14 февраля бисмарк

Максимальная скорость линкора составляла 30 узлов, дальность похода – около 8300 миль. На воду «Бисмарк» был спущен 14 февраля 1939 года в присутствии лично Гитлера и внучки. Немецкие корабли переносят огонь на английский линкор, он получает попадания пяти 381-мм снарядов с линкора “Бисмарк” и трех 203-мм с “Принца Ойгена”. Линкоры типа «Бисмарк» имели полное водоизмещение порядка 50 тысяч тонн, длину 250 метров и ширину 36 метров, превосходя в размерах свои европейские аналоги.

Как закончилась эпоха сверхдредноутов: история линкора «Бисмарк»

Жизнь и смерть несостоявшегося властелина морей «Бисмарк» — линкор немецкого военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны.
80 лет назад британцы потопили немецкий линкор Bismarck 14 февраля 1939 года линкор сошел со стапелей. При спуске судна на воду присутствовала внучка князя Бисмарка (в честь него корабль получил свое название).
Гордость рейха: Sabaton о судьбе линкора «Бисмарк» 27 мая «Родни» и «Король Георг V» подошли к «Бисмарку» на расстояние 39 км. Видимость в пределах 19 км, волны в 5-9 баллов, северо-западный ветер несколько замедляли атаку.
Линейный корабль «Бисмарк» Линкор "Бисмарк" — это линейный корабль германского военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны.
Bismarck(интересная информация) - Литература - Официальный форум игры «Мир кораблей» Крупнейший в мире военный корабль был спущен на воду 14 февраля 1939 года, и нацистская пропаганда сделала из этого целое шоу.

«Непотопляемый Сэм» или проклятие «Бисмарка»

Немецкое командование не рассматривало «Бисмарк», несмотря на его впечатляющую мощь, как корабль для классического эскадренного боя. В планах Кригсмарине «Бисмарку» отводилась роль линкора-рейдера. Большая дальность плавания позволяла ему достаточно долгое время находиться в море, а при встрече с превосходящими силами противника он мог избежать боя благодаря высокой скорости. Для масштабных линейных морских сражений немецкому флоту попросту не хватало крупных кораблей. К весне 1941 года Германия контролировала территорию почти всей континентальной Европы. Но в войне на море главным и весьма серьёзным противником немецких кораблей являлся флот Великобритании. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, ещё несколько строились. Операцию возглавил командующий Кригсмарине контр-адмирал Лютьенс, вышедший в море на «Бисмарке». Немецкие корабли должны были провести рейд по Северной Атлантике, разрушая английские коммуникации. Но проскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор германским рейдерам не удалось.

Их заметил нейтральный шведский крейсер, а информация от него в Стокгольм очень быстро стала известна англичанам. Уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были визуально обнаружены британскими крейсерами Suffolk и Norfolk. В них полетели первые 380-миллиметровые снаряды германского флагмана, но избавиться от слежки не получилось. К утру 24 мая ударные английские корабли — новейший линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, считавшийся наиболее боеспособным в Королевском флоте и являющийся его флагманом, — атаковали противника, рассчитывая на своё объективное превосходство в огневой мощи.

Перед последним выходом в море на борт взошли 65 штабистов адмирала Лютьенса, отвечавшего за операцию, и примерно столько же курсантов, отправившихся на веселую практику, а так же некоторое число рабочих, «недопиливших» линкор в срок и отправленных доделывать работу прямо в боевом походе. Всего в походе мая 1941 года участвовало 2221 человек и 1 судовой кот. Для питания экипажа на корабле было организовано четыре камбуза — два матросских, и по одному для унтеров и офицеров. Матросы принимали пищу на носу и на корме, на броневой палубе, там же, за загородкой кормили унтеров. Их благородия офицеры кригсмарине изволили откушивать в настройках, там же была организована кают-компания.

Интересно, что в последний поход на борт поднялись тысяча 50-литровых бочек с пивом. Однако экипажу оно было положено только после оплаты, по 30 пфеннигов за кружку 0,5 литра. Вслед за пивом на борт отправились 500 свиных и 300 говяжьих туш, но большая часть этого досталась рыбе Атлантики. Вооружение корабля Немцы справедливо решили, что их корабль должен топить любого, бросившего вызов «Бисмарку». Каждая башня имела собственное имя, Anton, Bruno, Cesar и Dora, наименование начиналось с носа. Примечательно, что пушки считались скорострельными, цикл стрельбы составлял всего 26 секунд. Вспомогательный калибр был представлен дюжиной 150-мм орудий. Они так же располагались в барбетах попарно. Установлены барбеты были в средней части судна, и вместо имен собственных имели номера, начинавшиеся от носа.

Из-за близкого расположения к настройкам углы были недостаточны для полноценной стрельбы в своих секторах, однако это не было трагедией для инженеров, ведь все должны были решить орудия главного калибра. Зенитки на корабле были разного калибра и разного назначения. Средний класс представляли спаренные 37-мм орудия SK. Скорострельность этих орудий в теории 80 выстрелов в минуту, но практически редкий расчет делал больше 30 выстрелов. Объяснялось это ручной зарядкой обойм со снарядами. По традиции, именно эти установки не имели брони вообще. Никак не были защищены и операторы тяжелых зенитных пулеметов MG.

После нескольких британских обстрелов капитан Линдеманн, заявив, что не позволит безнаказанно атаковать свой корабль, приказал открыть ответный огонь. Попав под обстрел двух немецких судов, Холланд понял, что допустил ошибку, приказав атаковать первое из них. Шестой выстрел «Принца Уэльского» дал результат: снаряд попал в топливные цистерны «Бисмарка», что вызвало обильную утечку горючего из резервуаров и их заполнение водой. Вскоре оба немецких корабля поразили крейсер «Худ», в результате чего на его борту начались сильные пожары. Через несколько минут два залпа настигли линкор «Бисмарк». К тому моменту суда неприятелей находились на расстоянии порядка 16-17 км друг от друга. После очередного попадания по кораблю «Худ» на нем раздался сильный взрыв, буквально разорвавший судно на две половины. За считанные минуты оно оказалось под водой. Из 1417 человек экипажа спастись удалось всего троим. Получив семь попаданий, линкор вышел из боя, применив дымовую завесу. Капитан Линдеманн предложил отправиться в погоню за «Принцем Уэльским» и потопить его, однако адмирал Лютьенс ввиду сильных повреждений «Бисмарка» решил продолжить поход до французского порта Сен-Назер, где можно было починить судно и беспрепятственно вывести его в Атлантику. Предполагалось, что позже к нему присоединятся корабли «Шарнхорст» и «Гнайзенау». Погоня «Принц Уэльский» вместе с подошедшими к нему кораблями «Норфолк» и «Саффолк» продолжил преследование немецкой флотилии. Гибель судна «Худ» была воспринята британским Адмиралтейством крайне болезненно. Позже для расследования ее обстоятельств была учреждена специальная комиссия. Вскоре к охоте за линкором «Бисмарк» была привлечена большая часть британского военного флота базирующегося в Атлантике, в том числе корабли охраны конвоев. Во время короткого обмена залпами попаданий не было, но британцам пришлось уклоняться. В результате судно «Принц Ойген» успешно прервало контакт. Спустя десять дней оно прибыло во французский Брест. Тем временем адмирал Тови отдал авианосцу «Викториес» приказ сократить дистанцию. В начале одиннадцатого с корабля стартовало 9 торпедоносцем модели «Свордфиш». Несмотря на массивное сопротивление, им все-таки удалось один раз точно попасть в борт вражеского судна. В этом случае внушительные размеры линкора «Бисмарк» сыграли с ним злую шутку. К 2:30 все самолеты вернулись на авианосец. Однако одного человека немецкий экипаж все-таки потерял. Это была первая потеря фашистов за все время похода. Для защиты от торпедоносцев экипажу линкора «Бисмарк» пришлось задействовать все зенитные оружия и некоторые крупнокалиберные пушки. Чтобы торпедоносцам было сложнее целиться, судно увеличило скорость и всеми возможными способами пыталось уклониться от обстрела. Хоть атака британцев и не сказалась на состоянии судна, из-за резких маневров усугубились некоторые проблемы, оставшиеся от предыдущих обстрелов. Так, заведенные на пробоину в носу корабля пластыри-паруса, отошли, в результате чего течь усилилась, а вместе с ней усилился и дифферент на нос. В ночь на 25 мая преследователи «Бисмарка» начали совершать зигзаги, очевидно, остерегаясь перспективы стать жертвами немецких подводных лодок. Воспользовавшись этим, линкор ускорился и прервал контакт. В 4 часа утра об этом официально сообщило судно «Саффолк». Обнаружение Немецкий линкор «Бисмарк», по всей видимости, продолжал принимать сигналы радаров «Саффолка», и уже в 7 часов утра 25 мая адмирал Лютьенс сообщил командованию о продолжении преследования. Вечером того же дня командование потребовало от «Бисмарка» данных о его местоположении и скорости и указало, что британцы, скорее всего, потеряли немецкое судно из виду. Лютьенс не послал ответной радиограммы, однако благодаря перехвату утренних сообщений враг все-таки смог определить его приблизительный курс. Ошибочно предположив, что линкор направился к проливу, разделяющему Исландию и Фарерские острова, адмирал Тови отправился во главе своего соединения на северо-восток.

Тем временем адмирал Тови отдал авианосцу «Викториес» приказ сократить дистанцию. В начале одиннадцатого с корабля стартовало 9 торпедоносцем модели «Свордфиш». Несмотря на массивное сопротивление, им все-таки удалось один раз точно попасть в борт вражеского судна. В этом случае внушительные размеры линкора «Бисмарк» сыграли с ним злую шутку. К 2:30 все самолеты вернулись на авианосец. Однако одного человека немецкий экипаж все-таки потерял. Это была первая потеря фашистов за все время похода. Для защиты от торпедоносцев экипажу линкора «Бисмарк» пришлось задействовать все зенитные оружия и некоторые крупнокалиберные пушки. Чтобы торпедоносцам было сложнее целиться, судно увеличило скорость и всеми возможными способами пыталось уклониться от обстрела. Хоть атака британцев и не сказалась на состоянии судна, из-за резких маневров усугубились некоторые проблемы, оставшиеся от предыдущих обстрелов. Так, заведенные на пробоину в носу корабля пластыри-паруса, отошли, в результате чего течь усилилась, а вместе с ней усилился и дифферент на нос. В ночь на 25 мая преследователи «Бисмарка» начали совершать зигзаги, очевидно, остерегаясь перспективы стать жертвами немецких подводных лодок. Воспользовавшись этим, линкор ускорился и прервал контакт. В 4 часа утра об этом официально сообщило судно «Саффолк». Обнаружение Немецкий линкор «Бисмарк», по всей видимости, продолжал принимать сигналы радаров «Саффолка», и уже в 7 часов утра 25 мая адмирал Лютьенс сообщил командованию о продолжении преследования. Вечером того же дня командование потребовало от «Бисмарка» данных о его местоположении и скорости и указало, что британцы, скорее всего, потеряли немецкое судно из виду. Лютьенс не послал ответной радиограммы, однако благодаря перехвату утренних сообщений враг все-таки смог определить его приблизительный курс. Ошибочно предположив, что линкор направился к проливу, разделяющему Исландию и Фарерские острова, адмирал Тови отправился во главе своего соединения на северо-восток. К 10 утра 26 мая летающая американо-британская лодка «Каталина», вылетевшая с Лох-Эрне Северная Ирландия на поиск немецкого судна, обнаружила его точное местоположение. На тот момент "Бисмарку" оставалось всего 700 миль до французского Бреста, где он мог бы рассчитывать на поддержку бомбардировщиков люфтваффе. В силу этого обстоятельства, лишь одно британское соединение имело шансы на замедление линкора — базирующееся в Гибралтаре соединение «Н», которым командовал адмирал Соммервилль. Главным козырем этой флотилии был авианосец «АркРойял», с которого уже в 14:50 того же дня вылетел отряд торпедоносцев. На тот момент в районе их атаки находился крейсер «Шеффилд», который отделился о соединения для установления контакта с неприятелем. Пилоты не были об этом оповещены, поэтому атаковали свой собственный корабль. К счастью для британского флота, ни одна из 11 пущенных торпед не попала в судно. Впоследствии плохо себя проявившие магнитные детонаторы торпед было решено заменить на контактные. В 17:40 крейсер «Шеффилд» установил с линкором «Бисмарк» контакт и принялся преследовать его. В 20:47 с авианосца «Арк Ройял» для второй атаки вылетело 15 торпедоносцев. Им удалось нанести два по некоторым источника, три точных удара, один из которых стал для немецкого корабля роковым. В попытке уклониться от торпеды линкор получил мощный удар в кормовую часть, в результате которого у него заклинило рули. Потеряв возможность маневра, судно начало описывать циркуляции. Все попытки восстановить управляемость были тщетны, и линкор начал движение на северо-запад. Примерно через час после начала атаки торпедоносцев линкор начал обстреливать «Шеффилд» и ранил 12 человек из его экипажа. Ночью произошел бой линкора «Бисмарк» с пятью британскими торпедоносцами. Обе стороны так и не смогли нанести точный удар. Потопление 27 мая около 9 часов утра с расстояния 22 км немецкий линкор подвергся атаке тяжелых кораблей из соединения адмирала Тови, линкоров «Король Георг Пятый» и «Родни», а также двух крейсеров - «Норфолк» и «Дорсетшир». Спустя полчаса орудийные башни корабля были сильно повреждены, а надстройки разрушены.

Линкор "Бисмарк": описание, характеристики, история создания и гибели

Так, объём топливного резерва «Бисмарка» скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей. После спуска на воду второго французского линкора типа «Дюнкерк» проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали фюрер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.

Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года. Спуск на воду линкора «Бисмарк» Операция «Рейнские учения» нем. Prinz Eugen в Атлантику через Датский пролив.

Главной целью операции были торговые корабли на британских морских коммуникациях. Предполагалось, что «Бисмарк» будет оттягивать на себя корабли конвоя, чтобы дать «Принцу Ойгену» добраться до торговых кораблей. Назначенный командовать операцией адмирал Гюнтер Лютьенс просил командование отложить начало операции, чтобы к ней смогли присоединиться также проходивший испытания «Тирпиц», ремонтируемый «Гнейзенау» или стоявший в Бресте линкор «Шарнхорст».

Главнокомандующий германским флотом гросс-адмирал Эрих Редер ответил отказом. С 21 по 22 мая германское соединение вставало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген, где «Бисмарк» и «Принц Ойген» были перекрашены на серо-стальной окрас океанского рейдера, а «Принц Ойген» дополнительно принял топливо с танкера «Воллин». Во время стоянки корабли были замечены и сфотографированы с самолёта-разведчика британских ВВС «Спитфайр».

Теперь британская сторона идентифицировала «Бисмарк». На место стоянки были отправлены британские бомбардировщики, однако к тому времени германские корабли покинули место стоянки. Британцы искали их значительно южнее.

Ночью 22 мая сам адмирал во главе соединения, состоявшего из линкора «Кинг Джордж V» и авианосца «Викториес» с кораблями охранения, вышел из базы британского флота в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Флотилия должна была дожидаться появления германских кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер «Рипалс» HMS Repulse. Вечером 23 мая в наполовину перекрытом льдом Датском проливе в густом тумане «Норфолк» и «Саффолк» вступили в визуальный контакт с германской флотилией.

Британские корабли передали сообщение своему командованию и отступили в туман, продолжая следовать за противником по радарам на расстоянии 10—14 миль. После стрельбы на «Бисмарке» отказал носовой радар, поэтому Лютьенс приказал «Принцу Ойгену» двигаться впереди «Бисмарка». Для сложности в опознании, на кораблях были закрашены в темный цвет верхние части орудийных башен и закрыты брезентом свастики на палубах.

Британские корабли «Худ» и «Принц Уэльский», шедшие на перехват «Бисмарка», установили визуальный контакт с немецким соединением рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший британской группой, приказал открыть огонь по первому кораблю, ошибочно считая его «Бисмарком».

На «Принце Уэльском» поняли ошибку и открыли огонь по второму немецкому кораблю. Германская сторона некоторое время не отвечала: адмирал Лютьенс имел приказ не вступать в бой с военными кораблями противника, если они не входят в конвой. Однако после нескольких британских залпов капитан Линдеман заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю.

Холланд понял свою ошибку, но его приказ, по-видимому, не дошёл до управления огнём, так как «Худ» до конца продолжал стрелять по «Принцу Ойгену». В 5:56 шестой залп «Принца Уэльского» принёс попадание: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. Минуту спустя «Худ» получил попадания от второго залпа «Принца Ойгена» и третьего залпа «Бисмарка», на корме и у миделя корабля начались пожары.

К 6:00 корабли находились на расстоянии 16—17 км. В это время на «Худе» раздался взрыв, по-видимому, вызванный попаданием пятого залпа «Бисмарка» в хранилище боезапаса, корабль разорвало на две части, нос и корма взлетели в воздух, и он затонул за считанные минуты. Кроме трёх человек, вся команда, состоявшая из 1417 человек, погибла.

Линкор «Принц Уэльский» продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом». К тому же на нём продолжались работы по окончательной установке орудий, и рабочие верфи пытались во время боя отремонтировать заклинившие орудия носовой четырёхорудийной башни. Линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий.

Капитан Линдеман предложил начать погоню и потопить «Принца Уэльского», однако адмирал Лютьенс принял решение продолжать поход. Лютьенс решил вести «Бисмарк» на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Кроме того, позже к нему могли присоединиться «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

Капитану «Принца Ойгена» было приказано продолжать атаки на британские конвои самостоятельно. Гибель «Худа» была крайне болезненно воспринята в британском Адмиралтействе, для расследования её обстоятельств позже была учреждена специальная комиссия.

Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную «Бисмарку», несмотря на численное превосходство. Однако, когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, « Родни », « Кинг Джордж V » и эсминцы были отозваны домой. Крейсерам было приказано добить «Бисмарк» торпедами. Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Иоганн Ганс Циммерман кочегар котельного отделения «Бисмарка» рассказывает о забортной воде, подступавшей к линии подачи топлива к котлам, что заставило механиков уменьшать скорость до семи узлов, опасаясь взрыва. Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль.

Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеман считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражён 16-дюймовым 406-миллиметровым снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть судно или же нет.

Немецкие линкоры, однако, представляли более страшную угрозу. Они могли эти коммуникации перерезать, и навсегда.

За время своего рейда, который закончился 22 марта 1941 года, они потопили 22 судна противника общим водоизмещением более 115 тысяч тонн. А 26 апреля Лютьенс получил приказ о новой миссии - рейде в Атлантику на линкоре "Бисмарк" и "Принце Ойгене", тяжелом крейсере водоизмещением 19 тысяч тонн. Адмирал возражал против этого плана под названием "Рейнские учения". Он заявил, что разница между кораблями настолько значительна, что они не смогут составить полноценное соединение. И предложил подождать еще четыре месяца, пока не закончится ремонт потрепанного штормом "Шарнхорста", а также пока не завершит тренировок экипаж линкора "Тирпиц", близнеца "Бисмарка".

Но Редер считал, что любое промедление с началом боевых действий в Атлантике будет на руку врагу. Кроме того, рейд стал бы отвлекающим маневром, который вынудил бы англичан перебросить часть сил из Средиземного моря и ослабить давление на морские коммуникации итало-германских войск в Северной Африке. Лютьенс был прав, но дал себя переубедить. И когда 5 мая Гитлер посетил Готенхафен, ныне польский порт Гдыня, чтобы осмотреть "Бисмарк" и "Тирпиц", и осторожно выразил сомнение в целесообразности операции "Рейнские учения", Лютьенс решительно поддержал план Редера. Похоже, действовал он вполне в русле своего всегдашнего поведения.

Вообще-то о сдержанном, безмерно преданном своему делу Гюнтере Лютьенсе хорошо отзывались все, кто его знал, но в историю он вошел как неудачливый командующий флотом. Он пренебрегал элементарными правилами радиобезопасности и недооценивал неприятельскую авиацию как потенциальную угрозу для крупных кораблей. Таковые Лютьенс никогда не любил и по службе практически не был с ними связан. В Первую мировую воевал на миноносцах, с 1935 года возглавлял штаб военно-морского района Северного моря, с 1938-го командовал флотской разведкой, а в начале Второй мировой руководил операцией по минированию британских прибрежных вод. Он никогда не пользовался нацистским приветствием и отказался сменить свой старый кортик с императорской эмблемой на кортик со свастикой.

Лютьенс даже заявил письменный протест против обращения с евреями Убежденный монархист, он никогда не пользовался нацистским приветствием и отказался сменить свой старый кортик с императорской эмблемой на кортик со свастикой. Лютьенс даже заявил письменный протест против обращения с евреями, но документ положили под сукно. К слову, если и можно говорить о каком-либо рыцарстве во Второй мировой со стороны германских вооруженных сил, то ближе всего к нему были именно моряки кригсмарине. Эти люди представляли отдельную касту, со своими традициями, они радели не о главенстве арийской расы или о величии нацизма, а о том, как разделаться с заклятым врагом - английским флотом, как доказать себе, миру, что они лучше этих "островитян". Бой в Датском проливе 18 мая "Бисмарк" и "Принц Ойген" вышли в море с базы в Готенхафене и направились в норвежские прибрежные воды.

Два могучих корабля жались к берегам, к промежуточным островам, скользили от излучины к излучине, чтобы не встретить линкоров англичан и остаться незамеченными воздушной разведкой. Они укрылись в просторной гавани порта Берген, в намеченной исходной точке для внезапного "прыжка" в океан. Чтобы использовать быстроходный "Бисмарк" как рейдер, налетающий на транспортные суда и их охранение, предстояло вырваться на просторы Атлантики. Между тем неприятельские корабли и их дозорные - самолеты - стерегли все выходы из германских и французских портов. Немцы выбрали наиболее безопасный для себя путь: вокруг Исландии с севера, через Датский пролив, отделяющий этот остров от Гренландии.

Корабли открыли огонь по противнику почти одновременно, достигнув дистанции около 24 километров. Немцы с первых секунд боя сосредоточили весь огонь на «Худе». Англичане же сперва ошибочно приняли немецкий крейсер «Принц Евгений», шедший головным, за «Бисмарк» их силуэты были довольно схожи , что на первое время дезорганизовало их огонь. Вскоре снаряд с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны, но на этом удача англичан покинула: два других попадания были успешно отражены броневой защитой немецкого гиганта. Вслед за этим снаряд главного калибра «Бисмарка» пробил броневые палубы «Худа» и взорвался в пороховом погребе. Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль стремительно пошёл на дно вместе с 1418 членами команды, из которых только троим удалось спастись. Таким образом, одно из самых известных морских сражений Второй мировой войны закончилось спустя 11 минут после открытия огня.

Для победы в нём «Бисмарку» оказалось достаточным сделать 5 залпов. История уничтожения немецкого флагмана Немцам было вполне по силам догнать и добить «Принца Уэльского», но командующий немецким соединением адмирал Лютьенс имел приоритетный приказ на уклонение от прямых схваток с британским флотом. В то же время продолжать рейд после оценки единственного полученного от «Принца Уэльского» повреждения также оказалось невозможным ввиду утечки в море более трети запаса топлива. Лютьенс принял решение направиться для ремонта в Сен-Назер. К этому времени на поиск и уничтожение «Бисмарка» были брошены почти все наличные силы английского флота вблизи метрополии 47 кораблей и 6 субмарин , до крайности разъярённый потерей «Худа», многие годы символизировавшего его мощь. Но решающую роль в охоте на немецкий суперлинкор сыграла морская авиация, хотя первая воздушная атака с британского авианосца Ark Royal не привела к сколь-нибудь серьёзным повреждениям. Но один из британских самолётов-торпедоносцев к исходу 26 мая, когда погоню за «Бисмарком» уже почти прекратили, смог обнаружить и поразить германский флагман, воспользовавшись возможностью снизиться к самой поверхности моря, в «мёртвую зону» немецких зенитчиков.

Легендарные корабли: линкор «Бисмарк» (14 фото)

«Бисмарк» — линкор немецкого военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Остаток жизни Отто фон Бисмарк провёл в своём имении Фридрихсру под Гамбургом, редко выезжая из него, где и скончался 30 июля 1898 года. Персоны дня 14 февраля. Линкор "Бисмарк" — это линейный корабль германского военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. 14 февраля,приколы про день святого валентина,праздник,Бисмарк. "Бисмарк" окончательно достроили и ввели в строй 24 августа 1940 года. Корабль получил под начало капитан цур зее Эрнст Линдеман, команда составила более двух тысяч человек. линкоре " Бисмарк".

Линкор "Бисмарк": описание, характеристики, история создания и гибели

Максимальная скорость линкора составляла 30 узлов, дальность похода – около 8300 миль. На воду «Бисмарк» был спущен 14 февраля 1939 года в присутствии лично Гитлера и внучки. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Бисмарк» — линкор немецкого военного флота, один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Адмирал Гюнтер Лютьенс. Линейный корабль «Бисмарк» (Bismarck), водоизмещение (стандартное/полное) 41 700/50 900 т, основные размерения 251×36×9,3 м. Бисмарк был одним из самых известных военных кораблей Второй мировой войны. Его строительство началось в 1936 году, а спуск на воду состоялся 14 февраля 1939 года. Настоящим вызовом всему остальному миру стала постройка Бисмарка – одного из крупнейших кораблей в истории. Этот корабль имел на борту 2200 человек экипажа. «Бисмарк» сошел со стапелей 14 февраля 1939 года, а его дооборудование и испытания продолжались до весны 1941 года.

Краткая история линкора «Бисмарк»

14 февраля 1939 крупнейший в мире линейный корабль был спущен на воду. Линкор получил имя «Бисмарк», в честь немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, объединителя Германии. Ровно 85 лет назад (14 февраля 1939) на воду был спущен «Бисмарк» — линкор немецкого военного флота, один из самых распиаренных кораблей Второй мировой войны. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Первый корабль этого типа был заложен на верфи компании Blohm&Voss в Гамбурге в 1936 году и 14 февраля 1939 года спущен на воду. 14 февраля 1939 крупнейший в мире линейный корабль был спущен на воду. Линкор получил имя «Бисмарк», в честь немецкого канцлера Отто фон Бисмарка, объединителя Германии. Немецкие корабли без помех добрались до норвежских фьордов. 21−22 мая во время стоянки у города Берген «Бисмарк» был замечен с английского самолёта-разведчика и идентифицирован.

Содержание

  • Охота на «Бисмарка»: как англичане потопили любимый корабль Гитлера
  • Конструкция и бронирование линкоров типа «Бисмарк»
  • Как немцы умудрились потерять один из своих самых легендарных кораблей
  • Публикация: Охота на "Бисмарка"
  • Вторая Мировая Война: Линкор "Bismarck"
  • История создания корабля

Отто фон Бисмарк

Из экипажа 1418 человек удалось спасти троих, среди выживших Холланда не оказалось. Сопровождавший «Худ» «Принц Уэльский», однако, сумел нанести роковое повреждение германскому линкору. Один из снарядов попал в нефтехранилище, и мазут начал вытекать в океан. По этому следу английская эскадра понеслась в погоню за поврежденными и уходившими на базу немцами. Сам линкор, на котором несколько попаданий вызвали серьезные, но не смертельные повреждения, взял курс на побережье Франции, уже занятое немцами. Англичане преследовали линкор несколько суток, теряли и снова находили. Решающую роль в разворачивающихся событиях сыграл единственный авианосец Ark Royal, гидропланы-торпедоносцы которого атаковали линкор несколько раз.

Допотопные самолетики англичан были настолько тихоходны и летели так низко, что немецкие зенитчики банально не могли разглядеть их на фоне моря. В итоге одна из торпед попала в руль, и «Бисмарк» стал выписывать круги, будто под циркуль, вместо того, что бы идти прямо на Францию. Подошедшие линкоры «Родни» и «Король Георг V» открыли огонь по бессильному в маневренности кораблю. Планомерно снаряды этих кораблей сбивали, сначала дальномерный пост, потом башни главного калибра. Один из 406-мм снарядов угодил в рубку, перебив командование корабля и штабистов адмирала Лютьенса. Гордость фюрера превратилась в идеальную мишень и грушу для озлобленных гибелью «Худа» английских моряков.

Потом подсчитано, что в то утро английским флотом было выпущено 2800 снарядов разного калибра, и 700 из них попали в цель. Несмотря на громадные повреждения, выход из строя всех орудий главного калибра и гибель офицеров, «Бисмарк» не спускал флаг.

К началу войны Британия располагала большим военным флотом, но не только распыленным по морям и океанам, до Гонконга и Австралии, но еще и в значительной степени устаревшим. Пять линкоров знаменитой серии «Куин Элизабет», постройки 1915- 1916 года, с предельной, практически недостижимой скоростью в 23 узла были разделены по флотам 3 сражались в Средиземном море, 2 состояли во флоте метрополии. Относительно в строю было еще только 4 безнадежно устаревших, тихоходных линкора типа «Ривендж», из которых только два «Ремиллсс» и «Ривендж» участвовали в сопровождении и охране атлантических конвоев, а два ожидали и не дождались ремонта. Из серии «Нельсон» головной корабль взорвался на магнитной мине и более года до августа 1940 находился на ремонте и модернизации, а «Родни», обладая хорошим артвооружением, был рассчитан на предельную скорость в 23, а реально развивал скорость около двадцати узлов - сказывались повреждения в корпусе. Все четыре новых линкора типа «Кинг Джордж V» еще находились в стадии достройки и испытаний. Головной корабль вышел в море только в начале 1940 года, а «Принц Уэльский» - в мае 1941 года. Два небольших и весьма устарелых авианосца «Аргус» и «Гермес» использовались только для конвойной службы , «Фьюриес», однотипный с потопленными в первые месяцы войны, и переоборудованный из линкора «Игл» были, мягко говоря, недостаточно укомплектованы авиагруппой.

Достаточно современный авианосец «Арк Ройял» был фактически единственным на Атлантическом театре военных действий. Четыре авианосца типа «Илластриес» еще находились в состоянии постройки, испытаний и комплектации. Серьезное преимущество в крейсерском флоте 15 тяжелых и 38 легких крейсеров , в эсминцах их было около 200, большинство «старой» постройки и миноносцах существенно снижалось тем, что крейсерские и легкие силы особенно полно были рассредоточены по океанам и морям и очень многие обеспечивали охрану подступов к побережью метрополии. Весьма существенным фактором был также подводный флот Германии, боевым возможностям которого очень «помогло» и стратегическое изменение обстановки - летом 1940 года, после капитуляции Франции, немецкий военно-морской флот получил базы непосредственно на атлантическом театре военных действий. Отсюда субмарины Деница выходили в Атлантику и наносили с каждым месяцем все более чувствительные удары по британским кораблям. Немецкие рейдеры-перехватчики торговых судов, оперирующие на главных линиях мирового судоходства, получили указание конвоировать трофейные суда во французские порты. Стратегически важным было и то, что кригсмарине заранее вывели в Атлантику целую флотилию нефтеналивных и грузовых судов для осуществления дозаправки рейдеров и субмарин прямо в океане, что существенно расширяло возможности боевых действий. Получалось так, что громадный, прославленный, образцовый, самый сильный в мире британский военно-морской флот к началу Второй мировой войны не мог обеспечить одновременное выполнение всех четырех стратегических задач, которые совершенно обязательны для жизни Британской империи. Он уже не был в состоянии осуществить полный контроль над Северным морем и проливами, подавить или намертво запереть германский флот в Балтике.

Не мог обеспечить полный контроль за Средиземным морем - и тем самым обеспечить судоходство через Суэцкий канал, поддержание управления североафриканскими и ближневосточными колониями, и в дальнейшем, как оказалось, только ценой громадных потерь и перенапряжения сил едва только добился решения чисто военных задач - как в битвах за Крит и Мальту, Не мог обеспечить полную охрану трансатлантических коммуникаций. А с учетом действий Японии - не мог реально обеспечивать большой объем военных и транспортных операций в Индийском и Тихом океанах. В 1938-1939 году для Германии сложилась ситуация «сейчас или никогда». Британский флот переживал серьезнейшую реконструкцию, но к началу сороковых должен был обновиться и, как оно и случилось в реальности, значительно усилиться. Не исключено, что в отношении второго союзнического флота, французского, существовали совершенно определенные планы использования - и этому помешала только операция, которая до сих пор в известной мере остается тенью в англо-французских отношениях впрочем, «теней" там за последние пару тысяч лет накопилось немало. Маленькая справка для тех, кто слышал краем уха о героических французских моряках, которые пошли на уничтожение своего флота, чтобы он не достался гитлеровцам: Через шесть месяцев после капитуляции Франции, когда французской флотилией в Оране командовал адмирал Женсу, там появился адмирал Соммервиль на «Худе» в сопровождении авианосца «Арк Ройял» и линейных кораблей «Валиант» и «Резолюшен». Приказ, полученный из Лондона, звучал так: «... Женсу ответил решительным отказом. Соммервиль с сожалением приказал поднять флаги, дававшие приказ- открыть огонь, и орудия «Худа» вместе с орудиями остальных кораблей открыли огонь по кораблям того самого адмирала, под флагом которого «Худ» шел совсем недавно, во время совместной операции против кригсмарине.

Французский флот был уничтожен, погибло 1500 моряков. Французский флот не присоединился к флоту союзника, Британии. Французский флот не ушел ни в один из множества портов ни собственных колоний, ни английских. Французский флот не ушел даже в нейтральную страну, где мог интернироваться. Французский флот не стал даже открывать кингстоны, чтобы если не предотвратить, то отсрочить попадание боевых кораблей в кригсмарине... Охота на "Бисмарк" - Начало операции Успех германских надводных рейдеров в 1940-41гг. Последние два из этой эскадры на тот момент находились в Бресте, Франция, с 22 марта 41-го года. Перед прибытием в Брест линкоры вволю погуляли по просторам северной Атлантики под командованием адмирала Гюнтера Лютьенса, затопив или взяв в качестве приза 22 судна общим тоннажем 116000 тонн. Однако Шарнхорст пришлось поставить в сухой док для основательного ремонта, главным образом машин.

До июня он выбыл из строя. Бисмарк был полностью готов, а вот Тирпиц все еще проходил сдаточные испытания и доработку, и также никак не мог быть готов к боевым действиям к весне 1941 года. Собрали линкор Бисмарк и тяжелый кресейр Принц Ойген. В конце апреля они должны были выйти в Атлантику под общим командованием адмирала Гюнтера Лютьенса — который к тому времени успел изрядно потрепать как флот англичан, так и их нервы. Воевать адмирал умел… А позже к ним должен был присоединиться линкор Гнейзенау. План особыми мудрствованиями не отличался. Носиться по северной Атлантике — вернее сказать, по Атлантике к северу от экватора, и топить, что подвернется. Благодаря успехам Лютьенса незадолго до предполагаемого рейда, англичание усилили охрану конвоев торговых судов линкорами и крейсерами. Вот они-то и должны были стать целью Бисмарка, а пока он оттягивал на себя охрану конвоя, остальные корсары — Принц Ойген и Гнейзенау — должны были разносить в пыль торгашей.

Это не менее страшно, чем атаки «волчьих стай», особенно при стрельбе с использованием радиолокационных станций, которые тогда торговым судам и в снах не снились. Чистое небо, подбадривающее громыхание орудий кораблей конвоя, воюющих с Бисмарком, и вдруг с этого чистого и безгрешного неба начинают падать снаряды! Тяжелые снаряды, а не пукалки, которые были установлены на подводных лодках. Два снаряда — и нет судна. Еще пара снарядов — еще судно. Много голов. Торговое судно, это жестянка, смять которую и потопить боевому кораблю с артиллерийским вооружением - минутное дело. В общем, для образности представления, это как колонна «Запорожцев» или там «Мерседесов», против одного танка и одного бронетранспортера. Причем танк и бронетранспортер стреляют из-за холма с расстояния этак в километр, и мерседесы их не видят, а максимум, что есть у водителей Мерседесов, это пара гранат без гранатометов, их на километр не бросит и Рембо из самого залихватского голливудского боевика.

Вот теперь посадите себя в самый шикарный автомобиль из колонны и представьте свои ощущения, зная, что в любую секудну ниоткуда может прилететь снаряд с предсказуемыми последствиями. Моряки конвоев Второй мировой войны наслаждались такими ощущениями месяцами и годами. Стоит человек на вахте и думает — «шарахнет или нет»? Сдал вахту, пошел спать в каюту и засыпает с мыслью «проснусь или нет, а если проснусь, то как и от чего, может, от взрыва? И сколько их не проснулось никогда… Британское Адмиралтейство догадывалось о планируемом рейде и имело определенные данные. Вполне резонно они опасались присоединения к кораблям, которые могут выйти из германских портов, еще и хорошо знакомых англичанам Шарнхорста и Гнейзенау. Решили, что надо что-то делать. В частности, попробовать вывести из строя проклятые линкоры воздушными ударами. Сказано, сделано.

Торпедоносец сбили, однако линкору от этого легче не стало. Необходимо было его докование. Но этого англичанам показалось мало, и в ночь с 10 на 11 апреля линкору снова досталось, на этот раз это были 4 бомбы. Теперь уже и речи быть не могло о участии в рейде Гнейзенау, британские летчики надолго вывели его из строя. Вариантов больше не было, в строю остались двое — линкор Бисмарк и тяжелый крейсер Принц Ойген. Вариант, конечно, был — подождать до осени. К тому времени в строй вступил бы Тирпиц, отремонтированы Шарнхорст и Гнейзенау. Стая таких волков могла-бы разнести вдребезги всю Атлантику. Но, но, но.

Было одно очень большое «но». Необходимо было любой ценой перекрыть конвойные артерии задыхающейся в «Битве за Англию» владычице морей. Великобритании нехватало всего, от продовольствия до цветных металлов. И все, в чем она нуждалась, шло морем. Пять месяцев спокойной жизни для конвоев могли серьезнейшим образом повлиять на общий ход войны. И держать в этой напряженнейшей ситуации Бисмарк и Принц Ойген без дела казалось руководству Кригсмарине и Рейха недопустимой роскошью. Решили — слать! С главным расчетом на скрытный для англичан проход в Атлантику, и значит, достижение тактической внезапности. Пока суд да дело, эти громилы успеют разметать пару-тройку конвоев, тогда из оставшихся половина от страха разбежится, наступит хаос, а немцы будут творить, что захотят.

Имея возможность, в случае чего, отступить в Брест или уйти в Норвегию. Готовясь к рейду, адмирал Лютьенс встретился с отцом родным немецких подводников, Карлом Деницем, и согласовал совместные действия. Лодки должны были прийти на помощь, или принять участие в боевых совместных действиях, в любое время, когда в этом возникнет необходимость. К Бисмарку приписали офицера от Штаба подводных сил для согласования действий. Все было готово к прыжку, однако 23 апреля Принц Ойген получил повреждение от взрыва магнитной мины, следуя в Киль. Потребовались ремонтные работы, задержавшие выход. Гросс-адмирал, ведомый другими расчетами, отказал. Вынужден был отказать, заметим. На чашу весов в попытке сломить гордый Альбион бросалось все.

А Бисмарк, тот был в максимальной готовности. Командир линкора, капитан 1-го ранга капитан цур зее Линдеманн сообщает Командованию флота ОКМ : «Корабль к бою и походу готов. Штат укомплектован полностью, корабль принял все виды припасов на три месяца плавания». В боевом журнале он записал: «Первый этап жизни корабля с момента принятия его от верфи 24 авугста 1940 года завершен. Задача достижения боевой готовности выполнена в течении 8 месяцев, с опозданием в 14 дней, последнее вызвано закрытием канала Кайзера Вильгельма и тяжелой ледовой обстановкой. Экипаж имеет полное право гордиться достигнутым. Задача выполнена, потому что в экипаже царит стремление сделать все возможное для скорейшего выхода в море и сражения с противником. Несмотря на технические трудности и спартанские условия проживания, экипаж оказался на высоте. Моральный дух очень высок.

Учения показали высочайшую степень боевой готовности, превышающую то, что обычно достигается годами упорных тренировок. Несмотря на отсутствие у большинства моряков боевого опыта, я уверен в каждом из них, как в самом себе. Мы наконец-то сможем сразиться с врагом как минимум на равных. Конечно, задержка с отходом вызвала чувство разочарования в экипаже. Постараюсь использовать эту задержку для того, чтобы предоставить экипажу максимум отдыха, они его заслужили. Кроме того, пополню припасы. Бисмарк стоял на рейде на якоре, Тирпиц — у стенки. Редера не было, фюрера встречал Лютьенс, ничего, однако, не сказав ему о предстоящем рейде и своих мыслях по этому поводу. На следующий день линкор тренировался на пару с легким крейсером Лейпциг, в ходе учений вышел из строя 12-ти тонный кран с левого борта.

Выход опять отложили, так как кран нужен был не для спуска на воду прогулочных шлюпок, а для боевой работы — принятия снабжения в море. Выход, а значит, и начало операции Рейнбунг, назначили на 18 мая. Выход В 10. После чего в штабе эскадры на борту Бисмарка было проведено оперативное совещание, в ходе которого адмирал ознакомил командиров кораблей Эрнста Линдеманна и Хельмута Бринкманна с планом предстоящего рейда. Решено было, что если погода будет благоприятной в смысле — плохой, с ограниченной видимостью , корабли проследуют на север для дозаправки топливом в Вейссенбурге, без захода в Корсфьорд ныне Кроссфьорд. И затем проследуют в Датский пролив между Исландией и Гренландией. В полдень линкор отошел от стенки под торжественные звуки флотского оркестра и встал на рейде для принятия на борт снабжения и дозаправки топливом. Операция Рейнбунг началась! Во время рейдовой бункеровки порвался шланг, и Бисмарк недобрал около 200 тонн топлива до полной загрузки, хотя это было и не страшно.

Бисмарк вышел в 02. В полдень 19-го они встретились, и только тогда по системе судовой трансляции командир Бисмарка сообщил экипажу цель их выхода. В ночь с 19 на 20-е мая корабли прошли Большим Бельтом, закрытым для гражданских судов, и утром 20-го подошли к Каттегату. Не знаю, на что расчитывало командование флота, но само собой, в Каттегате 20 мая этих грозных красавцев не видел только слепой или ленивый. Видимость была хорошей, и масса датских и шведских рыболовных суденышек вволю налюбовалась видом германской эскадры. Ну, а в 13. Лютьенс ни минуты в таком докладе и не сомневался, о чем немедленно поставил в известность штаб Северной Группы, командный пункт в Вильгельмсхафне, радиограммой, отправленной в 17. Не надо было быть семи пядей во лбу, чтобы угадать дальнейшее — коль скоро в Стокгольме узнали о прохождении Каттегата Бисмарком и Принцем Ойгеном, то это событие почти сразу-же перестало быть секретом и для Лондона. Новость сообщили британскому военно-морскому атташе Генри Дэнхэму, и в тот-же день соответствующая депеша умчалась в Лондон.

Дэнхэм сообщал: «Каттегат, сегодня, 20 мая. Сообщение отправлено в 20. Пока Стокгольм придерживался таким образом дружественного нейтралитета, в 16. Задача флотилии — расчистить путь в минных полях Каттегата. На закате солнца 20-го корабли были на выходе из Скагеррака, вблизи Кристиансанда. Виго Аксельсен, участник Норвежского Сопротивления, в это время их и заметил, немедленно сообщив о том англичанам. В ночь с 20 на 21-е мая корабли легли курсом на север. Получив все эти сообщения, Британское Адмиралтейство распорядилось усилить воздушное наблюдение в районе предполагаемого нахождения замеченных кораблей. Приблизительно около 9-ти утра корабли вошли в Корсфьорд.

Предполагалось вообще не заходить в порты или фьорды Норвегии, но хорошая с точки зрения мирного времени погода спутала планы. Лютьенс решил отстояться в Корсфьорде, а с наступлением ночи двигаться дальше. На корабли прибыли лоцманы, и где-то в полдень линкор встал на якорь в Гримстадтфьорде на расстоянии 250-500 метров от берега, Принц Ойген проследовал в бухту Кальванес, где также встал на якорь, прикрытый с обеих бортов судами-снабженцами — от возможных торпедных атак. Знаменитое фото, сделанное пилотом истребителя "Спитфайр" Майклом Саклин 21 мая 1941 года. Разведчик вылетел с аэродрома в Шотландии. Британское Адмиралтейство получило все необходимые доказательства планируемого рейда, уже и визуально. Да, не повезло немцам с погодой. Хотя виновато не только небо.

Низкая скорость "Бисмарка" делала его легкой мишенью, рулевая поломка не давала хорошо прицелиться. Началось настоящее избиение немецкого линкора, который безнадежно отстреливался только по "Родни". С короткой дистанции они пустили в линкор 3 торпеды. Многие матросы линкора стали прыгать за борт, но удалось выжить мало кому. Бисмарк ушел под воду 26 мая 1941 года в 10:39. Крейсер "Дорсетшир" и эсминец "Маори" пытались спасти тонущих немцев, но их спугнула плывущая немецкая подводная лодка. Спасли только 111 человек и кота. Еще 3 подобрала та самая подводка, еще 2 подобрало немецкое метеорологическое судно. Последние записи:.

Палубная броня, как и ширина противоторпедной защиты, осталась прежней. Примерно то же можно сказать и об энергетической установке 12 котлов Вагнера и 3 четырехкорпусных турбозубчатых агрегата. Добавить фото в этот пост.

Гордость рейха: Sabaton о судьбе линкора «Бисмарк»

Однако "Принц Уэльский" оставил прощальный подарок, самым драматичным образом сказавшийся на судьбе "Бисмарка". Несколько попаданий причинили германскому линкору минимальный вред. Однако один из снарядов проделал пробоину в носу. Никаких серьёзных проблем это могло и не вызвать, но во время боя немцам пришлось прямо с этой дырой активно маневрировать, и "Бисмарк" дал неприятный дифферент на нос. Кроме того, оказался повреждён внутренний трубопровод.

Нефть стала утекать за борт. Конечно, на фоне полностью уничтоженного линейного крейсера у противника это был смешной урон. Однако рейд против английских транспортных конвоев теперь не выглядел разумной идеей: автономность резко упала из-за потерь топлива. Посовещавшись, капитан Линдеман и адмирал Лютьенс решили перекроить первоначальные планы.

Однако англичане уже не слезали с хвоста линкора. Вскоре "Бисмарк" пережил первую атаку авиации, не имевшую значимых последствий. Контакт с английскими кораблями то терялся, то возобновлялся. В конце концов, "Бисмарку" удалось, казалось бы, ускользнуть.

Однако теперь британцы знали, где им искать линкор. С борта "Бисмарка" отстучали необычно длинную радиограмму о бое против "Худа". Впоследствии эту радиограмму часто объявляли главной причиной гибели линкора. В действительности, однако, англичане неверно определили непосредственное местонахождение корабля.

Это, однако, уже не имело никакого значения: с разных сторон Атлантику прочесывало множество кораблей и самолётов. Петля вокруг "Бисмарка" затягивалась. Загонная охота До гавани Бреста оставалось уже не так далеко. Порт с береговой и зенитной артиллерией делал уничтожение "Бисмарка" труднорешаемой задачей.

Но 26 мая разведывательная британская "Каталина" нашла нефтяной след, а затем и сам корабль. Адмирал Лютьенс вскоре уже знал, что его обнаружили: радиограмму с разведчика перехватили и немцы. Один из основных участников британской загонной охоты, авианосец "Арк ройал", тут же поднял в воздух самолёты на доразведку. В 125—135 милях от немца находились два британских линкора, "Родней" и "Кинг Джордж V", однако догнать "Бисмарк" они не могли по своей тихоходности.

Тем не менее англичане не собирались упускать добычу. Оставался только один вопрос: окажутся ли торпедоносцы с "Арк ройала" достаточно эффективными, чтобы уничтожить или тяжело повредить такого опасного противника. Основу авиагруппы англичанина составляли торпедоносцы "Свордфиш". Это были очень несовершенные и уже устаревшие бипланы, однако их можно было использовать для атаки.

Около трёх пополудни в воздух поднялись первые 14 самолётов. Густая облачность заставила англичан использовать радары. Вскоре они обнаружили корабль и немедля атаковали. Легко вообразить ужас пилотов, когда они поняли, что обрушились на собственный крейсер "Шеффилд".

Но и немцы знали о присутствии противника благодаря показаниям гидрофонов. Да и крейсеры «Суффолк» «Suffolk» и «Норфолк» «Norfolk» , обнаружившие немецкое соединение наконуне вечером, следили за ним с помощью радара, периодически теряя и снова восстанавливая контакт. Но главное — они сообщили курс немецких рейдеров, благодаря чему и удалось отыскать их на выходе из Датского пролива. В Атлантике, это сделать было бы намного сложнее и пришлось бы сопровождать каждый конвой из Америки и обратно, затрачивая колоссальные ресурсы, которые и так распылялись по всем океанам.

А тут еще и два новейших первоклассных рейдера, способных осуществить то, что не под силу подводной лодке — догнать и уничтожить. Силы охранения конвоев составляли в большинстве эсминцы, способные обнаружить и атаковать подводную лодку глубинными бомбами, но против линкора их главный калибр — что слону дробина!

HMS Hood. Начавшаяся после этого охота британского флота за линкором «Бисмарк» трое суток спустя закончилась его потоплением. Встреча отряда линейных кораблей Товея с "Бисмарком" произошла в 8. В этот момент противники находились почти на встречных курсах. Разгорелся бой.

Дальность плавания составляла 8525 миль у Bismarck, 8870 миль у Tirpitz при скорости в 19 узлов. В отличии от иностранных аналогов, линкоры типа Bismarck отличались высокой скоростью на полном ходу — 29 узлов. Линкоры типа Bismarck проектировались в расчёте на турбоэлектрическую силовую установку, так как установка имела ряд преимуществ, так например она имела большую приемистость, из-за того что турбина не имела жесткой связи с гребным винтом, при этом были довольно большие недостатки, такая силовая установка имела значительные размеры и массу.

В конце концов, конструкторы остановились на традиционной паровой турбине. Рулевое устройство Маневренность линкоров обеспечивалась двумя балансирными рулями. Нижние кромки рулей находились на горизонтальной оси центрального вала, посередине между средним и боковыми винтами.

Каждая рулевая машинка могла управлять обоими рулями, в случае выхода второй машинки из строя. Рулевой привод состоял из левой и правой осей, прикрепленных к центральному валу, управляемому с помощью электрической системы Варда-Леонарда. Оригинально было решено устройство рулевого управления в ходовой рубке: рациональные немцы отказались от традиционного штурвала, заменив его двумя кнопками, нажимая на которые, рулевой перекладывал рули направо или налево.

Экипаж и обитаемость Экипаж линкоров состоял из 1927 человек и мог увеличиться до 2016 человек, когда корабль выступал в качестве флагманского. Жилые помещения дополнительно могли вместить до 2500 человек, но только на один день, из этих 2500 человек, спальными местами были бы обеспечены только 1600 людей. Во время проведения операции «Учения на Рейне» нем.

На Tirpitz в 1943 году по штату находилось 108 офицеров и 2500 матросов. Весь экипаж делился на 12 дивизионов, по 150-200 человек в каждом. Сами дивизионы делились на «морские» с 1-ого и по 9-ый и «технические» с 10-ого и по 12-ый , в свою очередь каждый дивизион делился на отделения по 10-12 человек, во главе каждого отделения стоял унтер-офицер.

Они вели огонь 800-кг снарядами на дальность 36,5 км, а на дистанции в 21 км, снаряд этого орудия мог теоретически пробить броню толщиной 350 мм. Конструкция ствола была типична для арт. Баллистические характеристики выбирались так, чтобы иметь максимально настильную траекторию полёта снаряда, а это значило малое рассевание по дальности, так как считалось, что это давало преимущество в условиях Северного моря.

Стрельбу, орудия главного калибра вели тремя типами снарядов, бронебойным Pz. В отличии от предшественников 10.

«Непотопляемый Сэм» или проклятие «Бисмарка»

В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье, ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель. Но эта атака помогла следующей. Пилоты видели, что торпеды с магнитными взрывателями проходили под днищем «Шеффилда», но не взрывались. Они доложили об этом соответствующим специалистам, и те разобрались, что в Средиземном море, откуда пришел авианосец, одно магнитное поле, а в океане другое. Во взрыватели торпед внесли изменения. В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. И здесь снова я услышал от Лисицына некоторые подробности.

Оказалось, что на «Бисмарке» предпринимали попытки исправить рулевое управление, но они были безуспешны. А между тем была предусмотрена возможность просто взорвать перья вертикальных рулей их на «Бисмарке» два, между тремя винтами линкора , и далее идти, маневрируя машинами вместо рулей. Такое в истории военных кораблей было не раз. Но почему-то это не было сделано. Или об этом не знали, или при строительстве корабля не установили такую опцию. Так или иначе. Потопление 27 мая в 8:47 утра с дистанции в 22 км.

Линкор огрызался в ответ. Однако англичане достаточно быстро добились попаданий в «Бисмарк», за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня, после этого по рассказам выживших членов команды, командир линкора Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. Однако топливо на британских судах подходило к концу, поняв, что «Бисмарк» уже не доберется до Бреста, адмирал Тови принимает решение вернуться на базу. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпускает по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадает в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна. Причем на линкоре в этот поход вышло примерно на 400 человек больше штатной численности, видимо, для того, чтобы отгонять в Германию захваченные во время похода торговые суда с ценным грузом.

Пожалуй, потопление «Бисмарка» — это осязаемая история гибели всего Третьего Рейха. Линкор погибал долго и мучительно, не желал сдаваться и боролся за свое существование до последнего. Многие члены экипажа пожелали утонуть вместе с кораблем и даже не делали попыток спастись. Сегодня известно имя британского военного, который выпустил последнюю, роковую торпеду. Его звали Джон Моффат. Вскоре после своего триумфа Моффат был переведен в Индийский океан, и в боевых действиях больше не участвовал. Вот что вспоминает он о своем главном сражении: «Могучий корабль лежал на боку.

Я никогда не забуду то, что увидел в тот день. На волнах качались сотни голов. Все мы знали, что ни у одного из них нет шансов на спасение». Боевая слава самого масштабного нацистского линейного корабля закончилась, так и не начавшись. Но «Бисмарк» своей мощью и величием успел испугать добрую половину европейских соседей. А теперь о том, почему «Бисмарк» был обречен. Вот что думает по этому поводу знающий человек — Федор Лисицын.

Эпоха рейдеров в океане закончилась еще в Первую мировую войну, когда найти рейдер в океане без авиации было удачей. Это показали немецкие рейдеры того периода. Когда грянула Первая мировая война, Германия смогла выставить в качестве рейдеров четыре быстроходных лёгких крейсера — «Эмден» и «Дрезден» на Дальнем Востоке, «Карлсруэ» находился в Гаване, представляя германские интересы в Карибском море и «Кёнигсберг» находился в Дар-эс-Саламе, столице немецкой колонии Германской Восточной Африки , а также четыре вспомогательных крейсера переоборудованных из пассажирских лайнеров типа «Кронпринц Вильгельм», способных развивать скорость в двадцать пять узлов, больше, чем любой крупный военный корабль того времени. Особенно активно действовали в первые три месяца войны «Эмден» и «Карлсруэ». Демонстративно дерзкими были артиллерийские обстрелы «Эмденом» портов Мадрас здесь были сожжены около пяти тысяч тонн нефтепродуктов , Коломбо Цейлон, в те времена британская колония и гавани Пенанг на одноимённом острове в Малаккском проливе в британской колонии на Малайском полуострове, северо-запад нынешней Малайзии , где «под раздачу» попали русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец. Крейсер «Карлсруэ» в Атлантическом океане, у северо-восточного побережья Южной Америки, захватил или потопил шестнадцать торговых судов общий тоннаж более семидесяти двух тысяч тонн. Крейсер погиб в результате мощного взрыва в носовой части корабля 4 ноября 1914 года.

Крейсер «Кёнигсберг», действуя у восточного побережья Экваториальной Африки, в середине сентября 1914 года подверг мощному обстрелу английский порт Занзибар, утопив английский крейсер «Пегас» и несколько стоявших в порту пароходов. Получив сведения о том, что англичане стягивают для поиска «Кёнигсберга» значительные силы, его командир решил укрыться в одной из многочисленных проток в дельте реки Руфиджи, южнее Дар-эс-Салама. Англичане догадывались, где спрятался рейдер, но место его стоянки не было точно известно. И тогда английский адмирал предпринял ход поистине неординарный — из метрополии был вызван прославленный охотник на слонов Филип Преториус, который прекрасно знал эти места, обычаи туземцев, говорил на диалектах местных племён. Преториус на пироге, выдавая себя за аборигена, проник в глубь дельты реки и даже подплыл вплотную к хорошо замаскированному кораблю, который полностью сливался с тропической растительностью. Преториус нанёс местоположение «Кёнигсберга» на карту, и только после этого 11 июля 1915 года англичанам удалось потопить немецкий крейсер. Действия «Дрездена» были менее успешными — он потопил четыре торговых судна общий тоннаж около тринадцати тысяч тонн.

Немного захватили эту эпоху в 1940 году «Шарнхорс» и «Грейзенау», которые показали свою силу на просторах Атлантического океана в центре его, вдалеке от побережий материков или обитаемых островов, куда не могли долетать самолеты.

Корабль скрылся под водой за считанные минуты, а спасти удалось лишь троих… Что же представляли из себя линкоры, участвовавшие в одном из последних артиллерийских сражений тяжелых кораблей мировой истории? На море пришел самолет, ставший главным калибром флота, превзошедший все орудия по дальности, точности и огневой мощи. Линейный крейсер «Худ» был заложен после Ютландского боя главных линейных сил английского и германского флотов и учитывал уроки и ошибки британских кораблестроителей, дорого стоившие Короне в том бою. Спущен на воду 22 августа 1918 года, сразу став самым большим и самым мощным кораблем в мире.

Достроен, дооборудован и подготовлен к испытаниям 9 января 1920 года. Вооружение: Главный калибр: 8 орудий — 381 мм в четырех двухорудийных башнях 12 — 140-мм скорострельных орудия.

При его проектировании немецкие конструкторы использовали весь свой богатый опыт создания тяжелых броненосных кораблей. А строители - новейшие достижения эпохи, прежде всего электросварку. Призванный стать не просто символом мощи германского оружия, но сокрушителем Британии, "Бисмарк" виделся вождям рейха новым воплощением божества или героя из древнегерманского эпоса.

Возглавив в 1933 году нацистское правительство, Адольф Гитлер согласился с советниками в том, что ВМФ страны требуют кардинального усиления, пусть и вопреки установленным Версальским договором ограничениям. Немцам запрещалось строить линейные корабли водоизмещением свыше 10 тысяч тонн. Но в 1935-м Гитлер денонсировал договор. И Германия получила "Бисмарк", свой первый после Первой мировой войны полноценный линкор, а не "карманный", как иногда называли тяжелые крейсеры. При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции "окрестившая" корабль бутылкой шампанского...

При спуске на воду присутствовали фюрер и внучка князя фон Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции "окрестившая" корабль бутылкой шампанского Редер и Лютьенс Осенью 1939 года главнокомандующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер разработал план по уничтожению английской системы морских конвоев. Обладая базами подводных лодок в норвежских портах Берген и Тронхейм, немцы без труда организовывали патрули на возможных маршрутах конвоев. С сентября по декабрь 1939-го германские субмарины потопили 114 торговых судов Англии и ее европейских союзников. То есть в среднем почти по судну в день. Рeдер составлял многоходовые, буквально шaхматныe комбинации.

К подводной угрозе добавилась новая беда: начиная с весны 1940 года Германия начала использовать замаскированные рейдеры, приспособив для этой цели торговые суда. Они действовали в отдаленных районах Мирового океана, не только нанося потери английскому судоходству, но и сея панику в мирных доселе водах: в Тихом океане, на подходах к Индии или даже в Антарктикe. Острая нехватка эскортных кораблей не позволяла иметь "сквозное" охранение конвоев на всем маршруте их следования. Эскорты проводили торговые суда через опасные районы, где вероятность нарваться на подлодку была велика. А дальше конвои следовали с минимальным охранением, часто в виде вспомогательного крейсера - обычно пассажирского лайнера, спешно оснащенного артиллерией.

Сырье для промышленности, топливо для флота, продовольствие для населения, оружие для войск на Ближнем Востоке, идущее из США, - все это доставлялось морем. Без морских перевозок Англия не могла жить. Весной 1941 года немецкие субмарины наносили огромный ущерб системе английских морских коммуникаций. Немецкие линкоры, однако, представляли более страшную угрозу. Они могли эти коммуникации перерезать, и навсегда.

За время своего рейда, который закончился 22 марта 1941 года, они потопили 22 судна противника общим водоизмещением более 115 тысяч тонн. А 26 апреля Лютьенс получил приказ о новой миссии - рейде в Атлантику на линкоре "Бисмарк" и "Принце Ойгене", тяжелом крейсере водоизмещением 19 тысяч тонн. Адмирал возражал против этого плана под названием "Рейнские учения". Он заявил, что разница между кораблями настолько значительна, что они не смогут составить полноценное соединение.

Как-то только англичане получили сообщение из Стокгольма и от норвежского партизана, Британское Адмиралтейство срочно отдало приказ об усилении воздушной разведки в установленном районе возможного появления немецких кораблей. В 11:00 английским Командованием береговой обороны с аэродрома в Шотландии в разведывательный полет был отправлен истребитель-разведчик типа «Спитфайр», который пилотировал лейтенант Майкл Саклин.

В 13:15, пролетая над Бергеном на высоте 8000 м, Саклин обнаружил немецкие корабли, стоящие на якоре. По возвращении на базу разведчика, первые сведения сразу же были переданы командованию Британского флота. Командующий Британским флотом Джон Товей немедленно принял необходимые меры. Тяжелым крейсерам «Норфолк» и «Суффолк» был отдан приказ: отправиться на патрулирование в Датский пролив. Между тем с «Бисмарка» и «Принца Ойгена» была снята маскирующая окраска, которую использовали при испытаниях в Балтийском море. Дозаправку с танкера «Воллин» совершил «Принц Ойген», чего, однако, не сделал «Бисмарк».

Без двадцати полночь эскадра взяла курс на север. Исландская битва На утренней заре 24 мая немецкая эскадра с линкором «Бисмарк» и тяжелым крейсером «Принц Ойген» уже достигла Датского пролива. В 05:25 гидроакустическая станция на «Принце Ойгене» обнаружила шумы винтов двух кораблей по левому борту. По началу, немцы считали, что это шумы винтов легких крейсеров, но в 05:37 на горизонте показался большой корабль, а через 16 минут показался и второй. На кораблях эскадры пробили боевую тревогу. Бал отдан приказ: зарядить орудия снарядами, которые предназначались для борьбы с безбронными или малобронированными крейсерами.

Предполагалось, что обнаруженные корабли — тяжелые крейсеры. Корабли шли со скоростью 28 узлов курсом 280 градусов. Действия двигались к жестокому морскому сражению. Оно было неизбежно… В 05:52 «Худ», находясь на дистанции 125 кабельтовых от немецкой эскадры, внезапно дал залп главным калибром из носовых башен по «Принцу Ойгену». Сразу же после этого огонь главным калибром по «Бисмарку» открыл «Принц Уэльский». Снаряды, выпущенные с «Худа» упали в воду перед бортом «Принца Ойгена», снаряды с «Принца Уэльского» в воздухе разделились по двум направлениям: два перелетели германский линкор и упали в море, два легли за кормой.

После первого залпа на британском линкоре внезапно вышла из строя первая носовая башня главного калибра. Второй залп «Принца Уэльского» был также безрезультатным. А германские орудия по-прежнему молчали… После того, как Лютьенс передал командованию радиограмму о начавшемся в бое Датском проливе, командир артиллерии «Бисмарка» капитан-лейтенант Адальберт Шнейдер запросил приказ на открытие огня, не дожидаясь команд от капитана Линдеманна. Когда дистанция между противниками сократилась до 11 миль, и немцы поняли что перед ними английские линкоры, на «Бисмарке» прозвучала команда: «Башне Дора D — огонь! Сразу после первого залпа германского линкора, по «Худу» открыл огонь и «Принц Ойген». Не долетев до противника, снаряды упали в море.

После этого командиру минно-торпедного вооружения германского тяжелого крейсера был отдан приказ: подготовить к залпу торпедные аппараты по левому борту и открыть огонь по линейному крейсеру «Худ» при достижении дистанции торпедной атаки. Неизвестно, попал ли он шестым залпом, но англичане попадания не зафиксировали. В это время «Бисмарк» ответным огнём поражает «Худ» попаданием снарядов в район грот-мачты. На британском линейном крейсере начался страшный пожар, достигший второй дымовой трубы. Но и германский линкор получил повреждение: топливная цистерна была пробита пролетевшим насквозь снарядом, и началась утечка горючего. Тогда же был отдан приказ: «Принц Ойгену» перенести огонь на «Принца Уэльского», а вспомогательным орудиям «Бисмарка» поддержать огонь тяжелого крейсера.

В 06:00 «Худ» и «Принц Уэльский» пошли на разворот в 20 градусов с целью ввести в бой кормовые башни орудий главного калибра. В этот момент снаряды пятого залпа «Бисмарка» прямым попаданием накрыли разворачивающийся «Худ». Один снаряд калибра 380 мм насквозь пробил три слоя броневой защиты английского линейного крейсера. На борту сдетонировали боеприпасы, и «Худ» взлетел на воздух, погибнув в одно мгновение почти со всем экипажем. Взрыв гигантской силы разорвал «Худ» напополам и превратил его в огромную груду металлического хлама, затонувшую за три минуты. В месте со своим славным кораблем погибли вице-адмирал Ланселотт Холланд, командир корабля Ральф Керр и 1416 человек экипажа.

Выжили лишь три человека, их подобрал эсминец «Электра». После гибели «Худа» «Бисмарк» развернулся для артиллерийского удара по «Принцу Уэльскому». Тонущие обломки «Худа» оказались на пути английского линкора и, уходя от них в сторону, он оказался в положении, в котором представлял собой идеальную мишень. В 06:02 в боевой рубке «Принца Уэльского» взорвался снаряд, выпущенный с «Бисмарка». Взрывом убило всех находившихся в рубке моряков, за исключением командира корабля Джона Катералла и одного матроса. Отступая, линкор получил четыре попадания снарядов с «Бисмарка» и три — с «Принца Ойгена».

Но затем Лютьенс отдал приказ прекратить огонь по англичанам; в 06:09 «Бисмарк» дал последний залп, после чего «Принц Уэльский» ушел из Датского пролива. Итогами попаданий стали: падение скорости до 28 узлов, дифферент на нос 3 градуса и крен на левый борт 9 градусов компенсированы заполнением балластных цистерн.

Гордость рейха: Sabaton о судьбе линкора «Бисмарк»

Линкор «Бисмарк» был спущен на воду 14 февраля 1939 года, почти через 20 лет после «Худа». 24 августа 1940 года был назначен первый и единственный командир корабля – капитан. On this day, the German navy launches the 823-foot battleship Bismarck at Hamburg. Adolf Hitler hoped that the state-of-the-art Bismarck would herald the rebirth of the German surface battle fleet. 14 февраля 1939 года линкор сошел со стапелей. При спуске судна на воду присутствовала внучка князя Бисмарка (в честь него корабль получил свое название).

Почему линкор Бисмарк был обречен

14 февраля 1939: Линкор спущен на воду, крестная мать – Доротея фон Лоефельд, внучка канцлера Германии Отто фон Бисмарка, чбим именем и назван линкор. Бисмарк (линкор) — «Бисмарк» Bismarck Линкор «Бисмарк», 1940 год Основная информация Тип Линкор Государство флага Германия Спущен на воду 14 февраля 1939 Современный статус Потоплен 27 мая 1941 Параметры Тоннаж 41 700 т стандартное. 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина, на воду был спущен немецкий линкор «Бисмарк».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий