Оратору в ходе выступления следует избегать риторической позиции

Оратору в ходе выступления следует избегать риторической позициипросителя. В ходе выступления нужно найти контакт с аудиторией. Тщательно подготовившись к выступлению, 1) речь оратора тем не менее должна напоминатьимпровизацию. 1. Информатор (оратор непосредственно излагает материал). 2. Комментатор (оратор использует дополнительные сведения и лично интерпретирует материал).

Подготовка к публичному выступлению. Поведение оратора в аудитории

Требования к оптимальной манере выступления: — энергичность изложения: энергия передается слушателям, держит их в напряжении, повышает доверие к информации. Карнеги ; — физическая бодрость: слушателям передается ощущение хорошей физической формы; — уверенный внешний вид — тогда аудитория воспринимает информацию менее критически, с большим доверием. Как принять такой вид: выше держать подбородок, говорить как бы немного вверх смотреть на пересечение стены с потолком ; стоять прямо, смотреть в глаза слушателям. Карнеги ; — дружеский тон: разговаривайте непринужденно, будто перед вами один человек; подчеркивайте, что вы «свой» в аудитории, подчеркивайте общность ваших проблем, интересов, трудностей. Не нужно убегать сразу после выступления, следует дать слушателям возможность подойти, задать вопросы, высказать свое отношение к услышанному; — сосредоточенность на содержании: слушатели должны чувствовать, что главная цель оратора — передать информацию, представить свое понимание проблемы.

Рассмотрим перечисленные виды. Публичные кампании — интервью в теле- и радиопередачах, презентации лидеров, фирм, продуктов, услуг, брендов — проводятся в целях обнародования обращений перед ключевой аудиторией. Культурно-массовые мероприятия, зрелищные и развлекательные акции — концерты, шоу-программы, ток-шоу и др. Пресс-конференции проводятся с журналистами в целях представления информации для прессы, освещения актуальных или чрезвычайных новостных событий, касающихся организации-устроителя. Продвижение — вид публичного общения для привлечения внимания целевой аудитории, стимулирования интереса к организации и формирования позитивного к ней отношения. Пресс-посредничество — подготовка материалов для СМИ или организация специальных мероприятий с целью привлечения внимания средств информации к организации, обеспечение общественной значимости событий вокруг нее.

Паблисити — управление информацией об организации, исходящей из независимого СМИ; применяется в случаях, когда необходимо привлечь внимание к событиям вокруг организации или усилить влияние акций по ее продвижению. Лоббирование — продвижение интересов организации через органы государственной власти. Адвокатирование — поддержка организации, отстаивание и продвижение ее интересов через любые авторитетные структуры: 22 отечественные и международные общественные организации, Коммерческие фирмы, политические партии, влиятельных личностей. Перечисленные виды публичного общения используются для различных целей PR-воздействия на ключевые аудитории. В процессе публичного общения PR воздействие зависит, во-первых, от соответствия выбранного вида общения типу ключевых аудиторий PR, вовторых, от средств публичной коммуникации и, в-третьих, от используемых методов. Каждый вид публичного общения обладает определенной степенью мощностью PR-воздействия.

Первая группа публичного общения имеет максимальный коэффициент PR-воздействия на всех представителей лидеры, генераторы, аналитики, интерпретаторы, пользователи. Вторая группа, соответствующая цели социального маркетинга, имеет максимальный коэффициент PR-воздействия на лидеров, генераторов, аналитиков. Третья группа, соответствующая цели позиционирования, имеет максимальный коэффициент PR-воздействия на интерпретаторов, пользователей. Четвертая группа, соответствующая цели продвижения организации, имеет максимальный коэффициент PR-воздействия также на всех представителей лидеры, генераторы, аналитики, интерпретаторы, пользователи. Итак, публичное общение имеет несколько видов. Их рассмотрение позволяет понять феномен общения как необходимого условия осуществления коммуникационного менеджмента.

В организации коммуникационных процессов следует учитывать, что эффективность PR-воздействия зависит от соответствия вида публичного общения типу ключевых аудиторий PR. Раздел 4. Структура речевой коммуникации Тема 4. Монолог, диалог, полилог в речевой коммуникации В соответствии с Академическим словарем русского языка монолог — это «речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям». Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации. В подтверждение этому можно привести такой пример.

В 1907 г. Щерба впоследствии академик приехал в Германию, чтобы выучить и описать язык лужичан — немногочисленной славянской народности, издавна живущей среди немецкого населения. Лужицкий язык был почти неизвестен ученым. Вскоре Щерба подготовил книгу с описанием фонетики, синтаксиса и семантики этого языка. Оставалось только записать со слов носителей языка некоторое количество импровизированных повествовательных рассказов в качестве образцов текстов на лужицком языке. Но тут возникло затруднение, о котором Щерба так писал в приложении к книге: «Я не мог найти людей, которые бы могли связно что-то рассказать.

Может быть, и нашлись бы такие 23 из старых людей, но у них не было материала, который бы годился для этого, по их мнению. Вообще, припоминая время, проведенное мною среди этих полукрестьян, полуфабричных, я с удивлением констатирую тот факт, что я никогда не слышал монологов, а только отрывочные диалоги. Бывали случаи, что при мне люди ездили в Лейпциг на выставку, по делам в окрестные города и т. Неспособность к монологам поражала многих путешественников, миссионеров, торговцев. Будде, один из русских историков, писал в конце XIX в. Устная монологическая речь является основой древнейшей науки — риторики, которая сыграла огромную роль в истории развития человечества.

В древних сочинениях рассказывается о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу риторика есть начало человеческой цивилизации. За 2500 лет существования суть риторики трактовалась по-разному. Можно выделить три основные группы дефиниций. Древние греки трактовали риторику как «искусство убеждения». Монологическая речь, по мнению Платона, Исократа, Аристотеля и других философов и риторов, призвана обратить в свою веру слушающих.

Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать и это понятие наиболее четко сформулировано Квинтилианом «искусство говорить хорошо». Искусство здесь означало оптимизацию речи, как со стороны результата коммуникации, так и с точки зрения ее эстетической характеристики. В эпоху средневековья и начальный период Возрождения риторика трактуется как «искусство украшения речи». Таким образом, познание мысль как бы отделяется от выражения языка , хотя изначально риторика призвана укреплять мыслеречевое единство. Кроме того, с этого времени риторика уже опирается не только на устный, но и на письменный текст. Конечно, каждое из трех перечисленных исторических определений риторики не может быть строго приписано определенному периоду ее развития, а лишь отражает объект с различных сторон.

В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. В основе ее лежат две главные категории: понимание и воля. Влияя на людей, ритор пытается внушать им мысли, чувства, решения, овладеть их разумом, сердцем и волей. Оратор использует как способы воздействия на аудиторию логос знание предмета речи, владение логикой и искусством аргументации , этос нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям , пафос это неравнодушное отношение говорящего к предмету речи, умение эмоционально воздействовать на слушателей. Поскольку каждое воздействие есть деятельность, риторика, следовательно, тоже деятельность. Речь в риторике понимается в широком смысле как акт, направленное действие.

И как деятельность риторика в классическом понимании 24 предполагает: 1 определенную природу естество, или врожденное качество ; 2 метод, или системное изложение правил и рекомендаций; 130 3 практику, или упражнение в сочинительстве вкупе с изучением и имитацией моделей. В современной теории речевой коммуникации риторика понимается как: 1 наука об ораторском искусстве; 2 свод правил ораторского искусства или учебной дисциплины; 3 злоупотребление ораторским искусством. Задачей риторики как теории ораторского искусства является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, соотнесение этих свойств слова с чувствами, волей и разумом человека и выявление всех возможных проявлений в слове, прекрасного и безобразного, должного и недолжного, разумного и неразумного. Цель же риторики как учебной дисциплины состоит в том, чтобы путем обучения потенциальных ораторов и потенциальных слушателей ораторскому искусству удержать их от использования речи в целях нанесения вреда. Задачей риторики в данном случае является обучение навыкам и умениям выражать в слове все прекрасное, должное и разумное и распознавать все безобразное, недолжное и неразумное. Истолкование риторики как злоупотребления ораторским искусством приводит к непониманию и недооценке ее теоретического, общественного и образовательного значения.

Это частный случай, когда, сталкиваясь с пустословием, люди используют второе значение слова риторика: «напыщенная, красивая, но малосодержательная речь». Монологическая речь, являющаяся основой риторики, есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах. Целью монологического высказывания может быть либо информирование слушателей, либо пробуждение в них тех или иных чувств и эмоций, либо побуждение их к определенным действиям. В соответствии с этим выделяют информационную речь выступление , убеждающую и побуждающую. Информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний.

Осуществляя эту функцию, выступающий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации, а также познавательные возможности слушателей. Виды информационной речи — это сообщение, отчет, выступление на собрании, митинге и других подобных мероприятиях, доклад и т. При изложении материала рекомендуется пользоваться достоверной информацией, логически безупречной аргументацией, учитывая причинно-следственную взаимосвязь явлений. Необходимо также умение дозировать информацию и адаптировать ее с учетом культурного, образовательного и профессионального уровня слушателей. В убеждающей речи на первом плане эмоциональный аспект, поэтому необходимо учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру. Сюда относятся торжественная речь, 25 поздравительная, поминальная, напутственная и др.

Выступая с такой речью, следует избегать излишней сентиментальности при выражении радости, скорби, уважения. Выступающий должен воспитать в себе умение психологически правильно «настроиться» на слушателей на основе знания их запросов, эмоциональности, актуальной жизненной ситуации. Побуждающая речь направлена в основном на то, чтобы побудить слушателей к тем или иным действиям, воздействуя прежде всего на их волю. Наиболее употребительные формы такой речи: митинговая, политическая, рекламная и др. Высказывания побуждающей речи должны быть краткими и направленными на выявление вопросов о том, что необходимо сделать; почему это необходимо сделать; как это сделать. Во всех видах выступлений речевые средства выбираются в зависимости от предмета речи, слушателей и поставленной цели.

Предмет речи оказывает существенное влияние на язык и стиль выражения. Например, научный доклад о результатах математических исследований перед экспертами будет отличаться максимальной объективностью и точностью в использовании терминологии, научнотеоретическими абстракциями, понятными для экспертов, отказом от приемов разговорной речи. Поздравление сотрудниц по случаю Нового года будет высказано эмоционально, субъективно, непринужденно с использованием общеупотребительной лексики и экспрессивных приемов речи: образности, пословиц, поговорок, юмора. Призывы к оказанию помощи пострадавшим в районе бедствия будут характеризоваться проникновенностью, краткой аргументацией, концентрацией на мотивировке, четко сформулированной ожидаемой реакцией слушателей, общеупотребительной лексикой, позволяющей легко и быстро усваивать сказанное. Слушатели также различаются жизненным, профессиональным или политическим опытом; условиями труда, жизненными целями и обстоятельствами; политической организованностью и общественной активностью. Поэтому при подготовке информационной речи следует сконцентрировать внимание на предмете изложения и увязать это с интересами слушателей и поставленной целью.

При составлении плана убеждающей речи в первую очередь необходимо учитывать подготовленность слушателей, их жизненную ситуацию и отношение к теме выступления. При подготовке побуждающей речи основную роль играет поставленная цель: побудить слушателей к конкретным действиям, а не к односторонней философской рефлексии. Далеко не всегда эти виды речей реализуются в чистом виде. В информационной речи не исключается возможность использования призыва, в убеждающей не всегда можно обойтись без обоснования, доказательства, опровержения, а в побуждающей нередко использование эмоциональных средств изложения. Устная монологическая речь состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечь внимание слушателей 26 к предмету изложения.

Иногда значение вступления переоценивают, считая его важнейшим условием удержания внимания слушателей к основной части. К примеру, по мнению Л. Хау, бывшего президента американского Северно-Западного университета, наиболее важным для оратора является захватывающее начало, которое сразу же привлечет внимание. Удачное начало, конечно, создает атмосферу ожидания, интереса, но если в основной части оратор не оправдает этих ожиданий, разочарование и потеря интереса к теме неизбежны. Каждый оратор должен стремиться к тому, чтобы сделать начало речи возможно более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. Во вступительной части речи ораторы используют следующие речевые приемы: ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня; разъяснение основных понятий темы; краткое изложение производственной или какой-то иной, в зависимости от аудитории деятельности слушателей и их трудовых успехов; перечисление благоприятных предпосылок, облегчающих слушателям восприятие затронутой темы; изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи; использование для установления контакта с аудиторией поговорок, цитат, анекдотов, сравнений; изложение плана предстоящей речи; отказ от вступительной части, то есть начать следует с сути темы.

В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии. При изложении основной части выступления оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты. Так, речь для взрослой аудитории должна характеризоваться логическим развитием мысли, аргументированностью изложения, тогда как для молодежной аудитории наиболее эффективными будут эмоциональные речи. Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по тематике выступления и навыков абстрактного мышления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению. При дедуктивном методе, наоборот, от общих закономерностей переходят к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов и явлений.

Если оратор предполагает, что слушатели мало склонны принимать выдвигаемые доводы, то самые убедительные и интересные для них аргументы он переносит в начало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», поскольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает. В речи нередко используется 27 такой речевой прием, как смена аспектов в процессе аргументации: посмотреть на проблему с другой стороны; оставить в стороне технический аспект предмета и рассмотреть его с экономических, социальных или иных позиций и т. В заключении подводится итог выступления. Здесь также имеются свои особенности. Если оратор не смог соблюсти регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает речи в целом незавершенность, недосказанность.

С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступления. Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания и коммуникативной цели выступления, иначе придется прибегать к искусственным фразам типа: «А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления». Мастерство монологической речи Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы и таких не так уж мало испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесообразными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками. Приведем некоторые причины, вызывающие скованность оратора: Чрезмерное погружение в собственные переживания.

Чтобы исключить или ослабить эту помеху, специалисты рекомендуют сконцентрировать свое внимание на содержании речи, внушая себе при этом: «То, что я скажу, важнее меня самого». Но для этого как минимум надо иметь четкую, продуманную позицию. Недооценка собственных возможностей. Следует заставить себя поверить, что подготовленность к выступлению отличная, собранный по теме материал весьма информативен и должен произвести нужное впечатление на слушателей. Кстати сказать, одной из обычных причин, по которой люди оказываются непонятыми, является то, что они сами недостаточно ясно понимают, что хотят выразить. Поэтому тщательная подготовка к предстоящей речевой коммуникации «Я подготовлен лучше, чем они» позволит поверить в собственные возможности.

Недостаток опыта. Рекомендуется использовать любую возможность для развития своей коммуникативной компетенции в целом: выступать почаще на семинарах, вступать в дискуссии о спорте, политике, культуре и на другие темы, особенно в кругу друзей. Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое отношение к себе. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

Воспоминания о провале. Нужно смириться с мыслью, что одно из выступлений действительно может оказаться неудачным «Это с каждым может случиться». Действительно, даже с 28 опытным оратором может случиться неудача, не говоря уже о том, что далеко не каждое выступление приносит полное удовлетворение. Преодоление последствий неудач является составной частью процесса становления оратора, а осуществляется оно путем скрупулезного анализа выступления, способа изложения информации и аргументации основных положений, вплоть до манеры изложения и невербального поведения в ходе выступления мимики, жестов, позы и др. При этом словосочетание «молодой оратор» не означает возраст, а прежде всего подразумевает опыт. Одному из слушателей курса Д.

Карнеги по искусству речи Дж. Дело в том, что, занимаясь продажей грузовых автомобилей, он по пять-шесть раз проходил в нерешительности мимо конторы каждой фирмы — потенциального покупателя, прежде чем войти в нее. И даже войдя, он настолько терялся, что не мог произнести ничего, кроме двух-трех бессвязных фраз. Чувство собственной неполноценности, чрезмерное погружение в собственные переживания, недостаток опыта до этого он много лет проработал механиком и шофером — все это совершенно извело его. Прошло несколько недель, и всякий страх перед аудиторией у него совершенно исчез; вскоре он обнаружил, что ему нравилось выступать и что чем больше людей его слушало, тем приятнее ему было. Он перестал бояться и отдельных людей, собственных клиентов.

Его доходы резко возросли». Он стал одним из лучших торговых агентов в НьюЙорке. Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Но опытного оратора отличает быстрое и четкое реагирование на различные неполадки в процессе речи. К примеру, выступающий вдруг потерял нить выступления, оборвал речь на полуслове и не знает, что говорить дальше. Иной на его месте может просто закончить речь, в лучшем случае затронет новую тему.

Что же сделает ораторпрофессионал? Прежде всего сохранит спокойствие: ничего страшного, такое может случиться с каждым, надо найти нить повествования! Собравшись, повторит последнюю высказанную мысль, сначала дословно, а потом другими словами, используя языковую модель: «Я хочу еще раз подчеркнуть... Если и это не дало результата, то придется ответить себе и аудитории на вопрос чисто логический: какие выводы следует сделать из высказанной напоследок мысли? Эти выводы и станут той нитью, которая соединит прерванное выступление. Теперь остается комментировать вывод выводы , и помеха устранена.

В противном случае, к сожалению, выступление следует закончить примерно такими словами: «Это в основном все, что я хотел 29 сказать по этому вопросу. Если в ходе дискуссии мне представится возможность высказаться еще раз, я готов дополнить свое выступление». Еще пример — оратор оговорился. Как тут поступить? Извиниться перед аудиторией, сказав, что такое с каждым может случиться, или сделать вид, что никакой оговорки вообще не было? Все зависит от существа оговорки.

Следует быстро определить, меняется ли от этого смысл высказывания? Могут ли слушатели из контекста понять, что в действительности должно было быть высказано? В соответствии с этим и выбирается вариант речевого поведения. Малозначительные оговорки исправлять не стоит — просто продолжать выступление. Некоторые слушатели вообще не заметят ошибки, а большинство из тех, кто все-таки заметит, будет снисходительно к оратору. Если же из-за оговорки искажается смысл высказывания, необходимо сразу же поправить себя.

Если слушатели не проявляют внимания, а некоторые из них даже покидают зал в разгар выступления, надо помнить, что не всякая негативная реакция или принимаемая за негативную слушателей вызвана оратором или относится именно к нему. Не следует воспринимать ее как личное оскорбление или неуважение к содержанию выступления. Разные причины могут побудить отдельных слушателей раньше срока покинуть зал: прием у врача или прием у инспектора по жилищным вопросам, вызов на дом мастера по ремонту телевизора, посещение больного и т. Возможно, они заранее договорились об этом с организаторами мероприятия, но те не проинформировали оратора этот факт, кстати, желательно уточнить после выступления. Не следует спешить, волноваться, если у кого-то из слушателей слипаются глаза. Возможно, они провели бессонную ночь: подготовка к предстоящему экзамену, уход за больным ребенком, затянувшийся домашний праздник и т.

Поэтому не стоит отпускать в их адрес резких реплик, что может негативно повлиять на остальных слушателей. Напротив, рекомендуется оживить свою речь, чтобы как-то удержать внимание слушателей, разнообразить ее речевыми тактиками примерами из жизни, любопытной информацией, легким юмором с учетом конкретной речевой ситуации. Разговоры в аудитории могут быть вызваны тем, что предыдущий оратор высказал то же самое или прямо противоположное, и слушатели обмениваются впечатлениями, а может, обсуждают удачно приведенную информацию. Если же слушатели сознательно мешают выступлению, то можно указать им на значимость темы выступления и последующего ее изложения для присутствующих и сослаться на авторитет аудитории в целом. Если из зала послышались реплики, опытный оратор быстро оценит изменение речевой ситуации в связи с этим: помешает ли реплика достижению цели выступления и в какой степени ни в коем случае, незначительно, существенно. В соответствии с этой оценкой он может либо просто игнорировать реплики, либо отмечать их, либо аргументировано отвечать на них сразу же или в соответствующем месте выступления.

Проигнорировать можно реплику незначительную или 30 банальную. Если же слушатель повторяет ее, можно предложить ему высказать свое мнение в выступлении. Если реплика представляет определенный интерес для решения затронутой проблемы, то следует рассмотреть ее сразу или пообещать вернуться к ней при изложении соответствующей части выступления. Более того, реплику, содержащую важный аспект темы, упущенный при подготовке речи, целесообразно «присвоить»: «Об этом я намеривался сказать позже, но раз возник вопрос, то поясню сразу». Если же ясно, что грубой репликой слушатель хочет сбить или вывести из равновесия оратора, подвергая при этом сомнению саму цель выступления, то следует незамедлительно переходить в наступление и остроумными и неожиданными выражениями парировать реплики с места, конечно, не опускаясь при этом до оскорбительных фраз. В общем виде диалог как форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка.

Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается. С содержательной стороны диалоги могут существенно различаться в зависимости от целей и задач, которых стремятся достичь участники, языковой организации структуры и характера чередования реплик , языкового «наполнения» выбор лексики, стиля речи и т. Речевое поведение каждого участника диалога можно разбить на такты: один такт — речь, другой — молчание. Эти такты постоянно сменяют друг друга, что позволяет считать диалог ритмическим процессом.

Более того, соотношение речи и молчания — устойчивая характеристика каждого человека. Это доказал еще в первой половине XX в. Он провел несложный эксперимент с 154 продавцами большого универмага. С каждым продавцом около часа беседовал один и тот же экспериментатор. Он пользовался разработанной Чапплом методикой стандартного интервью, согласно которой все продавцы были поставлены в одинаковые условия. Когда все продавцы в соответствии с их уровнем инициативности в диалоге были разбиты на группы оказались три такие группы , то в первую группу, с большим преобладанием речи над молчанием, вошли все лучшие по экономическим показателям продавцы.

Отсюда уместно допустить, что ритм диалога способен оказывать влияние на деловые качества представителей тех профессий, которые основаны на общении с людьми.

Слушатель должен реагировать на слова оратора, цель говорящего — вызвать эту реакцию путем апеллирования к злободневным вопросам, к тому, что интересует его аудиторию. Посредством этого привести к решению заданных в речи проблем через обсуждение.

Очень важно, чтобы говорящий умел внимательно слушать и анализировать ответы своей публики, ибо именно для этого затевается выступление — собрать как можно больше мнений по конкретному вопросу для его оптимизации. Законы современной риторики восходят ко временам Аристотелевской диалектики, хотя и претерпели изменения с течением веков, подстраиваясь под нужды общества. Однако до сих пор неоспорима важность и влияние авторитетов, ссылка на которые может существенно повлиять на мнение публики, направить ее мысли в соответствующее русло.

Подача материала не должна быть «сухой». Оратору не следует бояться юмора, напротив, рекомендуется активно использовать его в речи. Расположенная к выступающему публика, с которой налажен эмоциональный контакт, проще воспримет и более серьезный материал.

Закон продвижения и ориентации адресата Особенность науки риторики заключается в том, что ее законы подчиняются строгой логике. Так, в строго логичной последовательности выстраивается речь, задача которой — сориентировать слушателя в затронутой теме, указать конечную цель и плавно подвести к ней, минуя «подводные камни» с помощью искусного оратора. Для этого при составлении текста выступления употребляют инструмент периодизации.

При подозрении на то, что оратор использует против вас тактику уловок, можно сделать следующее: во-первых, указать собеседнику на неподобающий прием, во-вторых, подвергнуть сомнению правомочность такого ведения дискуссии. Заключение Для большего погружения в тему рекомендуем вам прочитать две книги, которые стали классикой риторики, но интересны они в данном контексте не только поэтому. В европейской культуре искусством ведения дискуссии называется эристикой, с важной оговоркой — утверждение своей точки зрения возможно любыми путями. Другими словами, оратор пытается убедить собеседника в своей правоте, не всегда думая об истине и его интересах. Ее ценность заключается в описании свыше 30 конкретных рекомендаций по ведению диспутов. На какой-то момент можно забыть о том, что текст написал философ-иррационалист XIX века, потому что книга похожа как увлекательный детектив — убийцу искать не придется, но вот находить логические ошибки, различать психологические уловки можно научиться.

Приведем цитату, чтобы можно было познакомиться с тоном изложения: «Хороший удар противнику наносит разворот аргумента, то есть, когда аргумент, которым хочет воспользоваться противник, еще лучше может быть употреблен против него самого. Например, когда говорят: «ведь это ребенок, к нему нельзя относиться строго», употребляем разворот: «вот потому-то его и надо учить, чтобы он не вырос и не свыкся со своими дурными привычками». Достоинство «Риторики» Аристотеля состоит в структурированности речи — в начале каждого пассажа перечислены основные темы, обсуждаются лаконично и иллюстративно. Приведем в пример цитату: «Прилично говорить то принижая, то возвышая слог, сообразно с трактуемым предметом, и это следует делать незаметно, делая вид, будто говоришь не искусственно, а естественно, потому что естественное способно убеждать, а искусственное — напротив. Люди недоверчиво относятся к такому оратору, как будто он замышляет что-нибудь против них, точно так же, как к подмешанным винам». Чтение любой их этих книг — беспроигрышное вложение в себя, в свое умение, подобно архитектору, строить речевое здание устойчивым и запоминающимся.

Давайте проверим! Начать тест Итак, в эту минуту Чичиков торгуется с Собакевичем и злостно пользуется уловкой: «Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности...

Искусство публичных выступлений. Оратор и его аудитория Что должен делать оратор при выступлении

Если второе «золотое» правило риторики тесно связано с риторическими «цветами», риторическими тропами и фигурами, с манерой и стилем оратора, с мелодичностью его голоса и с темпо-ритмом его речи, то третье «золотое» правило — в наибольшей степени с первым. Публичная речь (=ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой. Предметом риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Человек мыслит образами и вербализует их в слова. Риторические позиции оратора в ходе выступления. От поведения оратора в аудитории очень часто зависит установление взаимодействия между оратором и аудиторией.

Оратору в ходе выступления следует избегать риторической позиции…

Оратору в ходе выступления следует избегать риторической позиции +: просителя. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы. 60 Есть и риторические позиции коммуникативного самоубийства, которых рекомендуется всячески избегать. Риторическая позиция – это та роль, которую выбирает для себя оратор и в которой он будет выступать. Публичная речь (=ораторская) – воздействующая и убеждающая речь, которая произносится перед публикой. Ответ на вопрос: Оратору в ходе выступления.

Поиск правильных ответов

разрешение военных конфликтов. 4. Нетолерантных национальных. культур нет, (в следствии чего?) так что (следствия) в любой культуре есть традиция миротворчества, 5. Легче ссоры избегать, (как?) чем (сравнительный) ее прекращать. Устное выступление — наиболее древний и наиболее освоенный человечеством вид речи. Предметом риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль. Человек мыслит образами и вербализует их в слова. Оратору не следует смотреть мимо слушателей (в пространство), на пол, ноги, потолок, в окно, рассматривать посторонние предметы. Начало выступления Обычно у оратора есть возможность оказаться заранее в том месте, где ему предстоит выступать, оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут видеть все и он всех, где ему удобно будет.

Собственно риторические средства

Информатор n изложение материала, сопровождающееся предупреждением о n n n n возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация. Комментатор аудитория основное знает, но ждет дополнительных сведений и оценок. Собеседник оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных» , обращается к аудитории с просьбой высказать мнение, широко использует вопросы. Советчик слушатели хорошо подготовлены в базовой области, оратор лишь «расставляет акценты». Эмоциональный лидер в аудитории приподнятое настроение, оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В этой позиции оратор чувствует себя свободно, допустимы импровизированные отступления от темы. Риторические позиции коммуникативного самоубийства которых рекомендуется всячески избегать: n наставник оратор нравоучителен, категоричен ; n трибун преувеличенный пафос , n проситель «потерпите, я скоро закончу». Только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений занимая поочередно разные позиции, но перед выступлением нужно продумать, какие из них, где и когда вы будете занимать. Внешний вид оратора n Привлекательная, Внешность - в пределах нормы. Излишняя привлекательность отвлекает от содержания, снижает доверие к материалу.

Женщина тоже должна быть одета умеренно; очень модно одетые женщины оцениваются отрицательно. Одежда должна соответствовать возрасту оратора , несоответствия в ту и другую сторону раздражают. Снижают доверие к оратору: n одежда ярких, насыщенных цветов; n слишком модная одежда несерьёзность ; n избыток украшений; n кокетливые детали женской одежды кружева, воланы и др. Повышают доверие очки в темной оправе. Манера выступления П. Сопер: манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности. Что не должен делать оратор: : n выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. Энергичность изложения. Физическая бодрость, подвижность. Выступление должно быть энергичным от начала до конца.

Это передается слушателям, держит их в напряжении и повышает доверие к информации. Карнеги советовал : «Будьте энергичны. Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы. Ничем не умеряйте вашу энергию». Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме. Уверенный внешний вид n Уверенность передается аудитории, она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты» Д. Расположение в аудитории n Оратору лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не посреди нее.

Движение n Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться. Неподвижным n n ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии. Ходить надо не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно тем, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор. Приближайтесь к слушателям n Спускайтесь в зал, ходите по аудитории медленно, и не очень злоупотребляя , наклоняйтесь к слушателям. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.

Всыпь три столовые ложки муки и чайную ложку разрыхлителя. Теперь будем выпекать. Керамическую или стеклянную форму смажь маслом. Выложи в нее полученное тесто. Микроволновку нужно поставить на максимум.

Этого требуют условия произнесения речи, когда высказывание нужно построить так, чтобы оно сохраняло качества импровизации, но допускало анализ и критику аргументации. Начало речи: вступление, пропозиция, разделение В начале речи представлены три части — вступление, предложение и разделение: Во вступлении предлагается основание обращения оратора к аудитории в данных обстоятельствах с данной речью. Предложение является началом речи, поскольку предложение — речь, свернутая до одной фразы, а при развертывании предложения раскрывается и содержание авторского замысла. Разделение указывает содержание аргументации, которая будет развернута в дальнейшем, а также последовательность рассмотрения вопроса. Тем самым начало речи приобретает значение как словесная конструкция: оратор ориентирует аудиторию, указывая свою позицию, отношение к аудитории и ход предлагаемой аргументации. По правилам ведения диалога говорящий отвечает за ценность информации и уместность речи. Слушающий при этом отвечает за внимание к словам говорящего. Поэтому начало речи строится так, чтобы привлечь внимание слушателей к содержанию высказывания и тем самым облегчить им задачу: по началу речи можно судить о значимости ее содержания. Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи и от состояния ритора, в особенности если речь устная. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но ритору помогает знание правил построения вступления. Во-первых, даже при неудавшемся вступлении, если оно кратко, интерес публики к оратору сохранится и ошибку можно исправить — впереди целая речь, в содержании которой обнаружатся качества ритора. Во-вторых, вступление должно быть умеренно энергичным: яркое вступление привлекает внимание и вызывает симпатию к оратору. Однако если речь, в особенности устная, начинается слишком эмоционально, оратору может не хватить сил продолжать на том же эмоциональном уровне. От сильной эмоции аудитория быстро устает, а ритору нужно приберечь пафос к концу речи. В-третьих, стилистически вступление не должно резко контрастировать с основными частями речи,так как может сложиться впечатление, будто ритор стремится привлечь внимание к себе, а не к предмету речи. В-четвертых, во вступлении следует избегать существенных для аргументации формулировок и данных, если они не повторяются в других частях речи, так как аудитория «входит в речь» постепенно, и вступление воспринимается на фоне внешних или внутренних помех. В-пятых, вступление не следует сочинять до основных частей речи, так как оно отражает для ритора содержание и пафос высказывания в целом, являясь речью о речи. В риторике выделяются три рода вступлений: обычное, с ораторской предосторожностью и внезапное. Обычное вступление «Милостивые государи, с чувством невольного смущения приступаю я к моему докладу. Оно вызывается прежде всего глубокою скорбью о том, что, получив, наконец, давно желанную возможность принять активное участие в заседании нашего Общества, я не вижу пред собою ни полного мысли и энергии лица Николая Яковлевича Грота, ни проникнутого одухотворенною красотою образа Владимира Сергеевича Соловьева. Оба они уже вступили на тот берег, от которого нас еще отделяют туманы и неотрадные волны житейской суеты. Мне больно сознавать, что и возможность видеть здесь дорогого наставника, которому я сам многим обязан в своем духовном развитии, — видеть Бориса Николаевича Чичерина, пресечена постигшим его недугом...

Иван, помощь с обучением 2 часа назад Николай, здравствуйте! Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу! Иван, помощь с обучением 6 часов назад Здравствуйте! Иван, помощь с обучением 12 часов назад Василий, здравствуйте! Иван, помощь с обучением 1 день назад Анна Михайловна, здравствуйте! Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю. Иван, помощь с обучением 1 день назад Сергей, здравствуйте! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения? Иван, помощь с обучением 1 день назад Инна, здравствуйте!

Законы и правила риторики

Риторические уловки, которые допустимы в речи оратора. Риторические позиции оратора в ходе выступления n 1. Информатор n изложение материала, сопровождающееся предупреждением. Риторические позиции коммуникативного самоубийства которых рекомендуется всячески избегать: n наставник (оратор нравоучителен. Искусство риторики: основные правила публичных выступлений.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий