1 января года в сша было отменено рабство без всякого выкупа

22 сентября 1862 года 16-й президент США Авраам Линкольн объявил о том, что с 1 января 1863 года все рабы «отныне и навсегда будут свободными». Декларация об отмене рабства во всех штатах была опубликована в газетах, а также напечатана отдельными выпусками. Рабство в США — социальный институт использования принудительного труда рабов, существовавший в британских американских колониях и США в 1619—1865 годах. Согласно указу, свободными объявлялись все рабы в любом штате, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года. Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

Этот День В Истории

Зимой 1861 в США началась гражданская война. С тем, чтобы Декларация приобрела конституционное выражение, в 1863 Республиканская партия, членом которой был Линкольн, внесла на рассмотрение конгресса предложение о соответствующей поправке к Конституции США. Палата представителей, в которой демократы имели численное преимущество, проголосовала за эту поправку только 31 января 1865 года двумя третями голосов. К декабрю 1865 три четверти штатов страны одобрили этот документ.

Этот исторический акт стал важным шагом по пути к равноправию всех граждан и лег в основу дальнейших изменений в американском обществе. Исторический обзор Рабство в Соединенных Штатах Америки было законодательно утверждено еще в конституции Соединенных Штатов в 1789 году. Оно стало неотъемлемой частью экономики и культуры Южных штатов.

Рабство основывалось на принципе, что темнокожие африканцы и их потомки могут быть куплены, проданы и использованы в качестве рабочей силы без их свободы и прав. Антирабовладельческое движение стало все увереннее и сильнее. Однако настоящий перелом произошел во время Гражданской войны 1861-1865 , когда Норд и Юг боролись друг с другом. Война имела многие причины, но одной из самых важных было само существование рабства. Закон вступил в силу 1 января 1863 года. Условия прокламации были неоднозначными.

Прокламация не отменила рабство во всех штатах, а только в Штатах, которые поддерживали Конфедерацию. Было необходимо принять 13-ю поправку к Конституции, чтобы окончательно и безусловно запретить рабство в Соединенных Штатах.

Со второй четверти XIX в.

На севере и северо-западе господствовали семейные фермы, некоторые из них распространялось на запад. Многие хозяева нанимали батраков — разорившихся переселенцев, а затем стали широко использовать технику. Дешевые фабричные товары заменяли з их домах самодельные орудия труда и одежду.

Долгое время идеалом для американцев был путь фермера — «человека, у которого нет хозяина». К 1850 г. Большинство из них трудились на хлопковых плантациях, меньшая часть — на плантациях табака, сахарного тростника, риса.

Именно это сделало хлопок «королём» Юга, а рабовладение — выгодным делом. Южные районы страны так и назывались — «черный пояс». Негров покупали и перепродавали, разрушали семьи, за проступки и неповиновение применялись страшные наказания и истязания тем более, что набирал силу расизм.

На беспощадную эксплуатацию негры-рабы отвечали восстаниями и бегством. Этот невольник всерьез воспринял слова из Библии: «Первые станут последними, а последние станут первыми» — и считал, что ему предназначено Богом освободить свой народ. Восстание было подавлено войсками, оно стоило много крови и белым, и черным.

Тэрнера казнили. XIX в. Вся страна разделилась на сторонников и противников рабства.

Аболиционисты оказывали помощь неграм, бежавшим от плантаторов на Север. Бывшая рабыня Гарриет Табмен 19 раз проникала на Юг и вывела оттуда сотни рабов. Он переправлял рабов в Канаду, а затем принял решение поднять восстание против рабства.

Слайд 17 Прокламация об освобождении рабов 1 января 1863 года. Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатов, властью главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов в первый день января 1863 года… Приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся рабами в указанных штатах и частях штатов, отныне и в дальнейшем свободны, и что исполнительная власть Соединенных Штатов, включая военные и морские власти, будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц.

Не замахиваясь на рабство

  • Его убили за свободу: чем знаменит Линкольн и как он повлиял на отмену рабства в США
  • США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
  • Отмена рабства в США: освобождение и история. В каком году произошло?
  • Как американский закон и Конституция США определяли рабство — Журнальный зал
  • США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

День освобождения рабов в США

Тринадцатая поправка к Конституции США, отменяющая рабство, была принята Конгрессом во время Гражданской войны 31 января 1865 года и вступила в силу 6 декабря 1865 года после того, как её ратифицировали необходимые три четверти штатов — 27 из существовавших тогда. Какие земли(штаты) были присоединены к США в 1ой половине XIX вв.? (минимум 2 штата). Закон об отмене рабства: На президентских выборах в США в 1860 году выиграл. 18 декабря 1865 года вступила в силу 13-я поправка к Конституции США, отменяющая рабство. История рабства в Штатах насчитывает почти 250 лет, включает в себя сотни тысяч погубленных жизней и масштабную гражданскую войну севера и юга страны. Миссисипи стал последним штатом США, который официально ратифицировал 13-ю поправку к Конституции США, отменяющую рабство. О том, что до сих пор в Миссисипи было узаконено рабство, удалось узнать по чистой случайности. Следующим этапом освобождения стала 13-я поправка к Конституции США. Она была принята Конгрессом 31 января 1865 года, ратифицирована необходимым количеством штатов 6 декабря 1865 года и вступила в силу 18 декабря 1865 года. Вы, верно, скажете: какой еще юбилей – Самые лучшие и интересные новости по теме: США, отмена, рабство на развлекательном портале

Рабство в США

  • США в 19 в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики
  • Указ Авраама Линкольна об освобождении рабов, – Документ
  • Указ Авраама Линкольна об освобождении рабов
  • Тема: «США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики»
  • Рабство до Гражданской войны

1 февраля. Юридический календарь: отмена рабства в США, права женщин и биржа, Президент РФ и др.

Кто отменил рабство в Америке? Отмена рабства в Америке была результатом долгой и кровавой борьбы за гражданские права. Официально рабство было отменено 1 января 1863 года с принятием Эмансипации Прокламации президентом Авраамом Линкольном. Рабство в Соединенных Штатах Америки было отменено 19 июня 1862 года. Скрытый конфликт обострился в 1860 году после победы на президентских выборах Авраама Линкольна – кандидата от республиканской партии, главной программой которой была отмена рабства. В 1854 году в связи со стремлением южан узаконить рабство в Канзасе и Небраске, находившихся севернее условной границы, конфликт между сторонниками и противниками рабства обострился, произошли первые вооруженные столкновения. Кто отменил рабство в Америке? Отмена рабства в Америке была результатом долгой и кровавой борьбы за гражданские права. Официально рабство было отменено 1 января 1863 года с принятием Эмансипации Прокламации президентом Авраамом Линкольном. Повторим, что президент не желал решить эту проблему механическим дарованием неграм после отмены рабства прав белых граждан, включая и избирательное право.

Декларация об отмене рабства.

Так что фактически рабство во всех штатах Америки официально прекратило существовать только в феврале прошлого года. Спасибо Спилбергу Некоторые южные штаты отказались принять поправку сразу. В Миссисипи голосование по ратификации поправки было проведено только в 1995 году, но дело не было доведено до конца. Причины, по которым власти не подали официальные документы Архивариусу США, до сих пор неизвестны. И обнаружил столь парадоксальную вещь: власти Миссисипи ратифицировали поправку, но не оформили надлежащим образом документацию. Линкольн Линкольн — освободитель американских рабов. Это изречение хорошо известно всем со школьной скамьи. Однако важнее для Линкольна была все же не отмена рабства, а спасение Союза.

Он писал: «Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это». В ходе затяжной войны, полной неудач, произошла смена президентских взглядов: с постепенного освобождения рабов на компенсационной основе до полной отмены рабства. Внесенная поправка не только изменила характер войны, которая теперь стала «освободительной», но и позволила напитать армию новой кровью: к концу войны в ней насчитывалось 180 тысяч бывших рабов.

Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в XVI в.

При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

И это должна быть работа, продолжающаяся до тех пор, пока каждый человек не будет обладать своими правами и свободами, независимо от расы, пола или происхождения. Эмансипация и принятие 13-й поправки В США историческая эпоха рабства продолжалась в течение нескольких столетий и привела к глубокому социальному расколу в обществе. Но когда же конечно было принято решение полностью отменить рабство? Ответ на этот вопрос кроется в эмансипации и принятии 13-й поправки к Конституции Соединенных Штатов.

Эмансипация — это процесс освобождения рабов. В США он начался в середине 19-го века и был сопровожден долгой и сложной борьбой за равные права и свободу. Она гласила: «Рабство или принудительные работы, за исключением случаев уголовного наказания за правонарушения, являются незаконными и запрещаются во всех штатах Соединенных Штатов и на территории под их юрисдикцией». Принятие 13-й поправки стало ключевым моментом в истории США и символом освобождения от неволи для миллионов рабов. Это законодательное решение не только положило конец системе рабства, но и стало одним из главных источников правовой защиты гражданских и политических прав афроамериканцев.

Она открыла новые возможности для рабов, которые теперь могли стремиться к образованию, профессиональному развитию и полноценному участию в политической жизни страны. Следует отметить, что эмансипация и принятие 13-й поправки не стали мгновенным решением, которое привело к мгновенной свободе для всех рабов. Во многих случаях рабы обретали свободу только после окончания Гражданской войны, которая продолжалась до 1865 года, и это требовало еще большего времени и усилий для осуществления полной эмансипации во всей стране. Тем не менее, эмансипация и принятие 13-й поправки сыграли решающую роль в истории США и стали вехой на пути к равноправию и свободе для всех граждан. Они напоминают нам о важности борьбы за права и о том, что у людей есть сила и способность изменять мир вокруг себя.

Последствия отмены рабства в Америке Отмена рабства в Америке оказала огромное влияние на общество и привела к множеству последствий, как положительных, так и отрицательных. Эта прогрессивная и важная историческая смена принесла освобождение миллионам людей, которые были порабощены, и улучшила жизнь множества афроамериканцев. Однако, ее результаты не были мгновенными и по-прежнему ощущаются в современном обществе. Освобождение рабов Самым непосредственным и важным последствием отмены рабства в Соединенных Штатах было освобождение более 4 миллионов порабощенных афроамериканцев. Это стало началом их новой жизни, свободной от физической крепостной зависимости.

Это был захватывающий момент для многих людей, и они впервые получили возможность выбирать свою судьбу и самостоятельно принимать решения. Раскрытие проблем социального равенства Отмена рабства выявила и подняла вопросы социального и расового неравенства в Америке. Освобожденные рабы столкнулись со множеством преград и дискриминации, включая ограничения на образование, работу и политическую власть. Это привело к борьбе за гражданские права и движению за гражданское равенство, которое стало основой для дальнейших социальных преобразований и законодательных изменений в стране.

Британский Парламент принял Акт о запрете торговли рабами Abolition of the Slave Trade Act , ставящий вне закона работорговлю в колониях. Рабство в колониях было окончательно отменено в 1833 г.

Пруссия — 1807 г. Отменено крепостное право. Королевский флот начинает операцию против работорговли на побережье Западной Африки и освобождает к 1865 г. Мексика — 1810 г. Последний раб освобожден в 1829 г. Испанские колонии — 1811 г.

Нидерланды — 1814 г. Уругвай — 1814 г. Португальские колонии к северу от экватора — 1815 г. За запрет рабства в колониях Португалии Великобритания заплатила ей 750 тыс. Окончательно рабство было запрещено в португальских колониях в 1869 г. Эстляндия — 1816 г.

Курляндия Курземе, территория современной Латвии — 1817 г. Куба, Пуэрто-Рико и Санто-Доминго — 1817 г. За прекращение работорговли Испания заплатила Великобритании около 400 тыс. На Кубе окончательно рабство отменено лишь в 1886 г. Ливония — 1819 г. Греция — 1822 г.

Уругвай — 1830 г. Боливия — 1831 г. Британский закон, запрещающий рабство в колониях, освободил около 760 тыс. Техас мексиканская провинция — 1835 г. Президент Анастасио Бустаманте провозгласил отмену рабства в Техасе. Столкновения американских переселенцев с мексиканскими войсками привели к поражению Мексики и провозглашению независимости Техаса, в котором рабство сохранялось до 1865 г.

Тунис — 1846 г.

Декларация об отмене рабства.

Столицей стал город Ричмонд, а президентом — крупный плантатор Джефферсон Дэвис. Это не повлияло на позицию южных штатов. Несмотря на то что форт находился на территории Южной Каролины, его власти объявили, что примыкают к союзу освобождения рабов. Они заняли позицию, которую предложил занять Линкольн. Этот инцидент послужил поводом для начала Гражданской войны 1861—1865. Южане набрали около 100 тысяч добровольцев, а армия Севера состояла примерно из 75 тысяч человек. Но на самом же деле силы вовсе не были равными. Население северных штатов, а к ним примкнули даже 4 штата с рабовладельческим режимом, составляло около 22 млн человек.

На Юге проживало всего 9 млн, 3,5 из которых составляли негры-рабы. Также Юг значительно отставал от Севера в развитии технологий, в том числе и военных. Американские офицеры также в основном поддержали Северные штаты. Такие преимущества показались Северу недостаточными. Согласно этому закону каждый свободный американец мог за символическую плату получить участок земли на западе. Условие заключалось в том, чтобы этот человек признавал правительство США, без разделения на Север и Юг. Для того чтобы закрепить успех, 22 сентября 1862 года президент Линкольн официально отменил рабство на всей территории США, как на территории Севера, так и на территории Юга.

Военные действия были очень ожесточенными. Были разрушены усадьбы, уничтожены многие города. Погибло большое количество людей. Формальные потери были не очень велики. Считается, что Север и Юг потеряли в этой войне по 67 тысяч человек убитыми, но от ран и сопутствующих болезней умерло несметное количество людей. Общие потери Америки в этой войне оцениваются в 700—750 тысяч человек. Условия перемирия, означающие капитуляцию армии Юга, были вполне лояльными.

Мятежников отпустили, взяв с них подписку о верности правительству США. Казалось, что война была завершена, военные действия прекратились. Но это был еще не конец. Убийцей был актер Бут, сторонник южан. Он считал преступлением отмену рабства на территории США. Он занял больше 10 лет с 1865 по 1877 годы.

Избрание президентом Линкольна стало сигналом для рабовладельческого Юга. Конгрессу был предъявлен ультиматум о том, что рабство должно быть санкционировано законом на всей территории США и на вновь осваиваемых территориях. В противном случае южане грозили выходом из состава федерации. После того как их ультиматум был отвергнут, 11 южных штатов создали собственный конфедеративный союз, приняли свою Конституцию, избрали президента Джефферсона Дэвиса и определили столицей город Ричмонд.

Спустя какое-то время он стал выполнять все поручения и старался заработать денег для своей семьи. Всё шло в семью. Он работал лесорубом, лодочником, на почте и в поле, но намеренно обходил охоту и рыбалку - личные убеждения не позволяли. Линкольн стремился к самообразованию. С этого момента он начал укрепляться в мысли о том, что рабство абсолютно неприемлемо. Переехав в штат Иллинойс, где к тому моменту рабства не было больше 10 лет, он занялся политикой. От поста в нижней палате Иллинойса он пришел к сенату США. Инаугурация Авраама Линкольна 6 ноября 1860 года Линкольн победил на выборах. Во время инаугурации Линкольн произнес программную речь про то, что США не может разделиться. Отрывок из инаугурационной речи Линкольна :... Одна часть нашей страны считает, что рабство — правое дело и его следует распространять, в то время как другая считает, что это зло и его не следует распространять. Это единственный спор по существу. Статья Конституции о беглых рабах и закон, направленный на прекращение зарубежной работорговли, соблюдаются, пожалуй, столь же добросовестно, как и любой другой закон в обществе, где моральные устои людей таковы, что они ошибочно поддерживают сам закон.

Это были враги — неважно, под какими лозунгами они выступали. Семидневные сражения заставили Линкольна осознать: того Союза, который существовал до войны, не вернуть. Единственный способ победить — разрушить все, что еще осталось от старого Союза и выковать взамен него новый. И в первую очередь разрушить Юг, его экономику, его традиционную элиту, его образ жизни. В представлении президента это было меньшим злом в сравнении с распадом Соединенных Штатов. Именно с этого момента Линкольн берет курс на превращение войны в тотальную, нацеленную на уничтожение противника, его государственности и общественных устоев. Именно тогда, летом 1862-го, на сцене появляется генерал Поуп с его печально известными приказами, дававшими командирам северян широчайшие репрессивные права: конфисковывать имущество лиц, заподозренных в помощи конфедератам, расстреливать без суда и следствия бойцов партизанских отрядов, разрушать дома, в которых партизаны получали помощь и укрытие, депортировать гражданское население из районов, где активно действуют партизаны, причем каждый вернувшийся считался шпионом и мог быть казнен на месте. Сам генерал Поуп, оказавшийся бездарным военачальником, продержится на должности командующего Потомакской армией Союза совсем недолго. Уже в начале сентября он был смещен со своего поста после позорного поражения от Ли во второй битве при Булл-Ране, но политика после его ухода осталась прежней. И именно тогда, в июле 1862 года, президент Линкольн пишет Прокламацию об освобождении. Читайте также Агент 355: кем была самая таинственная шпионка в истории США Только в мятежных штатах Она не была опубликована немедленно. По совету госсекретаря Уильяма Сьюарда Линкольн решил дождаться военной победы или по крайней мере ощутимого успеха. В ситуации, когда южные армии наступали и уже вторглись на территорию Севера, так что даже жители Вашингтона начали подумывать об эвакуации, Прокламация могла возыметь обратный эффект — ее бы расценили как проявление слабости, попытку ухватиться за соломинку. Авраам Линкольн, генерал Джон Макклернанд справа и Алан Пинкертон слева — тот самый знаменитый сыщик, имя которого стало нарицательным. Во время войны он руководил федеральной Службой разведки. После кровопролитного и не закончившегося явной победой какой-либо из сторон сражения при Энтитеме генералу Ли пришлось оставить захваченные северные территории. Южане не были разбиты, но все понимали, что Союз на сей раз выстоял и победа Югу отнюдь не гарантирована. Сражение состоялось 17 сентября, а 22-го Прокламация об освобождении была обнародована. В ней объявлялось, что после 1 января 1863 года в тех штатах, которые к этому сроку будут находиться в состоянии вооруженного мятежа против правительства США, все рабы получают свободу. Таким образом, мятежникам как бы давалось время на то, чтобы одуматься и сложить оружие «по-хорошему». Вряд ли Линкольн всерьез рассчитывал, что какой-то из южных штатов добровольно вернется в лоно Союза. Скорее всего, президент хотел продемонстрировать миру, что до последнего пытался решить дело по-хорошему. Прокламация звучала красиво, но в тот момент рабы на территории Конфедерации были для Линкольна недосягаемы, поскольку боевые действия велись на границе или даже на территории Севера. Объявлять свободными рабов в мятежных штатах президент мог с тем же успехом, что и рабов в Бразилии. Исключением была Луизиана, солидный кусок которой, включая Новый Орлеан, находился в руках северян. Однако особой оговоркой этот штат был выведен из зоны действия Прокламации, и рабство в нем сохранялось до конца 1863 года, пока командующий федеральными силами генерал Бэнкс своим приказом не объявил его «ничтожным». Тех же рабов, которые проживали в лояльных Северу рабовладельческих штатах, Прокламация не касалась вовсе, статус их оставался прежним. Помимо прочего тому была и формальная юридическая причина: президент США не имел права издавать указы, имеющие силу закона, законотворчество — прерогатива конгресса. Правда, на территории мятежных штатов Линкольн обладал чрезвычайными полномочиями в рамках режима военного положения, однако этот режим не распространялся на штаты, верные Союзу. Вид на лагерь Чейз штат Огайо. Во-первых, это было своеобразное объявление тотальной войны Югу, поскольку рабство южане воспринимали как нечто органичное, изначально присущее их укладу. Документ этот также подрывал экономику противника, ведь благодаря рабству южане без особого ущерба для хозяйства смогли поставить под ружье куда большую часть своего мужского населения, нежели северяне. Освободив рабов Юга, Линкольн повесил над Конфедерацией дамоклов меч — постоянную угрозу восстания в тылу. Правда, она оказалась призрачной, серьезных выступлений рабов до конца войны так и не было конечно, участились побеги, особенно в прифронтовых зонах, но они имели место и до Прокламации. Тем не менее южанам пришлось принимать меры — они до последнего старались оставлять дома хотя бы одного взрослого белого мужчину в каждом сколько-нибудь крупном рабовладельческом хозяйстве, что отвлекало от фронта немало и без того небогатых человеческих ресурсов. Сыграла Прокламация и важную внешнеполитическую роль.

Причины отмены рабства

  • День в истории: лет назад в США отменили рабство
  • «Все люди созданы равными»
  • Журнал Международная жизнь - День освобождения рабов в США
  • Рабство, либерализм и гражданское право в Бразилии

Абрахам Линкольн: президент, который отменил рабство в Америке

Этот день — Национальный день свободы в США. Именно 1 февраля в 1865 году президент США Авраам Линкольн подписал резолюцию конгресса о внесении 13-й поправки в Конституцию США об отмене рабства. Рабство существовало в Соединенных Штатах Америки с момента их основания в 1776 году и в то же время было законным в Соединенных Штатах. Он был основан европейской колонизацией во всех первоначальных тринадцати американских колониях Британской Америки. Скрытый конфликт обострился в 1860 году после победы на президентских выборах Авраама Линкольна – кандидата от республиканской партии, главной программой которой была отмена рабства. Рабство в Соединенных Штатах Америки было отменено 19 июня 1862 года. Математика, 1 год назад. На рисунке дано поле, расчерченное на прямоугольники со сторонами 4 см и 2 см. На нём изображена фигура. 1) Найдите площадь закрашенной фигуры. Ответ дайте в квадратных 2) На поле, данном в условии.

Как отменили рабство в США

Он стал одним из мучеников и символов аболиционизма во время войны. Очень популярна на Севере была песня «Тело Джона Брауна» неизвестного автора, использовавшаяся как военный марш и лёгшая в основу популярного и сегодня «Боевого гимна республики». Финансово-промышленные круги северных штатов быстро поняли, что рабовладение является наиболее уязвимым для нападок институтом Юга. Именно эту карту они решили разыграть как в политическом, так и в экономическом противостоянии. Аболиционистское движение получило мощную поддержку, и его позиции к концу 1840-х годов усилились.

Конечно, северные капиталисты руководствовались сугубо прагматическими интересами. Они хорошо понимали, что отмена рабовладения подорвёт экономическое господство плантаторов на Юге, и это давало им хорошие шансы в борьбе за влияние в регионе и стране. Одновременно с поддержкой финансовых и политических кругов у аболиционистов появилась и поддержка общественного мнения. Аболиционисты выступали против южного уклада как такового и делали это как раз в тот момент, когда этот образ жизни становился всё большим раздражителем для жителей северных штатов.

Общественное мнение Севера сделало правильные выводы из событий в Канзасе: Юг всерьёз намеревался осваивать западные территории, о поселении на которых мечтали многие северяне, стремившиеся к лучшей доле. И в прессе, и на публичных собраниях нападки на Юг были в порядке вещей. В 1854 году возникла Республиканская партия, открыто выступившая за ограничение рабства. Очень быстро она стала набирать политический вес.

Уже вскоре постоянные нападки на Юг начались в обеих палатах Конгресса, а республиканцы получили столько влияния, что начали составлять конкуренцию демократам на всех выборах, в том числе президентских. Противоречия американского аболиционизма Главным парадоксом аболиционистской борьбы стало то обстоятельство, что большинство сторонников освобождения, выступая за отмену рабства, смотрели на чернокожих, как на людей низшего сорта. На Севере негров не любили и всячески дискриминировали. Например, в штате Иллинойс в 1853 году, через пять лет после отмены рабства, приняли жёсткий Чёрный кодекс, всячески ограничивавший чернокожих в правах.

В других северных штатах ситуация не сильно отличалась. Например, на момент окончания Гражданской войны из 24 штатов США негры имели право голоса лишь в пяти. Если бы какой-то политик заявил о предоставлении чернокожим гражданских прав, его политическая карьера на этом закончилась бы. Да что тут говорить, даже Авраам Линкольн хотя и отрицал из религиозных соображений «существование морального права порабощения одного человека другим», но южан за это осуждать не спешил.

В бытность свою конгрессменом он выдвинул положение, предписывавшее местным властям в Вашингтоне возвращать беглых рабов их хозяевам, за что получил от аболиционистов прозвище «тот самый охотник на рабов из Иллинойса». Во время своей предвыборной кампании Линкольн и вовсе заявил: «Я не являюсь и никогда не был сторонником достижения в какой-либо степени социального и политического равенства белой и чёрной рас». Американское колонизационное общество даже приобрело землю на Африканском континенте и в 1824 году учредило там колонию, которая затем превратилась в новое государство — Либерию. В переселении были заинтересованы как рабовладельцы, уверенные, что свободные негры плохо влияют на рабов, так и противники рабства, которые считали, что чернокожим вообще не место в США.

С другой стороны, сами свободные чернокожие не стремились ехать на другой континент: большинство из них родилось в США, и с Африкой их ничего не связывало. За 40 лет, до 1867 года, в Либерию перебралось лишь 13 000 негров из США. После начала войны негативное отношение северян к чернокожим проявлялось довольно часто. К примеру, создание так называемых «цветных войск» из негров-солдат долгое время сталкивалось с жёсткой оппозицией.

Во время антивоенных бунтов в Нью-Йорке 11—16 июля 1863 года разъярённая толпа избивала негров на улицах и даже разгромила приют для чёрных сирот.

К декабрю 1865 три четверти штатов страны одобрили этот документ. И 18 декабря 1865 13-я поправка вступила в силу. Рабство в США было отменено навсегда!

Во-первых, «Прокламация» не освобождала невольников, проживавших на Севере. Известно, что многие из генералов-северян владели рабами на протяжении всей Гражданской войны, на что Линкольн и его соратники смотрели сквозь пальцы. Во-вторых, для того, чтобы освободить невольников на Юге, нужно было сначала сломить сопротивление Конфедерации. Поскольку «Прокламация» содержала громкие, но, в целом, пустые заявления, многие считают её не более чем провокацией, созданной ради установления влияния на Юге, а не ради торжества гуманистических ценностей.

Но, так или иначе, вступившая в силу 1 января 1863 года «Прокламация» воодушевила чернокожих невольников и способствовала победе северян в Гражданской войне. Читайте также: Гражданская война в США 1861-1865 : причины, ход, итоги Принятие поправки растянулось на полтора года. Первое голосование за Тринадцатую поправку проходило летом 1864 года. Тогда отмену рабства поддержало только чуть более половины конгрессменов. В декабре того же года Линкольн обратился к Конгрессу с предложением снова рассмотреть поправку.

Использование понятия «англичанин» также затемнено, поскольку белые наемные служащие того времени были и ирландцами, и шотландцами, и голландцами. Однако, конечно, законодательство имело в виду и их тоже. Дальнейшая путаница происходила из-за использования понятия «христианин», предполагавшего, что если раб сбежал с другими рабами, то «каждый христианин среди них» должен отработать дополнительный срок за потерянное время работы раба. Это могло означать, что христиане не могли быть рабами, а обращение в христианство могло освободить раба. Прояснение этого вопроса у законодательного органа заняло несколько лет [19]. Еще до того, как палата представителей занялась вопросом, как религия может помочь в определении рабства, законодатели Виргинии встретились с более серьезной проблемой: как рассматривать потомство белых мужчин и африканских женщин? Согласно английскому общему праву, ребенок, даже рожденный вне брака, наследует статус отца. Это могло привести к странной ситуации, когда рабыни воспитывают своих свободнорожденных детей, создавая класс свободных людей смешанной расы. Обе эти проблемы волновали англичан в Виргинии. К тому же, поскольку рабы не могли жениться законно, дети смешанной расы считались незаконнорожденными. В соответствии с действовавшим законом попечители по призрению бедных были обязаны помогать воспитывать и обучать всех незаконнорожденных. Кроме того, власти должны были следить за всеми отцами внебрачных детей, чтобы удостовериться, что те их поддерживают. Применение этих правил к детям смешанной расы от женщин-рабынь спровоцировало бы огромные социальные проблемы: тогда рабовладельцы — и предводители общин — могли бы быть публично посрамлены и даже привлечены к ответственности за незаконный прелюбодейный секс с собственными рабынями. С другой стороны, если колония отказывалась от общего права и вместо этого принимала тезис римского права partus sequitur ventrem плод наследует утробе , все эти проблемы исчезали. Это было законное правило, применяемое к домашнему скоту и другим домашним животным, в соответствии с которым потомство домашних животных принадлежало владельцу женской особи. Применительно к рабам это означало, что потомок рабыни наследовал статус матери и был рабом в собственности владельца его матери. Отец не имел отношения к распределению собственности. Могло быть только больше рабов, пусть и мулатов. В обществе с огромным гендерным дисбалансом, где мужчин гораздо больше, чем женщин, этот закон давал огромное преимущество белым мужчинам. В 1662 году палата представителей издала указ, который имел серьезные последствия: «Принимая во внимание некоторые возникшие колебания, считать ли детей англичан от негритянок рабами или свободными людьми, следует постановить, что все дети, рожденные в этой стране, должны быть невольными или свободными только в соответствии с положением матери…» [20] Этот закон делал рабынь уязвимыми для всех белых мужчин, поскольку он просто игнорировал сексуальную связь, от которой рождались их дети смешанной расы. Хозяева могли свободно заниматься сексом со своими рабынями, не встречая никаких официальных запретов. Нерабовладелец мог столкнуться с требованием наказания со стороны хозяина рабыни за связь с ней, но никакие судебные иски никогда не составлялись. Этот закон помогал определить рабов через отрицание основного права рабынь — контролировать свои тела или иметь контроль над своими детьми. Видимо, отсутствие контроля над детьми применялось и к отцам-рабам. Этот закон также создал ужасающую особенность американского рабства, просуществовавшую вплоть до его окончательной отмены: по всему Югу хозяева — целые поколения белых мужчин — были владельцами собственных детей и относились к ним как к собственности, которую можно купить, продать, использовать в качестве залога и подарить [21]. Пять лет спустя после рассмотрения статуса детей рабынь палата представителей вернулась к мучительной проблеме рабства и вероисповедания. Начиная с первой доставки африканцев жители Виргинии были обеспокоены связью между религией, расой и этнической принадлежностью. Ранние законы часто проводили различие между африканцами, или «неграми», и «христианами». Одним из первоначальных оснований для порабощения было то, что африканцы не были христианами. В то же время другое оправдание работорговли заключалось в том, что она несла африканцам христианство. В ответ на это среди некоторых европейцев возникло представление, что неправильно порабощать дружественных христиан, обращение в христианскую веру должно приводить к освобождению. Некоторые рабы, видимо, получили свободу через крещение. В 1667 году законодательный орган Виргинии разработал решение этой дилеммы в следующем законе: Принимая во внимание, что есть некоторые колебания, являются ли дети, рабы по рождению, но по милосердию и жалости их владельцев сделавшиеся причастными таинству крещения, в силу своей христианской веры свободными. В отличие от акта о статусе детей рабынь, этот закон признавал отнесенность рабов к человеческому роду, утверждая, что у них есть души, которые требуют внимания. В дальнейшем обращение рабов в христианство способствовало укреплению их неволи, и целые поколения священников в южных штатах учили рабов, что их повиновение хозяевам равно послушанию перед Богом и что путь к небесам начинается с надлежащего уважения к их земному хозяину. После революции они продолжали защищать рабство, утверждая, что оно было разрешено в Библии [23]. В двух последующих законах палата представителей снова обратилась к религии, используя ее для оправдания рабства и определения того, кто мог быть невольником. Однако те, кто прибывал по земле, служили до тридцатилетнего возраста, если они были «мальчиками или девочками», либо в течение 12 лет, если они приезжали взрослыми [24]. Видимо, по земле в Виргинию прибывали индейцы, в то время как африканцев привозили по морю. Однако транспортировка вряд ли была ключевой для определения социального статуса, учитывая, что рабов сначала могли привезти в Мэриленд или Южную Каролину, а дальше они приезжали в Виргинию по земле. Акт 1682 года решал эту проблему, вновь опираясь на религию и место рождения, чтобы дать определение рабству. Его последующее обращение в христианство, как указано в акте 1667 года, положения не меняло. Закон применялся и к людям смешанных рас в тексте — к «мулатам» , хотя половину их родословной составляли белые люди, происходившие из христианских стран. Но такое противоречие не слишком беспокоило законодателей Виргинии. Этот закон в сочетании с правилом, что дети рабынь были рабами от рождения, создал определение рабства. Любой привезенный в Виргинию африканец, даже крещеный, изначально был рабом, потому что он, скорее всего, родом из нехристианской страны. Были ли эти невольники людьми или собственностью, оставалось непонятно, но их статус был теперь определен. Наконец, еще один аспект определения рабства и рабов как людей и собственности относился к подавлению сопротивления и мятежей. Акт 1669 года предусматривал, что хозяин не будет преследоваться законом, если раб погибнет в результате наказания. Эти рассуждения были, конечно, ложными, поскольку, как мы знаем, некоторые хозяева убивали рабов ради удовольствия, в гневе или когда были пьяны [27]. Важнее, что закон принимал во внимание только умышленное убийство, игнорируя возможность любого другого убийства, которое могло произойти из-за жестокости хозяина или его пренебрежительного отношения к жизни раба. В сущности, раб в нем рассматривался как собственность — товар, — а не как человек. Английское право защищало жизнь всех людей. Местное право не обеспечивало жизнь раба защитой, если того убьет его хозяин. Закон 1680 года распространил эти представления на людей, которые не были рабовладельцами. Рабы были собственностью, но если они «прятались и скрывались», тогда они становились даже меньше, чем собственность. В этих двух актах Виргиния воспользовалась одним из центральных тезисов римского права, касающихся рабства: убийство раба не является преступлением [30]. Акты, принятые в 1660-е годы, ближе всего к определению рабства среди всего корпуса законов колонии Виргиния. Это определение оказалось ограниченным и неполным. Африканцы, проданные голландцами, были рабами, если они не прибыли в Виргинию по договору. Дети рабынь становились рабами, даже если их отцы были свободными, белыми, христианами и англичанами. Рабы, обращенные в христианство, оставались рабами. Африканцы или выходцы из других нехристианских мест были рабами. Эти законы установили стандарт, которому последовали другие британские колонии материка. Учредительный акт Южной Каролины постановлял: «Каждый свободный человек Каролины должен иметь абсолютную власть и силу над своими рабами-неграми, каких бы убеждений и религии они ни были» [31]. Это добавило к пониманию рабства только то, что рабы были «неграми», но, конечно, не давало определения «негру» — видимо, предполагалось, что все знали, кто такой «негр». Возможно, в 1660-е годы большинство рабов в Южной Каролине в самом деле были африканцами по рождению либо родились на Британских Карибах от родителей-африканцев. Число детей смешанного происхождения в Южной Каролине или в любой другой британской колонии в Новом Свете в то время было крайне незначительным. Однако в течение следующих двух столетий определение расы и связь между расой и статусом раба становились все менее ясными. К 1860 году в США проживало около полумиллиона свободных афроамериканцев — чуть больше в рабовладельческих штатах, чем в свободных. Были также десятки, если не сотни, тысяч рабов, у которых некоторые предки были белыми. Связь между расой и рабством размылась. Хотя ясного определения рабству в Новом Свете так и не было дано, оно укоренилось во всех американских колониях Британской империи. К 1770 году во всех колониях материка можно было обнаружить рабов родом из Африки, а также смешанного происхождения — потомков белых мужчин и черных женщин. Британия активно участвовала в торговле рабами, по большей части продавая их на Карибских островах; в материковые колонии прибывало гораздо меньшее число рабов. В Англии не было рабства, но тысячи купцов, работорговцев, капитанов, беглецов с карибских сахарных плантаций, колониальных чиновников и путешественников брали рабов с собой в Британию, как правило, в качестве личных слуг или близких компаньонов. К 1760-м годам было обычным делом видеть их, облаченных в ливреи, обслуживающих богатые семьи в Лондоне, Ливерпуле и где угодно. На самом деле человек, имевший черных слуг которые в действительности были рабами , приобретал символически высокий статус среди британской элиты. Правовой статус этих рабов был неопределенным. Часть из них покидали своих хозяев, а судебные разбирательства заканчивались обычно каким-либо компромиссом. Британские юристы обычно убеждали хозяев, что они не должны заставлять суд решать, имеют ли они право владеть рабами в Англии. Однако в конце концов в 1772 году до высшего суда дошло дело «Сомерсет против Стюарта» [32]. Чарльз Стюарт, младший чиновник в британских колониях, покидая пост в Виргинии, взял с собой в Англию раба Джеймса Сомерсета. Вмешались британские аболиционисты, применяя право habeas corpus и оспаривая задержание Сомерсета перед Судом королевской скамьи. Главный судья лорд Мэнсфилд пытался избежать тяжбы. Он отметил: «Вопрос в том, имеет ли владелец право удерживать раба, чтобы отправить его посредством продажи на Ямайку. В пяти или шести случаях такого рода, которые я знаю, дело разрешилось соглашением сторон: я настоятельно рекомендовал бы прибегнуть к такому варианту и здесь» [33]. Но Стюарт был не богатым землевладельцем, а обычным гражданским служащим и не мог позволить себе отказаться от такой ценной собственности, как Сомерсет. Кроме того, его поддержали многие богатые англичане, вкладывавшие средства в производство сахара и в рабов и желавшие разрешить спорный вопрос. В конечном счете они не получили того, что хотели. Мэнсфилд, высказывая свое мнение, просто и убедительно заявил, что никто в Англии не может содержаться в качестве раба. В отличие от колоний Нового Света, где рабство истолковывалось смутно и непонятно, лорд Мэнсфилд не собирался разрешать его в Англии. Он заявил: Рабовладельческое государство обладает такой природой, что оно никогда не может быть учреждено ни на нравственных, ни на политических основаниях, а только на основе позитивного права, которое сохраняет силу спустя долгое время после того, как случай, его причины и само время, когда он произошел, исчезают из памяти. Оно настолько возмутительно, что ничто, кроме позитивного права, не может поддерживать его [34]. Таким образом, общее право Англии — и американских колоний накануне революции — предполагало, что рабство может существовать только на основе позитивного права. Законы в большинстве колоний признавали и регулировали рабство, но само его создание — как и многое другое, что с ним связано, — было аномальным и неясным. Однако Виргиния создала определенные классы людей — африканцы и дети африканских матерей, — которые предположительно были рабами. Они могли быть куплены, проданы, перевезены и обменяны на другие ценные вещи. Тела женщин-рабынь были доступны белым мужчинам для использования и удовлетворения без правовых или общественных последствий, а также, возможно, с некоторыми экономическими выгодами. Право собственности на их детей соответствовало правилам, распространявшимся на домашних животных. В этом смысле рабы были собственностью. Одновременно они считались людьми наравне со всеми остальными: у каждого из них есть душа, и ее можно спасти; однако их тела можно было истреблять по прихоти суда или злого хозяина, словно вещи, от которых легко избавиться, когда в них нет больше надобности. К маю 1787 года, когда открылся Конституционный конвент, два штата — Массачусетс и Нью-Хэмпшир — отменили рабство, а три других — Пенсильвания, Род-Айленд и Коннектикут — стали постепенно вводить аболиционистские законы, по которым дети, рожденные на территории этих штатов, были свободными, даже если их матери были рабынями. Это означало, что рабство здесь по факту прекратит существование, когда скончается нынешнее поколение рабов [35]. Вопрос о человеческой неволе начал разделять страну. Многие американцы — в основном на Севере, но также и некоторые на Юге — пришли к выводу, что рабство противоречит законам морали и губительно для политики и культуры. Многие белые южане, однако, были зависимы от рабства и глубоко убеждены в его нравственности и необходимости. Как объяснял конвенту представитель Южной Каролины Чарльз Пинкни, «если бы рабство было ошибкой, это было бы доказано на примере всего мира. Он упомянул о Греции, Риме и других древних государствах; о той поддержке, которую оказывают Франция, Англия, Голландия и другие современные государства. Во все времена половина человечества пребывала в рабстве» [Farrand 1966—1968, 2: 371]. Пинкни, конечно, не считал рабство несправедливостью. Основные споры накануне, во время и после Конституционного конвента касались вопроса: кто такие рабы — люди или собственность? Он так и остался нерешенным вплоть до отмены рабства и часто становился предметом беспокойства Верховного суда, конгресса и исполнительной власти, взаимодействующей с институтом рабства. Во время революции политики «Глубокого Юга» утверждали, что рабы являются собственностью, а не людьми, и их не следует считать во время учета денег, которые каждый штат должен отдать национальному правительству, и солдат, которых каждый штат должен предоставить. В конце июля 1776 года, спустя меньше месяца после того, как Континентальный конгресс принял Декларацию независимости, делегаты обсуждали, должны ли рабы ради поддержки новой страны облагаться налогами в той же мере, что и свободные люди. Налогообложение должно было быть таким, чтобы сумма сборов в каждом штате зависела от численности населения в нем. Представитель Мэриленда Сэмюэл Чейз возразил, что рабы являются «ресурсом» wealth , а не людьми, и что нет основания облагать их налогом иначе, нежели «рыбные места в Массачусетсе» [36]. Он утверждал, что «негры должны считаться членами штата не больше, чем крупный рогатый скот, и они сами в этом заинтересованы не больше скота». Будучи «ресурсом», они не могут «отличаться от земли или от [объектов личной собственности], принадлежащих жителям штатов, где мало рабов» [37]. Чейз также привел довольно корыстный, лицемерный и эмпирически ошибочный довод, будто пожилые и юные рабы были «обузой для своих владельцев» [38]. Представитель Пенсильвании Джеймс Уилсон резко ответил, что на Юге рабы облагаются налогом наравне со свободными людьми. В результате Томас Линч из Южной Каролины начал угрожать в первый но не последний раз отделением от государства, утверждая, что если конгресс «будет обсуждать, являются ли их рабы собственностью», то это приведет к «распаду Конфедерации». Южане выиграли спор, и с тех пор в соответствии со Статьями Конфедерации рабы не считались при учете военнослужащих и налогов. Они определялись как «собственность» — именно так, как требовали Чейз и Линч. Разумеется, это имело серьезные последствия для нового государства. Декларация не имела силы закона, но обладала большой моральной значимостью. На Севере она привела к отмене рабства. Но такие рабовладельцы, как Линч, как и землевладельцы вроде Томаса Джефферсона, основного автора Декларации, несомненно, не считали, что утверждения о равенстве и свободе противоречат их праву на обладание рабами. Таким образом, позиция Линча была не просто мнением насчет налогообложения и квот воинского призыва — это было заявление, как, с его точки зрения, новая нация должна определять рабов. Это «собственность», а не люди. Подобные требования выдвигались и после революции. Когда британцы покинули Америку, с ними ушли около 15 000 бывших рабов. Многие из них стали свободными людьми в Англии или в британских колониях [Hodges 1997; 1999]. Во время мирных переговоров американцы требовали возвратить эту «собственность». Американцы не могли требовать вернуть свободных людей, которые уехали с британцами; они не могли даже требовать отдать им американских изменников, таких, как Бенедикт Арнольд. Но если эти освобожденные действительно считались собственностью, а не людьми, тогда американцы могли законно требовать, чтобы их «собственность» была возвращена. Британцы, рассматривая бывших рабов как людей, которые к ним примкнули, отказались исполнять эту просьбу. Джон Джей согласился с этим и не стал настаивать на возвращении рабов, но другие члены американского правительства, включая государственного секретаря Томаса Джефферсона, горячо требовали их возвращения [Finkelman 2014: 113—115]. Похоже, что для королевской власти человеческая свобода была важнее, чем для американской. Ко времени Договора Джея произошли значительные изменения в порядке определения рабов в Соединенных Штатах. Согласно Статьям Конфедерации, каждый штат имел один голос в конгрессе. Количество населения требовалось для определения финансовых обязательств штата перед бюджетом государственного правительства и числа военнослужащих, которых каждый штат должен был предоставить для войны с Британией. Так что у южных штатов не было мотивации учитывать рабов как часть населения — наоборот, у них был повод не делать этого. Но Конституционный конвент изменил ситуацию: от количества населения теперь стала зависеть численность делегации штата в палате представителей, а численность этой делегации влияла на число выборщиков от этого штата на президентских выборах. Ко времени Договора Джея была готова новая Конституция. Споры по поводу этого документа и его окончательная редакция показывают, что новое правительство испытывало большие сложности с определением рабов как людей или собственности. Рабство беспокоило делегатов в течение всего срока работы Конституционного конвента [41]. В конечном счете было одобрено правило при подсчете численности населения учитывать три пятых общего числа рабов. Представитель Нью-Джерси Уильям Патерсон жаловался: каждый знает, что к рабам следует относиться «не иначе как к собственности. Они несвободные существа, у них нет возможности приобрести собственность, напротив, они сами являются собственностью и, как любая собственность, полностью находятся во власти своего хозяина». Он спросил: «Зависит ли в Виргинии количество поданных за кого-либо голосов от количества его рабов? Претензии Патерсона, хотя и правомерные, не смогли воспрепятствовать конвенту наделить рабовладение на Юге политической силой и считать рабов «другими людьми». Предложение дать конгрессу полномочия регулировать международную и межштатную торговлю спровоцировало требование делегатов от Южной и Северной Каролины и Джорджии, чтобы конгрессу запрещено было вмешиваться в африканскую работорговлю. После тяжелой дискуссии по этому поводу конвент согласился приостановить операции по купле-продаже рабов по меньшей мере на двадцать лет. Но вместо того, чтобы честно заявить об этом, создатели Конституции использовали формулировки, по которым рабы рассматривались как люди, при условии что переселение или ввоз таких людей, которых какие-либо из существующих штатов признают полезным допустить, не будут воспрещены конгрессом до тысяча восемьсот восьмого года, но такой ввоз может быть обложен налогом или пошлиной, не превышающей десяти долларов с человека [42]. Говернер Моррис, ньюйоркец, представлявший на конвенте Пенсильванию, взорвался от гнева и негодования, когда увидел, что идеи революции преданы. Он отметил, что компромисс трех пятых, дающий Югу больше представительства за счет рабов, в сочетании с продолжающейся работорговлей, если его честно объяснить, сводится к следующему. Житель Джорджии и Южной Каролины, который отправляется на побережье Африки и, нарушая самые священные законы человечества, отнимает ближнего своего от его самых близких людей и обрекает его на самые жестокие оковы, должен иметь больше голосов в правительстве, созданном для защиты прав человечества, чем житель Пенсильвании или Нью-Джерси, который наблюдает с ужасом, насколько это низко [Farrand 1966—1968, 2: 222]. Моррис понимал, что конвент в конце концов дает представительство собственности, а не людей. Дебаты о налогообложении привели к требованиям конституционно запретить экспортные пошлины, поскольку южане опасались, что их используют как косвенный налог на рабов через обложение табака, риса и индиго, выращиваемых невольниками [43]. Особенно их пугала сама идея централизованной власти: они беспокоились, что новое правительство положит конец рабству. Поэтому они сильнее, чем любая другая группа, настаивали на ограничении и точном перечислении полномочий правительства. С первого дня работы конвента было ясно, что представительство в новом конгрессе будет основано на численности населения. Неожиданно южане посчитали, что в новой Конституции рабы должны быть признаны «людьми». Поэтому делегаты с Юга, в особенности из Южной Каролины, начали отчаянно бороться за то, чтобы рабов считали людьми, учитывая, сколько мест в конгрессе их штаты в итоге получат.

156 лет назад в США отменили рабство

Когда была отмена рабства на территории США Обычно именно 1619 год считают началом истории рабства в США, и 400-летие этого события в прошлом году широко отмечалось, дав повод для новых «войн памяти».
18 декабря 1865 года: вступила в силу 13-я поправка к Конституции США, отменяющая рабство Так как в этом году 19 июня выпадает на субботу, выходной переносится на 18 июня. Напомним, конец рабству в США положил 16-й президент Авраам Линкольн. 1 января 1863 года он издал прокламацию об освобождении рабов.
Его убили за свободу: чем знаменит Линкольн и как он повлиял на отмену рабства в США 18 декабря 1865 года вступила в силу 13-я поправка к Конституции США, отменяющая рабство. История рабства в Штатах насчитывает почти 250 лет, включает в себя сотни тысяч погубленных жизней и масштабную гражданскую войну севера и юга страны.
Отмена рабства в США: когда это произошло? Математика, 1 год назад. На рисунке дано поле, расчерченное на прямоугольники со сторонами 4 см и 2 см. На нём изображена фигура. 1) Найдите площадь закрашенной фигуры. Ответ дайте в квадратных 2) На поле, данном в условии.
Отмена рабства 1 февраля в 1865 году президент США Авраам Линкольн подписал резолюцию конгресса о внесении 13-й поправки в Конституцию США об отмене рабства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий