Отмена берегового права договором 911 года

Из истории «берегового права». Береговые пираты В одно из воскресений у побережья американского полуострова Кейп-Код (Массачусетс). Договор 911 года считают древнейшим письменным источником по русскому праву. Он состоит из положений, которые вошли в Закон Русский. Нестор-летописец ознакомился с договором 911 года, написанным на старославянском языке.

Походы на Византию

Это стремление Византии ликвидировать возможные случаи применения оружия русскими. Обязанность русских высылать полки для борьбы с врагами Византии. Клятва в ненарушении условий договора. Договор 971 года Договор 971 года включал лишь 4 статьи, он уже был абсолютно в сторону греческой стороны.

Незыблемость мира между Русью и Византией. Подобная статья отсутствовала в предыдущих договорах. Обязательство русского князя воздержаться от организации военных походов против Византии.

Статья продиктована страхом греков, боявшихся русских. Статья близка к статье 15 договора 944 года и содержала союзнические обязательства князя Святослава. В статье помещены санкции в случае нарушения пунктов договора.

Княжеское законодательство: крестоцеловальные и жалованные грамоты; церковные уставы светское законодательство. Княжеское законодательство как источник права появляется в Х веке. Особое значение имеют уставы Владимира, Ярослава и Всеволода, которые внесли изменения в финансовое, семейное и уголовное право.

Уставные грамоты — документ, устанавливающий повинности феодально-зависимого населения. Церковные грамоты — документ, закрепляющий взаимоотношения светской и церковной властей в связи с конкретным случаем в определенном княжестве, на определенное время. Уставы, в отличие от грамот, памятники более сложного состава.

Уставы обобщают взаимоотношения государственной власти и церкви, существовавшие в течение долгого времени. Уставы регламентировали: отношения между церковью и государством; статус церковных людей; церковную юрисдикцию; виды преступлений и наказаний за совершение церковных преступлений.

Причем, полагаю, из соображений не столько гуманизма, сколько собственной безопасности: ганзейцев, их товары и их пассажиров грабить было опасно - а то ведь города Ганзы могут, скинувшись, двинуть немалое войско. На фоне этой практики совершенно удивительным выглядит договор руссов с Византией в 911 году. Одним из пунктов этого договора был отказ от берегового права! В те времена купцы плавали целыми караванами - так спокойнее. Уже на порогах Днепра их подстерегали кочевые племена и разбойничьи шайки.

Центральное место в Ганзе занимали немецкие города, а главными были немецкие купцы - посредники. Немцы способствовали развитию промышленности, специализации отдельных земель. Одновременно всевластие Ганзы затрудняло развитие местного купечества, особенно фламандского и английского. Наивно считать средневековых купцов чем-то вроде современных предпринимателей. Торговать мог не всякий желающий, а получивший разрешение, согласие, привилегию города или корпорации. Политика Ганзы во всех странах была проста: монополия немцев, система разрешений и сдержек. Ган-за жестко давила английских, фламандских и голландских купцов. Страх перед конкурентами? Не только. В Ганзе почему-то считалось, что англичане и голландцы не умеют учитывать интересов партнеров, не «живут вместе с другими», а всегда держатся сами по себе. Купцов из Новгорода немцы тоже пытались вытеснить с Балтики. Но действовали чисто экономическими методами, никогда не запрещая русским торговать в других городах или открывать там конторы. Ганза монополизировала торговлю с Новгородом. Только члены Ганзы имели право учить русский язык, торговать с русскими, а самое главное - давать русским ссуды деньгами или товаром. Оказывается, русские - очень надежные партнеры, они всегда отдают долги и со всеми процентами. Ссудить русскому купцу денег считалось выгодным дельцем. При этом Ганза никогда не запрещала самим русским торговать в ганзейских городах и давать ссуды немцам или другим европейцам - члены они этого союза или нет. Получается, Ганза вводила своего рода «привилегию наоборот» - привилегию для русских в ущерб «своим». Например, купцы из Лондона не имели права давать ссуды немцам. И торговать могли не везде. Русских купцов немцы считали честными и надежными. В Ганзе действовал закон, согласно которому проторговавшийся русский купец не мог быть арестован ни в этом, ни в любом другом городе Ганзейского союза. Это может показаться странным. Действительно, почему? Это было время очень жестоких законов. Если суд устанавливал, что купец не может отдать долги или у него кончились средства, его могли приговорить даже к смертной казни, к пыткам раскаленным железом или отсечению рук и ног. Долговая тюрьма - каменный застенок или земляная яма, где «дебитор» был обречен сгнить заживо, - это еще далеко не самый страшный результат работы судебных исполнителей того времени по взысканию просроченных задолженностей. А финансово несостоятельного русского купца не казнили и не истязали. Его отправляли домой, в Новгород, чтобы он мог опять начать торговлю и отдать долги. Таких правил в Ганзе не было по отношению ни к каким другим купцам - ни немецким, ни английским, ни шведским, ни голландским, ни фламандским. Привилегия русским, однако. И еще одна деталь.

Договор 911 года свидетельствовал о полном юридическом равенстве обеих сторон. В год 6420 [от Сотворения мира] Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: «Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, — светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим в Боге самодержцам, царям греческим, для укрепления и для удостоверения многолетней дружбы, бывшей между христианами и русскими, по желанию наших великих князей и по повелению, от всех находящихся под рукою его русских. Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему. Таковы суть главы договора, относительно которых мы себя обязали по Божьей вере и дружбе. Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших, сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую. Так же и вы, греки, соблюдайте такую же непоколебимую и неизменную дружбу к князьям нашим светлым русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя всегда и во все годы. А о главах, касающихся возможных злодеяний, договоримся так: те злодеяния, которые будут явно удостоверены, пусть считаются бесспорно совершившимися; а каким не станут верить, пусть клянется та сторона, которая домогается, чтобы злодеянию этому не верили; и когда поклянется сторона та, пусть будет такое наказание, каким окажется преступление. Об этом: если кто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на месте убийства. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которую полагается по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по закону. Если же окажется неимущим бежавший убийца, то пусть останется под судом, пока не разыщется, а тогда да умрет. Если ударит кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст 5 литр серебра по закону русскому; если же совершивший этот проступок неимущий, то пусть даст сколько может, так, что пусть снимет с себя и те самые одежды, в которых ходит, а об оставшейся неуплаченной сумме пусть клянется по своей вере, что никто не может помочь ему, и пусть не взыскивается с него этот остаток.

Враг или союзник?

  • Бой войска Игоря с византийцами
  • 1104 года назад 2 сентября (ст.ст.) 911 года...
  • Документ. Русско-византийский договор, 911 - Документ
  • Образование Киевской Руси
  • Походы на Византию
  • договор руси с византией 911 года текст

Кто подписал договор с византией в 944. Русско-византийский договор. Поражение у Иерона

911 год – первый в истории Восточной Европы двусторонний письменный договор: выплата дани Руси; выгодные условия для русских купцов: лучшие места на торгу, отмена пошлины; отмена «берегового права»; военная взаимопомощь. Она имеет в виду отмену так называемого берегового права. Вместо захвата потерпевшего от аварии судна и его имущества, договаривающиеся стороны обязываются взаимно помогать в спасении судна и имущества и в доставке его до границ земли (Руси или Византии). Первые известные нам уголовно-правовые нормы Древней Руси были закреплены в договорах с Византией 907, 911, 945 гг. и в Русской Правде. В этот период основой для писаного права служили правовые обычаи. Первые известные нам уголовно-правовые нормы Древней Руси были закреплены в договорах с Византией 907, 911, 945 гг. и в Русской Правде. В этот период основой для писаного права служили правовые обычаи. Рассказывают, что эта история произошла во времена существования так называемого «берегового права», по которому жители морского побережья (или рек) могли присваивать себе останки потерпевших крушение судов, их грузы и вообще все, что море выбросило на берег.

РУ́ССКО-ВИЗАНТИ́ЙСКИЕ ДОГОВО́РЫ

Telegram: Contact @oleg_kalugin_MVPMK Статья 8 договора 911 года отменила так называемое береговое право, т.е. право на людей и имущество с разбитого корабля. Договаривающиеся стороны обязались взаимно помогать в спасении людей и имущества и доставлять судно до Византии или Руси.
Общая характеристика договоров Руси и Византии — Студопедия Русско-византийский договор 911 года — международный договор между Русью и Византией, который регулировал русско-византийские отношения. Он был заключён 2 сентября 911 года на двух языках — на греческом (не сохранился) и на старославянском.
Заключение договора игоря с византией год. Мирные договоры киевской руси с византией В договор 911 года вошли нормы двух основных областей права – публичного (регламентация отношений между государствами: военная поддержка, порядок выкупа пленных, порядок возвращения рабов, определены нормы международного морского права – отмена.

Первые общерусские князья Олег Вещий

Статья 8 договора 911 года отменила так называемое береговое право, т.е. право на людей и имущество с разбитого корабля. Договаривающиеся стороны обязались взаимно помогать в спасении людей и имущества и доставлять судно до Византии или Руси. Первые известные нам уголовно-правовые нормы Древней Руси были закреплены в договорах с Византией 907, 911, 945 гг. и в Русской Правде. В этот период основой для писаного права служили правовые обычаи. В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: «Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре. После безуспешных походов в 941 и 944 годах, князь Игорь был вынужден заключить мирный договор с Византией. Договор был заключён в 944 году между двумя сторонами и записан на двух хартиях, который обновлял старый договор 911 года.

Первые уголовно-правовые нормы Древней Руси

Русские послы получили право жить в Византии за счет императорской казны неограниченное время. Империя обязывалась снабжать русских на обратный путь, пищей, парусами, якорями и канатами. Что означал последний пункт договора и в чем состояло его значение? Русские купцы получили право торговать в Византии, «не платяче мыта ни в чем». Стороны провозгласили: « да любим друг друга от всеа души и изволениа ». Договор предусматривал наказания за преступления греков против русских и русских против греков, помощь при кораблекрушениях, взаимный выкуп пленников, обоюдное возвращение беглых рабов. Лист Радзивилловской летописи, рассказывающий о походе Олега на Царьград.

Чем особенно интересен последний пункт договора? О каких взаимоотношениях империи с Русью это говорит? Византийцы нанимали русских варягов для службы в императорских войсках. Это было типично для взаимодействия империи с варварскими народами. Викинги на службе в Византии. Современный рисунок.

В 912—913 гг. Русские вышли в Черное море, с согласия хазарского кагана поднялись по Дону, перетащили ладьи в Волгу и, выйдя в Каспийское море, разгромили южное и западное побережье Каспия. Изображение слайда Слайд 35: Союз Руси с Византией На обратном пути из Закавказья русское войско подверглось нападению мусульманской гвардии хазарского кагана, решившей отомстить за кровь единоверцев. Несмотря на то, что каган предупредил руссов о возможном нападении, хазарские мусульмане и вассалы каганата буртасы перебили большинство русских дружинников. Лишь немногие вернулись из похода. Этериот воин-викинг на византийской службе с греческим щитом.

Современная реконструкция. Изображение слайда Слайд 36 «В народной памяти Олег представлялся не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростию Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростию пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем-нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход. Таково предание, таково значение Олега как собирателя племен». Почему Олега прозвали Вещим? Изображение слайда Игорь Старый — сын Рюрика, первый из династии Рюриковичей, Великий Киевский князь 912-945 Изображение слайда Слайд 38: Внутренняя политика Первое предание об Игоре в летописи говорит, что древляне, примученные Олегом, не хотели платить дани новому князю, затворились от него, т.

Игорь пошел на древлян, победил и наложил на них дань больше той, что платили прежде. Продолжение системы полюдья Строительство церкви Ильи Пророка в Киеве — возможность распространения христианства Изображение слайда Слайд 39: Внешняя политика Усмирил печенегов, заключил мирный договор. Помог основать русскую колонию на Таманском полуострове. Русские владения подошли к хазарским границам и к византийским колониям в Крыму и Причерноморье. Поход не удался: близ столицы византийский флот сжег русские ладьи «греческим огнем». Поход Игоря на Константинополь.

Миниатюра из Радзивилловской летописи. Бочки и сосуды с подожженной смесью забрасывались на вражеские корабли или в крепости с помощью метательных орудий. Изображение слайда В 944 пошёл на Византию вновь, но греки запросили мира. Изображение слайда Слайд 42: Поход Игоря на Константинополь Император прислал к Игорю послов со словами: « Не ходи к граду, но возьми дань, юже имал Олег, придам и еще к той дани ». Князь обратился к дружине за советом.

Практическим источником нашего церковного права является еще один памятник византийского происхождения — Номоканон, который с 1639 г.

Впервые этот сборник напечатан был в Киеве в 1620 г. Это — покаянный устав, составленный по труду Матвея Властаря. Павлов, «Номоканон при большом Требнике» Одесса, 1872 , и М. Горчаков, «К истории епитимийных номоканонов православной церкви» СПб. Кроме того, в древней Руси были известны и другие юридические сборники византийского происхождения. Интересна по своему содержанию и историческому значению компиляция, относящаяся к концу XII или началу XIII века и носящая в рукописях название «Книги законные, ими же годится всякое дело исправляти всем православным князем».

Переводчик не только перелагает на русский язык отдельные византийские термины, имевшие техническое значение, но и делает в тексте иноземных законов некоторые изменения, сокращения и дополнения в видах приспособления их к pусск. Прямых свидетельств о практическом применении земледельческого устава остальные части компиляции были известны из Кормчей мы не имеем, но весьма вероятно, что он применялся в духовных судах, в особенности по отношению к крестьянам, сидевшим на землях духовенства. Первое полное издание «Книг законных» было сделано в 1768 г. Башиловым см. II, М. Заглавие это было источником недоразумений для русских ученых.

Лишь в новейшее время А.

Договор устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении. Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии. И ещё допускалась возможность найма русских на императорскую военную службу.

Осенью войска князя были вынуждены прервать свой водный поход в Босфоре, встретившись с обороной византийской армии. Возможно, что победы не удалось бы достичь, если бы не хитрый план Киевского князя. По приказу Олега ладьи, в каждой из которых находилось до 40 воинов, были поставлены на специальные катки и благополучно через Золотой Рог подошли вплотную к Константинополю — столице Византии. Местные жители, оказавшись лицом к лицу с многочисленной армией князя Олега, не решились вступать в бой и согласились на переговоры. Зарождение международных отношений Мирный договор между Киевской Русью и Византией был заключен 15 сентября и стал первым документом международного права.

11 Договоры Руси с Византией, их международный характер.

Характер договоров 907 и 911 годов однозначно ориентирован на постоянное русское торговое представительство в Константинополе. Следовательно, сторона, заключающая эти договоры от имени Великого князя Киевского, есть сторона государственная. 898 г. – договор, по которому руссы выплатили венграм дань, снабдили продовольствием на дорогу, а венгры обещали быть верными союзниками Руси в борьбе против врагов. Договор действовал более 200 лет. 2 сентября 911 года в Константинополе между Киевской Русью и Византийской империей был заключен международный договор, который регулировал русско-византийские отношения. развитию берегового права в Северной Европе, также обходит молчанием вопрос о береговом праве в Новгородской земле.6) Проф. М. Шефтэл (США) отмечает, что запрещение берегового права с 911 г. — характерная черта режима иноземцев в Новгородско-Киевской Руси.7) [159]. 2 сентября 911 года в Константинополе между Киевской Русью и Византийской империей был заключен международный договор, который регулировал русско-византийские отношения.

Причины похода

  • Договоры с византией 911 944 971. Общая характеристика договоров руси и византии
  • Telegram: Contact @oleg_kalugin_MVPMK
  • Первые общерусские князья Олег Вещий
  • Подписал договор с византией 944. Русско-византийский договор
  • Причины похода
  • Образование Киевской Руси.doc

Поход Вещего Олега на Царь град (Константинополь)

Договор 911 года считают древнейшим письменным источником по русскому праву. Он состоит из положений, которые вошли в Закон Русский. Нестор-летописец ознакомился с договором 911 года, написанным на старославянском языке. Древнерусская культура в договоре 911 года отражена в роте клятве на оружии и богом Перуном. Договор 911 года предписывает передавать имущество убийцы при его побеге ближайшему родственнику жертвы, что не имеет аналогов в византийском праве. Береговое право — право, по которому жители морского побережья, побережья озёр, рек или его владельцы могли присваивать себе все произрастающее на принадлежащем ему берегу. Договор 911 года считают древнейшим письменным источником по русскому праву. Он состоит из положений, которые вошли в Закон Русский. Нестор-летописец ознакомился с договором 911 года, написанным на старославянском языке.

Подписал договор с византией 944. Русско-византийский договор

Греки выразили готовность выплатить единовременную дань русам и разрешили им беспошлинную торговлю в Константинополе. Достигнутое соглашение было закреплено обеими сторонами посредством присяги: императоры целовали крест, а русы клялись на своем оружии и своими божествами Перуном и Волосом. Принесению клятвы, по-видимому, предшествовало соглашение, поскольку клятва должна была относиться как раз к практическим статьям договора, которые она была призвана утвердить. О чем конкретно стороны договаривались, мы не знаем. Ясно, однако, что русы требовали от греков каких-то платежей и льгот и что они получили это, чтобы затем покинуть округу Константинополя. Формальный договор Руси с Византией был заключен, по-видимому, в два этапа: в 907 г. Но засвидетельствование текста договора задержалось во времени и произошло только в 911 г. Стоит отметить, что наиболее выгодные для русов статьи договора — о выплате греками контрибуции «укладов» и об освобождении русских купцов в Константинополе от уплаты пошлин — есть только среди предварительных статей 907 г. По одной из версий, упоминание о пошлинах было сознательно изъято из сохранившейся только в виде заголовка статьи «О русских торгующих». Возможно, желание византийских правителей заключить договор с Русью было вызвано и стремлением получить союзника в продолжавшейся войне против арабов.

Известно, что летом того же 911 года 700 русских воинов участвовали в походе византийцев на оккупированный арабами остров Крит. Возможно, они остались в империи, поступив там на военную службу, после походов Олега, а не возвращались на родину. Детальный текстологический, дипломатический и правовой анализ показал, что тексты дипломатического протокола, актовых и юридических формул, сохраненные в древнерусском тексте договора 911 г. Нестор включил в состав «Повести временных лет» русский перевод, выполненный с аутентичной то есть обладавшей силой оригинала копии акта из особой копийной книги. К сожалению, пока не установлено, ни когда и кем был выполнен перевод, ни при каких обстоятельствах выписки из копийных книг попали на Русь. На протяжении X—XI вв. Эти периоды отмечены усилением дипломатических акций, двух государств — обменом посольствами, активной торговлей. Из Византии на Русь приезжали священнослужители, архитекторы, художники. После христианизации Руси в обратном направлении начали ездить паломники ко святым местам.

В «Повесть временных лет» включены еще два русско-византийских договора: между князем Игорем и императором Романом I Лакапином 944 год и между князем Святославом и императором Иоанном I Цимисхием 971 год. Как и в случае с соглашением 911 г. Вероятнее всего, все три текста попали в руки составителя «Повести временных лет» в виде единого сборника. При этом, текста договора 1046 г. Договоры с Византией принадлежат к числу древнейших письменных источников русской государственности. Как международные договорные актами, они зафиксировали нормы международного права, а также правовые нормы договаривающихся сторон, которая, таким образом, оказалась вовлечена в орбиту другой культурно-юридической традиции. К нормам международного права можно отнести те статьи договора 911 г. Это относится к ограничению срока пребывания иноземцев в Константинополе, а также к нормам берегового права, отраженным в договоре 911 г. Аналогом положений того же текста о беглых рабах могут быть пункты некоторых византийско-болгарских соглашений.

Византийские дипломатические соглашения включали в себя пункты о термах банях , сходные с соответствующими условиями договора 907 г. Документальное оформление русско-византийских договоров, как неоднократно отмечалось исследователями, во многом обязано византийскому канцелярскому протоколу. Поэтому в них нашли отражение греческие протокольные и юридические нормы, канцелярские и дипломатические стереотипы, нормы, институты. Это, в частности, обычное для византийских актов упоминание соправителей наряду с правящим монархом: Льва, Александра и Константина в договоре 911 г. Таких упоминаний обычно не было ни в русских летописях, ни в кратких византийских хрониках, напротив, в формуляре византийских официальных документов это был обычный элемент. Определяющее влияние византийских норм сказалось в использовании греческих мер веса, денежных мер, также византийской системы летосчисления и датировки: указание года от Сотворения мира и индикта порядкового номера года в 15-летнем цикле налоговой отчетности. Цена раба в договоре как 911 г. Важно, что договор 911 г. Субъектами права выступали подданные русского князя и византийского императора, независимо от места их проживания, социального статуса и вероисповедания.

Послал Олег своих дружинников установить мирные отношения и заключить договор между Византией и Русью. И, послав их , сказал так: Список с другого экземпляра договора, находящегося у тех же царей Льва и Александра. Мы, от имени русского народа, Карлы, Ин-гельд, Фарлаф, Вермуд, Гуды, Руалд, Карн, Фре-лав, Рюар, Актеву, Труан, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, великим князем русским, и всеми подвластными ему светлыми боярами к вам, Льву, Александру и Константину, Божьей милостью великим самодержцам, царям греческим, для подтверждения и укрепления дружбы, существовавшей между греками и русскими на протяжении многих лет, согласно желанию и повелению наших князей [и] всех подвластных им русских. Наша светлость, более всех желая милостью Бога подтвердить и укрепить дружбу, существовавшую между христианами и русскими, многократно действительно стремились не только на словах, но и в письменной форме и нерушимой присягою, клянясь своим оружием, подтвердить и укрепить эту дружбу, согласно нашей вере и обычаю. Таковы разделы милостью Бога мирного соглашения, как мы о нем условились. Прежде всего пусть заключим с вами, греками, мир, и станем дружить друг с другом всею душой и сердцем, и не допустим, согласно нашему взаимному стремлению, никакого беспорядка или обиды со стороны подручных нам светлых князей. Но постараемся, сколь возможно, сохранить с вами, греками, впредь безупречную дружбу, письменным договором выраженную и присягою подтвержденную. Также и вы, греки, впредь всегда соблюдайте такую же нерушимую и безупречную дружбу по отношению к нашим светлым князьям русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя. Что же касается преступлений, если случится злодеяние, договоримся так: пусть обвинение, содержащееся в публично представленных вещественных доказательствах, будет признано доказанным. О следующем.

Если же убийца убежит, а окажется имущим, то ту часть его имущества, которая полагается ему по закону, пусть возьмет родственник убитого, но и жена убийцы пусть сохранит то, что полагается ей по обычаю. Если убийца окажется неимущим и при этом он бежал, то пусть окажется под судом до тех пор, пока не будет найден если же будет найден, то , пусть умрет. Если кто ударит мечом или побьет кого каким-либо орудием, то за тот удар или избиение пусть даст 5 литров серебра по обычаю русскому.

После открытия Суэцкого канала, в связи с расширением судоходства у восточных берегов Африки, в прибрежных водах Сомали участились случаи кораблекрушений. Часто эти катастрофы сопровождались полным разграблением судов, истреблением команд и пассажиров. Больше всего от этого страдал торговый флот Великобритании. Для прекращения варварства англичанам пришлось заключить договор с правителями края и ежегодно выплачивать им 15 тыс.

История мореплавания донесла до нас примеры противоположного характера. В то время как «береговое право» было распространено на многих заселенных побережьях морей и на реках, русские, и вообще славяне, не занимались таким «ремеслом». Об этом свидетельствуют первые международные соглашения Киевской Руси с Византией 911, 944 и 971 годов. Согласно им, вместо захвата выброшенных на берег судов или имущества, местные жители обоих государств должны были «охранять корабль с грузом, отослать его назад в землю христианскую, провожать его через всякое страшное место, пока не достигнет места безопасного». В 1514 году новгородцы заключили договор с ганзейскими городами. В нем также оговаривались меры против берегового пиратства. Царь Борис Годунов и королева Англии Елизавета законодательно закрепили положение, по которому, в случае аварии английских судов у русских берегов, все спасенное должно быть возвращено хозяевам.

Такой закон был принят не случайно. Так первый маяк Балтийского моря был поставлен в 1531 году на острове Даго Хиума. И тут же появился первый береговой пират. Граф Унгерн-Штернберг гасил на вершине Кыпу дровяные костры, зажигал в стороне ложный маяк и грабил суда вместе со своей шайкой бандитов. Во времена Петра I были приняты строгие законы, по которым все грузы и судовое имущество, спасенные в пределах Российской империи, как русских, так и иностранных судов, находились «под непосредственным покровительством Его Императорского Величества» и считались неприкосновенными. Те же, «кто выставит ложные маяки… и те, которые испортят выставленные маяки… в намерении причинить кораблекрушение… для ограбления оного», наказываются лишением всех прав состояния и ссылке на каторжные работы в крепостях. Редкие случаи берегового пиратства происходили и на российской земле.

Грешили этим делом жители Остзейской губернии Прибалтики, рыбаки из селения Солза, что на западном берегу Двинского залива Белого моря, о чем напоминает сохранившаяся до наших дней поговорка — «Разбей бог ладью, накорми Солзу». Занимались разбоем и на острове Чечень в Каспийском море. Со временем на всем морском побережье России был наведен должный порядок. Интересно отметить, что в Своде законов Российской империи статья 1147 говорилось, что из всех приморских губерний, только в Прибалтийской помещикам давалось право распоряжаться при спасении судов, терпящих крушение у берегов их владений, а также ходатайствовать о награждении отличившихся при этом. В других губерниях все спасательные действия предпринимались с разрешения и под руководством земской полиции.

По мнению С. Юшкова, этот договор как и договоры 907, 945, 971, 1043 гг. Благодаря подобным юридическим документам возможно установить уровень правосознания и правовой мысли в IX—X в. Договор устанавливал дружественные отношения Византии и Киевской Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении. Также по условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны.

Рюриковичи. Собиратели Земли Русской

Отметим, что и Бремен, и Сигтуна, и Новгород - отнюдь не бандитские притоны и морские базы пиратов, а самые что ни на есть добропорядочные купеческие города. Вопрос: как оценивали иноземцы русских воинов и купцов? По всем сведениям - очень высоко! Ничего даже отдаленно похожего на поток неприязни и обвинений в вороватости, звучащий в описаниях XVII столетия. И скандинавы, и мусульмане, бывавшие на Руси, высоко отзывались как раз о тех качествах русских, которых, по их мнению, самим скандинавам порой сильно недостает. Во всех эпических сказаниях скальдов русские выступают людьми очень честными и надежными, которым можно верить на слово, доверять большие суммы и которые умеют вести дела - с размахом, принимая во внимание интересы всех участников сделки.

Так же отзываются о русских и мусульмане. Что интересно: западные люди как раз не дождутся от Руси ответного комплимента - в новгородском эпосе о Садко скандинавы выведены людьми, на слово которых полагаться особо не следует. Береговое право Кроме того, на русских сильное впечатление производило так называемое береговое право. Это право официально устанавливало: властитель побережья может присвоить все, что выбросило море после кораблекрушения. Даже спасшиеся люди - пассажиры, матросы, капитан - тоже теоретически становились собственностью хозяина побережья.

Он имел право убить их, обратить в рабство, или если будет в хорошем настроении отпустить за выкуп. Новгородцы тоже ангелами не были, но этот «старый добрый» европейский обычай казался им совсем уже перебором. Однако, в глазах жителей Европы грабеж кораблей, разбившихся возле побережья, вовсе не был преступлением. И то «выборочно». То есть только по отношению к кораблям богатой и могучей Ганзы.

Причем, полагаю, из соображений не столько гуманизма, сколько собственной безопасности: ганзейцев, их товары и их пассажиров грабить было опасно - а то ведь города Ганзы могут, скинувшись, двинуть немалое войско. На фоне этой практики совершенно удивительным выглядит договор руссов с Византией в 911 году. Одним из пунктов этого договора был отказ от берегового права! В те времена купцы плавали целыми караванами - так спокойнее. Уже на порогах Днепра их подстерегали кочевые племена и разбойничьи шайки.

О масштабе грабежей говорит хотя бы убийство князя Святослава: если самого «верховного» князя Руси, прославленного воина, пусть и с «малой дружиной», печенеги смогли подстеречь и убить, что же говорить о мирных купцах?! Русско-византийский договор 911 года - первый в своем роде. И неплохо бы запомнить, как наши разбойные предки хотели извести береговое право, а «цивилизованная» Европа его лилейно сохраняла… еще несколько столетий. Русским - верить! Здесь была особая корпорация купцов, торговавших с Русью - «рузарии».

Летописец Титмар из Мерзебур-га 975-1018 подчеркивал богатство Руси и ее торговые обороты. Он считал русских очень приличными людьми и надежными партнерами. Каноник Адам из Бремена в книге «История гамбургской епархии» называл Киев соперником Константинополя и украшением христианского мира. Он описывал Киев как город, где жители ведут себя нравственно и не нарушают десяти заповедей - даже язычники там не воруют и не грабят. В них содержится много сведений о Руси и отзывы о ней тоже только в самых лучших тонах.

Русские считаются людьми глубоко порядочными, их слово надежно, а доверенные им товары и золото они никогда не присвоят.

То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же с ними. Для подтверждения и нерушимости настоящий мирный договор между вами, христианами, и нами русскими, мы составили киноварью? Ивановым написанием на двух хартиях: вашего царя и собственноручной, и, скрепив клятвою , предлежащим честным крестом и святою единосущною троицею единого истинного бога вашего, отдали нашим послам. Мы же клянемся вашему царю, поставленному на царство милостью бога, по обычаю и по установлению нашего народа, что ни мы, ни кто-либо из нашей страны не будет нарушать этих утвержденных пунктов мирного договора. И этот письменный экземпляр договора дали вашим царям на утверждение, чтобы этим договором был подтвержден и укреплен существующий между нами мир. Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420. Царь же Леон почтил русских послов дарами, золотом и шелками, и драгоценными тканями, и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота, драгоценные ткани, драгоценные камни , а также чудеса своего бога и страсти господни: венец, гвозди, багряницу, мощи святых, уча их своей вере и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великою честью.

Послы же, посланные Олегом, пришли к нему и поведали все речи обоих царей, как установили мирные отношения и заключили договор между Греческою землею и Русскою, и решили, чтобы впредь не преступать клятвы - ни грекам, ни русским. В год 6453. Прислали Роман, Константин и Стефан к Игорю послов для восстановления прежних мирных отношений. Игорь же, поговорив с ними о мире, послал своих дружинников к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов и велели им говорить, а также записывать речи обеих сторон на хартию. Список с другого экземпляра договора, находящегося у царей Романа, Константина и Стефана, христолюбивых владык. И теми поручено возобновить на зло ненавидящем к добру враждолюбцу дьяволу старый мирный договор, уже много лет как нарушенный, и утвердить дружбу между греками и русскими. И наш великий князь Игорь, и его бояре, и все люди русские послали нас к Роману, Константину и Стефану, великим греческим царям, укрепить дружбу с самими царями, и со всеми боярами, и со всеми греческими людьми на все годы до тех пор , пока сияет солнце и существует самый мир.

А если кто-либо из Русской страны замыслит нарушить эту дружбу, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат от вседержителя бога возмездие и осуждение на погибель и в этом мире, и в загробном; а те из них, которые не крещены, пусть не получат помощи ни от бога, ни от Перуна, да не защитятся они своими щитами, и да погибнут они от своих мечей, от стрел и другого своего оружия, и да пребудут рабами в этом мире и загробном. А великий князь русский и его бояре пусть посылают в Грецию к великим царям греческим столько кораблей со своими послами и купцами, сколько захотят. Если раньше было постановлено, чтобы послы приносили золотые печати, а купцы - серебряные, то теперь повелел ваш князь посылать грамоты к нашему царскому величеству; посылаемые ими то есть русскими послы и гости пусть приносят грамоту, где будет написано так: «послал столько-то кораблей»; чтобы из таких грамот узнали и мы, что приходят они с мирными намерениями. Если же придут без грамоты и окажутся в наших руках, то нам следует задержать их до тех пор , пока не возвестим Вашему князю; если же они не дадут себя задержать и будут сопротивляться, то если будут убиты пусть не взыщется Вашим князем смерть их; если же, убежав, придут на Русь, то напишем мы Вашему князю - и пусть делают с ними , что хотят. И пусть запретит русский князь своим послам и вообще прибывающим сюда русским творить бесчинство в наших селах и в нашей стране. Пусть прибывающие сюда обитают вблизи монастыря Святого Мамонта; и когда наше царское величество пришлет к ним кого-либо , кто перепишет их имена, то пусть тогда только они возьмут полагающееся им месячное - сперва пришедшие из Киева, затем из Чернигова и Переяславля. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского чиновника, безоружными, человек по 50, и пусть торгуют, сколько им нужно, и выходят назад, а царский чиновник пусть их охраняет. Если же кто-либо из русских или из греков совершит беззаконие, пусть тот чиновник рассудит их. Когда же русские входят в город, то пусть не совершают бесчинств - пусть они не имеют права купить драгоценных тканей больше, чем на 50 золотников каждый.

И если кто купит что-нибудь из тех тканей, то пусть покажет их царскому чиновнику, а тот, наложив печать, отдаст их ему. И отправляющиеся отсюда русские пусть взимают от нас, по мере надобности, пищу на дорогу и что нужно для обеспечения людей, как было установлено раньше, и пусть возвратятся невредимыми в свою страну, а у святого Мамонта зимовать они не имеют права. Если убежит челядин от русских, пришедших в страну нашего царского величества и живущих около святого Мамонта, и если найдется он, то пусть его возьмут; если же не найдется, то пусть присягнут наши русские - христиане в соответствии с их верой, а нехристиане по их обычаю, - и тогда возьмут от нас, согласно установленной прежде расценке, 2 драгоценные ткани за челядина. Если убежит к Вам наш челядин от людей нашего царского величества, или из нашей столицы, или из других городов и принесет что-нибудь с собою , то Вам следует возвратить его; а если все, что он принес, будет цело, то взять от него то есть хозяина два золотника за поимку челядина. Если же кто из русских попытается самовольно взять что-либо у людей нашего царского величества и свою попытку осуществит, то будет сурово наказан; если же он уже возьмет что-либо , то пусть заплатит вдвойне; и если то же причинит грек русскому, то он подвергнется такому же наказанию, какому подвергся и тот русский при совершении кражи. Если же случится украсть что-либо русскому у греков, то следует возвратить не только украденное, но и приплатив сверх того его цену; если же окажется, что украденное уже продано, то пусть отдаст вдвойне его цену и будет наказан по греческому обычаю и по уставу и обычаю русскому. И сколько бы сюда пленных христиан нашей страны русские ни приводили, то, если будет юноша или хорошая девица, пусть при их выкупе дают наши по 10 золотников и забирают их; если же будет обыкновенный пленник , то дают 8 золотников и забирают его; если же будет стар или мал, то дадут 5 золотников. Если же окажутся русские из числа пленников в рабстве у греков, то пусть русские выкупают их по 10 золотников; если же грек купил русского , то следует ему присягнуть и взять свою цену, сколько он дал за него. И о Корсунской стране.

Русский князь не имеет права воевать в тех странах, ни в каких-либо городах той земли, а та страна не будет вам подвластна; когда же попросит у нас воинов русский князь, чтобы воевать, дадим ему столько , сколько ему ни потребуется. И о следующем. Если найдут русские греческий корабль, выкинутый где-нибудь на берег, пусть не причиняют ему ущерба; если же кто возьмет с него что-либо, или обратит какого-либо человека с этого корабля в рабство, или убьет, то будет наказан согласно русскому и греческому обычаю. Если же русские застанут в устье Днепра корсунян за рыбной ловлей, пусть не причинят им никакого зла. И пусть русские не имеют права зимовать в устье Днепра, в Белобережии и у святого Елферья, но с наступлением осени пусть отправляются в Русь по своим домам. Если же придут черные болгары и станут воевать в Корсунской стране, то просим русского князя, чтобы он не пускал их причинять ущерб его стране. Если же будет совершено какое-либо злодеяние греками, подданными нашего царского величества, то Вы не имеете права их самовольно наказывать, но, согласно повелению нашего царского величества, пусть получат они наказание в меру своих проступков. Если же убьет христианин русского или русский христианина и будет схвачен убийца родичами убитого , то да будет он убит. Если же убийца убежит, а окажется имущим, то пусть его имущество возьмут родичи убитого.

Если же он окажется неимущим и при этом он убежал, то пусть его разыскивают, пока не будет найден; если же будет найден, то да будет он убит. Если же ударит мечом или копьем или каким-либо орудием русин грека или грек русина, то пусть за такое беззаконие заплатит по обычаю русскому 5 литров серебра. Если же он окажется неимущим, то пусть настолько будет распродано у него все, что даже и одежды, в которых он ходит, и те с него пусть снимут, а что касается недостающего, то пусть присягнет, согласно своей вере, что ничего не имеет, и да будет отпущен. Если же пожелает наше царское величество получить от Вас воинов для борьбы с нашими противниками, и если напишут об этом к Вашему великому князю, то пусть пошлет к нам столько их , сколько пожелаем; и пусть из этого узнают иные страны, какая дружба связывает греков с русскими. Мы же этот договор написали на двух хартиях: и одна хартия находится у нашего царского величества - на ней же изображен крест и написаны наши имена; а на другой написали имена ваши послы и ваши купцы. Отправляясь назад вместе с послом нашего царского величества, пусть они препроводят ее к великому князю русскому Игорю и к его людям; и те, получив хартию, пусть присягнут, что будут истинно соблюдать то, о чем мы договорились и что мы написали на этой хартии, на которой написаны наши имена. Мы же клянемся : те из нас, кто крещен, клянемся в соборной церкви церковью Святого Ильи, предлежащим честным крестом и этой хартиею соблюдать все, что на ней написано, и ничего из того что в ней написано не нарушать; а если это нарушит кто-либо из нашей страны, князь ли или кто иной, крещеный или некрещеный, да не получит он помощи от бога, да будет он рабом в этой жизни и в загробной и да будет он заколот собственным оружием. А некрещеные русские, слагая свои щиты, обнаженные мечи, обручи? Если же кто-нибудь из князей или из русских людей, христианин или нехристианин, нарушит то, что написано на этой хартии, то следует ему умереть от своего оружия, и да будет он, как нарушивший клятву, проклят богом и Перуном.

И если будет великий князь Игорь достойно сохранять этот правый договор о дружбе, да не разрушится он то есть этот договор, до тех пор , пока сияет солнце и стоит весь мир, в нынешние времена и в загробные. Послы же, посланные Игорем, вернулись к нему с греческими послами и поведали ему все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и сказал им: «Расскажите, что наказал Вам царь? И твои послы водили наших царей к присяге, а нас послали привести к присяге тебя и твоих дружинников». И обещал Игорь так сделать. И заутра призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили свое оружие, щиты и золото, и присягнул Игорь и его дружинники и сколько ни есть русских язычников, а русских христиан приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы. Это была соборная церковь , ибо многие варяги и хазары были христианами. Игорь же, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их мехами, челядью и воском. Послы же пришли к царям и поведали все речи Игоря и о дружбе его к грекам.

И послал [Святослав] послов к цесарю в Доростол, ибо там находился цесарь, говоря так: «Хочу иметь с тобою прочный мир и дружбу». Цесарь же, услышав это, обрадовался и послал ему дары, больше прежних. Святослав же принял дары и начал думать со своею дружиною, говоря так: «Если не заключим с цесарем мира, а он узнает, что нас мало, то, подойдя, осадит нас в городе. Русская же земля далеко, а печенеги с нами воюют, кто нам тогда поможет? Если же заключим с цесарем мир, - ведь он нам обязался платить дань, - то нам того будет вполне достаточно. Если же не станет посылать нам дани, тогда снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И была по нраву дружине эта речь. И послали лучших мужей к цесарю. И прийдя в Доростол, поведали они об этом цесарю.

Цесарь же на следующее утро призвал их и сказал: «Пусть говорят русские послы». Они же сказали: «Так говорит наш князь: хочу быть в прочной дружбе с цесарем греческим во все будущие времена». Цесарь же, обрадовавшись, повелел писцу записывать на хартии все речи Святослава. И начали послы говорить все речи и начал писец писать.

Цель была вполне благородная — освободить Русь от греческого влияния. Осенью войска князя были вынуждены прервать свой водный поход в Босфоре, встретившись с обороной византийской армии. Возможно, что победы не удалось бы достичь, если бы не хитрый план Киевского князя.

По приказу Олега ладьи, в каждой из которых находилось до 40 воинов, были поставлены на специальные катки и благополучно через Золотой Рог подошли вплотную к Константинополю — столице Византии. Местные жители, оказавшись лицом к лицу с многочисленной армией князя Олега, не решились вступать в бой и согласились на переговоры.

Наша светлость, более всех желая милостью Бога подтвердить и укрепить дружбу, существовавшую между христианами и русскими, многократно действительно стремились не только на словах, но и в письменной форме и нерушимой присягою, клянясь своим оружием, подтвердить и укрепить эту дружбу, согласно нашей вере и обычаю. Таковы разделы милостью Бога мирного соглашения, как мы о нем условились. Прежде всего пусть заключим с вами, греками, мир, и станем дружить друг с другом всею душой и сердцем, и не допустим, согласно нашему взаимному стремлению, никакого беспорядка или обиды со стороны подручных нам светлых князей. Но постараемся, сколь возможно, сохранить с вами, греками, впредь безупречную дружбу, письменным договором выраженную и присягою подтвержденную. Также и вы, греки, впредь всегда соблюдайте такую же нерушимую и безупречную дружбу по отношению к нашим светлым князьям русским и ко всем, кто находится под рукою нашего светлого князя. Что же касается преступлений, если случится злодеяние, договоримся так: пусть обвинение, содержащееся в публично представленных вещественных доказательствах, будет признано доказанным.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий