7 февраля 1981 года в авиакатастрофе ту 104 под ленинградом

Что общего между катастрофой Ту-104 авиации Тихоокеанского флота 7 февраля 1981 под Ленинградом, которой сегодня 40 лет, катастрофой польского Ту-154 в апреле 2010 в Смоленске, и катастрофой Ту-154 25 декабря 2016 в Сочи? 7 февраля 1981 года, после успешного окончания командно-штабных учений, в авиакатастрофе на военном аэродроме города Пушкина Ленинградской области, погиб практически весь руководящий состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. 7 февраля 1981 года рядом с аэродромом в городе Пушкин под Ленинградом потерпел катастрофу самолет Ту-104, на борту которого находился практически весь командный состав Тихоокеанского флота. Около 16 часов по местному времени произвел взлет Ту-104 ВВС ТОФ, но на высоте около 50 метров самолёт резко накренился на правое крыло, перевернулся и рухнул на землю, не выйдя за пределы взлетной полосы. 41 год назад, 7 февраля 1981 года, при взлете с военного аэродрома Пушкин под Ленинградом разбился самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) СССР.

Крушение Ту-104: 43 года назад авиакатастрофа унесла жизни почти всего руководства ТОФ

К тому же выяснилось, что 25-я ракетоносная авиационная дивизия, в штате которой числился и экипаж, и самолёт, была, как сейчас принято говорить, придворным боевым соединением. Проверки личного состава её подразделений были нечастыми и порой носили чисто формальный характер. Но погубили лайнер и всех находившихся на его борту людей не пилоты. Более того, из воспоминаний Р. Голосова известно, что бортовые самописцы зафиксировали: в момент отрыва от земли экипаж даже не прикасался к штурвалу. Виной всему стал груз, который высокие начальники решили увезти с собой из Ленинграда. В ту пору в стране царил тотальный дефицит продовольственных и непродовольственных товаров. От голода, конечно, никто не умирал, но достать что-то, что к предметам базовых потребностей не относилось, было крайне сложно. Особенно если речь шла о крупных и значительных покупках. Несмотря на то, что адмиралы и чины рангом пониже всё-таки обладали некоторым и весьма значительным блатом в этом деле, сам по себе Дальний Восток снабжался не особо-то хорошо. Поэтому перелёт в Ленинград был удобной оказией для того, чтобы купить и привезти домой что-то дефицитное.

Это и сыграло злую шутку. В обратный рейс «адмиральский» Ту-104 был напичкан багажом фактически под завязку. В багажное отделение, согласно некоторым источникам, погрузили несколько мебельных гарнитуров, два или три рулона типографской бумаги для нужд флота весом по полтонны каждый, телевизоры, а также множество более мелких вещей, включая даже ящики с апельсинами. Самолёт оказался сильно перегружен, и тут напрашивается вопрос: как экипаж вообще мог допустить такую ситуацию? Ответ весьма прост и кроется в больших погонах. Это в гражданской авиации пилоты — главные на борту. А вот адмиралы и генералы в качестве пассажиров в лучшем случае на все просьбы экипажа могут промолчать, а в худшем... В общем, можно даже и не говорить. Никакой командир им, пусть и подполковник, не указ. Не всегда и не везде, но бывало, да и сейчас бывает.

Это подтверждал и сам командир Ту-104 подполковник Инюшин, задолго до катастрофы писавший жалобы о том, что его самолёт постоянно летал с большим перегрузом, перевозя крупную мебель, холодильники, стиральные машины и прочее. Сам по себе перегруз, конечно, может стать причиной авиакатастрофы, но к событиям 7 февраля 1981 года привели ещё два фактора: немалую часть тяжёлого багажа разместили в хвостовой части самолёта, тем самым сместив его центр тяжести, а также не озаботились надёжным креплением остальных грузов. Поэтому, по одной из наиболее приближенных к реальности версий, когда самолёт начал разбег по взлётно-посадочной полосе, рулоны типографской бумаги весом по полтонны каждый, находившиеся ближе к центру, сорвались с мест и перекатились в хвостовую часть, чем создали ещё больший дисбаланс. В результате Ту-104, ещё толком не разогнавшись, оторвался от земли и стал неконтролируемо выходить на закритические углы атаки и, взмыв в небо, рухнул вниз. В такой ситуации от пилотов уже ничего не зависело — никакие их действия не смогли бы предотвратить катастрофу. Последствия Трагедия в Пушкине явилась действительно страшным ударом как для Министерства обороны СССР в целом, так и для Тихоокеанского флота в частности. Гибель такого количества адмиралов и генералов стала своеобразным мрачным рекордом, из которого нужно было сделать правильные выводы. И они были сделаны, хоть и не все из них поддавались логике. Так, например, МО СССР окончательно отказались от использования Ту-104 — самого аварийного по соотношению количества инцидентов к количеству выпущенных единиц самолёта.

В багажное отделение, согласно некоторым источникам, погрузили несколько мебельных гарнитуров, два или три рулона типографской бумаги для нужд флота весом по полтонны каждый, телевизоры, а также множество более мелких вещей, включая даже ящики с апельсинами. Самолёт оказался сильно перегружен, и тут напрашивается вопрос: как экипаж вообще мог допустить такую ситуацию? Ответ весьма прост и кроется в больших погонах. Это в гражданской авиации пилоты — главные на борту. А вот адмиралы и генералы в качестве пассажиров в лучшем случае на все просьбы экипажа могут промолчать, а в худшем... В общем, можно даже и не говорить. Никакой командир им, пусть и подполковник, не указ. Не всегда и не везде, но бывало, да и сейчас бывает. Это подтверждал и сам командир Ту-104 подполковник Инюшин, задолго до катастрофы писавший жалобы о том, что его самолёт постоянно летал с большим перегрузом, перевозя крупную мебель, холодильники, стиральные машины и прочее. Сам по себе перегруз, конечно, может стать причиной авиакатастрофы, но к событиям 7 февраля 1981 года привели ещё два фактора: немалую часть тяжёлого багажа разместили в хвостовой части самолёта, тем самым сместив его центр тяжести, а также не озаботились надёжным креплением остальных грузов. Поэтому, по одной из наиболее приближенных к реальности версий, когда самолёт начал разбег по взлётно-посадочной полосе, рулоны типографской бумаги весом по полтонны каждый, находившиеся ближе к центру, сорвались с мест и перекатились в хвостовую часть, чем создали ещё больший дисбаланс. В результате Ту-104, ещё толком не разогнавшись, оторвался от земли и стал неконтролируемо выходить на закритические углы атаки и, взмыв в небо, рухнул вниз. В такой ситуации от пилотов уже ничего не зависело — никакие их действия не смогли бы предотвратить катастрофу. Последствия Трагедия в Пушкине явилась действительно страшным ударом как для Министерства обороны СССР в целом, так и для Тихоокеанского флота в частности. Гибель такого количества адмиралов и генералов стала своеобразным мрачным рекордом, из которого нужно было сделать правильные выводы. И они были сделаны, хоть и не все из них поддавались логике. Так, например, МО СССР окончательно отказались от использования Ту-104 — самого аварийного по соотношению количества инцидентов к количеству выпущенных единиц самолёта. Даже «Аэрофлот», со всеми тормозами бюрократии и финансирования, отошёл от эксплуатации этих машин почти за два года до этих событий. Также были изданы указы, которые запрещали высокопоставленным командующим летать вместе со своими заместителями и обязывали этих пассажиров неукоснительно подчиняться требованиям экипажей самолётов, невзирая на чины и звания. Помимо этого, введены правила, регламентирующие взвешивание и крепление багажа. Вопрос только в том, соблюдалось ли всё это на практике. Только вот с поиском виновных переборщили. В принципе понятно, что причина этой катастрофы не в технике и не в ошибках экипажа. Это цепь событий, которые в совокупности и привели к тому, что случилось. Но найти крайнего, как это у нас принято, было нужно. Им сделали полковника А. Яковлева из управления 25-й ракетоносной авиационной дивизии, которой принадлежал разбившийся Ту-104. Посадить, конечно, не посадили, но с должности сняли. Ну и, конечно, вся информация об авиакатастрофе была полностью засекречена. Всё, что было доступно из информации широкой общественности — это небольшая заметка на предпоследней странице одного из номеров газеты «Красная Звезда».

И вот, во время этого взлета, перешли ту грань, когда на больших углах атаки, из-за стреловидности на концах крыла, происходит срыв потока и подъемная сила здесь падает. Общая подъемная сила, которая всегда должна проходить через центр тяжести, уходит вперед и еще больше увеличивает угол атаки, а значит и срыв потока. С этим лавинообразным нарастаним тангажа справиться экипаж не в состоянии при всем желании. Самолет обречен. Встает в "крест" по словам очевидцев и падает.

Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен старший лейтенант техник Зубарев, случайно оказавшийся в кабине самолета и которого от удара выкинуло через носовой фонарь. По дороге в больницу он скончался. Остальные находившиеся на борту люди погибли практически мгновенно во время взрыва. Катастрофа унесла жизни по-настоящему уникальных военных и технических специалистов... Адмирал Эмиль Спиридонов успешно возглавил флот в очень трудный момент, когда на вооружение были взяты атомные подводные лодки и принципиально новая техника. Джемс Чулков. Отдал флоту почти три десятка лет. Именно он стал "крестным отцом" первым ракето- и авианесущим крейсерам.

7 февраля 1981 года в авиакатастрофе погибло командование Тихоокеанского флота

Эмиль Спиридонов. Фото: wikipedia. Это грозило полным параличом управляемости столь громоздкой структуры и резким снижением уровня ее боеготовности. В условиях холодной войны это могло привести к непредсказуемым последствиям. Высшее военное руководство страны в спешном порядке назначило на освободившиеся должности нижестоящих офицеров, а в Кремле взяли расследование причин случившегося под личный контроль. Рассматривалось несколько версий произошедшего.

Первая — террористический акт, устроенный подрывником-одиночкой. Вариант диверсии анализировался особенно тщательно. Рассматривалась возможность причастности как китайских, так и американских спецслужб. В пользу первой версии говорило то, что совсем недавно отгремела Китайско-вьетнамская война, и не последнюю роль в победе Вьетнама сыграл советский Тихоокеанский флот. Моряки, помимо прочего, доставляли вьетнамцам боеприпасы и вооружения.

Соединенные Штаты, противодействуя распространению влияния Советского Союза, не только поставляли оружие моджахедам, но и рассматривали возможность переброски частей морской пехоты в районы Индийского моря для дальнейшего броска в Афганистан.

Очевидцы, которые пытались добраться до места аварии, рассказывали, что хвост самолета отломился от фюзеляжа, а под ним была огромная воронка с горящим керосином. Весь самолет был в огне. На борту были 15 адмиралов и генералов, 12 капитанов первого ранга и полковников и сам командующий ТОФ Эмиль Спиридонов. Ту-104 командующего возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза. Тихоокеанский флот лишился своего командования, своих соединений. Остались вторые и третьи лица.

Это был сильнейший удар по военно-морскому флоту — трудновосполнимый вице-адмирал Василий Денисов Вместе со Спиридоновым погибли 15 адмиралов и генералов. Для сравнения: за годы Второй мировой войны весь советский флот потерял четырех адмиралов, еще шесть умерли своей смертью или по причинам, не связанным с боевыми действиями. Десять адмиралов — за всю войну, а тут — 16 в один день, в мирное время! В первые послевоенные годы советское правительство делало ставку на ускоренное развитие и обновление военно-морского флота — и именно на Тихоокеанском флоте активно и с большим успехом обкатывали новые виды вооружений. Самая большая беда, которая случилась, — что флот оказался обезглавленным: погиб цвет Тихоокеанского флота вице-адмирал Александр Славский «Персонал аэродрома рассмотрели под микроскопом» Сразу после крушения началась отработка версий. Самый сильный флот фактически обезглавлен — не начало ли это войны? Катастрофа случилась вскоре после окончания Китайско-вьетнамской войны, шла война в Афганистане, а американские авианосцы и корабли с морпехами кружили по Тихому и Индийскому океанам и были готовы при любом удобном случае высадить десант.

После катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности — в Минобороны подозревали диверсию. Вскоре спецслужбы и всевозможные комиссии пришли к выводу, что иностранные диверсанты просто не могли подобраться к самолету на таком охраняемом объекте, как военный аэродром Пушкин. Охраной аэродрома занимался отдельный батальон плюс особисты из контрразведки, которые весь обслуживающий персонал рассмотрели едва ли не под микроскопом. Версия иностранных спецслужб если и рассматривалась, то только теоретически: пронести взрывчатку на борт самолета на охраняемом объекте было практически невозможно военный историк Александр Зимовский И все же версию диверсии окончательно не отбросили — следователи предположили саботаж, начали проверять своих. Выяснилось, что в последний момент отказался лететь Рудольф Голосов, начальник штаба Тихоокеанского флота и первый кандидат по выслуге лет на место Спиридонова. Военный аэродром Пушкин. Красным отмечено место крушения Ту-104 Источник изображения: Фото: Д.

Оказалось, что у начальника штаба было алиби: в день катастрофы на аэродроме Пушкин другой борт должен был лететь на Северный флот. Голосов был родом из тех мест — там у него остались родственники, росла дочь. Голосов решил повидаться с родными и заранее отпросился у Спиридонова, что спасло ему жизнь. Версия о том, что он устроил диверсию, была отброшена, техническое расследование катастрофы продолжалось.

Именно это обстоятельство впоследствии склонило стрелку весов в сторону версии о нарушении центровки вследствие перегрузки. Перед взлетом Руководящий состав Тихоокеанского флота ожидал вылета во Владивосток. В тот день с военного аэродрома в Пушкине отправлялись по домам и руководители всех остальных флотов. Голосов он поехал навестить сына, который служил на Северном флоте, что, собственно, и спасло ему жизнь. Следом за ними должны были вылетать дальневосточники, затем черноморцы. Отлет командования тихоокеанцев и черноморцев был намечен на послеобеденное время. Их провожали высокопоставленные адмиралы, генералы, представители Ленинградского обкома и горкома КПСС, многочисленные депутаты... Военный аэродром был, казалось, битком набит служебными машинами. Вдоль взлетно-посадочной полосы группами шли люди — провожающие. Все оживленно разговаривали, очевидно, обмениваясь впечатлениями. Для них было расчищено от снега специальное место, с которого лучше всего виден взлетающий самолет Тихоокеанского флота. На аэродроме слегка пуржило, шел небольшой снежок, дул какой-то нехороший ветер. Впрочем, полеты не отменялись. ТОФовский Ту-104 стоял особняком — не в конце взлетной полосы, где была стоянка самолетов Балтийского, Северного и Черноморского флотов, а в начале. Около 16 часов по ленинградскому времени он двинулся оттуда в сторону взлетной полосы, через 200 метров вышел на старт и пошел на взлет Катастрофа На стартовом командном пункте аэродрома в отличие от оживленно радостного настроения провожающих царила напряженная атмосфера. За неделю пребывания Ту-104 на аэродроме личный состав устал расчищать снег, охранять «персональный» самолет, грузить во чрево реактивной машины дефицитное для флота имущество, которое удалось раздобыть в Ленинграде: рулоны бумаги, карты, аппаратуру связи, телевизоры... На СКП находился полковник М. Он руководил взлетом авиалайнера. Устало опустившись в крутящееся кресло, полковник с высоты многоэтажного дома наблюдал за последними приготовлениями к вылету. В голове крутилась мысль: скорее бы отправить гостей. Пробило 15 часов. В помещение зашел еще один военный. Он с удивлением сказал: «Самолет перегружен, а они все вталкивают. Вздумали в последний момент вкатить туда рулоны типографской бумаги! Ведь можно не взлететь». Полковник М. Пусть грузят, что хотят, лишь бы побыстрее. Вылет и так задерживался. Наконец от ожившего Ту отъехал трап и донесся звук реактивных двигателей. Экипаж прогревал движки. Прошу разрешения на рулежку. Я — «Борт». Рулежку разрешаю, — ответил в микрофон полковник М. Авиалайнер нехотя сдвинулся и пополз на место старта. Затем, опробовав движки на всех режимах, командир запросил разрешения на взлет. Взлет разрешаю, — опять отреагировал полковник. Самолет начал разбег. Машина тяжело набирала скорость. Длина разбега груженого авиалайнера равнялась почти одному километру. И в самом конце разбега, когда командир корабля уже оторвал от бетона переднюю стойку шасси, случилось непредвиденное. Ту-104 повело вправо от ВПП... Замершие в шоке провожающие наблюдали, как осевший самолет на огромной скорости сошел с бетонки и зацепил правой плоскостью капонир-обваловку насыпные валы между самолетами высотой 6 м , где когда-то базировались истребители. А дальше случилось страшное: машину на бешеной скорости развернуло на 90 градусов и перевернуло через крыло. Моментально вспыхнуло 30 тонн керосина. Лава из частей авиалайнера, горящего керосина и земли кувыркалась и катилась еще не один километр... Самой первой версией было подозрение, что отказала система управления. Впоследствии, по мере сбора информации, версий стало больше. Не исключалась и диверсия. Но официальной точкой зрения на причины катастрофы, которая легла в основу изданного в результате тщательного расследования секретного приказа, стала другая. Перегрузка самолета в тот роковой день стала первой частью из упавших на чашу весов допущенных нарушений, и стрелка качнулась в сторону беды... Положение усугубило то, что удовлетворенные полученной высокой оценкой по итогам года радостные пассажиры и экипаж не проконтролировали расположение груза внутри фюзеляжа самолета. Комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами — ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику устойчивость самолета, что не ощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки. Последней ошибкой было то, что экипаж начал взлет на несколько сот метров раньше, чем это следовало делать. Командир экипажа — опытный первоклассный летчик, летавший именно на этом самолете более 10 лет, стал выполнять взлет по входившей тогда в моду зарубежной «экологической» методике — как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей. В результате самолет оказался, как говорят пилоты, «подорван» на меньшей чем нужно было для перегруженного лайнера длине разбега и на меньшей скорости. На 8 — 10 секунде полета, когда подъемная сила, уменьшаясь вследствие крутого набора высоты тяжелого лайнера, сравнялась с его весом, наступило то самое неустойчивое равновесие, которое в полете ведомо только летчикам-испытателям, проверяющим устойчивость новой машины. Но строевым пилотам подходить к подобным режимам категорически запрещено — особенно с пассажирами на борту. Последним фактором, опрокинувшим и самолет, и судьбы членов экипажа и пассажиров, стал сильный встречно-боковой ветер. Зная о нем и предполагая парировать снос, летчики дали элероны вправо — на ветер. И именно туда, вправо, повалился многотонный лайнер. Ни руководитель полетов, ни кто-то другой из группы руководства полетами не успели произнести ни слова. Лишь штурман корабля, сидящий в стеклянном носу лайнера, сначала с тревогой, а затем с ужасом прокричал несколько раз: «Куда? Испытатели потом говорили, что спасти положение на первых мгновениях правого крена мог лишь энергичный поворот штурвала влево и от себя, чтобы вывести корабль в горизонтальный полет и набрать скорости. Так «блинчиком» уходили после взлета в войну перегруженные бомбами тяжелые бомбардировщики. При расследовании этой трагедии выяснилось, что аналогичные «голубочки» на взлете происходили на этапе освоения самолета Ту-16, военного аналога аэрофлотскому Ту-104. В 60-х годах погибло несколько экипажей, взлетавших из аэропорта Североморск. Но этот горький опыт не был учтен. Расследование катастрофы Ту-104 длилось несколько недель и проходило в напряженных спорах между представителями КБ Туполева, бывшего командования ВМФ и МО, летчиков-испытателей.

Столько высших морских военачальников не погибло за всю Вторую мировую войну... Об авиакатастрофе 1981 года, разом лишившей Тихоокеанский флот Советского Союза всех руководителей, до недавнего времени знали немногие. Кроме них на борту были и гражданские лица: некоторые возвращались обратно со своими семьями. К несчастью, домой вернуться им не удалось. Поднявшись на высоту 45-50 метров, самолёт свалился на правое крыло, ударился о землю и взорвался. Пожарные подъехали к месту трагедии, занесенному полуметровым снегом не сразу, да и спасать уже было некого. На месте самолета зияла черная воронка, над которой полыхало пламя. Неподалеку от места катастрофы в снегу был обнаружен старший лейтенант техник Зубарев, случайно оказавшийся в кабине самолета и которого от удара выкинуло через носовой фонарь.

Первый советский

  • Трагедия под Ленинградом: что привело к крушению Ту-104 с 13 адмиралами на борту - Аргументы Недели
  • Самая секретная авиакатастрофа: что привело к трагедии 40 лет назад - PortoFranko
  • В Петербурге вспомнили авиакатастрофу, обезглавившую весь Тихоокеанский флот
  • История трагедии: как Тихоокеанский флот лишился руководства в авиакатастрофе 1981 года

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

В этот день в 1981 году во время взлета с аэродрома Пушкино потерпел катастрофу самолет Ту-104А ВВС СССР, регистрационные знаки СССР-42332. 7 февраля 1981 года под Ленинградом (Санкт‑Петербургом) разбился транспортный самолет Ту‑104. Погибло почти все руководство Тихоокеанского флота: 17 адмиралов и генералов. Авиакатастрофа ТУ-104 с командованием ТОФ СССР — авиационная катастрофа, которая произошла на военном аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года. 7 февраля 1981 года под Ленинградом (Санкт‑Петербургом) разбился транспортный самолет Ту‑104. Погибло почти все руководство Тихоокеанского флота: 17 адмиралов и генералов.

Погибли вместе с дефицитом. К годовщине самой нелепой авиакатастрофы в истории СССР

7 февраля 1981 года рядом с аэродромом в городе Пушкин под Ленинградом потерпел катастрофу самолет Ту-104, на борту которого находился практически весь командный состав Тихоокеанского флота. Ту-104 стал одним из самых долгожданных самолётов послевоенного времени. Машина впервые поднялась в небо всего через десять лет после того, как над зданием Рейхстага водрузили Знамя Победы, и стала символом возрождения отечественной промышленности. 40 лет назад, 7 февраля 1981 года, при взлете с военного аэродрома Пушкин под Ленинградом разбился самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) СССР. В этой катастрофе погибли 16 адмиралов и генералов — все руководство флота.

Что еще почитать

  • Как советские адмиралы сами устроили себе авиакатастрофу
  • Самолет Ту-104 потерпел катастрофу при взлете. 100 великих авиакатастроф
  • Катастрофа, в один день погубившая все руководство Тихоокеанского флота СССР
  • Восемь секунд
  • Как 41 год назад авиакатастрофа «обезглавила» Тихоокеанский флот — Ёптель
  • Самая страшная ошибка авиаконструктора Туполева, которую он не признал - Экспресс газета

«Персонал аэродрома рассмотрели под микроскопом»

В числе прилетевших в Пушкин 30 января 1981 года офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший из Владивостока на самолёте Ту-104А борт СССР-42332. 7 февраля 1981 года руководство Тихоокеанского флота СССР должно было вылететь самолётом Ту-104 из Пушкина в Хабаровск и Владивосток. На борту в момент вылета находились 50 человек, шесть из которых были членами экипажа. 7 февраля 2016 года, в 12.00, в Кафедральном Николо-Богоявленском Морском Соборе, в Санкт-Петербурге, состоится Молебен памяти всех погибших в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года. 7 февраля 1981 года в Ленинграде завершился оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава Военно-морского флота СССР во главе с главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза Сергеем Горшковым. Страшная авиакатастрофа, одним мигом обезглавившая Тихоокеанский флот СССР, произошла под Ленинградом 36 лет назад – 7 февраля 1981 года. Падение самолета Ту-104 унесло жизни 16 адмиралов.

Годовщина катастрофы, в которой погибло больше советских военачальников, чем во время войны

7 февраля 1981 года командование флотов ВМФ СССР разлеталось к местам дислокации. Около 16:00 "Ту-104А" вырулил на взлетную полосу, но на высоте 50 метров вдруг резко накренился на правое крыло, потерял скорость, с большим креном рухнул и взорвался. Катастрофа Ту-104 в Пушкине — авиационная катастрофа, произошедшая 7 февраля 1981 года. Авиалайнер Ту-104А, принадлежавший отряду управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР, выполнял рейс по маршруту Пушкин—Хабаровск—Владивосток, но через несколько секунд. 7 февраля 1981 года произошла страшная авиакатастрофа Ту-104 под Ленинградом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, трагедии, флот на развлекательном портале 34 года назад, 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе под Ленинградом погибло все руководство Тихоокеанского флота СССР. Из 52 погибших 16 адмиралов и генералов и почти два десятка капитанов первого ранга, занимавших адмиральские должности. Страшная авиакатастрофа, одним мигом обезглавившая Тихоокеанский флот СССР, произошла под Ленинградом 36 лет назад – 7 февраля 1981 года. Падение самолета Ту-104 унесло жизни 16 адмиралов. Сухие факты таковы. 7 февраля 1981 года, с военного аэродрома Пушкин, расположенного под Ленинградом, должен был вылететь самолет ТУ-104.

Самая страшная ошибка авиаконструктора Туполева, которую он не признал

7 февраля 1981 года в Ленинграде завершился оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава Военно-морского флота СССР во главе с главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза Сергеем Горшковым. Авиакатастрофа, случившаяся 7 февраля 1981 года в окрестностях Пушкина Ленинградской области, полностью «обезглавила» весь тогдашний Тихоокеанский флот. Одним из последствий трагедии стал отказ военных от лайнеров Ту-104. Что общего между катастрофой Ту-104 авиации Тихоокеанского флота 7 февраля 1981 под Ленинградом, которой сегодня 40 лет, катастрофой польского Ту-154 в апреле 2010 в Смоленске, и катастрофой Ту-154 25 декабря 2016 в Сочи? Вылетев из Пушкино, борт должен был приземлиться на аэродроме Кневичи во Владивостоке. 7 февраля 1981 года лишь успев набрать высоту, самолет упал, разбившись о землю. Борт Ту-104А следовал особым рейсом. 7 февраля 1981 года в авиакатастрофе погибло почти все командование Тихоокеанским флотом. Крушение самолета Ту-104 произошло сразу же после вылета из Пушкина под Ленинградом.

Авиакатастрофа, унёсшая жизни большинства руководителей Тихоокеанского флота СССР (11 фото)

Здесь хочу сказать только одно: самолет, думаю, не был перегружен и у него не было предельно задней центровки. Как говорили, "инюшинский взлет" и привел к катастрофе. Анатолию Ивановичу я говорил, что на Ту-104 зная его небольшую тяговооруженность нельзя взлетать с таким большим углом. И вот, во время этого взлета, перешли ту грань, когда на больших углах атаки, из-за стреловидности на концах крыла, происходит срыв потока и подъемная сила здесь падает.

Общая подъемная сила, которая всегда должна проходить через центр тяжести, уходит вперед и еще больше увеличивает угол атаки, а значит и срыв потока.

В результате чего, как говорят специалисты, произошел «самопроизвольный отрыв самолета от ВПП». Но почему же экипаж «сто четвертого» не добился того, чтобы перед взлетом груз в лайнере разместили как следует, надежно закрепили? Один из ветеранов транспортной авиации, с которым довелось побеседовать на условиях анонимности, уверен, что решающую роль в данном случае сыграл «фактор больших звезд»: — Согласно правилам за погрузку и размещение багажа отвечает экипаж. То есть, по идее, именно они должны были там командовать. Но вы представляете себе, что творилось перед взлетом этого лайнера: один за другим заходят адмиралы, генералы, старшие офицеры. Вслед за ними втаскивают в салон их объемистый багаж, и обладатели «больших звезд» привычно распоряжаются: клади сюда, подвинь туда… Можно ли предположить, что второй пилот, у которого на погонах всего-то три звездочки старшего лейтенанта, вдруг начнет перечить адмиралу и требовать, чтобы все это хозяйство укладывали по-другому? Да тот на него так рявкнет!.. Тут даже подполковник, командир экипажа, ничего не сможет добиться. Только неприятности на свою голову накличет.

Вот потому и полетели они в тот раз с плохо размещенным багажом, понадеялись на авось. Заслуженный летчик-испытатель СССР Феликс Воробьев, которому довелось в свое время летать на боевых самолетах морской авиации Тихоокеанского флота, на транспортных гражданских самолетах, обрисовал ситуацию, предшествовавшую катастрофе: — Доводилось слышать об этой истории. Среди авиаторов в свое время ходили разговоры о ней, хотя, конечно, без особых подробностей. Если говорить о первых секундах полета «сто четвертого», там все прочитывается. Из-за перегрузки хвоста и, наоборот, недостаточной массы в передней части самолета он при взлете стал слишком сильно задирать нос. Так что угол атаки в какой-то момент превысил критический. В подобной ситуации экипажу не хватило уже возможностей управления, чтобы выровнять лайнер. Вследствие чрезмерно резкого набора высоты недопустимо уменьшилась подъемная сила и тяжелый самолет оказался в неустойчивом равновесии. При этом достаточно было самого незначительного внешнего воздействия, чтобы случилась беда… Рассуждения Феликса Михайловича подтверждаются материалами расследования: увы, такое внешнее воздействие имело место. В материалах госкомиссии упоминаются порывы встречно-бокового ветра, дувшего в тот день на взлетной полосе аэродрома: «Попав в условия умеренного сдвига ветра, неустойчивый самолет свалился».

Избежавшие смерти Район катастрофы постарались поскорее изолировать от посторонних. Линию оцепления образовали поднятые по тревоге части гарнизона в Пушкине. Строгости в данном случае были даже усилены: следовало не допускать к месту аварии посторонних, а кроме того, предотвратить утечку секретной информации. Ведь на разбившемся самолете везли военные карты, документацию из штаба ВМФ... При сильном ударе лайнера о землю эти бумаги могли разлететься далеко вокруг. Поисковыми работами занялись в первые же минуты после катастрофы, убедившись, что помощь оказывать здесь некому. Одним из участников был уже упомянутый Виктор Гамага. А потом еще неделю эти же особисты допрашивали меня с Власовым, почему мы не погибли. Да потому что мы оставались в Академии на заключительную сессию, она начиналась 9 февраля. А они, недоверчивые, все допытывались: «Вы в Ленинград прилетели вместе со всеми, так почему не полетели обратно?

Был зам. Как сейчас помню, была суббота. Построили часть и бегом погнали к аэродрому. Это минимум 3 км… На КПП пропустили без вопросов… Место катастрофы было в конце ВПП, справа… Комендант гарнизона… приказал построиться цепью и обойти по периметру место падения самолета, при этом собирая все документы, что попадутся на пути. Вовнутрь самолета не лезть. Там будут собирать документы курсанты военных училищ... Видел, как солдаты роты охраны аэродрома сносили на носилках тела погибших. Мы построились цепью и пошли по кустам, по снегу, и т. Лично я ничего не обнаружил. Был на месте падения.

В часть прибыли своим ходом после 23. Назавтра, в воскресенье… старшина сообщил, чтобы я выделил троих человек...

Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии — им посчастливилось попасть на рейс Аэрофлота.

Затем поднялись в небо и другие самолеты. В тот день шел снег, мела даже небольшая пурга, но полеты не отменялись. Положение усугубилось тем, что экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета.

Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами — ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки. Последняя ошибка — что экипаж начал взлет на несколько сот метров раньше, чем следовало.

Командир экипажа — первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 11 лет, — стал выполнять взлет по входившей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей. Зная о нем и предполагая парировать снос, летчики дали элероны вправо — на ветер. И именно туда, вправо, заваливался многотонный лайнер.

Ни руководитель полетов, ни его подчиненные не успели произнести ни слова. Лишь штурман корабля, сидящий в стеклянном носу лайнера, сначала с тревогой, а затем с ужасом прокричал несколько раз: «Куда? Испытатели потом говорили, что спасти положение на первых мгновениях правого крена мог лишь энергичный поворот штурвала влево и от себя, чтобы вывести судно в горизонтальный полет и набрать скорость.

Спастись не удалось никому». Погибли командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования.

А в это время во Владивостоке их ждали, готовили им праздничный стол. А ведь оказалось, что учения прошли хорошо и о тайфуне никто и не вспоминал». Просто не знаю, что со мной происходит".

Зная о нем и предполагая парировать снос, летчики дали элероны вправо — на ветер. И именно туда, вправо, заваливался многотонный лайнер. Ни руководитель полетов, ни его подчиненные не успели произнести ни слова. Лишь штурман корабля, сидящий в стеклянном носу лайнера, сначала с тревогой, а затем с ужасом прокричал несколько раз: «Куда? Испытатели потом говорили, что спасти положение на первых мгновениях правого крена мог лишь энергичный поворот штурвала влево и от себя, чтобы вывести судно в горизонтальный полет и набрать скорость. Спастись не удалось никому». Погибли командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования.

А в это время во Владивостоке их ждали, готовили им праздничный стол. А ведь оказалось, что учения прошли хорошо и о тайфуне никто и не вспоминал». Просто не знаю, что со мной происходит". А 8 февраля открылась дверь и в квартиру вошли люди в черных шинелях. Они не сразу сообщили нам о гибели мужей. Вначале сказали только: «Вы знаете, самолет взлетел, но… нам еще ничего не сообщили… мы вам потом расскажем…» Тут Тамара Ивановна схватила фотографию Джемса и упала. Он погиб! А я не могла понять, отчего она так — ведь еще ничего не ясно.

Потом нам говорили всякие казенные слова… У меня внутри словно все сжалось, и я просто ничего не чувствовала. Осознание боли пришло только через сутки. Тогда я каждой своей клеточкой почувствовала, что мужа больше нет».

Авиакатастрофа Ту-104 в Пушкине 7 февраля 1981 года

Фото: Forums. И здесь тоже. Начальник штаба Тихоокеанского флота Рудольф Голосов, пользуясь случаем, решил навестить проживающую в Североморске дочь и утром 7-го числа убыл из Ленинграда на самолете Северного флота. Удалось избежать гибели и командующему Камчатской флотилией разнородных сил Геннадию Хватову — не желая добираться на перекладных, он улетел в свой Петропавловск-Камчатский прямым аэрофлотовским рейсом. Он скончался совсем недавно, в ноябре 2020 года. А вот Герой Советского Союза, вице-адмирал Голосов жив и по сей день. Ему пошел 94-й год. Игорь Шушарин, 47news Краткая история "тушек" Первый советский реактивный пассажирский самолет "Ту-104" отправился в свой первый полет летом 1955 года, при том, что к проектированию лайнера приступили в 1954-ом. Невиданные в истории мировой авиации темпы — результат конверсии по-советски: специалисты из КБ Туполева не стали изобретать самолет с нуля, а трансформировали в пассажирский лайнер скоростной бомбардировщик "Ту-16". Это был не просто самолет, это был символ великой державы: страна, только-только восставшая из руин, совершила невероятный технологический скачок, опередив передовые страны Запада.

На борту самолета. С сентября 1956-го новенькие 50-местные "тушки" начали обслуживать регулярные пассажирские рейсы. Больше всего они эксплуатировались на трассе Москва Ленинград — Свердловск — Иркутск — Дальний Восток, а также на круглогодично востребованных крымском и кавказском направлениях. В период 1957-1959 годов выпускалась 70-местная модификация самолета — модель "Ту-104А". В общей сложности было построено 80 машин, которые обслуживали исключительно заграничные линии, либо использовались в качестве представительских самолетов. В частности, на них перемещались члены Политбюро, включая самого дорогого Леонида Ильича. Надо сказать, советская партийная элита в своих авиаперемещениях изрядно рисковала. В отличие от своего молочного брата бомбардировщика, гражданский "Ту-104" был тяжел, в полете неустойчив, плохо управляем и склонен к раскачке. В принципе, чего-то подобного следовало ожидать: самолет создавался поспешно и, будучи по многим характеристикам новаторским, был плохо обкатан.

Первая катастрофа с "Ту-104" случилась в августе 1958-го, когда борт, летевший из Хабаровска в Москву, через полчаса после взлета неожиданно вошел в штопор на высоте 12 км и рухнул в тайгу.

Машинистка оперативного управления штаба ТОФ. Екатерина Александровна Морева , 18—19 лет. Дочь начальника связи ТОФ А. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Супруга Б. В ходе сборов было проведено командно-штабное учение с разбором и доклады командующих по перспективам развития флотов в новой структуре. Учения проходили в течение недели и 7 февраля были подведены итоги, по которым лучшим было признано руководство Тихоокеанского флота СССР. Руководство ТОФ начало собираться домой [4]. В числе пассажиров этого самолёта были начальник штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов ему было разрешено навестить своих родственников, живших на Севере.

Командующий Камчатской флотилией разнородных сил контр адмирал Хватов Г. А, с разрешения адмирала Спиридонова Э. Из числа прилетевших из Владивостока на этом самолёте обратно на нем не полетел капитан 2 ранга Власов Н. Первый черновой вариант списка погибших был составлен капитанами 2 ранга Власовым Н. Катастрофа[ править править код ] В 16. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45—50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся. Недалеко от места катастрофы в снегу был обнаружен выживший — старший лейтенант Валентин Зубарев во время взлёта он находился в кабине экипажа, и от удара его выкинуло через носовой блистер , но он скончался по дороге в больницу. Остальные находившиеся на борту 49 человек погибли на месте происшествия. Расследование[ править править код ] Диверсия сразу же была отброшена: на хорошо охраняемый аэродром вражеской ДРГ проникнуть крайне сложно.

Расшифровка бортовых регистраторов привела к необычному результату: самолёт самопроизвольно без воздействия со стороны опытнейшего пилота взлетел на заниженной [5] скорости, потерял подъёмную силу и ушёл в сваливание. Причины[ править править код ] По официальной версии, при загрузке самолёта были допущены перегруз и неправильное размещение пассажиров и груза. В то время в СССР усиливался дефицит , и полёт в Ленинград стал поводом для военных достать что-то дефицитное. Инюшин и раньше жаловался начальству на перегрузы самолёта, но реакции не было. По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза, в том числе мебель и телевизоры. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю и самопроизвольный взлёт [5]. Последствия[ править править код ] Авиакатастрофа под Ленинградом стала крупнейшей авиакатастрофой в истории СССР, в которой погибли высшие военные чины. Поскольку вначале одной из ведущих версий произошедшего был умышленный террористический акт , флот был приведён в состояние полной боевой готовности. Яковлев был снят с должности.

Вероятно, в момент взлета они скопились в одном месте — в хвосте, что еще больше наклонило судно. И последнее, одно из решающих обстоятельств, — Ту-104 направлялся во Владивосток, расстояние дальнее, поэтому топливные баки были полными. Ударившись о землю, самолет вмиг вспыхнул, словно спичка. Даже если бы кто-то после падения и выжил, шансов выбраться из горящего салона фактически не было. Память Большинство погибших похоронили на Серафимовском кладбище. Похороны были тихими, чтобы не наводить лишний шум. В 2000 году на нем сделали надпись: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7. Злополучный Ту-104 Ту-104 - первый советский пассажирский лайнер на реактивной тяге. За несколько лет до происшествия в Пушкине, этот самолет уже не раз разбивался. Всего в результате катастроф было потеряно 37 единиц Ту-104.

Через неделю адмирал Горшков подвел итоги. На учениях тихоокеанцев признали лучшими. В хорошем настроении они стали собираться домой. Это такое красивое зрелище. И тут вижу: ветка будто застыла. А потом увидела, что кактус выбросил цветок. Знаете, кактус цвел те последние сутки, что были отведены мужу. Как будто осветил его жизнь. Причем обычно он расцветал в шесть часов вечера, а через сутки отцветал. А тут распустился в 23. Утром 7 февраля вылетели североморцы и с ними — начальник штаба ТОФа, которому разрешили навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии — им посчастливилось попасть на рейс Аэрофлота. Затем поднялись в небо и другие самолеты. В тот день шел снег, мела даже небольшая пурга, но полеты не отменялись. Положение усугубилось тем, что экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета. Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами — ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки. Последняя ошибка — что экипаж начал взлет на несколько сот метров раньше, чем следовало. Командир экипажа — первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 11 лет, — стал выполнять взлет по входившей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей.

Погибли вместе с дефицитом. К годовщине самой нелепой авиакатастрофы в истории СССР

Спастись не удалось никому». Погибли командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования. А в это время во Владивостоке их ждали, готовили им праздничный стол. Я почему-то решила, что у него сердце не выдержало из-за тех аварий, что случились с кораблями. А ведь оказалось, что учения прошли хорошо и о тайфуне никто и не вспоминал».

А 8 февраля открылась дверь и в квартиру вошли люди в черных шинелях. Они не сразу сообщили нам о гибели мужей. Вначале сказали только: «Вы знаете, самолет взлетел, но… нам еще ничего не сообщили… мы вам потом расскажем…» Тут Тамара Ивановна схватила фотографию Джемса и упала. Он погиб! А я не могла понять, отчего она так — ведь еще ничего не ясно.

Потом нам говорили всякие казенные слова… У меня внутри словно все сжалось, и я просто ничего не чувствовала. Осознание боли пришло только через сутки. Тогда я каждой своей клеточкой почувствовала, что мужа больше нет». Родным и близким погибших приходили соболезнования от военных различного ранга, в том числе от министра обороны СССР. Тем не менее достоянием общественности эта трагедия не стала.

Более того, летевших на похороны родственников предупредили, чтобы они не рассказывали о причине гибели мужей. По телевидению и в прессе о катастрофе не сообщили. Единственная газета, которая поместила маленькую заметку о случившемся, — «Красная звезда». На предпоследней странице написали, что в авиакатастрофе разбились командующий Тихоокеанским флотом Э. Спиридонов, начальник политуправления Тихоокеанского флота вице-адмирал В.

Павлов и другие. А «другие» — это еще 49 человек, среди которых — 17 адмиралов и генералов и 15 старших офицеров.

Гамага - старший офицер оперативного управления штаба ТОФ Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм. Список погибших Следует отметить, что предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствии выяснилось, что вице-адмирал Г. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.

Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели. Экипаж Инюшин Анатолий Иванович. Послыхалин Владимир Александрович. Субботин Виталий Алексеевич. Рупасов Михаил Николаевич. Барсов Анатолий Владимирович. Вахтеев Анатолий Иванович.

Пассажиры Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал. Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал. Павлов Георгий Васильевич. Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.

Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал. Данилко Степан Георгиевич. Коновалов Владимир Харитонович. Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал. Леонов Геннадий Федорович.

Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал. Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал. Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.

Саул Григорьевич Волк , 52 года. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга. Евгений Игоревич Граф , 40 лет.

Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга. Юрий Григорьевич Лобачев , 45 лет. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга. Владислав Игнатьевич Морозов , 49 лет. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга. Владимир Ильич Пивоев , 44 года. Борис Погосович Погосов , 45 лет. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1 ранга.

Анатолий Васильевич Прокопчик , 46 лет. Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга. Юрий Николаевич Туробов , 43 года. Владимир Дмитриевич Цыганков , 49 лет. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга. Казимир Владиславович Чеканский , 45 лет. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы. Артур Арович Делибатаньян , 41 год.

Георгий Васильевич Подгаецкий , 35 лет. Владимир Дмитриевич Сорокатюк , 43 года. Анатолий Иванович Бабкин , 33 года. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга. Сергей Иванович Науменко , 29—30 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан. Александр Николаевич Акентьев , 26 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.

Валентин Иосифович Зубарев , 43 года.

Погибли командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования. А в это время во Владивостоке их ждали, готовили им праздничный стол. Я почему-то решила, что у него сердце не выдержало из-за тех аварий, что случились с кораблями. А ведь оказалось, что учения прошли хорошо и о тайфуне никто и не вспоминал».

А 8 февраля открылась дверь и в квартиру вошли люди в черных шинелях. Они не сразу сообщили нам о гибели мужей. Вначале сказали только: «Вы знаете, самолет взлетел, но… нам еще ничего не сообщили… мы вам потом расскажем…» Тут Тамара Ивановна схватила фотографию Джемса и упала. Он погиб! А я не могла понять, отчего она так — ведь еще ничего не ясно. Потом нам говорили всякие казенные слова… У меня внутри словно все сжалось, и я просто ничего не чувствовала.

Осознание боли пришло только через сутки. Тогда я каждой своей клеточкой почувствовала, что мужа больше нет». Родным и близким погибших приходили соболезнования от военных различного ранга, в том числе от министра обороны СССР. Тем не менее достоянием общественности эта трагедия не стала. Более того, летевших на похороны родственников предупредили, чтобы они не рассказывали о причине гибели мужей. По телевидению и в прессе о катастрофе не сообщили.

Единственная газета, которая поместила маленькую заметку о случившемся, — «Красная звезда». На предпоследней странице написали, что в авиакатастрофе разбились командующий Тихоокеанским флотом Э. Спиридонов, начальник политуправления Тихоокеанского флота вице-адмирал В. Павлов и другие. А «другие» — это еще 49 человек, среди которых — 17 адмиралов и генералов и 15 старших офицеров. Родственникам сказали, что тела опознаны и нужны вещи, в чем погибших хоронить.

В авиакатастрофе погибло командование Тихоокеанского флота

  • Самая страшная ошибка авиаконструктора Туполева, которую он не признал - Экспресс газета
  • Самолет с 16 генералами и адмиралами разбился в Ленобласти
  • Что еще почитать
  • В Петербурге вспомнили авиакатастрофу, обезглавившую весь Тихоокеанский флот

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий