть обжалованы в суде. Не допускается обращение жалобы во вред лицу, подавшему жалобу или в интересах которого она была подана. Статья 41. Не имеет юридической силы доказательства, полученные незаконным путем. Статья 42. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга супруги и близких родственников. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против единоверцев, оказывающих им доверие.

Статья 43. Гражданин имеет право на квалифицированную юридическую помощь и защиту, осуществляемые в соответствии с законом и гарантируемые государством. Деятельность лиц по защите граждан и оказанию им юридической помощи самостоятельна и независима. Вмешательство в нее не допускается и влечет ответственность по закону. Защитник не вправе без согласия подзащитного разглашать сведения, которые стали известны ему в связи с оказанием юридической помощи. Статья 44. Временные ограничения прав и свобод могут устанавливаться в период чрезвычайного положения в соответствии с законом и должны быть прямо обозначены в акте о введении чрезвычайного положения.

В период чрезвычайного положения не допускается изменение Конституции Республики Казахстан, избирательных законов и законов о судопроизводстве, не проводятся референдумы и выборы, не могут быть ограничены полномочия и деятельность Верховного Совета и судов, а также права и свободы, предусмотренные статьями 8, 9, 12, 22, частью 5 статьи 33, статьями 35, 36, 39. Собственность и предпринимательство Статья 45. Экономика Республики Казахстан основывается на многообразных формах собственности. Государство обеспечивает равенство перед законом всех субъектов собственности. Объекты и субъекты собственности, разновидности их основных форм, пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. Статья 46. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, находятся исключительно в государственной собственности.

Пределы и субъекты осуществления от имени государства правомочий собственника на указанные объекты определяются законом. Статья 47. Частная собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности, иначе как по решению суда. Реквизиция может применяться лишь в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом. Статья 48. Государство гарантирует свободу частной предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.

Монополистическая и всякая иная деятельность, направленная на ограничение или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается. Статья 49. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства находится под защитой Республики Казахстан и осуществляется на ее территории на условиях, установленных для граждан Республики, за исключением изъятий, предусмотренных законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан. Глава 9. Семья Статья 50. Мужчина и женщина, достигшие установленного законом возраста, имеют право вступать в брак и основывать семью. Брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.

Статья 51. Обязанность родителей и лиц, их заменяющих, содержание, воспитание и обучение детей. Характер и формы воспитания и обучения детей не должны ущемлять интересы ребенка. Трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь. Статья 52. Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государство обеспечивает содержание, воспитание и обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.

Глава 10. Общественные объединения Статья 53. Общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, массовые движения, профессиональные, творческие союзы, религиозные и другие объединения граждан. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений. Статья 54. Незаконное вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается. Запрещается возложение на общественные объединения функций государственных органов.

Не допускается деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, в органах государственного управления, прокуратуры и судах, вооруженных силах, государственных предприятиях, учреждениях и организациях. Статья 55. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, провозглашающих или на практике реализующих расовую, национальную, социальную, религиозную нетерпимость, сословную исключительность, призывающих к насильственному ниспровержению конституционного строя, посягающих на территориальную целостность республики. На территории Республики Казахстан запрещается создание не предусмотренных законодательством республики военизированных формирований, а также тайных обществ и объединений. Статья 56. Партии содействуют формированию и изъявлению политической воли граждан. Порядок образования, прекращения и деятельности политических партий устанавливается законом.

На территории Республики Казахстан не допускается деятельность политических партий других государств.

Итоговым вариантом Конституции Казахстан утверждал президентскую форму правления и объявил себя демократическим, светским и правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Как менялась Конституция Казахстана В последующие 27 лет изменения и дополнения в Конституцию Казахстана вносились шесть раз: в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 и 2022 годах. Вот наиболее важные из них. В мае 2007 года на совместном заседании палат парламента были внесены поправки, касающиеся формы государственного устройства страны. Казахстан стал унитарным государством с президентско-парламентской формой правления. В марте 2017 года подписан закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан", согласно которому ряд полномочий президента передавалась другим ветвям власти.

Спустя два года, в марте 2019-го, в Конституцию были внесены поправки по переименованию столицы Казахстана: Астана получила новое имя — Нур-Султан, в честь первого президента страны Нурсултана Назарбаева. Масштабные изменения Конституции в 2022 году Республиканский референдум о внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахстана прошел 5 июня.

Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке , а в районных с большинством других национальностей — на их языке статьи 83-90 [1]. В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд статья 96 , на отдых статья 97 , материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности ст. Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций [3].

В Конституции 1978 года были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления статьи 78-83, 97-139 , принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т. В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Среди других законов: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года , Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и другие [4]. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи [2]. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие [4].

Основные возможности Каз. Располагаясь на перекрестке дорог в евроазиатском регионе мы имеем огромный потенциал крупных рынков сбыта. Мы имеем поддержку со стороны иностранных гос-в и донорских организаций. Уникальные возможности представляет процесс глобализации экономики и научно-технического прогресса.

Конституция 1993 года и 1995 г.

Конституционная реформа, начатая с Декларации о государственном суверенитете в октябре 1990 г. (25 окт.), продолженная принятием 2-х конституций переходного периода (1-я – 28 января 1993 г., 2-я – 30 августа 1995 г.) и ряда конституционных актов, не завершена и. В результате всенародного голосования (референдума), в котором приняли участие 90% избирателей, а 89% проголосовали за, 30 августа 1995 г. была принята новая Конституция Республики Казахстан. 28 января 1993 г. была принята первая Конституция Республики Казахстан. Конституция состоит из четырех глав, из 21 части, включившей в себя 131 статью. Признание Верховного Совета в марте 1994 г. нелигитимным показало необходимость принятия новой Конституции республики. Текст новой Конституции Республики Казахстан был принят на республиканском. 1. Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. ление в Конституции РК 1993г основ конституционного строя. Основным Законом в конституционном развитии Республики Казахстан была Конституция 1993 г. Однако, ее принятию предшествовала крупная конституционная реформа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий