Читательская грамотность выступление на педсовете

• Он должен помнить, что результат его работы заложен в тех материалах, с которыми он пришел на урок, а также в материалах, с которыми дети работают дома при подготовке к уроку. • Важно задать вопрос: Какие задания работают на формирование читательской грамотности? Название. Формирование у школьников читательской грамотности на уроках русского языка как одного из компонентов функциональной грамотности. (Слайд 1). это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных в общественных целях. 4. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательной работы в МБОУ по формированию предпосылок читательской грамотности». 5. Принятие решения педагогического совета. ХОД ПЕДСОВЕТА. Выступление на тему: «Способы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы.).» Подготовила: Соколова М.Е,учитель русского языка и литературы МКОУ Есиплевской СОШ.

Презентация - Эффективные приемы по формированию читательской грамотности

Таким образом, сочетание указанных технологий способствует эффективной организации работы на уроке литературы по формированию читательской грамотности, обеспечивает развитие у школьников навыков мышления и рефлексии, способствует повышению результатов обучения. План проведения педагогического совета: № Тема выступления. 1 Читательская грамотность – базовая ос-нова УУД, требование ФГОС НОО, ООО. ФИО выступающего. Зиганшина З.С., заместитель ди-ректора по УВР. Регла-мент. учитель начальных классов МКОУСОШ №1. Выступление на семинаре. Доклад и презентация. 3-4 классы- учимся находить информацию, давать оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль, прогнозировать содержание. Формируется читательская грамотность на любом уроке, не только на литературном чтении, как базовом в принципе для такой цели.

Читательская грамотность на уроках литературы в основной школе в свете обновленного ФГОС ООО

Задание 3 Восстанови текст, вставь пропущенные слова. Выразительно прочитай текст и озаглавь его. Определите тему и главную мысль текста. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры. Задание 2 Перед тобой 2 текста. Сравни их и заполни таблицу. Умения читательской грамотности способствуют развитию критического и креативного мышления, кооперации и коммуникации; 2.

Комментарий к приему. Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, их очень много, с тремя приёмами вы поработаете в группах. Группы работают 7-10 минут. Учитель оказывает помощь участникам групп. С наработанными материалами выступает 1 представитель группы 1. Прием «Мозаика». Текст разделяется на части предложения, абзацы. Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Базовыми гуманитарными предметами для формирования читательской грамотности являются уроки литературы и русского языка, на которых можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития школьника. Однако, рассуждая о методических приёмах и стратегиях обучения грамотности, мы забываем о собственно психических и психологических особенностях развития подростков. В процессе обучения совершенствуется мышление подростка развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка - способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет, часто на протяжении всего 6 класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с 7 класса, школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Организация учебной деятельности должна обеспечить ее направленность на формирование теоретического дискурсивного рассуждающего мышления, мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями, на умении сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому. В формировании теоретического мышления ключевую роль играет читательская грамотность. С учётом возрастных особенностей подросткового мышления следует подбирать методы по формированию и повышению уровня читательской грамотности. Организовывать педагогические ситуации, стимулирующие читательскую активность детей. Создавать творческую атмосферу, чтобы ребёнок был не пассивным слушателем, а активным участником. Методы работы по формированию читательской грамотности связаны, прежде всего, с обучением школьников стратегиям чтения. Обучающиеся 5-6 классов осваивают большой информационный пласт знаний. Здесь представлены стратегии, позволяющие эффективно влиять на формирование читательской грамотности подростков на уроках литературы. Например, Алфавит за круглым столом На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных. Соревнуемся с писателями Попробуйте спрогнозировать содержание произведения, просмотрев иллюстрации. Прочитать произведение и оценить, насколько ваш вариант соответствует авторскому тексту. Ориентиры предвосхищения Прочитайте предложения, содержащие суждения о произведении. Отметьте те, с которыми вы согласны. Затем прочитайте произведение. Отметьте те суждения, которые совпадают с позицией автора. Изменилась ли ваша точка зрения после чтения произведения? Чтение с остановками Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Экскурсия по произведению Назовите части произведения и выделите в каждой ведущий эпизод. Обсуждение плана произведения. Какой эпизод самый важный? Почему вы так считаете. Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить? Составьте свой вариант «Экскурсии по произведению». Обратите наше внимание на моменты, значимые для вас лично. Список тем произведения Каждый учащийся выбирает одну из тем для обсуждения. Готовит её для обсуждения, учится защищать своё видение текста. Следуйте за персонажем произведения Дайте наиболее полную характеристику основному герою книги. Нарисуйте схему пути его передвижения. Черты характера героев. Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги. Подтвердите своё мнение эпизодом из произведения. Сопоставление Сопоставительный анализ портретов и поступков героев. Цитаты Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из произведения. Загадки Проверка знания читателем текста произведения. Доклад Фактуальный информационный текст, не содержащий личностных оценок. Рецензия Субъективный анализ текста.

Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Слайд 10 Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего — «знатока», а потом задать ему вопросы. Слайд 11 Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ тонкие вопросы , и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные толстые вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Слайд 13 2. Технология проблемного обучения. Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения. Слайд 14 3. Проектная технология. Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата — создание проекта. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности. Слайд 15 4. Игровая технология. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении.

Презентация "Формирование читательской грамотности в аспекте развития 4К-компетенций"

Раскрывается понятие «читательская грамотность», как базового компонента составляющего функциональную грамотность. Рассматриваются приемы и прогрессивные технологии, обеспечивающие формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения. В процессе формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы в основной школе эффективно ис­ пользовать следующие методы и приемы. В функциональную грамотность входят 6 направлений (слайд "Основные направления"): (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление).

О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы

Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема. Читательская же грамотность – это способностьличности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленнаяна формирование умения извлекать необходимую информацию изпрочитанного, а такжеразмышлять над предложенной тематикой. Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, из которых формируются глобальные компетентности. один из компонентов. функциональной грамотности». Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.

О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы

Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков по горизонтали или вертикали. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву на доске. Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки. Информационно-коммуникационная технология В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации программа PowerPoint.

В образовательных стандартах одной из основных функциональных грамотностей является читательская. В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Вопрос готовности дошкольного учреждения, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, формирования начальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой на современном этапе является достаточно актуальным. Читательская грамотность дошкольника — способность понимать смысл текстов, размышлять над ними, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с социальным окружением.

Начните с простых текстов Для того, чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов. Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу. Поэтому самые первые тексты — это закономерно тексты самые простые, посильные для ребенка. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил. Предлагайте картинки вместо длинных текстов Самым маленьким для начала можно предлагать даже не тексты, а, допустим, комиксы или графические романы. А для «легкого чтения» первоклашек и в школе, и дома вполне подойдет сборник школьных анекдотов: они короткие, их легко читать и, кроме того, они имеют полностью законченный сюжет. Используйте комментированное чтение Знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Учителю не стоит стесняться прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль. Так развивается фактическое понимание информации в тексте. Учите читать «между строк» Кроме того, по ходу чтения можно спрашивать учеников о смысле того, что происходит с героями.

При работе с ними необходимо использовать изучающее чтение. Этот вид чтения необходим, когда требуется максимально полное и точное понимание информации, которую читатель предполагает затем использовать. Поэтому он работает медленно, перечитывает, анализирует материал, чтобы лучше понять его и запомнить. Второй вид чтения — ознакомительное. При данном виде чтения цель читающего — познакомиться с содержанием текста, выяснить, какие вопросы ставятся и как они решаются. Ознакомительное чтение используется при работе с текстами, которые допускают потерю части информации, так как читателю важно понять только самое главное и он может опустить второстепенное, несущественное. Укажите, где можно использовать эти сведения; укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее; прочитайте текст и составьте на основе содержания схему диаграмму, анкету и др. Целью просмотрового чтения является «получение самого общего представления о содержании текста, о его теме и круге затронутых вопросов». Читателю важно узнать, есть ли в тексте интересующая его информация или нет, поэтому полезна установка «о чем сообщается», а не «что сообщается». По мнению Л. Вьюшковой, начинать обучение просмотровому чтению лучше при знакомстве с учебником. Данный вид чтения формируется и при знакомстве со словарем. Прежде чем начинать работу со словарем, необходимо научить школьников работать с ним. В процессе беседы учитель дает школьникам определенные ориентиры для просмотра: 1 название словаря, 2 его авторы, 3 принцип расположения слов, 4 план построения словарной статьи. Поисковое чтение — это «просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты». На уроке русского языка данный вид чтения формируется главным образом при работе со словарями, когда учитель, тренируя зрительный аппарат учеников, развивает их способность мгновенно находить на странице нужное слово. Используется он также при работе с оглавлением учебника или алфавитным указателем, помещенным в приложении. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Стратегии читательской деятельности на каждом из этапов Для того чтобы научить школьника грамотному чтению, умению понимать текст, умению читать текст вдумчиво, умению управлять процессом осмысления текста во время его чтения, необходимо изменить общий подход к обучению чтению текста. При традиционной методике обучение чтению текста складывалось из следующих этапов: чтение текста, ответы на вопросы, упражнение на проверку понимания прочитанного, запоминание словаря, обсуждение прочитанного. Стратегический подход к чтению учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую компетентность, то есть ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации. Изменения стратегии в читательской деятельности в знаниевой парадигме обучения традиционная методика обучения чтению и в системе компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС нового поколения инновационная методика представлены схематично на рисунке3. Стратегия читательской деятельности включает в себя три этапа: предтекстовой, текстовой собственно чтения и послетекстовой часто в парах. Рассмотрим первый этап стратегии — предтекстовая деятельность. В традиционной методике на этапе предчтения текста уделялось внимание контролю понимания прочитанного, а предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным предтекстовым стратегиям читательской деятельности можно отнести следующее: создание глоссария; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков и прогнозирование содержания по заголовку; предположение о цели его написания о замысле автора. Учитель, реализуя на данном этапе работы с текстом такие стратегии, как «Рассечение вопроса», «Мозговой штурм», прием «Инсерт», способствует актуализации предшествующих знаний и опыта, развивает воображение читателя, подготавливает читателя к восприятию текста. Рассмотрим метод «Инсерта» как предтекстовую стратегию читательской деятельности. Данная стратегия используется для работы со сложными научными текстами, и целью такой работы является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Правила данной стратегии обозначены до начала предтекстовой деятельности: ставьте значки по ходу чтения текста на полях; прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующий этап стратегии читательской деятельности — текстовой. Стратегия текстовой деятельности включает в себя выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальную и смысловую догадки и мониторинг чтения, то есть постановку и ответы на вопросы, ведение записей в самой различной форме, различные варианты работы со словом, кластеризацию. Рассмотрим более подробно одну из стратегий текстовой читательской деятельности — стратегию мониторинга чтения или постановки вопросов и ответы на них. Для погружения в смысл прочитанного, учащийся задается рядом вопросов: имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю? Имеется ли в тексте информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю по этому вопросу? Понимаю ли я о чем или о ком идет речь?

Презентация "Методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся"

Цель исследования: рассмотреть и теоретически обосновать процесс формирования читательской грамотности у младших школьников Задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме. На сегодняшний день функциональная грамотность включает в себя шесть составляющих: математическую, читательскую, естественнонаучную, финансо-вую грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление. Как понять, что материал направлен на формирование читательской грамотности? 2. Основные понятия вебинара. fmc@ Понятие Читательская грамотность Читательская деятельность. Урок.

Презентация "Формирование читательской грамотности в аспекте развития 4К-компетенций"

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, из которых формируются глобальные компетентности. 4. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Эффективность воспитательно-образовательной работы в МБОУ по формированию предпосылок читательской грамотности». 5. Принятие решения педагогического совета. ХОД ПЕДСОВЕТА. умение использовать прочитанную информацию в личных и социальных целях. На уроках по развитию речи применяются различные типы заданий, направленных на развитие навыков читательской грамотности. В определении читательской грамотно-сти, данном авторами российской Концеп-ции оценки читательской грамотности уча-щихся основной школы (2019), указывается на необходимость выявления авторского замысла и функциональных особенностей текста для его понимания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий