2. агнаты и когнаты

— Семейство в древнем мире и власть начальника. — Гражданская семья в Риме. — Агнаты, когнаты и род. — Первоначально религиозный характер семьи и последующее видоизменение ее характера. — Свойство кровной семьи германской. В поздней империи когнаты могли быть определены в качестве наследников наряду с агнатами. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. 1. Агнатическое родство. 2) агнаты — лица, принадлежащие к одной семье и находящиеся под властью умершего главы этой семьи (братья, сестры, мать умершего).

Файл: Римское право-пособие.pdf

Преторское право — совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права — эдикты преторов. Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. Магистраты, обладавшие высшей властью, — преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы — издавали эдикты — программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата.

Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, — создавались постоянные эдикты edictum perpetuum. В 125—130 гг. Часто законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях — то, что было наработано.

Наследование по древнему цивильному праву Наследование по древнему цивильному праву hereditas регламентировалось Законами XII таблиц, которые уже предусматривали наследование по завещанию и наследование по закону. В силу семейного характера собственности древнего периода основным видом наследования было все же наследование по закону. Считалось вполне нормальным после смерти главы семьи оставлять его имущество той же семье, поскольку оно создавалось трудами всех ее членов.

Однако Законы XII таблиц наследование по завещанию признают уже в основном преимущественной формой наследования. Принцип свободы завещания почти утвердился. Однако кровное родство еще не стало господствующим, и потому наследование по закону не ограничивает утверждавшейся свободы завещания.

В этот же период получил признание сохранившийся во все времена принцип единого основания наследования — нельзя одновременно наследовать по завещанию и по закону одно и то же наследство. Это правило берет начало также из Законов XII таблиц. В соответствии с ним наследник, назначенный преемником только в части наследства, получает все наследство.

В таком случае наследники по закону к наследованию не призываются. Таблица V. Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою...

Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Было определено, что геs mancipi, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна. Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки над подвластными ему лицами, так пусть то и будет ненарушимым.

Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат.

Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего Paterfamilias.

Род gens. Но если agnati — это лица, связанные общей влас тью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду римлян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacr gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию опеке.

Quintus Mucius Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла аг-натическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens.

Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею Законы XII Таблиц. Личные отношения супругов по римскому семейному праву различались в зависимости от формы заключения брака: — в браке cum manu жена следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Правосубъектность жены полностью поглощалась правосубъектностью мужа. Муж мог продать ее в кабалу, рабство, вправе был наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.

Жена не могла жить одна, она была обязана следовать месту жительства своего мужа. Муж мог истребовать покинувшую дом жену при помощи такого же иска как обеспечивающего возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Она остается во власти отца, если была подчинена отцовской власти до брака. Кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юр равными объектами. Независимо от формы брака жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи т. Имущ отношения супругов различались в зависимости от формы заключения брака:— при заключении брака в форме cum manu все имущество жены переходили к мужу, он имел право виндикации истребования из чужого незаконного владения на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество как до, так и после брака переходили мужу.

Не допускалось. Наказывалось лишением свободы для женщины.

В цивильном праве — 2х домовладык. В классическом праве — брачующихся, согласие отцов - традиция. Если отец не давал согласия, то его можно было оспорить у магистрата или эмансипация. По инициативе мужа. Соблюдение формальностей. Формула: «Возьми с собой свои вещи», произносилась при 7 свидетелях. Расторгался по иску домовладыки одного из членов брака. Браку предшествовала помолвка, сговор, обручение — обещание вступить в брак в дальнейшем. Дети могли быть помолвлены уже в 7 лет. Сопровождалось обменом или дарением.

Стоимость полученного брачного задатка возмещалось в двойном размере. Обручение можно было свободно расторгнуть — «Я не следую твоей семье» при 7 свидетелях. Двойное обручение — основание к суду. Во время церемонии выпекался хлеб из полбы, вкушался брачующимися, принесение животных в жертву. Дети могли занимать высшие жреческие должности: понтифики, весталки и др.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Вопрос № 16 Римская семья: Агнаты и когнаты Агнаты — родственники по прямой восходящей или нисходящей линии. Агна-тическое родство относится к лицам чужого права, то есть лицам, подчиненным общему домовладыке. Когнаты могли происхо-дить из разных семей и были чаще всего независимыми.
§ 43. агнатическое и когнатическое родство Усыновление и узаконение. 5) Пекулий и его виды. Агнаты и когнаты в римском семейном праве. Правововй статус домовладыки. Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство.
Кто такие агнаты и когнаты и каковы их наследственные права 43. Агнатическое и когнатическое родство. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и ос.
Когнаты (римское право) — Википедия в родственниках по крови, когнатах, обнаружился элемент, благопри-. ятный для образования стабильного класса наследников, тем более. что в числе когнатов каждый раз могли быть и агнаты, обойденные. цивильным правом, и сородичи.

Агнатическое и когнатическое родство

1. Когнатическое (cognatio) или кровное родство лиц (когнаты), основанное на естественном происхождении в результате рождения одних лиц от других. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая. Такие лица стали назы-ваться personae siu iuris (дословно – лица своего права) или просто siu – «свои», «близкие». К осталь-ным агнатам относились те, кто когда-то был или мог стать членом данного консорциума, возглавля-емого pater familias. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая. Ульпиан – сообщество людей: агнатов и когнатов. Агнаты – лица под властью домовладыки: жена, невестка, не эмансипированные дети, усыновленные (юридические родственники). Между призванными наследниками имущество делилось поровну. Преторская система (bonorumpossessiointestati) была закреплена преторским эдиктом Адриана, смешав агнатов и когнатов, который устанавливал четыре класса наследников.

Римское право

Покровский И.А. История римского права Важным аспектом агнатского родства была идея наследования и передачи имущества. Согласно римскому праву, агнаты имели приоритетное право на наследование по сравнению с когнатами, т.е. родственниками по боковой линии или через женских предков.
КОГНАТЫ (COGNATI) // У. Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной.
Римское право Агнатическое и когнатическое родство. 25. Отцовская власть. Основания возникновения и прекращения patria potestas. Личное и имущественное положение подвластных. 26. Узаконение и усыновление. Формы усыновления.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. в родственниках по крови, когнатах, обнаружился элемент, благопри-. ятный для образования стабильного класса наследников, тем более. что в числе когнатов каждый раз могли быть и агнаты, обойденные. цивильным правом, и сородичи.
Вопрос № 16 Римская семья: Агнаты и когнаты документ, страница 3 (20811) - СтудИзба. Основные черты раннего римского права по Законам XII.

Обязательственное право по Институциям Гая.

38, 10, 1, 4, 2). Иными словами, у римлян было два различных понятия о родстве: родство по jus civile[2] (agnatio, cognatio civilis или legitima[3]) и родство по jus gentium или naturale[4] (cognatio naturalis или cognatio κατ’ ἐξοχήν[5]). Агнаты определяются в Gaius, I. 156 и Just. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками – агнатами. Таким образом, братья были агнатами второй степени (1+1), дядя и племянник – агнатами третьей степени (1+2) и т.д. 2. Когнаты (кровное родство). В римском праве кровные родственники по прямой и боковой линиям.

Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.

Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.

Отцовская власть над детьми прекращалась со смертью домовладыки; утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства; высвобождением, или добровольным актом домовладыки mamimissio , который приравнивался по форме к освобождению раба на свободу.

Но этот закон в период империи вышел из употребления, и таким образом женщина в праве Юстиниана по отношению к завещаниям уравнялись с мужчиной. Далее, старое право требовало, чтобы личность назначаемого наследника была persona certa для завещателя: завещание в пользу persona incerta было недействительно. Вследствие этого долгое время было невозможно назначение наследником лица, еще имеющего родиться, - так называемого postumus. Но затем такое назначение было допущено - сначала для собственных имеющих родиться детей завещателя postumi sui , а потом и для всех вообще postumi alieni. На том же основании было невозможно назначение юридических лиц, и лишь позднейшее право допустило здесь ряд исключений. Неизменную историческую особенность римского тестамента составляет также требование, чтобы он заключал в себе непременно institutio heredis, то есть назначение наследника.

Это последнее есть "caput et fundamentum testamenti". Если, поэтому, завещатель желал, предоставив наследство законному наследнику, только установить известные отдельные выдачи тем или другим лицам, он должен был для этого все же назначить в завещании законного наследника, иначе и отдельные выдачи были бы недействительны. Но мало того, не только в старом праве, но еще в эпоху классических юристов institutio heredis должна была быть выражена "solemni more", то есть известными торжественными словами, ведущими свое начало, вероятно, еще от эпохи testamentum comitiis calatis: "Titius heres mihi esto" [904]. Кроме этой формулы, по свидетельству Гая II. Лишь указ 339 г. Рядом с простой institutio уже, по-видимому, исстари допускалась и substitutio, то есть назначение второго наследника на случай, если первый наследником почему-либо не станет например, умрет раньше завещателя , например: "Titius heres mihi esto. Si Titius heres non erit, Seius heres esto" [908]. Кроме этой обыкновенной субституции substitutio vulgaris , родители могли назначить наследника своему малолетнему или безумному нисходящему даже на тот случай, если он станет наследником переживет завещателя , но умрет, не достигнув совершеннолетия или выздоровления substitutio pupillaris и quasi-pupillaris.

Хотя завещание даже в позднейшем праве сохранило значительные черты формализма, тем не менее должно быть отмечено, что начиная с эпохи классических юристов обнаруживается тенденция путем разных благоприятных толкований, насколько возможно, способствовать сохранению силы за завещаниями - так называемое favor testamentorum. Так, например, если кто-либо был назначен наследником под невозможным условием, не все завещание объявлялось недействительным, а лишь невозможное условие считалось как бы не написанным pro non scripto habetur. Каких-либо особых предписаний относительно хранения завещаний не существовало. Равным образом не существовало их первоначально и относительно вскрытия завещаний. Но закон Августа 6 г. Tabulae testamenti предъявлялись лицам, которые были свидетелями, для опознания своих печатей и подписей. По удостоверении ими подлинности печатей, шнур разрезывался, завещание раскрывалось и прочитывалось. Pauli sent.

Любопытный протокол такого вскрытия дошел до нас от 474 г. Girard P. Наследование ab intestato Если умерший не оставил завещания или оставленное завещание не возымело действия например, назначенный в завещании наследник умер раньше завещателя или не пожелал принять наследство , то наступает наследование по закону. Порядок призвания к законному наследованию подвергался, однако, в римской истории изменениям в связи с общим постепенным перестроением семьи и родства: общей тенденцией этой эволюции является замена старого агнатического принципа принципом когнатическим. Система наследования ab intestato старого цивильного права определялись положением законов XII таблиц: "Si intestato moritur, cui suus heres nec escit, adgnatus proximus familiam habeto. Si adgnatus nec escit, gentiles familiam habento" [909].

По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять. Делись добром ;.

РП признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство или кровное следует из общности крови.

Когнаты (римское право)

Однако зависимость взрослых сыновей от отца сохранялась в форме пекулия военного и гражданского , каждый «якобы от отца» получал взрослый сын, находясь на гражданской и военной службе. Римская семья образовывалась посредством брака. Брак определялся как союз мужа и жены, предполагавший равенство. На самом деле равенства супругов в браке не было; мужчина в браке имел явный приоритет. Римское право различало законный римский брак и брак между лицами, не имевшими ins conubii права на вступление в законный брак. Кроме того, различались брак «cum manu», при котором жена полностью поступала под власть мужа или домовладыки, находясь на положении его дочери и брак «sine manu», при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке например, отцу или была самостоятельным лицом.

Римский брак заключался при следующих условиях: 1 если имело место согласие жениха и невесты и их домовладык на заключение брака; 2 если было достигнуто брачное совершеннолетие для юноши - 14 лет, для девушки — 12 лет ; 3 если ни одно из лиц, вступающих в брак уже не состояло в другом браке; 4 если имелось ins conubii. Брак в Риме заключался неформально. Достаточно было выражения согласия будущих супругов и отведения невесты в дом жениха. Правда, при браке cum manu требовалось совершение определенных формальных актов для установления власти мужа. Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а смертью одного из супругов; б утратой свободы одним из супругов; в разводом.

Развод был свободным и в классические времена происходил легко. Но по Юстиниановскому Кодексу развод был ограничен: развод по обоюдному согласию супругов запрещался вообще; развод по одностороннему заявлению одного из супругов удовлетворялся лишь в исключительных случаях если другой супруг, например, покушался на жизнь супруга, или не был способен к половому сожительству и т. Имущественные отношения между супругами при разных видах брака были различны.

Выражение in manu прямо указывает на отношение владельца к предмету владения. Умирает отец семейства: со смертью его разрушается семейственный союз и фактически и юридически. Остающиеся потомки не продолжают союза, не заступают лицо умершего в семействе, но основывают новый, так что сын умершего не по долгу, не как опекун заведовает личностями вдовы и дочерей девиц, но подчиняет их своей воле, самовластно овладевает ими. Римский мир не знает рода в том смысле, в каком знают его новые народы, как органический кровный союз всех восходящих, нисходящих и боковых родственников. Устройство семьи в Древнем Риме имело ту особенность, что основанием ему не столько была кровная связь, сколько значение родительской власти и связанного с ней родового религиозного представления. Семья состояла из главы и членов, под его властью сущих; могла быть семья и без членов: в таком случае ее составляло одно лицо, не имевшее над собой семейной власти, ни под собой подвластных членов, но носившее все-таки название домовладыки paterfamilias, caput familiae. С другой стороны, семья могла состоять не из одних только лиц, действительно состоящих под властью: в составе ее полагались и такие лица, которые состояли бы под властью общего родоначальника уже не существующего , если бы он остался жив. Стало быть, агнатство существовало вообще между лицами, которые могли свести друг друга исключительно через мужское поколение к одному общему корню родительской власти. Отсюда возникал в семье союз гражданского родства agnatio, cognatio legitima, cogn. Такая семья не соответствовала вполне семье кровной, возникающей из естественного рождения, ибо по идее гражданского родства к нему не принадлежали кровные родственники матери, так как родительская власть признаваема была в лице одного мужчины и только через мужчину передавалась; с другой стороны, принадлежность к гражданскому родству зависела от событий и действий чисто гражданского свойства, как-то: от усыновления, от эмансипации и от некоторых строгих форм брака. За пределами гражданской семьи агнатов видим в Риме другой обширный круг, средний, так сказать, между семьей и государством — круг родовой, так называемый qens, члены коего соединялись общим религиозным обрядом, общими преданиями, общим родовым именем, общим нравственным отношением и общим наследственным правом. В каждом из меньших кругов гражданского родства господствовало безусловное единство власти: одно было лицо и одно имущество. Для главы своего все члены семьи работали, для него обязывались и приобретали — непрерывно из рода в род, доколе не порвется властная цепь смертью, эмансипацией и т. Когда член семьи вступал в брак и выводил своих детей, то и родительскую власть над своими детьми приобретал не себе, но начальнику семейства. Словом сказать, семья составляла как бы собственность главы своего, и само слово familia, по первоначальному своему смыслу, означает имущество или принадлежность человека. В таком виде семья, по началу своему, была государственным учреждением, формой политического и религиозного быта, и звание главы было необходимо для охранения строгих начал порядка религиозного и гражданского см. Во всех древних законодательствах Европы выражается стремление обособить семью строгим определением ее границ и поддержать целость и непрерывность домашнего очага, как святилища семейной религии, соединенной с культом умерших предков. Отсюда вытекают учреждения того времени, проникнутые семейным началом — кровная месть, исключение женщин из наследства и право усыновления. С изменением гражданского устройства и общественной экономии в Риме, родительская власть пережила начала, на коих она была основана, и подверглась разложению, по мере того как эти начала стали приходить в забвение и личное право стало выделяться из совокупности прав и обязанностей, соединенных с первоначальной идеей учреждения. В таком виде, то есть как личное, само для себя существующее право, родительская власть не могла удержаться во всей своей строгости, и гражданская семья мало-помалу должна была уступить в законе место семье природной или кровной, которая искони существовала и таилась в недрах семьи гражданской. Вместе с тем изменилось совершенно и юридическое значение начальник семейства. В лице его сосредоточивалась троякая власть: власть над имуществом, власть над лицами, власть суда и расправы. Разложение этой власти началось с того, что члену семейства предоставлена законная возможность иметь свое отдельное имущество peculium , и затем, вследствие постепенного умножения отдельных прав, исключительное право отца на имущество членов семьи ослабело до того, что отец допущен к участию в наследстве после сына.

К примеру, в хорошо известной истории о коте в сапогах старшие сыновья получили солидное имущество, а младшему доставалось лишь символическое наследство. Это произошло потому, что в средневековой Европе было много людей и мало земли. Поэтому были приняты нормы защиты агнатов — кровных родственников, которым впоследствии переходило все имущество. Агнатами называли лишь самых старших сыновей рода — прямых наследников. Сначала такая норма применялась лишь к сыновьям дворянских семей, а впоследствии была распространена повсеместно. Когнаты — кровные родственники, которые были лишены всех прав на имущество. Когнаты в языкознании Удобное понятие было подхвачено лингвистами и стало использоваться в языкознании. Когнат — это однокоренное слово, имеющее общее значение в близкородственных языках. Семантическое подобие когнатов обычно варьируется от языка к языку, и полного тождества значений практически не бывает.

Это сжигались имперские архивы, имперские библиотеки, книги на славянском русском языке. С Апеннинского полуострова никогда ничем не управляли, никогда и ничем, а тут приписали этой небольшой территории создание гигантской, хорошо организованной империи с боевой героической историей. В характере у нынешних итальянцев ничего такого нет, что может говорить об их боевых предках. В них не было и прежде такого духа, который способен поставить их во главе значительной части планеты. Не потому ли придумали Римскую империю Западную и Римскую империю Восточную? Так было легче исказить историю. Просто у Византии Константинополя отобрали древнюю историю и на ее основе создали множество периферийных мини-историй, а выдали их за вселенскую. На основании одних и тех же фактов, имен, названий создавались локальные истории Англии, Шотландии, Франции, Испании, Италии. Вообще, в ныне существующей официальной истории древнего Рима и римского права очень много подлинных сведений о подлинной великой империи, а потому многие якобы присущие древним термины легко переводятся с помощью русского языка. Яркий пример — cognatus «согнаты, согнаны из родного дома». Термин агнаты, на мой взгляд, появился позднее, когда нужно было научно обосновать одну из страниц «древнего» римского права. Кстати, в русской литературе XVIII века встречается много попыток к привычным русским, а чаще заимствованным корням приставить отрицательную частичку а. Слова анаэробы, аноним, аполитичный, арифметика, астения, атеист, атония, атрофия и многие другие сохранились с тех пор, они начинаются как раз с такой отрицательной приставки а. Агнаты и когнаты — не единственные яркие примеры прочтения русских слов с помощью латиницы. Уверяю, что таких «иностранных» слов с русскими корнями очень много. Вот несколько примеров. Когорта — от латинского cohors cohortis — тактическая единица древнеримской пехоты десятая часть легиона. Вы уверены, что это действительно иностранное слово? Можно уточнить, что русская м переписана как латинская т, поскольку на письме они одинаковы т. Мне думается, что армейское слово салага — лучший перевод. Коллегия — латинское collegium — в Древнем Риме союз лиц, объединенных общей профессией или культом. Слово прочитали латиницей, и оно потеряло связи с действом. Кстати, в России при Петре Первом названием коллегии заменили прежде существовавшие приказы, хотя русское слово точнее передавало смысл и назначение этих структур. Приказ — организация действия, а коллегия — структура для возлежания и обсуждения. Неэффективность государственной машины идет от ее неверно названных органов. Колон — латинское colonus. В Римском империи так называли арендатора небольшого земельного участка у крупного землевладельца колоната. За пользование землей колон платил натурой или деньгами, выполнял натуральные повинности. Со временем произошло закрепощение колонов. По сути колоны — предшественники крепостных крестьян. Это я пересказал официальную версию. Колония — латинское colonia - «поселение». В Древнем Риме поселение граждан одной страны в другой. Со прочитали латиницей, а потом латинское звучание вернулось в русский язык, стало слово колония. Чтобы зримо представить, как шел процесс заселения, сложите ладони в лоно, так, чтобы зачерпнуть воды. Это одно гнездо, одна семья, одно лоно. Когда таких семей много, образуется поселение, или колония. Первыми такими колониями от имперского центра на территории Германии, видимо, было поселение на Рейне — нынешний Кёльн, и на Шпрее — южная часть нынешнего Берлина. Кокаин — от испанского cocoina — алкалоид, содержащийся в листьях коки. Думается, что слово коки появилось позднее, а раньше было русское соси, ведь листья этого уникального растения сосали, чтобы получить опьяняющее возбуждение, а после раскола империи слово записали испанскими буквами, откуда оно пошло гулять по свету. Кокарда - от французского cocarde — металлический значок на форменной фуражке. Слово сложное, второй корень —arde — указывает на принадлежность к армии, а первый — со- - на множество, на совместные действия. Русское словосочетание со ордой, видимо, указывало на приметный знак, объединяющий во времена великой империи группы воинов в орде: конский хвост на шлеме, изображение собачьей или рысьей головы на оплечье и так далее, при переводе словосочетания на латинские буквы стало cocarde кокарда. Согласитесь, красивое и очень точное слово для знака отличия. Кокос — испанское сосоs, множественное число от coco — тропический плод многоцелевого назначения. У него скорлупа идет на поделки, волокна - на циновки и канаты, мякоть копра - на пищевое и техническое масло, а сок недозрелых плодов хорошо утоляет жажду. Последнее качество и дало название этому плоду. Обычно пробивают две дырки, чтобы удобнее было сосать. Он потому и кокос, что со соком. Опять же русские буквы прочли латиницей. Как правило, самые значительные по величине колонны внутри пустые.

Власть домовладыки

Агнатское и когнатское родство Агнатическое и когнатическое родство. 25. Отцовская власть. Основания возникновения и прекращения patria potestas. Личное и имущественное положение подвластных. 26. Узаконение и усыновление. Формы усыновления.
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ в римском частном праве. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО рактер семьи и последующее видоизменение ее характера. – Свойство кровной семьи германской.
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство это кровные родственники. Но римское право изначально разделяло всех кровных родственников на две группы: агнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через отца (патрилинейное родство).
Агнаты и когнаты кратко Таким образом, братья были агнатами второй степени (1+1), дядя и племянник – агнатами третьей степени (1+2) и т.д. 2. Когнаты (кровное родство). В римском праве кровные родственники по прямой и боковой линиям.

Кто такие на самом деле - гои, и кто такие - изгои на Руси.

3) когнатическая семья (союз кровных родственников от общего предка). В агнатской семье власть домовладыки распространялась пожизненно на жену и жен сыновей; над детьми своими и других членов семьи; над рабами и вольноотпущенниками. 1) При аррогации лицо sui juris вступает под отеческую власть аррогатора и становится на все время существования над ним власти аррогатора агнатом и когнатом всех агнатов со взаимными наследственными правами. Главенство старшего агната — мужского родственника, считавшегося ближайшим к предкам членом семейства (adgnatus proximus), — в семейном культе, его медиативная роль посредника между предками и живыми, только еще идущими к перевоплощению.

Агнатское и когнатское родство

Соответственно, члены римской семьи делились на подчиненных и главу семьи paterfamilias , осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке т. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата.

Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками agnati в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи; исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку.

Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились. Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям.

Вообще Россия держалась за счет сельской общины. А на Западе общин на селе не было, там были хозяева и наемные работники. А это, согласитесь, иной тип отношений. Когда осёл сбежал от хозяина, то встретил охотничью собаку, такую же бездомную, как и он сам. Когда та стала стара, охотник решил ее пристрелить, чтобы не кормить.

Теперь они вдвоем пошли в город Бремен, чтобы стать музыкантами. Когда встретили кота, тот рассказал им свою историю. Он стал стар, зубы его выпали или затупились, мышей ловить он не может, он бы охотнее лежал за печкой и мурлыкал для хозяйских детей, но хозяева попрекают его каждым куском хлеба и грозятся сдать на живодерню, чтобы хоть со шкуры его получить какую-то пользу. Итак, сказка — ложь. Да в ней намек… Мы узнаем о массовом обнищании деревни и о стремлении хозяев, больших и малых, избавиться от лишних ртов. Кого-то выгоняют, кто-то сам уходит. Освободившиеся устремляются в город, поскольку только там еще можно найти применение своим рукам и способностям. А это относительно недавнее время, когда такая практика в качестве государственной политики вряд ли применялась, скорее она сохранялась как отголосок более далекого прошлого, как сложившаяся традиция. Но обнищание деревни и в это время продолжалось.

Ситуация характерна не только для Германии. Еще раньше, чем братья Гримм, этой темы коснулся французский сказочник Шарль Перро 1628-1703 в сказке «Кот в сапогах». Умер крестьянин, и его наследство делят между тремя братьями. Недвижимость — дом, мельница и земля под ними — досталась старшему сыну; скот — один осёл — среднему, а младшему остался только кот, и младший брат вместе с котом вынужден был покинуть родной дом и отправиться на поиски лучшей доли. Почему так произошло? Почему нельзя было все наследство разделить поровну? Потому что вышел закон, или указ, запрещающий делить дворянские, а потом и крестьянские наделы. Недвижимость доставалась старшему сыну. Почему такое произошло?

В Европе было мало свободной сельскохозяйственной земли, а ртов много. У хозяев же, как правило, росло многочисленное потомство, и если небольшой участок разделить на всех наследников, то появится большое число хозяев, прокормиться которым на этом участке земли будет невозможно. Процесс обеднения шел по нарастающей. Некогда крупные хозяйства оказались раздробленными на мелкие, а потому шло массовое обнищание, которое началось с дворян. Вот тогда и был издан указ о так называемых когнатах. Вообще-то в исторической науке есть понятия агнаты и когнаты, это официальные термины древнего римского права, от латинских слов agnatus якобы «родственник по отцу» и cognatus якобы «кровный родственник». Иначе говоря, агнатами в древнем римском праве считали всех членов семьи, происходящих по мужской линии от одного родоначальника, а также вошедших в семью путем брака или усыновления. В праве германских народов агнаты — кровные родственники-мужчины, связанные происхождением по мужской линии. Агнаты находились под покровительством семьи, а когнаты такого покровительства не имели.

Но это в теории римского права. В европейской практике было несколько по-другому. Кажется, с этими агнатами и когнатами никогда не разобраться, если не представить конкретной ситуации деления на тех и других. Агнаты — это те, кто получил наследство, способное обеспечить им жизнь. Дом и мельница обеспечат жизнь старшему брату из сказки Шарля Перро. Если средний брат приведет осла, то они вдвоем смогут работать вместе. Об этом говорит самый младший. А что делать ему, если он получил в наследство только кота? Кот нужен, когда надо стеречь амбары с зерном от мышей.

А если ни амбара, ни зерна, ни даже дома нет? У младших братьев нет права ни на дом, ни на мельницу, поскольку вышел указ, запрещающий дробить дворянские поместья и крестьянские наделы. Кстати, сказка Перро «Кот в сапогах» раскрывает еще одну историческую тайну. Младший брат в результате манипуляций кота в сапогах превратился во владельца очень богатого состояния с огромными поместьями, дворцами и замками. Таким образом, владелец кота оказался богаче самого короля. Как же такое может быть? Может, ведь король до эпохи Реформации не был владельцем, он только исполнял функцию управления: не владел, а управлял определенной территорией, где могли быть очень состоятельные владельцы, которые на порядок богаче короля. И тут мы видим, что когнат, отправившийся на поиски своего счастья, стал богаче не только братьев-агнатов, но и самого короля. А теперь зададимся вопросом: откуда, из какой точки планеты вышел указ о когнатах, если им руководствовались и в Германии, и во Франции, и в Дании, и в Испании, и в Англии?

Почитайте сказки этих народов и вы найдете подобные мотивы, потому что проблема касалась всех народов в Западной Европе и решение было принято одинаково для всех.

Римское гражданство прекращалось: а естественной смертью; б в случае захвата в плен; в в случае присуждения к тяжелому уголовному наказанию изгнание, а в период империи — высыпка и присуждение к бессрочным каторжным работам. Правовое положение латинов и перегринов «Древние латины» : 1 могли заключать сделки на территории Рима, 2 выступать в суде, 3 иногда им предоставлялось право заключать браки с римскими гражданами, 4 участвовать в работе народного собрания с правом голоса. Латины колоний пользовались правом заключать сделки, участвовать в суде, однако были лишены права заключать браки с римскими гражданами и составлять завещания. Перегрины а жители «сдавшихся» областей, включенных в состав Римского государства, б римские граждане, высланные из Рима в результате применения к ним уголовного наказания; в римские поданные, которые не обладали ни римской, ни латинской правоспособностью. Вначале на перегринов не распространялось римское право, поэтому на территории Рима они были наиболее бесправны. В своих общинах во взаимоотношениях друг с другом они жили по своему праву. С развитием хозяйственной жизни правоотношения между римлянами и перегринами стали регулироваться нормами «права народов». В 212 г. Правовое положение рабов, вольнопущенников и колонНов Раб не являлся субъектом права.

По мнению римских юристов, он был одной из необходимых вещей, Как и любой другой объект права собственности, раба можно было купить, продать, заложить, сдать внаем. Его можно было убить. Со временем правовое положение раба улучшалось. Начиная с принципата появилась новая форма эксплуатации рабов - пекулий. Пекулий - часть имущества рабовладельца, предоставляемая последним рабу для ведения хозяйства. Раб в ходе управления имуществом мог заключать сделки. По этим сделкам ответственность падала на хозяина ответственность ограничивалась стоимостью пекулия. Рабы не могли приобретать для себя какие-либо права. Все их приобретения переходили в имущество господина. Способный раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить у хозяина свободу.

Способами установления рабства в Риме являлись: а военный плен или захват лиц, не принадлежавших к государству, связанному с Римом договором; б рождение от рабыни, даже если отец являлся свободным в лишение свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках; г продажа в рабство в древнейшее время. Вольноотпущенники Правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, которое отпустило раба на волю. Если раба отпускал квиритский собственник, раб приобретал право римского гражданина. Если же раб был отпущен лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, отпущенный приобретал только латинское гражданство. Вольноотпущенник был ограничен в правах. Он не мог предъявлять без разрешения магистрата исковых требований к бывшему хозяину Колоны. Колоны были наследственно прикреплены к земле. Бежавший колон возвращался на свой участок. Ему было запрещено оставлять ту местность, где он родился.

Кто такие агнаты и когнаты и каковы их наследственные права

Наследование по закону было предопределено исключительно римским пониманием семьи. В интересах законного перехода наследства выделялись два типа родства: агнатическое и когнатическое. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками agnati в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии, но и пребывавшие под властью наследодателя как их домовладыки в составе большой семьи; исторически агнатическое родство сформировалось первым и им определялось наследование в ранние периоды римского права преимущественно. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate.

Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку.

Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.

Независимо от формы брака на жену возлагались обязанности по ведению домашних работ и поддержанию дома в состоянии, отвечающем положению семьи. Жена и муж были обязаны поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального характера. Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака. Имущественные отношения супругов зависели от формы брака.

В браке cum manu имущество жены переходило в собственность мужа, который имел права им распоряжаться. Право мужа на владение имуществом жены не могли ограничить даже родственники жены. В результате заключения брака sine manu действовал принцип разделения имущества супругов. Муж мог осуществлять управление и распоряжение имуществом жены, но не мог его отчуждать без соответствующего разрешения. Управлять имуществом жены муж мог только в том случае, если супруга сама передала его для этих целей. В данной ситуации взаимоотношения супругов определялись по правилам договора поручения. Родственники жены могли предъявить к супругу требования о восстановлении имущества или даже иск по поводу злоупотреблений в управлении имуществом.

Несмотря на то что жена была собственником своего имущества, она не могла самостоятельно распоряжаться этим имуществом в хозяйственном отношении. При заключении брака sine manu супругам было запрещено осуществлять взаимные дарения. На особом правовом положении находились категории брачного имущества: приданое и брачные дары. Приданое dos — материальный дар, предоставляемый женой, ее отцом домовладыкой или иным третьим лицом. Приданым могли быть различное имущество или имущественное право: вещи на праве собственности или владения, право на чужие вещи сервитут , отказ от каких-либо вещных прав, отказ от наследства в пользу мужа и т. Приданое являлось имуществом жены, но правом собственности на него обладал муж. Плоды от имущества находились в собственности мужа, но муж не мог отчуждать земельные участки.

Движимые вещи муж мог отчуждать только с согласия жены, за исключением скоропортящихся и заменимых вещей, которые муж мог отчуждать самостоятельно. На мужа возлагалась ответственность по сохранности приданого. Приданое передавалось путем проведения особого обрядового акта либо оформления соответствующих документов. Приданое нельзя было заменить другой вещью, даже если она была более ценной. Кроме этого, вещь, находящаяся в составе приданого, не могла изменить свое назначение. В период заключения браков cum manu правовое положение приданого никак не регулировалось. Если не было соответствующего соглашения, то приданое вместе с другим имуществом жены переходило в собственность мужа.

Когда стали заключаться браки sine manu, для приданого, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Брачные дары — подарок жене от мужа в соответствии с их общественным положением. Подарок предоставлялся до заключения брака, тем самым жена обеспечивалась на слу. Для того чтобы брак между мужчиной и женщиной был признан действительным, необходимы были условия: согласие вступающих в брак, достижение ими определенного возраста для мужчин 14 лет, для женщин — 12 лет , нахождение жениха и невесты в здравом уме, отсутствие близких степеней родства, чтобы ни одно из лиц не состояло в другом браке. В середине V в. Заключению брака обязательно предшествовала помолвка. В Древнем Риме стороны заключали договор, в котором содержалось клятвенное обещание заключить брак.

Применялся принцип свободы брака. В конце II в. В IV—V вв. При этом помолвка сопровождалась внесением задатка со стороны жениха. Если жених отказывался от заключения брака, то он терял уплаченный задаток, а если невеста или ее отец отказывались от заключения брака, то они возвращали уплаченный женихом задаток в четырехкратном размере. Обручение жениха и невесты и брачная церемония могли следовать друг за другом, но могли быть и отделены друг от друга даже несколькими годами. В момент обручения вступающих в брак обменивались подарками в соответствии с социальным уровнем партнера.

Обручение могло осуществляться и представителями жениха и невесты — их родителями, опекунами и пр. Сам факт обручения и обмена подарками закреплялся специальными документами в более ранний период — присутствием свидетелей. Расторжение обручения осуществлялось или по взаимному согласию жениха и невесты, или в судебном порядке. Данное обстоятельство не служило разводом и не было препятствием для заключения последующего брака. Обручение устанавливало родственные отношения между женихом и невестой, в связи с чем возникали ограничения на заключение брака между другими членами данных семейств, даже если намечавшийся брак не состоялся. Не допускалось проведение двух обручений, как и многобрачие. Со стороны невесты обручение проводилось домовладыкой, которым было принято решение о заключении брака, хотя согласие дочери было обязательным условием.

Основным элементом заключения брака являлось введение невесты в дом мужа. Если невеста была несовершеннолетней, она могла находиться в доме своего мужа, но брак признавался действительным только по достижении ею 12 лет. Заключение брака между родственниками приравнивалось к уголовному преступлению. Способы прекращения:Брак, заключенный на законных основаниях, мог быть расторгнут только в предусмотренных законом случаях. Способы прекращения брака в римском праве:1 смерть одного из супругов;2 утрата одним из супругов статуса свободы;3 утрата одним из супругов римского гражданства;4 утрата семейного статуса;5 развод. Смерть была достаточным основанием для прекращения брачного союза. К смерти приравнивалось безвестное отсутствие одного из супруга, что также вело к прекращению брака.

Утрата одним из супругов статуса свободы или гражданства служила основанием расторжения брака по той причине, что они не имели права вступать в законный брак, а изменение семейного положения вело к разрыву брачных отношений. Кроме указанных оснований, брак прекращался по решению супругов — путем развода. В период I—II вв.

Совершение священного религиозного обряда конфареацио confarreatio , в котором помимо брачующихся и их родителей обязательно должны были участвовать десять свидетелей и жрецы-фламины.

Брачная церемония предполагала вкушение вступающими в брак хлеба из полбы panis farreus и произнесения специальных словесных формул. Брак sine manu устанавливался достаточно просто и без всяких обременений при помощи пользования usus. Но, в отличие от пользования брака cum manu, сожительство мужа и жены в течение года должно было быть прервано на три ночи: жена не должна была ночевать в доме мужа. Считалось, что она возвращается в дом отца, тем самым подтверждая его власть над собой и не давая возникнуть власти мужа.

Брак, заключенный любым из рассмотренных способов, являлся законным. Потомство, рожденное в любом из них, считалось законнорожденным, наследующим римскую правоспособность с момента рождения. Браку, как правило, предшествовала спонсалия сговор — «предложение и обещание будущего брака» D. Спонсалию нередко называют и сравнивают с современной помолвкой жениха и невесты.

Это не совсем точно, так как в современном праве помолвка не является юридическим фактом, она не порождает юридических последствий. Спонсалия же — это не что иное, как вербальное обязательство. Отсюда и участники именуются как стороны в обязательственном соглашении — контрагентами, а также значение приобретает характер выражения воли сторон: Сговор, как и брак, совершается в силу согласия контрагентов, и поэтому нужно, чтобы дочь семейства выразила свое согласие как при совершении брака, так и при разводе, но дочь, которая не противится воле отца, считается давшей согласие D. Среди целей, преследуемых спонсалией, было обсуждение размеров и содержания имущественного предоставления со стороны жены — приданое dos и жениха — предбрачный дар donatio propter nuptias.

Приданное и предбрачные дары характерны для всех народов, но только римляне придали им правовой статус. В Дигестах правовому статусу приданного и предбрачного дара посвящено несколько специальных титулов [61] 61 Книга 23, титулы 3—5; Книга 25, титул 1. Предбрачный дар — это не столько имущественное предоставление, сколько дань уважения родителям невесты, а также незначительная имущественная компенсация, в случае если брак был с властью мужа. В случае вдовства или развода по вине мужа предбрачный дар переходил к бывшей супруге.

Предоставление приданного рассматривалось, без какого-либо преувеличения, как дело государственной важности: Для государства важно, чтобы женщины имели приданное в полном порядке, с тем чтобы они могли выходить замуж D. Характерной особенностью римского брака была невиданная простота его прекращения. В чем-то даже более простая, чем в большинстве современных стран мира. Помимо не зависящих от воли сторон обстоятельств а смерть, b плен [62] 62 «Жены лиц, попавших во власть врагов, могут рассматриваться как занимающие положение замужних в силу одного того, что они не могут по своему произволу выйти замуж за других.

И следует дать общее определение: пока известно, что находящийся в плену муж жив, его жене не дозволяется другое супружество, разве что сами женщины предпочли дать причину для заявления о прекращении брака. Если же не известно, находится ли в живых муж , удерживаемый врагами, или же его уже настигла смерть, то по истечении пятилетия со времени его пленения женщине дозволяется вступить в другое супружество, но с тем, однако, что первый брак рассматривается как расторгнутый с хорошими чувствами и каждый из бывших супругов сохраняет свое право без всякого ущемления; такое же право следует соблюдать, если муж живет в своей общине, а жена захвачена в плен» D. Развод был возможен как по обоюдному согласию супругов divortium , так и в результате желания одного из них repudium. Ограничения были связаны только с браком cum manu: брак мог быть расторгнут только по воле мужа и только в форме, противоположной уже заключенной: confarreatio — diffareatio, coemptio — remancipatio.

Согласно Гаю, развод сопровождался словами: а уходящей жены в адрес мужа: «Имей у себя твои вещи твои вещи тебе — я ухожу » и b словами мужа: «Возьми с собой твои вещи я изгоняю тебя »: Слово «развод» происходит от различия или того, что прекращающие брак расходятся в разные стороны… Установлено, что и при расторжении сговора может иметь место отказ; в этом деле принято такое выражение: «Я не следую твоей участи». Не имеет никакого значения, делается ли заявление самому присутствующему супругу или ,заявление делается посредством лица, состоящего под властью супруга , или лица, в чьей власти состоит супруг D. Если в разводе был виновен муж, то в пользу жены он терял предбрачный дар; если жена, то муж мог рассчитывать оставить себе имущество из приданного, но только частично. Количество повторных браков не регламентировалось.

Единственное, что считалось обязательным, — траур вдовы 10 месяцев. В правление императора Августа была предпринята попытка серьезно ограничить процедуру развода. Были установлены наказания за измену супругов adulterium и за разврат. В частности, интересен тот факт, что Август наказал за разврат собственную дочь и внучку.

Законодательство Августа впервые в истории устанавливало ответственность за бездетность могли получить только часть наследства и безбрачие лишение наследства. Были предусмотрены льготы тем, кто имел трех и более детей [63] 63 Ср. Помимо брака римское право признавало так называемый конкубинат — законное сожительство. Конкубинат в современном понимании весьма близок к понятию гражданского брака: стороны состоят в длительном незарегистрированном сожительстве, при этом никто из них не состоит в другом зарегистрированном браке.

Главное отличие конкубината от брака, и прежде всего брака, заключенного посредством usus, — это отсутствие намерения у сторон заключить брак. Как правило, конкубинат существовал между лицами разного социального положения, например сенатором и вольноотпущенницей. Конкубина имела статус сожительницы. Это означало, что она не является частью семьи мужа, не может требовать его официальной защиты.

Дети, рожденные в конкубинате, считались незаконнорожденными. Отдельную категорию составляли отношения, связанные с адюльтером adulterium — сожительство мужчины с замужней женщиной. Дети от подобного сожительства являлись незаконнорожденными и составляли особую категорию — спурии. Сожительство мужчины с незамужней женщиной называлось ступрум stuprum ; дети от подобного сожительства также назывались спуриями.

Односторонность сделки в отличие от наследственного договора. Состав завещания. Задача завещания.

Institutio hereditatis. Завещательная правоспособность. Завещательная дееспособность.

Способность составления завещания. Testamenti factio activa. Способность получения наследства.

Testamenti factio passiva. Некоторые условия тестамента: влияние мотивов заблуждения завещателя; психическое принуждение; добавочные распоряжения. Предпосылки появления завещательной свободы - отсутствие sui heredes.

Условия тестамента при наличии sui heredes. Появление воли завещателя, лишение наследства - exhereditatio, умолчание - praeteritio - как формальное ограничение свободы завещания. Роль postumi loco.

Несовместимость двух видов наследования. Древнейшие гласные виды тестамента. Публичный акт гласного завещания - testamentum comitiis calatis.

Сакральность акта. Отличие от arrogatio. Сроки обнародования.

Завещание перед фронтом - testamentum in procinctu - словесное завещание ближайшему товарищу. Законы XII таблиц - этап развития тестамента. Возможность замены преемства по закону на hereditas testamentaria.

Закрепление частного тестамента в эпоху интерпретации. Содержание и форма частного тестамента. Новая форма: testamentum per aes et libram - манципированное завещание.

Следующий этап развития - передача имущества familiae emptor как loco heredis. Формула распоряжения mancipatio. Несовершенство этого этапа.

Возрастание роли письменного завещания. Сведение манципации до обряда. Устная и письменная форма манципации, усиление реального значения heres.

Формула tabula testamenti. Развитие римского тестамента. Правила назначения instituere , лишения exheredare , умолчания praeterire.

Разработка норм эксгередитации. Правила приращения adcrescere. Правила для постумов по сохранению силы завещания.

Перевод основного значения завещания с nomen heredis на имущественные права. Понятие и размер одинаковой доли в наследстве. Средства ее защиты.

Роль центумвирального суда в разработке мер оспаривания завещания. Моральное ограничение свободы завещания. Условия для ресцинзирования тестамента.

Преторское право и завещание. Упрощение форм завещания. Необходимые наследники по преторскому эдикту.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий